Случаи, когда запятая не ставится
Знаки препинания не ставятся: 1) между однородными придаточными предложениями, если они соединены неповторяющимися союзами и, да (в значении и), или, либо, например: Она не могла понять1,/ что написано в инструкции2/ и как ею пользоваться3. Схема: […]1, (что…)2 и (как …)3. 2) перед придаточным предложением, если оно начинается с отрицательной частицы не, например: Он позвонил нам 1/ не когда все страсти улеглись2,/ а когда скандал только-только начал разгораться3. Схема: […] 1(не когда…)2, (а когда…)3. 3) перед подчинительными союзами в придаточных предложениях, если перед ними стоят повторяющиеся сочинительные союзы и, или, либо, ни…ни, не то…не то, то ли… то ли и др., например: Он позвонит нам 1/либо когда объявят посадку в самолёт2,/ либо когда они уже доберутся до места3. Схема: […]1 (либо когда …)2, (либо когда…)3 4) перед придаточным, если оно неполное и состоит только из одного слова: союза или союзного слова, например: Он обиделся на нас, но не сказал 1/почему2. Схема: […]1 (почему)2. Примечание: Запятая не ставится перед устойчивыми сочетаниями типа во что бы то ни стало, как ни в чём не бывало, кто во что горазд, что есть мочи, есть над чем подумать, есть чем заняться и др. под., т.к. они не являются придаточными предложениями. Примеры: Я никак не мог понять чем бы мне заняться.
Пунктуация бессоюзного сложного предложения В бессоюзных сложных предложениях знаки препинания ставятся на границе предложений, соединённых бессоюзной связью. Поскольку в них нет союзов, то нюансы значения выражаются с помощью интонации, а в письменной речи — пунктуацией. В бессоюзных сложных предложениях могут использоваться знаки препинания: Рассмотрим примеры: Занятия в школе отменили, ребята разошлись по домам. (последовательность действий: обе части произносятся с понижением тона) Занятия в школе отменили - ребята разошлись по домам. (причинно-следственная связь, вторая часть выражает следствие: первая часть произносится с повышение, а вторая – с понижением тона) Ребята разошлись по домам: занятия в школе отменили. (Вторая часть выражает причину того, о чём сообщается в первой) Запятая Запятая ставится при перечислении событий, при выражении их последовательности, например: Солнце взошло, роса высохла, на траве расположились группы отдыхающих. Точка с запятой Если части бессоюзного предложения распространены или если внутри них уже есть запятые, то разграничивающим знаком может быть не запятая, а точка с запятой, например: Солнце взошло, роса высохла; на траве, на большой лужайке перед прудом, расположились группы отдыхающих. Двоеточие Употребление двоеточия в бессоюзном сложном предложении связано с выражением следующих значений: 1) пояснения, когда вторая часть поясняет, раскрывает то, о чём сообщалось в первой, например: Весна пришла: на реке тронулся лёд. 2) причины, обоснования, когда вторая часть раскрывает причину того, о чём сообщается в первой, например: Списать контрольную Мишка не сумел: учительница посадила его прямо перед собой. 3) изъяснительности, когда вторая часть синонимична изъяснительному придаточному предложению, например: Мать знала: дети вернутся домой поздно. (синонимично: Мать знала, что дети вернутся домой поздно.) Примечание: В последнем случае первая часть бессоюзного сложного предложения часто содержит глаголы:думать, говорить, чувствовать, понимать, узнать, слышать, смотреть и др. подобные. Я думаю: скоро всё изменится. (могут быть другие подобные слова: чувствую, понимаю, ощущаю, верю, знаю) Тире Употребление тире в бессоюзном сложном предложении связано с выражением следующих значений: 1) сопоставления или противопоставления, если во второй части содержится информация, сопоставляемая или противопоставляемая информации в первой части, например: Маша уснула – Ольга помогала взрослым. 2) результата, следствия, если вторая часть содержит информацию о результате, следствии того, о чём говорилось в первой части, например: Настали холода – мы уже не гуляли целыми днями на улице. 3) времени или условия, если в первой части определено время или условие того, о чём говорится во второй части: Папа вернётся с работы – он вам почитает. (синонимично: Когда папа вернётся с работы, он вам почитает.) 4) сравнения, когда во второй части даётся сравнение с тем, о чём говорится в первой части. Такие предложения синонимичны предложениям со сравнительными оборотами с союзами как, будто, словно, точно и проч. Традиция относит их к бессоюзным сложным предложениям. Посмотрит – рублём подарит (Н. Некрасов). 5) тире также ставится в предложениях, в которых вторая часть начинается словами: это, так, такой, только, например: Вдруг я услышал лай – это залаяла соседская собака.
Читайте также: Своеобразие родной литературы: Толстой Л.Н. «Два товарища». Приёмы создания характеров и ситуаций...
Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное ...
Книжный и разговорный стили речи, их краткая характеристика: В русском языке существует пять основных...
Основные направления модернизма: главной целью модернизма является создание... Рекомендуемые страницы: Поиск по сайту©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |