Понятие политики, ее структура, уровни и функции




Политология как наука и учебная дисциплина. Предмет политологии

Термин "политология" образован на основе двух греческих слов: politike – общественные, государственные дела и logos – учение, слово. Автором первого понятия считают Аристотеля, второго – Гераклита. Из данного словосочетания следует, что политология – это учение, наука о политике. Политология – наука о государственных делах. Политология имеет свой объект и предмет. Объектом является политическая сфера: ·полит отношения; ·полит деятельность; ·поведение субъектов политики; ·полит система общества; ·полит процесс; ·государство, как основной полит институт; ·полит партии; ·общественные организации; ·политико-правовые нормы и традиции; ·полит сознание; ·полит культура; ·полит коммуникации. Предмет политологии – полит власть во всех ее проявлениях, закономерностей ее становления и изменения. Полит власть – ядро политики, главное средство обеспечения жизнедеятельности полит системы общества. Политология – это интегрированная наука, что означает, что она включает в себя научные знания, которые изучает различные аспекты политической жизни, это определяет структуру политологии. Политология состоит из политологи как науки, и политологии как учебной дисциплины. Политология как наука исследует явления и процессы, отношения в полит сфере. Теоретическая политология изучает и объясняет сущность и природу полит явлений, процессов, их деятельность. Прикладная (практическая) изучает непосредственно наблюдаемые полит явления и вырабатывает конкретные рекомендации и краткосрочные прогнозы субъектов политики, обращая внимание на: полит ситуацию в обществе; политич и правовые акты государства; полит интересы и ценностные ориентации соц групп общества; характер полит отношений в обществе и возникающих конфликтов; эффективность полит институтов и принимаемых ими решений; избирательных компаний; полит проблемы, требующие немедленного решения; полит поведение граждан, его мотивы и последствия; практическое применение и достижение реального эффекта, выработку технологий, конкретных программ и рекомендаций. Политология как учеб дисциплина основывается на политологии науки. Цель – политическое образование и политическое воспитание граждан. В РБ политология как учебная дисциплина состоит из 6 разделов: - политология как наука и учебная дисциплина, - политика и полит власть, - полит система общества, - полит процесс, - полит культура, полит сознание и полит идеология, - международные полит отношения. Предмет политологии можно определить в широком и узком смысле слова. В широком смысле политология выступает как общая наука о политике во всех ее проявлениях, включающая в качестве составных частей полит социологию, полит философию, полит географию, полит психологиюидр полит дисциплины. Согласно другой точке зрения, политология представляет собой лишь одну из наук о политике. Исследование полит власти предполагает выяснение ее объекта и субъектов, целей власти, которые формулируются полит идеологией; функций власти, т.е. ее основных задач, направлений деятельности, механизмов структуры власти (полит систем); способов ее осуществления (полит режимов) и тд. Предмет политологии – полит власть во всех ее проявлениях, закономерностей ее становления и изменения. Полит власть – ядро политики, главное средство обеспечения жизнедеятельности полит системы общества.

 

 

Понятие политики, ее структура, уровни и функции

Термин политика происходит от древнегреч слова «polis» (община-государство, город-государство). Политика - «искусство управлять государством»; «искусство общения»; «деятельность по обеспечению общего блага». Политика- общественные, публичные гос дела. Политика – область целенаправленных отношений м/у соц группами, соц институтами, индивидами по поводу использованияинститутов публичной власти для реализации их общественных запросов и потребностей. Политика –есть борьба за власть (Ленин).

Политика существует в виде деятельности и поведения людей, их мышления и речи. Она имеет сложное строение. В научной литературе существуют различные интерпретации структуры политики. Одно из распространенных делений политики - разграничение в ней формы, содержания и процесса (отношений). Форма политики (polity) — политическая организация общества, государство и другие политические институты, организационные и правовые нормы, придающие политике устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей. Иначе говоря, форма политики - это институциональные рамки политической деятельности и поведения людей. Содержание политики (policy) - политические цели, программы и ценности, проблемы, которые решает политика, мотивы и механизмы принятия политических решений. Политический процесс (politics) - политическая деятельность иотношения как сложное конфликтное взаимодействие субъектов политики, претендующих на власть или стремящихся повлиять на принятие политических решений. Политика в смысле politics относится к той области общественной жизни, где конкурируют или противоборствуют различные политические (в значении policy) направления, борются личности или группы, имеющие собственнуюpolicy, то есть свои цели, свои интересы, а то и свое мировоззрение.Эти термины, несмотря на их различия, взаимосвязаны. Одни политические курсы, определяемые как программы действия, всегда могут войти встолкновение с другими. Программы действий не обязательно согласованы между собой; в этом отношении политика как область общественной жизни чревата как конфликтами, так и компромиссами.Между тем политическое сообщество, как правило, сочетает планы, частично противоречащие друг другу, а частично - совместимые. Политика – это 1) всегда деятельность людей, и 2) одна из составных частей общественных отношений. Эта позиция требует ответов на вопросы: Кто и как занимается политической деятельностью? Какие общественные проблемы являются поводами, основой политических отношений?Все те, кто способен к политической деятельности и занимается ею, являются субъектами политики. Субъектов политики различают и по классификации М. Вебера, согласно которой они представлены, по крайней мере, 3 группами:1) «политики по случаю », – это те граждане, политическая деятельность которых ограничивается периодическим участием в выборах, референдумах, митингах, демонстрациях и т.д. 2) «политики по совместительству» – это граждане, для которых политическая деятельность не является главным делом, но занимает значительное место в их жизни; они, как правило, являются активными членами политических партий, постоянными участниками политических партий;3) «политики по профессии» – это граждане, для которых политическая деятельность является основным источником доходов. В их числе – главы государств, премьер-министры и члены кабинетов министров, парламентарии, лидеры политических партий и т.д. Являясь субъектами политики, люди вступают в соответственные, т.е. политические отношения. Их особенность как одной из составных частей общественных отношений в том, что они возникают, функционируют и развиваются по поводу таких исключительно важных для общества проблем, которыми являются: - вопрос об устройстве государства;- вопрос: кто должен управлять государством? - как должна быть распределена государственная власть и каковы её пределы? - в чьих интересах и во имя каких целей должна действовать государственная власть? Политические отношения пронизывают все сферы жизни людей и являются автономным фактором развития общества. Любая общественная проблема приобретает политических характер, если её решение, прямо или косвенно, связано с проблемой политической власти (Маркс). Самые общие функции политики характеризуют предназначение политики в обществе, к ним относятся:- выражение интересов социальных групп и общества в целом; - предотвращение и регулирование конфликтов между общественными интересами; - руководство и управление общественными процессами; - поддержание и укрепление целостности общества как сложноорганизованной социальной системы, обеспечение общественного порядка; - политическая социализация личности, включение ее в мир политических отношений, - формирование социальных качеств на основе политического участия; - сочетание преемственности и инновационности в развитии общества.

 

 

3 Структура, методы и функции политологии. Роль политических знаний в современном мире. Вструктуре политологии выделяют: - полит теорию (исследует законы функционирования и развития полит процесса, полит институтов,систем); - эмпирическую политологию (изучает полит действия, поведение личности и соц общностей, исследует мотивы поведения, поступки, ценностные ориентации, популярность субъектов политики, полит имидж); - прикладную политологию (разрабатывает методики и технологии воздействия на полит процесс). Методы исследования: научный – это система приемов, способов, с помощью кот достигается объективное познание действительности, они включают процедуры и средства исследования, анализа, проверки и оценки данных. Эти методы можно разделить на:- общелогические (анализ и синтез, дедукция и индукция, абстрагирование, от абстрактного к конкретному, сравнение); - общетеоретические (институциональный, нормативно-ценностный, системный, социологический, психологический); - эмпирические (использование электоральной статистики, анализ документов, анкетирование, опрос, теория игр, наблюдение). По другой классификации выделяют: - общенаучные м-ды (анализ и синтез, индукция и дедукция, наблюдение и эксперимент, верификация и фальсификация); - социально-гуманитарные (институциональный, сравнительный, исторический, соц опросы, анкетирование, психологические тесты, анализ символов и знаков); - специально-научные (методы, наработанные в самой политологии, а также комбинирование, модификация методов других соц наук, напр ситуационный анализ, экспертные оценки, позиционный и ресурсныйметоды). Функции: - носеологическая (познавательная, аналитическая) –состоит в адекватном отражении полит реальности, раскрытии закономерностей полит развития, выработке систематизированных знаний о политике. – рационализации полит жизни (инструментальная) – заключается в разработке рекомендаций субъектам политики, экспертизе и консалтинге, организации полит компаний.- полит-кой социализации – связана с формирование полит культуры (полит наука формирует гражданственность и демократическую культуру населения). – мотивационно-регулятивная ф-ция связана с непосредственнымвлиянием полит знания на полит поведение и полит культуру людей.

4 мыслители др Греции и Рима о власти и политики. Видное место в истории полит мысли античности занимает полит учение Платона. Предшественники Платона – софисты (Протогор, Продик и др.) – утверждали, политика – это чисто человеческое дело. Платон это считал неверными и вредными, т к, они призывают людей к неповиновению законам. Ведь люди могут договориться о чем угодно и этим нарушить порядок в обществе. Согласно Платону, «естественным путем возникают лишь «порочные» формы государства». К ним он относит тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Тимократия – власть честолюбцев. Честолюбие влечет за соб страсть к обогащению и тимократия превращается в олигархию – господство немногих богачей. Т е существует как бы 2 государства: одно – богатых, другое – бедных. М/уними идет непрерывная борьба, кот заканчивается установлением демократии – власти большинства. Демократическое государство «сверх должного опьяняется свободой», что ведет к рабству. Власть захватывает как-либ сильный род, а самый ловкий и коварный (демагог) становится тираном. И демократия превращается в тиранию – наихудшую форму гос устройства, она постепенно разлагается и все опять повторяется. Платон несовершенным формам государства противопоставляет идеальное – справедливое правление «аристократов духа» – мудрецов. В нем должно сохраняется всеобщность гос принципа: свобода государства по отношению к индивиду. Основное условие и принцип совершенного государства - справедливость, где каждому гражданину отводится какое-то особое занятие и особое положение. Он вводит строгую иерархию сословий: философы – правители, стражи – воины, крестьяне – земледельцы-скотоводы. У правителей нет ничего своего: ни семьи, ни имущества, их собственность – только власть. Идея Платона о разделении труда, лежащая в основе возникновения государства, относится к важнейшим полит обобщениям. Аристотель утверждал, что человек – «полит животное и поэтому несет в себе инстинктивное стремление к совместному жительству», развитие общества идет от семьи к общине, а от нее к государству. Он связывает функции и предназначение государства с высшей природной целью человеческих существ – общением. Государство, как семья и община, выступает высшей формой общественных связей. Задача политологии как науки о государстве в том, чтобы научить полит деятеля искусству гос управления, показать ему, какой гос строй при данном состоянии общества является наиболее пригодным. Все формы государства он разделяет на правильные и неправильные. Правильными - где истинная цель государства состоит в общем благе(монархия или царство,аристократию или республику), неправильные - в кот имеются выгоды одних правителей, а не народа (тирания,олигархия, демократия). Гос строй - такой порядок, при кот господство принадлежит законно установленной власти. В учении Аристотеля, как и у Платона, имеют место идеи тоталитаризма: человек – часть государства, личные интересы строго подчинены общественному благу. Гражданин – это частица единой полит общности. Граждан он называл свободными людьми, но свободу он понимал как противоположность рабству. Граждане занимаются военными, судебными и законодат делами, а сельск хоз-во и промышленноепроиз-во – удел рабов. Граждане могут иметь частную собственность, но пользоваться ею, следует сообща, т. к. неравенство становится причиной возмущения и переворотов. Полит идеал Аристотеля – государство, в кот только закон есть сила, а наиболее подходящей в полит отношении выступает смешанная форма гос строя, основанная на стремлении объединить интересы бедных и богатых. Цицерон в своих работах внимание уделяет разработке проблем правового равенства и государства. Государство и право возникают не по произволу, а в соответствии с всеобщим требованием природы, включающим, в том числе, и веления человеческой природы. Государство основано на всеобщем разуме и справедливости, является делом народа и возникает в результ согласия в вопросах права и общности интересов. Причина образования государства - охрана собственности. В основе права лежит справедливость и основное требование - не вредить другим и не покушаться на чужую собственность. Он выделяет 3 формы государства: царская власть, власть оптиматов (аристократии), народная власть (республика). Лучшая форма государства - смешанная, важнейшее ее достоинство - прочность государства и правовое равенство его граждан. В учении Цицерона гражданин рассматривается как субъекта правового общения. Он выделяет «право народов», принцип которого - необходимость соблюдения обязательств, налагаемых международнымидоговорами.

5Христианско-теологические концепции политики. (Августин Блаженный, Фома Аквинский). Августин выдвинул учение о двух градах: божественном и человеческом. Все люди принадлежат к одному из этих «градов». Человеческий град — это град проклятых Богом людей, нечестивцев, которые обречены на погибель. Град божий или Божье царство образуют праведники, которые предопределены к спасению. С приходом Христа и созданием христианской церкви «град Божий» реализуется через деятельность церкви. Отсюда проистекает получившая широкое распространение в средневековье идея господства церкви над государством, духовной власти над светской. Фома Аквинский учил, что повиноваться властям следует лишь в той мере, в какой они благословенны духовной властью. Если же власть просто завоевана, отобрана у законного правителя, то всякий вправе ей сопротивляться. Точно также можно и должно не повиноваться распоряжениям властей, если они предписывают греховные деяния. Он был сторонником монархии, различал два типа монархии: абсолютную и политическую. Политическую он считал предпочтительней, т к в ней монархи руководствуются законом и действуют в его пределах.

 

 

Формирование гражданской концепции политики в эпоху Возрождения.(Н Макиавелли,ЖанБоден).Н.Макиавелливсвоих трактатах рассматривает государство как политическое состояние общества: отношения властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной полит власти, юстиции, учреждений, законов. Он называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее. Он считал, что в основе полит поведения лежат выгода и сила, в политике следует опираться на силу, а не на мораль. Т е в политике цель оправдывает средства. Существуют 2 способа действия для достижения целей: путь закона и путь насилия. Государи должны уметь пользоваться обоими способами. Именем Макиавелли («макиавеллизм») называется политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали. Самоуверенность, смелость и гибкость – вот от чего зависит успех политики, по его мнению. Формам гос устройства он отдает предпочтение республике, а не монархии. Единовластие необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти. Макиавелли отмечает большое влияние на политику борьбы противоположных классов: простого народа и элиты, имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в обществе сил он выводит и конкретные формы государства. Ж. Боден разработал идею гос суверенитета (сфранц – носитель верховной власти). Он считал суверенитет самым существенным признаком государства. Это верховная, постоянная и абсолютная власть в полит обществе. Абсолютность власти проявляется в ее неограниченности какими-либ условиями и в неделимости.Он учитывал и вопрос о границах власти государства

7 Развитие политической мысли в Европе в Новое время (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И.Кант). По мнению Гоббса, политика и государство, являющееся ее носителем, учреждаются людьми путем договоренности м/усобой, индивиды доверяют единому лицу, верховной власти над собой. Государство и есть лицо, использующее силу и средство для людей, как оно считает необходимым для их мира и общей защиты. Он выступал защитником монархической власти. Утверждал, что заключив общественный договор и перейдя в гражданское состояние, индивиды утрачивают возможность изменить форму правления, освободиться из-под действия верховной власти. Могут существовать 3 формы государства: монархия, демократия и аристократия. Права гос власти совместимы с интересами классов, осуществляющих английскую революцию. Дж. Локк был идеологом социального компромисса между дворянством и буржуазией. Государство получает от людей ровно столько власти, сколько необходимо для достижения главной цели полит сообщества – реализовать свои гражданские идеи и, прежде всего, права владеть собственностью и быть свободными. В государстве никто и ничто не может находиться вне подчинения законам и законности. Закон является главным инструментом сохранения и расширения свободы личности. Законодат властью должен обладать только парламент, исполнительная и судебная власть. Любая форма государства должна вырастать из общественного договора – добровольного соглашения людей, чтобы она охраняла их естественные права и свободы. Главная цель государства – сохранение свободы собственности, он отстаивал принцип разделения властей. Государство действует только в целях защиты прав личности, оно не должно быть более могущественным, чем личность, ибо личности создают общество, а общество – государство. Монтескье свободу и равенство рассматривал как фундаментальные свойства человеческой природы и источники права. Общественный интерес удовлетворяется лишь путем следования правильно понятому частному интересу. В общественной жизни сталкиваются отдельные свободы, а поэт «свобода есть право делать все, что дозволено законом», отсюда – «разрешено все, что не запрещено законом». Теория разделения властей происходит из старой идеи «смешанного правления», которую разрабатывали еще Аристотель и Цицерон. Полит властью всегда злоупотребляют, злоупотребление вытекает из природы человека. Верховенство права может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга. Этот принцип возводится в конституционный принцип государства. Жан-Жак Руссо в его работах на смену гражданской концепции политики приходит социальная. В ней отправной точкой явл не отдельный человек, а группы, т. е. классы, нации и т. д., и индивидуум рассматривается как продукт общества. Государство исследуется с т зрен его развития. В одном смысле, люди создают государство, а в другом — сами являются продуктами государства.Тех, кто сопротивляется общей воле, все общество должно заставить подчиняться ей. Для эффективного действия общей воли необходимым 3 внешних условия – социальное равенство, фундаментальное полит единство и т к воля неотчуждаема, то она не может быть представлена, ибо представительная власть – это рабство. Он поддерживал прямую форму демократии. Принцип народного суверенитета - основополагающий принцип республиканского строя. Кант отстаивает принцип автономности личности. Он является сторонником договорных теорий государства, развивает идеи правового ограничения гос власти. Человек, по Канту, – это цель, а не средство. Способность человека «давать себе закон» и без всякого внешнего принуждения бороться за осуществление этого закона выражает его моральную автономию. Политику рассматривает как гармонию цели и средства. Высшая форма, обеспечивающая свободу - правопорядок. Право - гарант невмешательства в процесс индивидуального самовоспитания. Право обладает принудительной силой, носитель которой государство.

8 Политическая мысль в Беларуси в эпоху Возрождения.

Возрождение и Реформация (XV—XVI вв.). Происходит переход к сословно-представительной монархии. Активизируется экономическое, политическое и культурное развитие белорусско-литовского общества. Устанавливаются многосторонние связи со странами Западной Европы. Распространяются идеи гуманизма, начинается книгопечатание, происходит становление старобелорусского языка, развитие национальной литературы и искусства. Формируется национальная философская, правовая и общественно-политическая мысль. В этот период становятся популярными идеи естественного права, равенства людей перед законом, прав и свобод личности, религиозной терпимости и политического плюрализма, свободного и независимого национального развития. Представителями этого периода выступают Франциск Скорина (1490—1551), Николай Гусовский (1470-1533), Василий Тяпинский (1530-е или нач. 1540-X-1603), СымонБудный (1530-1593), Лев Сапега (1557-1633), АстафийВалович (1520-1587), Андрей Волан (1530-1610) и др.

 

Политическая власть: сущность, структура и функции.Власть – это способность одного субъекта проводить свою волю внутри данных социальных отношений, не смотря на сопротивление другого. В структурном отношении основными компонентами власти являются субъект, объект, средства (ресурсы).

«Политическая власть – это реальная способность одних социальных групп проводить свою волю в политике и правовых нормах». Особенности политической власти: способность и готовность субъекта политической жизни выразить политическую волю; охват всего поля политического пространств; наличие организационных структур, посредством которых субъект политического волеизъявления осуществляет политическую деятельность; воздействие субъектов политической деятельности на формирование права, осуществление законности; обеспечение социального господства в обществе субъекта политической власти.

Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия между партнерами.

Субъект и объект – непосредственные носители, агенты власти. Субъект воплощает активное, направляющее начало власти.Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего это желание властвовать, воля к власти, проявляющаяся в распоряжениях или приказах.Помимо желания руководить и готовности брать на себя ответственность субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Для политической власти важнейшее значение имеет организованность субъекта.Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер. Ее первичными акторами являются индивиды и социальные группы, вторичными – политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные группы и организации, — политические элиты и лидеры.Субъект определяет содержание властного взаимодействия через распоряжение (приказ, команду), в котором предписывается поведение объекта власти, указываются или подразумеваются поощрение и наказание за выполнение или невыполнение команды.Власть всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта.

Основная функция политической власти – управление, руководство обществом в целом (страной, государством) и каждой его сферой (политической, экономической, социальной и др.). Вторая функция тесно взаимосвязана с первой (основной) – это функция оптимизации самой политической системы, приспособление ее институтов (государство, партийная система, избирательная система и т.д.) к целям, задачам и самой сути тех сил, которые пришли к власти.Третья функция политической власти – обеспечение стабильности в стране. В разных государствах и разной политической власти это удается в разной степени.Таковы три основные функции политической власти.

 

 

10 Легитимность политической власти. Признание большинством общества или его социально значимой частью необходимости, обоснованности и законности данной полит власти, выраженное в общественном согласии подчиняться ей и установленному ею порядку добровольно - «легитимная полит власть». Легитимность – определенный, исторически сложившийся порядок достижения согласия м/у властными структурами и обществом. Понятие «легитимность» ввел М. Вебер, он выделил 3 осн «чистых» типа: - традиционная (патриархальная) - полит власть основывается на религиозной вере в священность издревле существующих порядков, в божественное происхождение власти и по традиционной привычке подчиняться;здесь характерны отношения: монарх – подданные; господин – слуги; т.е. отношения, присущие докапиталистическим обществам аграрного типа, феодальным монархиям; патриархальный тип господства во многом сходен со структурой семьи, и это делает его особенно прочным и устойчивым; - харизматическая - полит власть основывается на эмоционально-воодушевляющей вере в необыкновенные способности и качества личности правителя, дарованные ему природой, судьбой или Богом.Такой властью обладают: пророки, основатели мировых религий – Будда, Иисус Христос, Магомет; великие полководцы – Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон; полит вожди – Ленин, Сталин, Гитлер и др. Здесь характерны отношения: пророк – апостолы-последователи; герой-полководец – солдаты; вождь-демагог – масса, толпа, т.е. отношения, которым присущи большое напряжение, требующее подвигов, свершений, повседневного героизма, энтузиазма. Такая власть эффективна особенно в функции организации или мобилизации масс, но относительно кратковременна, исчерпываясь периодом жизни носителя харизмы. - рационально-легальный тип легитимности - отношения господства и подчинения основываются на рациональном интересе и понимании необходимости полит власти, действующей на основе и в рамках правовых законов. Полит власть формируется посредством демократических процедур и подчинение адресовано не личности, а законам. Им подчиняются и управляемые, и управляющие. Аппарат управления состоит изспец образованных чиновников (бюрократов), которые действуют в строгом соответствии с юрид законами и подчиняются только служебному долгу. Этого типа в «чистом» виде в полит реальности не существуют. Признание, поддержка полит власти массами и их добровольное согласие подчиняться ей, т.е. легитимность – величина переменная. Утрата легитимности ведет к кризису полит власти, к ее краху, революции, смене правящей элиты и полит режима. Показателями степени легитимности политической власти являются: - уровень интенсивности мер принуждения и устрашения, применяемых властью в обществе для осуществления своей политики; - наличие или отсутствие реальных попыток свержения правительства или лидера; - интенсивность проявлений гражданского неповиновения; - результаты выборов, референдумов; - массовость демонстраций в поддержку власти или ее оппозиции. Различают 2 типа кризисов легитимности власти: 1) персонифицированный; 2) институциональный. 1 связан с утратой общественного доверия к личности полит лидера, главы государства или составу парламента и преодолевается, посредством очередных или внеочередных выборов в органы представительной власти. 2-й возникает и развивается на основе массового недоверия, перерастающего в нетерпимость к устройству государства, к способности его институтов осуществлять успешную экономическую и социальную политику.Если этот тип не окажется преодоленным посредством реформ, качественно повышающим эффективность действий полит власти, перерастает в полит революцию, что приводит к смене правящего режима и переустройству гос системы. Доверие граждан к власти является основой ее эффективности, а последняя обеспечивает ее легитимность. Если равновесие этого взаимодействия по внешним (например, война) или внутренним причинам (экономич кризис) нарушается и возникает ситуация дефицита легитимности, грозящая снижением эффективности полит власти, правительство компенсирует недостаток легитимности авторитетом силы легального принуждения.

11 Политическая система общества: понятия, структура, функции.Полит система – совокупность гос и негос организаций, посредством кот реализуется полит власть, это подсистема общественной системы. Общественную систему образуют основные классы, слои и др общественные группы. Созданные ими различные институты и механизмы, гарантирующие реализацию их групповых потребностей, а также связи и зависимости, объединяющей эти составные в единое целое – есть общество, организованное в государство. В состав полит системы входят все элементы общественной системы, которые обеспечивают главенство правящего класса, а также сосуществование других групп. Это государство, классы, общественные группы, полит партии, общественные организации. Через полит систему осущ-тся власть в обществе. Она относительно самостоятельна. В структуре полит системы выделяют 5 подсистем. 1. Институциональная (основная)- совокупность институтов (гос-ных, партийных, общественно-полит-ких); включает государство (основной институт), полит партии, общественно-полит организации и движения, общественные объединения. 2. Нормативная – совокупность норм, регулирующих полит отношения. Это правовые нормы (Конституция, норматив акты), и нормы, регулирующие полит жизнь общества, а т ж традиции, обычаи, влияющие на регулирование полит отношений, нормы морали.. 3. Политико-культурная (политико-идеологическая) - система знаний, ценностей, убеждений, стандартов полит поведения. 4. Коммуникативная – включает формы взаимодействия власти и общества, связи с общественностью; характеризует взаимодействия власти, общества и индивида, основанные на согласии и конфликте. Включ в себя 2 группы отношений: формализованные(основанные на нормах праваи им регулируемые) и неформализованные (общественное мнение, настроения). 5. Функциональная – характеризует основные формы и направления деятельности полит системы, способы и средства воздействия на общественную жизнь. Функции полит системы: на входе: полит социализация (процесс освоения личностью политики, как особой сферы деятельности); полит рекрутирование (пр-с заполнения личностью ролей в полит системе, выполняющих опред полит функций (избирателя, гражданина, депутата, президента и тд); артикулирование интересов (пр-с посредств кот выражаются те или иные требования);агрегирование интересов (ф-ция превращения требований в альтернативу гос политики; оно оформляется в полит заявления, программы, законодат предложения); полит коммуникации (обеспечивает связь м/у элементами полит системы, а т же м/у полит системой и средой). На выходе (то, что обеспечивается государством): ф-ция нормотворчества (пр-с разработки законов, определяющих правовые нормы поведения людей и групп в обществе, деятельность соц институтов (семьи, армии и тд), принятие решений исполнительными органами); ф-ция применения правил и норм (приведение правил и норм в действие); ф-ция контроля над соблюдением правил и норм.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: