Знаки препинания не ставятся:
1) между однородными придаточными предложениями, если они соединены неповторяющимися союзами и, да (в значении и), или, либо, например:
Она не могла понять1,/ что написано в инструкции2/ и как ею пользоваться3.
Схема: […]1, (что…)2 и (как …)3.
2) перед придаточным предложением, если оно начинается с отрицательной частицы не, например:
Он позвонил нам 1/ не когда все страсти улеглись2,/ а когда скандал только-только начал разгораться3.
Схема: […] 1(не когда…)2, (а когда…)3.
3) перед подчинительными союзами в придаточных предложениях, если перед ними стоят повторяющиеся сочинительные союзы и, или, либо, ни…ни, не то…не то, то ли… то ли и др., например:
Он позвонит нам 1/либо когда объявят посадку в самолёт2,/ либо когда они уже доберутся до места3.
Схема: […]1 (либо когда …)2, (либо когда…)3
4) перед придаточным, если оно неполное и состоит только из одного слова: союза или союзного слова, например:
Он обиделся на нас, но не сказал 1/почему2.
Схема: […]1 (почему)2.
Примечание:
Запятая не ставится перед устойчивыми сочетаниями типа во что бы то ни стало, как ни в чём не бывало, кто во что горазд, что есть мочи, есть над чем подумать, есть чем заняться и др. под., т.к. они не являются придаточными предложениями. Примеры:
Я никак не мог понять чем бы мне заняться.
Мне было о чём подумать.
Она хотела исправить допущенную оплошность во что бы то ни стало.
Пунктуация бессоюзного сложного предложения
В бессоюзных сложных предложениях знаки препинания ставятся на границе предложений, соединённых бессоюзной связью. Поскольку в них нет союзов, то нюансы значения выражаются с помощью интонации, а в письменной речи — пунктуацией.
|
В бессоюзных сложных предложениях могут использоваться знаки препинания:
1) запятая,
2) точка с запятой,
3) двоеточие,
4) тире.
Рассмотрим примеры:
Занятия в школе отменили, ребята разошлись по домам.
(последовательность действий: обе части произносятся с понижением тона)
Занятия в школе отменили - ребята разошлись по домам.
(причинно-следственная связь, вторая часть выражает следствие: первая часть произносится с повышение, а вторая – с понижением тона)
Ребята разошлись по домам: занятия в школе отменили.
(Вторая часть выражает причину того, о чём сообщается в первой)
Запятая
Запятая ставится при перечислении событий, при выражении их последовательности, например:
Солнце взошло, роса высохла, на траве расположились группы отдыхающих.
Точка с запятой
Если части бессоюзного предложения распространены или если внутри них уже есть запятые, то разграничивающим знаком может быть не запятая, а точка с запятой, например:
Солнце взошло, роса высохла; на траве, на большой лужайке перед прудом, расположились группы отдыхающих.
Двоеточие
Употребление двоеточия в бессоюзном сложном предложении связано с выражением следующих значений:
1) пояснения, когда вторая часть поясняет, раскрывает то, о чём сообщалось в первой, например:
Весна пришла: на реке тронулся лёд.
2) причины, обоснования, когда вторая часть раскрывает причину того, о чём сообщается в первой, например:
Списать контрольную Мишка не сумел: учительница посадила его прямо перед собой.
3) изъяснительности, когда вторая часть синонимична изъяснительному придаточному предложению, например:
|
Мать знала: дети вернутся домой поздно.
(синонимично: Мать знала, что дети вернутся домой поздно.)
Примечание:
В последнем случае первая часть бессоюзного сложного предложения часто содержит глаголы: думать, говорить, чувствовать, понимать, узнать, слышать, смотреть и др. подобные.
Я думаю: скоро всё изменится.
(могут быть другие подобные слова: чувствую, понимаю, ощущаю, верю, знаю)
Тире
Употребление тире в бессоюзном сложном предложении связано с выражением следующих значений:
1) сопоставления или противопоставления, если во второй части содержится информация, сопоставляемая или противопоставляемая информации в первой части, например:
Маша уснула – Ольга помогала взрослым.
2) результата, следствия, если вторая часть содержит информацию о результате, следствии того, о чём говорилось в первой части, например:
Настали холода – мы уже не гуляли целыми днями на улице.
3) времени или условия, если в первой части определено время или условие того, о чём говорится во второй части:
Папа вернётся с работы – он вам почитает.
(синонимично: Когда папа вернётся с работы, он вам почитает.)
4) сравнения, когда во второй части даётся сравнение с тем, о чём говорится в первой части. Такие предложения синонимичны предложениям со сравнительными оборотами с союзами как, будто, словно, точно и проч. Традиция относит их к бессоюзным сложным предложениям.
Посмотрит – рублём подарит (Н. Некрасов).
5) тире также ставится в предложениях, в которых вторая часть начинается словами: это, так, такой, только, например:
Вдруг я услышал лай – это залаяла соседская собака.
Она была в потрясающем платье – такие я видела только на фото в глянцевых журналах.