Аристотель-древнегреческий философ. Ученик Платона. (384-322 до н.э.).




Платон-древнегреческий философ, учитель Аристотеля. (428-348 до н.э.)

Платон в своих трудах «Государство» и «Законы» изложил свои взгляды на устройство государств, политические режимы и формы правления. Также Платон описывает идеальное утопическое государство, все остальные государства, по его мнению, являются лишь приближениями к идеалу.Платоном были впервые выделены следующие формы правления: монархия, аристократия, тимократия, олигархия, демократия, тирания. Самым правильным и разумным он считает монархию и аристократию. Остальные формы правления являются последовательным отклонением от идеального государства.

· Монархия- форма правления, при которой верховная власть принадлежит единоличному наследственному правителю.

· Аристократия- форма государственного правления, при которой власть принадлежит знати.

· Тимократия- форма правления, при которой государственная власть находится у привилегированного меньшинства, обладающего высоким имущественным цензом. Является одной из форм олигархии.

· Олигархия- политический режим, при котором власть сосредоточена в руках сравнительно малочисленной группы граждан и скорее обслуживает их личные интересы, а не интересы всех граждан.

· Демократия- политический режим, при котором верховная власть принадлежит народу.

· Тирания- форма государственной власти, установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении.

В своих учениях Платон неоднократно говорит о том, что у власти должны стоять люди, избранные благодаря своим достоинствам, которые должны разбираться в философии, и, таким образом, могущие принять правильное решение в какой-либо ситуации и пойти на компромисс в случае затруднений. Для идеального государства Платон исключает возможность того, чтобы страной правили люди, занявшие такое положение благодаря деньгам или воинским заслугам. Также для достижения целей благополучия государства у власти не должен находиться народ, в своей массе не обладающий достаточными познаниями и умениями в области политики, что привело бы к разнообразным беспорядкам и способствовало бы лишь упадку общества, в условиях чего тоже существовали бы препятствия для достижения справедливости.Однако, с другой стороны, в соответствии с политическими взглядами Платона государство имеет приоритет над человеческой личностью, потому что ее интересами, по мнению Платона, следует пренебречь для целей благополучия государства.

«Пещера Платона» - в седьмой книге "Государства" Платон излагает миф о пещере, в котором образно представляет тот мир, в котором мы живем как пещеру, а всех людей – как узников, крепко скованных цепями и сидящих в этой пещере. Узники смотрят на глухую стену, на которую падают отблески света, падающего в пещеру сверху, где находится выход из нее. Глядя на тени люди устанавливают причины и следствия явлений и таким образом полагают, что познают мир. Но если увидеть истинные причины этих явлений, то окажется, что все познанное на основании отображений не имеет почти никакого отношения к действительности, ведь тени представляют свои первообразы в сильно искаженном виде. Кроме того, сам выход из пещеры (то есть начало истинного познания) физически труден, глаза не привыкли к настоящему освещению, а на само солнце как источник света и вовсе смотреть невозможно. Наконец, трудно не только восхождение, но и возвращение обратно (трансляция истинного знания) – люди не верят речам об истинном бытии, они высмеивают того, кто говорит не о том, что видят глаза, а о том, что познал разум. Поэтому в одиночку философией заниматься крайне сложно, требуется поддержка со стороны человеческого сообщества, в рамках которого и формируется представление о ценностях и методах воспитания. Эти темы являются фоном всего социально-политического учения Платона, принципиальной особенность которого является интерпретация человека как разумной души – не смертные люди, а бессмертные души действуют в платоновском идеальном "Государстве", и критика Аристотелем Платона за несходство с реальной жизнью некоторых положений его учения связана прежде всего с пониманием человеческой природы, единократно или многократно проживающей свой век.

Аристотель-древнегреческий философ. Ученик Платона. (384-322 до н.э.).

Аристотель определяет государство как общение, организованное ради общего блага. Аристотель критикует идеальное государство Платона, отстаивая сохранение частной собственности и семьи в государстве. По количеству граждан в государстве он различал три «правильные» формы правления:

· Монархия -форма правления, при которой верховная власть принадлежит единоличному наследственному правителю. Извращением царской власти является тирания.

· Аристократия -форма государственного правления, при которой власть принадлежит знати. Извращением аристократии является олигархия.

· Полития – форма правления, когда ради общей пользы правит большинство. Как правило, в политии верховная власть сосредоточена в руках воинов. По мнению Аристотеля, эта форма правления является наилучшей. Извращением политии является демократия (власть, имеющая в виду не общее благо, а выгоду неимущих).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: