Методические рекомендации к проведению занятий с тяжело умственно отсталыми детьми.




Конспект индивидуального занятия по формированию математических представлений у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Класс:1

Тип урока: Изучение нового материала

Тема: «Число и цифра 5».

Цель: Создать условия для знакомства с числом и цифрой 5.

Задачи:

Образовательные:

• сформировать у детей представления о числе 5;

• сформировать умение соотносить цифру 5 с количеством предметов;

• сформировать умение находить место числа 5 в числовом ряду;

• научить сравнивать число 5 с ранее изученными числами;

• формировать представление о пятиугольнике;

• закрепить знание цифр 1-4;

Коррекционно-развивающие: развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь.

Воспитательные: воспитывать мотивацию к учению, интерес к математике. Воспитывать самостоятельность.

Оборудование: карточки с цифрами, веер с цифрами, счетные палочки образец написания цифры.

Ход занятия:

Организационный момент.

Начинаем мы опять

Решать, отгадывать смекать!

Пожелаем нам удачи –

За работу, в добрый час!

- Приветствую тебя Ваня на нашем занятии. Сегодня на уроке мы должны потрудиться, не жалея сил и многому научиться.

Актуализация знаний и постановка задачи

- Ваня, посмотрите, какой необычный поезд к нам приехал. Что он нам привез? Правильно, цифры. Давай назовем их от самой меньшей до самой большей – 1, 2,3,4. а теперь от самой большей до самой меньшей.

2. Игра «Молчанка». Ответы ребёнок показывают с помощью цифрового веера.

- Давай посчитаем от 1-4 и в обратном порядке тоже.

- А теперь назови соседей числа 2.

- После какого числа следует число 4?

-Я сейчас покажу цифру (2) а вы должны хлопнуть в ладоши столько же раз.

Основная часть

Пред тобой пятерка братьев

Дома все они без платьев.

А на улице зато

Нужно каждому пальто (пальцы)

- Сколько пальцев на руке?

-У человека 5 пальцев. Как называется каждый палец на руке? Давай сделаем пальчиковую гимнастику и назовем каждый пальчик

- Каждый пальчик подержи - цифру пальчику скажи – 1,2,3,4,5.

У девочек и мальчиков на руке пять пальчиков

Палец большой – парень с душой,

Палец указательный – господин влиятельный,

Палец средний – тоже не последний,

Палец безымянный – с колечком ходит чванный,

Пятый мизинец – принес нам гостинец

-Ваня, ты догадался, с каким числом мы сегодня познакомимся? Правильно, это число 5.

- Знакомство с цифрой 5.

- Ваня, послушай наш поезд загудел, он везет нам еще одну цифру. (Показывает цифру 5.) А где располагается число 5 в числовом ряду. (После числа 4. Учитель помещает на доске цифру 5 за цифрой 4. А ребенок делает это на столе).

Прямой счет от 1 до 5;

Обратный счет от 5 до 1;

Порядковый счет – ребенок выясняет, что число 5 стоит на 5 по счету месте.

Выясняет, какое число больше, а какое меньше?

Ориентировка на листе бумаги.

- А теперь, положи цифру 1 в правый верхний угол; цифру 2 в нижний левый, цифру 3 в правый нижний угол, цифру 4 в верхний левый угол, цифру 5 в середину листа.

- Правильность выполнения проверь в образце на доске.

Работа с палочками.

- Положи перед собой три палочки, какую геометрическую фигуру можно из них выложить? (Правильно, треугольник)

- Добавь еще одну палочку: сколько стало палочек? (Правильно, 4) Какую фигуру можно из них выложить? (Правильно, четырехугольник или квадрат) »

- Добавь еще одну палочку. Сколько стало палочек? (правильно, 5) А какую геометрическую фигуру можно сложить из пяти палочек. Правильно, пятиугольник). При затруднении у ребенка, учительг показывает картинку пятиугольника и объясняет, что у этой фигуры пять углов, пять отрезков.

- А какие еще предметы имеют пять углов? Посмотри: пять лепестков у цветка, пять щупальцев у морской звезды, пять лучей у звезды на красной площади»

Итог.

-Итак Ванюша, с каким числом и цифрой мы познакомились? Что понравилось тебе на занятии?

- А в заключении, Вань, давай отправим наш поезд за другими приключениями, которыми мы встретимся в следующий раз.

 

 

Методические рекомендации к проведению занятий с тяжело умственно отсталыми детьми.

· Использование игровой формы

· Детальное расчленение материала на простейшие элементы

· Использование эмоций

· Постепенное усложнение самостоятельных действий

· Предметно-действенное обучение

· Использование подражательности

· Частая смена видов деятельности

· Большая повторяемость материала

· Индивидуальная и дифференцированная работа

Основная установка при проведении занятий (уроков) с обучающимися – это организация их активной практической деятельности. Вербальное обучение или основанное только на пассивном зрительном восприятии для этих детей неприемлемо.

Особенно недопустимо:

Обучение на завышенном материале, без необходимого его осмысления методом многократного повторения.

Обучение с опорой только на слово, в расчете на механическое запоминание.

Использование текстов и вопросно-ответного методов без опоры на наглядность, на реальные адекватные представления детей и наглядно-действенное и наглядно-образное мышление обучающихся.

Оперирование заученными штампами и бессмысленное манипулирование цифрами при обучении счету.

Методические рекомендации к проведению занятий (уроков):

· Практические методы

· Наглядные методы

· Словесные методы

Практические методы

Игры можно проводить:

-В начале урока: Чтобы привлечь внимание обучающихся к новому материалу.

-В середине урока: С целью смены видов деятельности и поднятия интереса к изучаемой теме.

-В конце урока: Для закрепления нового материала.

Наглядные методы

Переход к наглядным методам требует большой предварительной работы

В ходе урока на столах должны быть только те предметы, которые необходимы для учебного процесса

Наиболее оптимальное количество для работы с обучающимися начальных классов 2 – 4 предмета. При этом наглядный материал должен быть ярких, насыщенных тонов.

Распространенный метод наглядного обучения – организация и проведение с обучающимися экскурсий. Особое значение экскурсии приобретают при проведении предметных уроков и занятий по СБО

Распространенный метод наглядного обучения – организация и проведение с обучающимися экскурсий. Особое значение экскурсии приобретают при проведении предметных уроков и занятий по СБО

К наглядным методам обучения относится демонстрация кино – и видеофильмов. В настоящее время имеется возможность использования видеоматериалов практически на всех этапах учебного процесса, в особенности на уроках развития речи и СБО.

К наглядным методам обучения относится демонстрация кино – и видеофильмов. В настоящее время имеется возможность использования видеоматериалов практически на всех этапах учебного процесса, в особенности на уроках развития речи и СБО.

Наибольший эффект в коррекционно-педагогической работе с тяжело умственно отсталыми детьми дает сочетание наглядных и практических методов обучения

-Осмысленному овладению речью

-Наглядно-практическая деятельность детей, направляемая учителем, способствует:

-Развитию пространственных представлений

-Конструктивных и графических навыков

-Формирование и развитие наглядного мышления

Словесные методы

В учебной работе с тяжело умственно отсталыми детьми словесные методы обучения малоэффективны. Для детей характерны грубые нарушения речи, а многие из них к младшему школьному возрасту все еще остаются безречевыми. Это означает, что речь педагога, не может являться для обучающихся средством познания окружающего мира, инструкции и объяснения учителя не выполняют своей регуляторной функции. Позднее значение словесных методов возрастает, но и в дальнейшем они будут играть лишь вспомогательную роль по отношению к наглядным и практическим методам обучения.

Особенности организации каждого урока с тяжело умственно отсталыми обучающимися- проведение подвижных игр и физкультурных, ритмических упражнений, выполняемых под песенку.

Недопустимо, чтобы умственно отсталые дети весь урок сидели за своими партами, как бы интересно ни было построено занятие. Двигательные упражнения и игры должны проводиться либо в середине урока, либо к концу его.

Все обучение должно строиться на основе предметно-практической деятельности обучающихся, сопровождаемой речью, и быть направлено на выработку правильных представлений и практических умений.

Основные требования к методике обучения тяжело умственно отсталых обучающихся:

-Использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей, в целях пробуждения познавательных потребностей и повышения мотивации обучения.

-Использование подражательности, свойственной тяжело умственно отсталым обучающимся.

-Использование игровой формы как доминирующей. Игра рассматривается не как развлечение и отдых, а как средство обучения и коррекции.

-Предметно-действенное обучение. Организация постоянной активной практической деятельности обучающихся с конкретными предметами.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: