Основные направления развития современных мультимедийных технологий
Мультимедиа (multimedia — «многие среды») — это сумма со-временных информационных технологий (рис. 1), позволяющих интегрировать (объединить) в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графику и анимацию (мультипликацию], оцифрованные неподвижные изображения [8, с. 31].
Рисунок 1 - Основные составляющие мультимедиа
Особый интерес в конце 1980-х гг. к применению мультимедиа-технологии связан с именем Билла Гейтса, которому принадлежит идея создания и успешной реализации на практике мультимедийного продукта на основе служебной музейной инвентарной базы данных для National Art Gallery в Лондоне, с использованием в нем изображений, звука, анимации, гипертекстовой системы. Именно этот продукт впервые интегрировал в себе три основных принципа мультимедиа [3]:
- представление информации с помощью комбинации множества
воспринимаемых человеком сред;
- наличие нескольких сюжетных линий в содержании продукта;
- художественный дизайн интерфейса и средств навигации.
Разработка мультимедийных продуктов не потеряла своей актуальности и в настоящее время. Основными направлениями использования продукции, созданной с помощью мультимедиа, которые выделил немецкий специалист М. Кирмайер, являются [1]:
a) популяризаторское и развлекательное.это одно из самых широких и быстро развивающихся направлений применения мультимедиа продуктов;
b) научно-просветительское или образовательное.использование мультимедиа продукции с этой целью идет по двум направлениям:
1) отбор путем чрезвычайно строгого анализа из уже имеющихся рыночных продуктов тех, которые могут быть использованы в рамках соответствующих курсов;
|
2) разработка мультимедийного продукта преподавателями в соответствии с целями и задачами учебных курсов и дисциплин.
Аппаратно-программные средства мультимедиасистем
Одна из основных проблем мультимедийных систем — это совместная обработка разнородных данных: цифровых и аналоговых, видео- и фотоизображений и т. п. В компьютере все данные хранятся в цифровой форме, в то время как теле-, видео- и большинство аудио-аппаратуры работает с аналоговым сигналом [4].
Для построения мультимедиасистемы необходимы не только основные компоненты (рис. 2), но и дополнительная аппаратная поддержка [7, 8]: аналого-цифровые и цифроаналоговые преобразователи, видеопроцессоры, декодеры, специальные интегральные схемы для сжатия данных в файлы допустимых размеров и т. д. Все оборудование, отвечающее за звук, объединяется в так называемые звуковые карты, а за видео — в видеокарты.
Рисунок 2 - Аппаратно-программные средства мультимедиа
Средства создания и обработки изображения
Максимальное количество информации о внешнем мире большинство людей получает визуально. В связи с этим создание качественного видеоряда мультимедиа является одной из основных задач разработчиков и создателей данной продукции. Все источники изображений можно разделить на несколько групп:
- Компьютерная графика (основные средства создания и особенности редактирования данных изображений будут рассмотрены в следующем разделе).
- Цифровые фотоаппараты.
- Изображение, полученное с их помощью, может быть скопировано напрямую в компьютер для обработки.
|
- Фотопленки и слайды после оцифровки с помощью сканера можно сразу обрабатывать на компьютере. С широкоформатных негативов и слайдов можно получить изображения очень большого размера и высокого качества.
- Печатные оригиналы, полиграфические оттиски, напечатанные фотографии после перевода их в цифровой вид (например, с помощью сканера) можно обрабатывать на компьютере.
- Скриншоты — фото экрана. Фотобанки — большие хранилища цифровых и аналоговых изображений.
- Серверы файлообмена и поисковые системы. На этих ресурсах есть изображения без ограничений на использование.