Политическая элита: понятие, основные черты и функции. Закономерности смены элит.




Элита - это группа людей, имеющих высокое положение в об-ве, обладающих престижем, властью, богатством, активных в политической и иных сферах деятельности. От лат. “eligere” (отбирать) и франц. “elite” (отборный). Политич. элита – это определенная группа, слой об-ва, кот.концентрирует в своих руках государственную власть и занимает командные посты, управляя обществом. В основном это профес. политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями.Элиты формируют цели и перспективы развития общества, принимают стратегически важные решения и используют ресурсы государственной власти для их реализации.Политическая элита имеет свои характерные черты: право выдвижения из своей среды политических лидеров;право на привилегии; закрытость или полузакрытость для чужих социальных слоев; психологию превосходства; собственную идеологию;доступ к закрытой информации и высокой культуре. Политическая элита выполняет ряд важнейших функций: стратегическая - определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отображающих интересы всего общества, отдельных классов и слоев; коммуникативная - предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных слоев населения и реализацию их в практических действиях; организаторская - осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь; интеграционная - укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций. Качества, обеспечивающие элите господство, меняются в ходе цикла социального развития; отсюда меняются и типы элит. Постоянная смена одной элиты другой является результатом того, что каждый тип элит обладает определенными преимуществами, которые, однако, с течением времени перестаютсоответствовать потребностям руководства обществом. Поэтому сохранение равновесия социальной системы требует постоянного процесса замены одной элиты другой по мере того, как перед элитами возникают иные, но в общем-то повторяющиеся ситуации.

 

24 Политическое лидерство: понятие, природа, функции. Понятие политического лидерства имеет давнюю историю и неоднократно менялось. Политическими лидерами являются наиболее влиятельные лица, способные мобилизовать общество для достижения значимых целей. Политическоелидерство - это способ взаимодействия лидера и масс, в процессе которого лидер оказывает значительное влияние на общество. В современной политологии существует несколько определений политического лидерства. 1. Политическое лидерство - это постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица на все общество, политическую организацию или большую социальную группу. 2. Политическое лидерство - это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, это руководящая должность. 3. Политическое лидерство - это символ общности и образец политического поведения группы (групп), способный реализовать ее (их) интересы с помощью власти. Функции: определение и формулирование интересов социальных групп, целей социальной и политической деятельности, выявление способов и методов реализации интересов и достижения целей (программная функция), процесс выработки и принятия политических решений (управленческая функция), мобилизация масс на достижение политических целей, распределение социальных ролей и функций в обществе, инициирование и социальных инноваций (мобилизационная функция), интеграция общества, объединение масс. Лидер призван обеспечивать национальное единство в масштабах большого сообщества, которым он руководит, или государства в целом (интегративная функция), коммуникация власти и масс, т.е. организация связи между обществом и властью. Убеждение общества в целесообразности и правильности принимаемых властных решений (коммуникативная функция), легитимация власти.

25 Политические конфликты и кризисы: сущность, типология и пути разрешения.Конфликт представляет собой столкновение интересов личностей, социальных групп, политических организаций, в борьбе за ценности, власть, статус. Источники конфликта: различие интересов сторон; непонимание своих интересов; различные предрассудки лидеров групп; групповой эгоизм. Концепцииконфликтологии: позитивно-функциональная (любой конфликт несёт в себе определённые положительные моменты, всегда основывается на неудовлетворённости в обществе); общая теория конфликта (любой конфликт развивается по общей модели, что позволяет их контролировать); марксистская (конфликт существует, потому что есть классовые противоречия, поэтому конфликт решить нельзя до тех пор, пока существуют классы). Классификация конфликтов: по характеру: стремящиеся к самоликвидации, стремящиеся к разрешению, стремящиеся к эскалации (накаливанию); по масштабам: межличностные, межгрупповые, межгосударственные, межсистемные; по инструментальному разрешению: военные, дипломатические.

Основные типы конфликтов: конфликт интересов – склонен к разрешению с помощью компромисса, распространён в дипломатическом обществе; ценностный – характерно развитым государствам, слабо удаляются; конфликт идентичности – человек отождествляет себя с определённой группой, а не с обществом.

Политические кризисы - конфликты, затрагивающие государство как основу политической системы. Признаки политического кризиса: 1) нарушение баланса сил, 2) неспособность государства и его органов выполнять свои функции3) нарушение вертикали власти (верхи не могут давить, а низы, наоборот, давят), 4) расположение идей, отрицающих саму политическую систему.Политический кризис можно рассматривать как переход системы на новый уровень или как создание новой системы, т.е. как момент развития. Революция сверху - преобразования революционного характера, начатые по инициативе высшего руководства страны. Способы урегулирования конфликтов: 1) «избегание», 2) откладывание разрешения, 3) сближение сторон через посредника, 4) третейское разбирательство (арбитраж), 5) переговоры сторон на основе баланса интересов. Стадии разрешения конфликтов: 1) подготовительную (ведется детальный анализ ситуации самими участниками, закладывается основа её урегулирования), 2) переговоры (длительная и трудная стадия, предполагающая прямой контакт участников конфликта или их доверенных лиц), 3) выход из конфликта (стадия включает контроль за согласованными решениями; здесь особенно важна роль посредника. Линия ведения переговоров: 1) уход от обострения, 2) стремление достичь соглашения любыми средствами, 3) неуступчивость с целью полной победы над противником, 4)тактика согласия (стремление достичь общего подхода участников к проблеме для достижения решения, удовлетворяющего обе стороны; внимание концентрируется на интересах, а не на позициях; просчет последствий решения проблемы). Формы и способы предотвращения, регулирования и разрешения политических конфликтов: компромисс (соглашение на основе взаимных уступок участников конфликта) и консенсус (соглашение значительного большинства общества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях).

 

26 Выборы и избирательное право, их основные принципы.Выборы процедура, при которой граждане имеют возможность участвовать в формировании различных органов государственной власти, являются формой контроля граждан за властью. Типы выборов:

- Общенациональные (президентские);

- Выборы в органы местного самоуправления;

- Выборы местных должностных лиц.

Избирательное право – совокупность законов, регулирующих процедуру выборов. Различают: Активное (право голосовать) и пассивное (право быть избранным);

Принципы избирательного права:

- Принцип тайности;

- Принцип прямых выборов (избиратель голосует непосредственно за кандидата). При косвенных выборах голос отдаётся представителю, а из представителей уже выбирает президент;

- Принцип равенства (все кандидаты имеют одинаковые условия, каждый голосует на равных условиях с другими, каждый избиратель имеет определённое количество голосов, каждый депутат представляет определённое количество голосов);

- Принцип всеобщности – в выборах участвует любой гражданин государства.

Однако существует понятие «ценз » - соблюдение и соответствие гражданина принятым законодательным нормам избирательного права.

Виды цензов: возрастной, имущественный, ценз оседлости, половой, расовый, гражданский.

Электорат -люди, соответствующие цензам и имеющие право голоса.

27 Избирательная система Республики Беларусь.Выборы в РБ являются свободными: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. Подготовка и проведение выборов проводятся открыто и гласно. Выборы являются равными: избиратели имеют равное количество голосов. Кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях. Выборы депутатов являются прямыми: депутаты избираются непосредственно гражданами. Голосование на выборах является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается.Для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы. Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики, либо по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом. Президент после внесения на его рассмотрение, в соответствии с законом, предложений Палаты представителей и Совета Республики, либо граждан, о проведении референдума, назначает республиканский референдум. Референдумы проводятся путем равного и тайного голосования. В референдумах участвуют граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом. Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума.

 

28 Средства массовой информации в политической коммуникации. Средства массовой информации и коммуникации - это сложная система источников сообщений и их получателей, связанных между собой разнообразными каналами движения информации.

Политическая коммуникация –процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системой и социальной системой, то есть идет непрерывный процесс взаимообмена информации между индивидами и группами на всех уровнях. Политическая коммуникация отвечает фундаментальным потребностям всей политической системы. Коммуникации через СМИ. Ресурсы СМИ: 1. Информационный. СМИ опосредует отношения между социальными субъектами всех уровней, распространяя информацию обо всех и обо всем. 2.Капитал известным (ресурс известности): является специфическим капиталом в поле масс-медиа. 3. СМИ и государственная политика. В современных демократических государствах наблюдается снижение гражданской поддержки политических учреждений и политических деятелей. Снижается процент голосующей массы населения, больше людей занимают позицию стороннего наблюдателя; уменьшается процент избирателей, которые голосуют за одну и ту же партию. Наблюдается резкое изменение политических взглядов, определяющих конкретное политическое поведение. Особенно сильно негативизм - нежелание участвовать в принятии политических решений наблюдается среди молодежи. Распространение негативного отношения к политике в обществе связана с интерпретацией политики СМИ. Основные изменения в сфере массовой коммуникации выражаются в следующем: - значительно выросло число продукции СМИ - выросло количество политической информации, однако по сравнению с общим количеством поступающей информации, доля политической информации в СМИ – увеличилась. Основные тенденции сводятся к: - в журналистике очень часто преобладает метод негативима, то есть журналистика критична по отношению к действительности - персонализация журналистики – конкретным потребителям нужны конкретные яркие люди. – избыточности. Все эти тенденции являются элементами прежде всего развлекательной информации. Политическая система все больше и больше использует характерные техники и устоявшиеся приемы современной журналистики. В государственной политике очень часто информация представляется таким же образом как и в журналистике, то есть политическая информация тяготеет к кратковременности, персонализации и негативизму. На сегодняшний момент на лицо все элементы политической отчужденности общества, которое получает политическую информацию только через ТВ. Потеря политической системой поддержки в обществе вынуждает ее более активно заниматься коммуникацией. Однако это приносит эффект только при использовании структурных установок современной системы СМИ. Использование этих принципов создает новые проблемы в политической системе. В современном обществе идет замена демократии – «телекратией». Возможность влияния СМИ на массовое политическое сознание и поведение населения в целом небезграничны.

 

29 Политическая идеология: понятие и функции. Политическая наука и политическая идеология.Политическая идеология – это система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев, и которая служит обоснованием политических действий. Основным содержанием политической идеологии является политическая власть, отношение к различным политическим институтам. В политической идеологии фиксируется отношение к партийным массовым движениям, устанавливаются ориентиры в сфере международных отношений, определяются принципы решения национального вопроса. Политическая идеология формирует общие идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества. Функции: •легитимация власти определенных политических сил и режимов, •мобилизующая и интеграционная функции, они поднимают, направляют социальные слои и классы на определенные действия, воодушевляют на борьбу за свои интересы, •критическая - осмысление действительности и определение реальных целей различных социальных групп, •когнитивная- политической идеологии связана с тем, что, будучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе реальные противоречия жизни, проблемы, связанные с характером социальной структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией, •конструктивная- политической идеологии проявляется наиболее четко при принятии политической программы действий, которая реализуется на практике, •нормативная - фиксирующая определенный политико-идеологический императив, с которым сверяются практические проекты, содержатся политические ориентиры - нормы, которых следует придерживаться, компенсаторная - надежда на благополучное изменение социального бытия, компенсирующая социальную неудовлетворенность, дискомфорт в настоящем.

30 РБ в системе международныхполитотношений. Первым серьезным шагом в направлении формирования своего независимого внешнеполитического курса стала Декларация о государственном суверенитете от 27 июля 1990. С распадом СССР Беларусь получила возможность на практике проводить самостоятельную внешнюю политику. В октябре 1991 на Генеральной Ассамблее ООН были представлены основные приоритеты внешней политики РБ:Достижение реальной независимости и суверенитета, дипломатическое признание ее всемирной общественностью; Превращение РБ в безъядерную и нейтральную; Сохранение и развитие экономических связей со странами СНГ на принципах современного регулируемого рынка; Создание способствующих внешних условий для рыночных реформ и структурной перестройки экономики; Включение РБ в общеевропейский процесс, вступление и активное участие в работе ОБСЕ; Мобилизация международной поддержки в решении чернобыльской проблемы; Обеспечение свободного взаимодействия культур. К концу 1994 РБ была признана 123 государствами мира с 97 установлены дипломатические отношения. РБ — член 20 международных организаций, в феврале 1992 подписались под заключительным актом ОБСЕ, в апреле стала членом МВФ и Международного банка реконструкции и развития. Осуществляются меры по ядерному и обычному разоружению. В области внешней экономики: конец 1994 — насчитывается 1438 совместных предприятий, 419 — чисто зарубежные. С рядом развитых стран мира есть договор об отмене двойного налогообложения.Но наряду с этим необходимо констатировать низкую инициативность и эффективность нашей внешней политики. Иностранные и совместные предприятия в основном занимаются экспортом продуктов питания и сырья. Теряются рынки сбыта в России и др. странах СНГ, слабо освоен азиатский регион, мы являемся только наблюдателями Генерального договора по торговле. Ряд стран слабо представлен в делах экономического реформирования РБ. РБ несет колоссальные материальные потери в связи с разоружением, но не сделаны конкретные шаги для вовлечения в это дело стран Европы.

Беларусь-СНГ: Таможенный союз — соглашение двух или более об отмене таможенных пошлин в торговле между ними. Еврази́йскоеэкономи́ческоесоо́бщество (ЕврАзЭС) —международная экономическая организация, созданная с целью формирования общих внешних таможенных границ входящих в неё государств, выработки единой внешнеэкономическойполитики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка. Россия-Беларусь: 2 апреля 1997 года в городе Москве президенты Беларуси и России подписали Договор о Союзе Беларуси и России. С тех пор 2 апреля отмечается как День единения народов Беларуси и России.8 декабря1999 годав городе Москве состоялось подписание Договора о создании Союзного государства, и была принята Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства.26 января 2000 года, после ратификации Договора парламентами двух стран, он вступил в силу. Беларусь – Европа: 91-96; 96-08; 08-10 (восточное партнёрство); 10 -…

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: