Метод сигмальных отклонений (антропометрических стандартов) основан на сравнении показателей физического развития обследуемого со средними показателями соответствующей возрастно-половой группы стандартных оценочных таблиц. Такие оценочные таблицы получают путем массовых обследований разных возрастно-половых групп населения конкретного региона через каждые 7-10 лет. Полученные данные обрабатываются вариационно-статистическим методом, в результате получают среднюю величину каждого показателя (М) и величину среднего квадратичного отклонения сигму - (δ), характеризующую допустимую величину колебаний от средней величины. Результаты антропометрических измерений обследуемого сравнивают со средней арифметической (М) стандарта, вычисляют разность (со знаком + или -). Найденную разницу делят на величину 5, являющуюся для оценки разницы. По величине сигмальных отклонений можно судить о степени физического развития.
Физическое развитие считается средним, если показатели обследуемого совпадают с М или отличаются от нее на величину сигма. Таким образом, различают следующие уровни физического развития:
- высокий, превышающий М± 2 δ;
- выше среднего, в пределах от М± 1 δ до М + 2 δ;
- средний, в пределах М± 1 δ;
- ниже среднего, в пределах от М -1 δ до М-2 δ;
- низкий, менее М-2 δ.
Следует отметить, что метод сигмальной оценки имеет существенный недостаток, так как не учитывает связь между отдельными показателями физического развития: массой тела и длиной тела, массой тела и окружностью груди и т. д.
Метод оценки с помощью таблиц-шкал регресии.
Таблицы-шкалы регрессии составлены на основании вычисления коэффициента корреляции между антропометрическими признаками. Известно, что основные признаки физического развития (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки и др.) тесно взаимосвязаны, т.е. с изменением величины одного показателя меняется и другой. Суть оценки физического развития данным методом заключается в том, что оценка производится не только по величине отдельных показателей, но и с учетом признаков между собой. Поэтому данный метод еще называют методом корреляций.
|
В связи с тем, что показатели роста более стабильны, чем показатели массы и окружности груди, в качестве базового используется длина тела, и по отношению к ней определяются величина и степень соответствия окружности груди и массы тела в пределах данного возраста при измерении роста на 1 см. Эти измерения выражаются в виде коэффициента регрессии (R). На основе стандартов антропометрических показателей и коэффициентов регрессии строятся таблицы-шкалы регрессии.
Центильный метод. Сущность центильного метода оценки физического развития детей и подростков заключается в следующем. Все результаты измерений одного признака у большой группы детей одного пола и возраста располагают в восходящем порядке в виде упорядоченного ряда. Этот ряд делят на сто интервалов. Для характеристики распределения приводят обычно не все 100, а лишь семь фиксированных центилей: 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й. Третий центиль отсекает 3 % наблюдений данного ряда, 10-й центиль — 10 % наблюдений и т.д. Каждый из фиксированных центилей называют центильной вероятностью и обозначают в процентах. Между фиксированными центильными вероятностями образуется восемь промежутков, которые получили названия центильных интервалов:
|
центальная вероятность, % …………….. 3 10 25 50 75 90 97
центильный интервал ………………… 1 2 3 4 5 6 7 8
Принадлежность изучаемых признаков к тому или иному центильному интервалу позволяет оценить их по следующей схеме:
очень низкая оценка............................................................................. 1
низкая оценка........................................................................................ 2
пониженная оценка............................................................................... 3
средняя оценка................................................................................ 4, 5
повышенная оценка.............................................................................. 6
высокая оценка..................................................................................... 7
очень высокая оценка.......................................................................... 8
В центильном методе величину наблюдаемого признака считают средней (типичной), если она находится в пределах 25 — 75-го центилей. Следовательно, за среднее значение признака принимают его величины, ограниченные 4-м и 5-м центильными интервалами. Первый-третий интервалы характеризуют снижение изучаемого показателя, 6 —8-й интервалы свидетельствуют об увеличении изучаемого показателя по сравнению с его средним значением.
Центильные шкалы составлены по 10 признакам, характеризующим морфофункциональное состояние организма: длине тела, массе тела, окружности грудной клетки, жировой складке живота, жизненной емкости легких, мышечной силе правой и левой кистей, артериальному давлению, частоте сердечных сокращений.
В шкалах указаны максимальные и минимальные значения каждого из 10 признаков и диапазон колебаний по центильным интервалам. Шкалы позволяют детально охарактеризовать морфологический статус, определить гармоничность физического развития, оценить функциональное состояние организма, выявить детей, склонных к ожирению, и с изменением сосудистого тонуса.
|
Скрининг-тест для оценки физического развития. Для выявления отклонений в физическом развитии детей и подростков используют скрининг-тест с центильными номограммами, разработанными на основе центильного метода. Скрининг-тест может применяться, когда необходимо быстро оценить физическое развитие лишь по двум ведущим морфологическим показателям: длине и массе тела.
Центильные номограммы представляют собой центильные показатели массы тела, рассчитанные на каждый сантиметр длины тела ребенка. Центильные номограммы позволяют быстро и точно оценить самую существенную сторону развития — его гармоничность — и выявить детей с отклонениями в физическом развитии за счет избытка или дефицита массы тела.
С помощью скрининг-теста в детских коллективах можно выделить три группы физического развития детей (рис. 3):
1) дети с нормальным физическим развитием (длина тел пределах 3 —6-го центрального интервала, масса тела в пределах 4 —5-го центиля);
2) дети, относящиеся к группе риска и имеющие дисгармоничное физическое развитие (массу тела, несоответствующе длине, дефицит или избыток массы тела), а также дети, имеющие низкие или высокие значения длины тела;
3) дети, имеющие отклонения в физическом развитии. Их можно разделить на несколько групп:
- очень низкая масса тела при любом росте;
- очень высокая масса тела при любом росте;
- очень низкий рост независимо от массы тела;
- очень высокий рост в сочетании с дефицитом или избытком массы тела.
Таблица 1. Комплексная оценка физического развития
Биологический уровень | Схема | Морфофунк-циональное состояние | Масса тела и окружность груди | Функциональный показатель |
Соответствует возрасту | Гармоничное | М± δR и более за счет развития мускулатуры | М+ δ и выше | |
Опережает возраст | Дисгармоничное | от М-1, 1 δR до М-2 δR от М+1,1 δR до М+2 δR за счет повышенного жироотложения | от М-1,1δ до М-2δ | |
Отстает от возраста | Резко дисгармоничное | От М - 2,1 δR и ниже; от М+2,1 δR и выше за счет избыточного жироотложения | от М-2,1 δ и ниже |
Комплексная оценка физического развития. В практике оценки физического развития детей с начала 1980-х гг. используется комплексный метод, учитывающий как морфофункциональное состояние организма, так и соответствие паспортного возраста ребенка уровню биологического развития. Метод позволяет выделить детей, имеющих соответствующее возрасту и гармоничное физическое развитие, а также детей с разными отклонениями в физическом развитии. Схема комплексной оценки физического развития представлена в таблице 1. Индекс «R» означает регрессию.