Дисциплина «Введение в инклюзивное образование»
Группа ДО-17, НО-17
Дата 30.04.2020, 14-30
21.05.2020, 13-00, 14-30
Тема: Организация взаимодействия сотрудников образовательной организации в рамках реализации адаптированных образовательных программ обучающихся с овз (инвалидностью)
Вопросы для самоконтроля
Перечислите основные мероприятия по реализации комплексного сопровождения образовательного процесса.
При реализации комплексного сопровождения образовательного процесса обязательными являются следующие мероприятия:
- ежегодное изучение психо-эмоционального состояния обучающихся, психологического климата в классном коллективе;
- при переходе со ступени дошкольного образования на ступень начального общего образования проведение диагностического минимума по изучению адаптации к новым условиям обучения;
- при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено (4-5 класс) и из среднего звена в старшую школу (10 класс) проведение диагностического минимума по изучению адаптации к новым условиям обучения - проведение адаптационных мероприятий с обучающимися 5-х, 10-х классов, в том числе индивидуальной и/или групповой работы с обучающимися, имеющими трудности в адаптации;
- коррекционно-развивающая работа с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, в том числе с детьми – инвалидами. В Концепции модернизации российского образования отмечается, что «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства». Важнейшим условием эффективности интеграции является наличие грамотной системы психолого-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок.
Выделите критерии эффективности комплексного сопровождения образовательного процесса.
1. Прослеживается повышение уровня развития и воспитанности обучающихся, их коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
2. Улучшаются адаптационные возможности; наблюдается положительная динамика и устойчивые результаты коррекционно-развивающей работы.
3. При рациональных затратах времени и усилий растет психологическая компетентность педагогов, усиливаемые целостностью коллективного педагогического воздействия, возрастает интеллектуальный уровень коллектива, решаемые ими задачи опираются на новые эффективные формы работы с детьми и родителями.
4.. Улучшается психологический климат в педагогическом и классных коллективах, повышается стрессоустойчивость участников образовательного процесса в целом, утверждается взаимопомощь.
5. Рост профессионального мастерства учителей проявляется в изменении характера их затруднений, уменьшении количества затруднений в элементарных психологических вопросах.
6. Главным условием сотрудничества, сотворчества всех участников образовательного процесса является демократизм действий, опора на данные диагностики (мониторинговых исследований) свобода выбора методов и средств обучения.
Обозначьте основные должностные обязанности сотрудников образовательной организации при реализации АОП.
Педагогические работники обязаны:
Учитель - предметник:
- знать специфику заболевания, особенности режима и организации индивидуального обучения на дому детей с ОВЗ;
- выполнять адаптированные рабочие программы с учётом возможностей и способностей, склонностей, потребностей и интересов детей;
- проводить занятия с обучающимся на дому по утверждённому расписанию; не допускать перегрузки, составлять индивидуальные планы;
- систематически вести установленную документацию по индивидуальному обучению детей с ОВЗ на дому
Классный руководитель:
- поддерживать контакт с обучающимися и родителями (законными представителями), выявлять особенности обучающихся, текущее состояние здоровья детей; своевременно вносить информацию об обучающихся в классный журнал.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
- обеспечивать своевременный подбор учителей, после предоставления необходимых документов родителями (законными представителями);
- контролировать выполнение адаптированных рабочих программ, методику индивидуального обучения, аттестацию обучающихся, оформление документации не реже 1 раза в четверть;
- контролировать своевременность проведения индивидуальных занятий на дому; обеспечивать своевременную замену учителей;
- наладить сотрудничество с родителями с целью обсуждения вопросов, касающихся подготовки к итоговой аттестации, контроля проведения занятий учителями.
Практическая работа
Задание 1. Заполните схему взаимодействия специалистов в коррекционно-развивающей работе с детьми (по Соколовой Е.В.)
|
Задание 2. Заполните таблицу «Фазы процесса групповой психокоррекции» (по Мамайчук И.И., Ильиной М.Н.)
Фаза | Задачи | Психотехнические приемы | Субъект психокоррекции |
Установочная | 1. Образование группы как целого. 2. Формирование положительного настроя на занятие. 3. Диагностика поведения и особенностей общения детей | Спонтанные игры. Игры на невербальные коммуникации. Коммуникативные игры | Для детей со спастической диплегией и гемипарезами не больше пяти человек. Дети с ДЦП с гиперкинезами не больше трехчеловек |
Подготовительная | структурирование группы. Приучение к активности и самостоятельности. Формирование эмоциональной поддержки у членов группы | Сюжетно-ролевые игры. Игры-драматизации для снятия эмоционального напряжения | Для детей с ДЦП со сниженным интеллектом игры драматизации. С сохранным интеллектом —сюжетноролевые игры |
Реконструктивная | 1. Коррекция неадекватных эмоциональных реакций 2. Проработка негативных переживаний. 3. Обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования | Разыгрывание детьми конкретных жизненных проблемных ситуаций | Для детей с ДЦП возможно привлечение родителей |
Закрепляющая | Закрепление адекватных форм эмоцио нального реагирования на конфликт. Формирование адекватного отношения к себе и окружающим | Специальные сюжетно-ролевые игры, предложенные детьми | Детям с ЗПР необходима помощь психолога в выборе игры |
Задание 3. Заполните таблицу «Направления и задачи психологической коррекции детей с различными формами ЗПР» (по Мамайчук И.И.)
Наименование блока | Содержание блока | Психокоррекционные задачи | Формы ЗПР |
Мотивационный блок | Неумение ребенка выделить, осознать и принять цели действия | Формирование познавательных мотивов: создать проблемные учебные ситуации; стимулировать активность ребенка на занятии. Обратить внимание на тип семейного воспитания. Приемы: создание игровых учебных ситуаций; дидактические и развивающие игры. | Психофизический инфантилизм Психогенные формы ЗПР |
Блок регуляции | Неумение планировать свою деятельность во времени и по содержанию | Обучить ребенка планированию своей деятельности во времени. Предварительно организовать ориентировки в заданиях. Предварительно проанализировать с ребенком используемые способы деятельности. Приемы: обучение детей продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию, лепке, моделированию). | Соматогенная форма ЗПР Органический инфантилизм ЗПР церебральноорганического генеза |
Блок контроля | Неумение ребенка контроли-ровать свои действия и вносить необходимые коррективы по ходу их выполнения. | Обучить контролю по результатам. Обучить контролю по способу деятельности. Обучить контролю в процессе деятельности Приемы: - дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность; - обучение конструированию и рисованию по моделям | ЗПР церебрально-органического генеза Соматогенная форма ЗПР. Психогенная форма ЗП |