Развитие детского мышления, исследования Выготского




Ни одному явлению при изучении психологии развивающегося ребёнка не уделялось такого пристального внимания, как мышлению и речи. Это объясняется тем, что мышление составляет основу интеллекта. Выработать правильный подход к интеллектуальному воспитанию невозможно, не решив проблему развития мышления.

Лев Семёнович Выгóтский был одним из первых, кто занялся изучением данной проблемы. Выготский проследил изменения речи вплоть до того момента, когда она становится средством мышления.

Он обратил внимание на то, что мышление и речь, соединяясь друг с другом у взрослого человека, имеют разные корни происхождения, а также длительную историю независимого существования. Опираясь на это, Выготский провёл исследования коммуникативной функции речи (то есть изучал закономерности передачи информации с помощью речи), и обратил внимание на невербальные (несловесные) средства общения, которые играют существенную роль в усвоении человеком языка и речи. С другой стороны, он обнаружил, что существуют и доречевые формы мышления. Это наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В этом Выготский увидел возможность не только судить о развитии интеллекта ребёнка ещё до того, как он овладел речью, но и развивать его мышление в двух формах, не менее значимых, чем вербальная (словесная). Такой комплексный подход к интеллектуальному развитию на всех его уровнях позволяет разносторонне воздействовать на умственные способности ребёнка.

Крик, лепет, первые слова младенца являются теми стадиями развития его речи, которые ещё практически не связаны с интеллектом. На этой стадии (0-1 года) речь ребёнка служит только выражению и обмену чувств, и выполняет эмоционально-экспрессивную и коммуникативную функцию, но ещё не несёт интеллектуальную функцию. Развитие речи имеет подготовительный характер. Сначала у ребёнка формируется фонематический слух. Он складывается задолго до того, как ребёнок начинает произносить слова. Фонематический слух ещё не связан с мышлением, он относится к области восприятия и частично затрагивает память.

В раннем детстве, начиная с 1,5 – 2-х лет, линии развития мышления и речи сближаются, и это приводит к важнейшему психологическому перелому в психическом развитии. Ребёнку открывается символическая функция речи. Это даёт начало новой форме поведения, которая характерна для человека. Ребёнок начинает активно расширять свой словарный запас, задавая вопрос: «Как это называется» по поводу каждой вещи. В результате быстро увеличивается его словарный запас, как пассивный (понимаемый), так и активный (используемый). С этого момента речь вступает на интеллектуальную фазу развития. Развитие семантического плана речи (семантика – это система языковых значений) – это развитие только одного из её внутренних планов, связанных с мышлением. За ним открывается план внутренней речи, которая и представляет собой речевое мышление. Однако внутренняя речь формируется у ребёнка только на следующем возрастном этапе – в дошкольном возрасте.

Исследования 2-й половины XX века показывают, что первое двухсловное высказывание ребёнка уже обладает структурой или грамматикой, которая отличается от строения речи взрослого. Ребёнок овладевает сложной грамматической структурой придаточного предложения (с союзами «потому что», «несмотря на», «хотя», «так как») раньше, чем теми смыслами, которые соответствуют этим грамматическим формам. В развитии речи ребёнка с 2-х до 5-ти лет грамматика явно идёт впереди логики. Это говорит о том, что речь довольно поздно становится средством мышления.

Особую линию в развитии мышления детей представляет та, которая характеризуется постепенным соединением мысли со словом. Она проявляется сначала в виде внешнего диалога, а затем – в виде внутреннего диалога, имеющего форму вопросов и ответов.

Первые предпосылки развития диалогической формы общения между ребёнком и взрослым появляются к двухмесячному возрасту и проявляются в «комплексе оживления». Взрослый, который разговаривает с младенцем, стимулирует его коммуникативную и познавательную активность, а также демонстрирует нужные формы поведения в диалоге. Эти формы поведения впоследствии усваиваются ребёнком.

В раннем возрасте (с 1 года до 3-х лет) ребёнок начинает играть в диалоге активную роль. Это заставляет взрослого перейти на новый уровень вопросно-ответного диалога с ним, который опережает уровень интеллектуального развития, имеющийся у ребёнка к этому времени. Этим стимулируется его дальнейшее интеллектуальное развитие. Обычно то количество вопросов, которое задаёт ребёнку взрослый, значительно превышает то количество вопросов, которое задаёт ему ребёнок. Кроме того, взрослый организует мышление ребёнка, систематизирует и углубляет его знания о мире, последовательно усложняя диалог. Усложнение идёт таким образом: от вопросов о характере предмета (кто? что?), его местонахождении (где?), к признакам (какой?), действиями (что делает?), назначению (для чего? Зачем?) и причинам (почему?). Такая последовательность постановки вопросов углубляет любознательность ребёнка, развивает его мышление и ориентировочно-исследовательскую активность.

В дошкольном детстве (с 3 до 6-7 лет) в диалоге ребёнка появляется настойчивость. Он демонстрирует собственное отношение к ответу и далеко не всегда удовлетворяется ответом взрослого. Диалог перестаёт быть для него только формой общения и превращается в размышление с участием взрослого. Ребёнок часто задаёт вопрос для уточнения собственной позиции, а не только для получения готовой информации.

К 6-7 годам внешний диалог превращается во внутренний. Признаком такого перехода является феномен детской эгоцентрической речи. В это время происходит разделение двух форм диалога: как средства управления общением и как средства организации своего мышления. Вопросы «почему?» взрослого начинают активизировать мыслительные процессы ребёнка и выполнять интеллектуальную функцию. Ребёнок тоже начинает задавать такой вопрос взрослому, тем самым исследуя возникшую проблему с помощью взрослого. Затем срабатывает механизм интериоризации и ребёнок начинает задавать этот вопрос себе самому, тем самым активизируя свой внутренний диалог.

На следующем возрастном этапе, в младшем школьном возрасте, появляются вопросы-гипотезы, которые уже несут в своём содержании предположительный ответ. Так развивается способность выделять неизвестное в проблемной ситуации и активно его исследовать.

С переходом ребёнка из младшего школьного возраста в подростковый происходит почти полное превращение диалога во внутренний. Это проявляется в том, что в подростковом возрасте резко сокращается количество вопросов, которые подросток задаёт взрослому, и так же резко возрастает количество вопросов, которые он ставит перед собой. Причём любознательность подростка, в отличие от любознательности младшего школьника, направлена уже на выявление сущности и смыслов предметов и явлений (в норме). Однако индивидуальные различия интеллектуального развития резко возрастают именно в подростковом возрасте. Не у всех подростков в интеллектуальном развитии проявляется повышенная любознательность.

В ранней юности (в старшем школьном возрасте) интеллектуальное развитие достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы приобретают такие качества, которые делают их совершенными и гибкими.

Юноши и девушки уже могут свободно заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы. Они могут делать общие выводы на основе частных посылок и, наоборот, переходить к частным умозаключениям на основе общих посылок, то есть проявляют способности к индукции и дедукции. Они осваивают многие научные понятия и обучаются пользоваться ими, могут свободно оперировать гипотезами. Всё это говорит о том, что у юношей и девушек уже в достаточной степени сформировано абстрактно-логическое мышление. Однако процесс его развития ещё продолжается очень активно.

Активное развитие получает чтение, монологическая и письменная речь. Чтение развивается от умения читать бегло и выразительно до способности художественной декламации. Монологическая речь преобразуется от умения пересказывать текст до способности самостоятельно готовить устное выступление, высказывать оригинальные мысли и аргументировать их. Письменная речь - от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения.

В этом возрасте происходит интеллектуализация всех психических процессов. Особенно заметным становится рост сознания и самосознания, углубление знаний о себе, о людях и об окружающем мире. Вместе с теоретическим отношением к миру у юношей и девушек возникает особое теоретическое отношение к самому себе, которое проявляется в виде желания анализировать и оценивать собственные поступки, а также в виде способности вставать на точку зрения другого человека. Самостоятельность мышления проявляется в независимости выбора способов поведения. Юноши и девушки принимают только то, что лично им кажется разумным, целесообразным и полезным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: