Конспект индивидуального занятия по формированию математических представлений у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Класс:1
Тип урока: Изучение нового материала
Тема: «Число и цифра 5».
Цель: Создать условия для знакомства с числом и цифрой 5.
Задачи:
Образовательные:
• сформировать у детей представления о числе 5;
• сформировать умение соотносить цифру 5 с количеством предметов;
• сформировать умение находить место числа 5 в числовом ряду;
• научить сравнивать число 5 с ранее изученными числами;
• формировать представление о пятиугольнике;
• закрепить знание цифр 1-4;
Коррекционно-развивающие: развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь.
Воспитательные: воспитывать мотивацию к учению, интерес к математике. Воспитывать самостоятельность.
Оборудование: карточки с цифрами, веер с цифрами, счетные палочки образец написания цифры.
Ход занятия:
Организационный момент.
Начинаем мы опять
Решать, отгадывать смекать!
Пожелаем нам удачи –
За работу, в добрый час!
- Приветствую тебя Ваня на нашем занятии. Сегодня на уроке мы должны потрудиться, не жалея сил и многому научиться.
Актуализация знаний и постановка задачи
- Ваня, посмотрите, какой необычный поезд к нам приехал. Что он нам привез? Правильно, цифры. Давай назовем их от самой меньшей до самой большей – 1, 2,3,4. а теперь от самой большей до самой меньшей.
2. Игра «Молчанка». Ответы ребёнок показывают с помощью цифрового веера.
- Давай посчитаем от 1-4 и в обратном порядке тоже.
- А теперь назови соседей числа 2.
- После какого числа следует число 4?
-Я сейчас покажу цифру (2) а вы должны хлопнуть в ладоши столько же раз.
Основная часть
Пред тобой пятерка братьев
Дома все они без платьев.
А на улице зато
Нужно каждому пальто (пальцы)
- Сколько пальцев на руке?
-У человека 5 пальцев. Как называется каждый палец на руке? Давай сделаем пальчиковую гимнастику и назовем каждый пальчик
- Каждый пальчик подержи - цифру пальчику скажи – 1,2,3,4,5.
У девочек и мальчиков на руке пять пальчиков
Палец большой – парень с душой,
Палец указательный – господин влиятельный,
Палец средний – тоже не последний,
Палец безымянный – с колечком ходит чванный,
Пятый мизинец – принес нам гостинец
-Ваня, ты догадался, с каким числом мы сегодня познакомимся? Правильно, это число 5.
- Знакомство с цифрой 5.
- Ваня, послушай наш поезд загудел, он везет нам еще одну цифру. (Показывает цифру 5.) А где располагается число 5 в числовом ряду. (После числа 4. Учитель помещает на доске цифру 5 за цифрой 4. А ребенок делает это на столе).
Прямой счет от 1 до 5;
Обратный счет от 5 до 1;
Порядковый счет – ребенок выясняет, что число 5 стоит на 5 по счету месте.
Выясняет, какое число больше, а какое меньше?
Ориентировка на листе бумаги.
- А теперь, положи цифру 1 в правый верхний угол; цифру 2 в нижний левый, цифру 3 в правый нижний угол, цифру 4 в верхний левый угол, цифру 5 в середину листа.
- Правильность выполнения проверь в образце на доске.
Работа с палочками.
- Положи перед собой три палочки, какую геометрическую фигуру можно из них выложить? (Правильно, треугольник)
- Добавь еще одну палочку: сколько стало палочек? (Правильно, 4) Какую фигуру можно из них выложить? (Правильно, четырехугольник или квадрат) »
- Добавь еще одну палочку. Сколько стало палочек? (правильно, 5) А какую геометрическую фигуру можно сложить из пяти палочек. Правильно, пятиугольник). При затруднении у ребенка, учительг показывает картинку пятиугольника и объясняет, что у этой фигуры пять углов, пять отрезков.
- А какие еще предметы имеют пять углов? Посмотри: пять лепестков у цветка, пять щупальцев у морской звезды, пять лучей у звезды на красной площади»
Итог.
-Итак Ванюша, с каким числом и цифрой мы познакомились? Что понравилось тебе на занятии?
- А в заключении, Вань, давай отправим наш поезд за другими приключениями, которыми мы встретимся в следующий раз.
Методические рекомендации к проведению занятий с тяжело умственно отсталыми детьми.
· Использование игровой формы
· Детальное расчленение материала на простейшие элементы
· Использование эмоций
· Постепенное усложнение самостоятельных действий
· Предметно-действенное обучение
· Использование подражательности
· Частая смена видов деятельности
· Большая повторяемость материала
· Индивидуальная и дифференцированная работа
Основная установка при проведении занятий (уроков) с обучающимися – это организация их активной практической деятельности. Вербальное обучение или основанное только на пассивном зрительном восприятии для этих детей неприемлемо.
Особенно недопустимо:
Обучение на завышенном материале, без необходимого его осмысления методом многократного повторения.
Обучение с опорой только на слово, в расчете на механическое запоминание.
Использование текстов и вопросно-ответного методов без опоры на наглядность, на реальные адекватные представления детей и наглядно-действенное и наглядно-образное мышление обучающихся.
Оперирование заученными штампами и бессмысленное манипулирование цифрами при обучении счету.
Методические рекомендации к проведению занятий (уроков):
· Практические методы
· Наглядные методы
· Словесные методы
Практические методы
Игры можно проводить:
-В начале урока: Чтобы привлечь внимание обучающихся к новому материалу.
-В середине урока: С целью смены видов деятельности и поднятия интереса к изучаемой теме.
-В конце урока: Для закрепления нового материала.
Наглядные методы
Переход к наглядным методам требует большой предварительной работы
В ходе урока на столах должны быть только те предметы, которые необходимы для учебного процесса
Наиболее оптимальное количество для работы с обучающимися начальных классов 2 – 4 предмета. При этом наглядный материал должен быть ярких, насыщенных тонов.
Распространенный метод наглядного обучения – организация и проведение с обучающимися экскурсий. Особое значение экскурсии приобретают при проведении предметных уроков и занятий по СБО
Распространенный метод наглядного обучения – организация и проведение с обучающимися экскурсий. Особое значение экскурсии приобретают при проведении предметных уроков и занятий по СБО
К наглядным методам обучения относится демонстрация кино – и видеофильмов. В настоящее время имеется возможность использования видеоматериалов практически на всех этапах учебного процесса, в особенности на уроках развития речи и СБО.
К наглядным методам обучения относится демонстрация кино – и видеофильмов. В настоящее время имеется возможность использования видеоматериалов практически на всех этапах учебного процесса, в особенности на уроках развития речи и СБО.
Наибольший эффект в коррекционно-педагогической работе с тяжело умственно отсталыми детьми дает сочетание наглядных и практических методов обучения
-Осмысленному овладению речью
-Наглядно-практическая деятельность детей, направляемая учителем, способствует:
-Развитию пространственных представлений
-Конструктивных и графических навыков
-Формирование и развитие наглядного мышления
Словесные методы
В учебной работе с тяжело умственно отсталыми детьми словесные методы обучения малоэффективны. Для детей характерны грубые нарушения речи, а многие из них к младшему школьному возрасту все еще остаются безречевыми. Это означает, что речь педагога, не может являться для обучающихся средством познания окружающего мира, инструкции и объяснения учителя не выполняют своей регуляторной функции. Позднее значение словесных методов возрастает, но и в дальнейшем они будут играть лишь вспомогательную роль по отношению к наглядным и практическим методам обучения.
Особенности организации каждого урока с тяжело умственно отсталыми обучающимися- проведение подвижных игр и физкультурных, ритмических упражнений, выполняемых под песенку.
Недопустимо, чтобы умственно отсталые дети весь урок сидели за своими партами, как бы интересно ни было построено занятие. Двигательные упражнения и игры должны проводиться либо в середине урока, либо к концу его.
Все обучение должно строиться на основе предметно-практической деятельности обучающихся, сопровождаемой речью, и быть направлено на выработку правильных представлений и практических умений.
Основные требования к методике обучения тяжело умственно отсталых обучающихся:
-Использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей, в целях пробуждения познавательных потребностей и повышения мотивации обучения.
-Использование подражательности, свойственной тяжело умственно отсталым обучающимся.
-Использование игровой формы как доминирующей. Игра рассматривается не как развлечение и отдых, а как средство обучения и коррекции.
-Предметно-действенное обучение. Организация постоянной активной практической деятельности обучающихся с конкретными предметами.