Дисциплина «Детская психология»
1. Тема: Общие проблемы детской психологии как науки.
Задание по теоретическому обоснованию: охарактеризовать сущность концепции Д.Б.Эльконина о социокультурном и историческом характере детства. Одинакова ли продолжительность периода детства в разные исторические эпохи?
Практическое задание: заполнить таблицу «Методы детской психологии».
Метод | Цель использования | Достоинства | Ограничения |
Наблюдение | |||
Эксперимент | |||
Беседа | |||
Тест | |||
Анализ продуктов детской деятельности |
2. Тема: Особенности психического развития ребенка в период новорожденности и младенчества.
Задание по теоретическому обоснованию: раскрыть основные новообразования в развитии психики младенца и обосновать, почему общение ребенка со взрослым на первом году является ведущей деятельностью.
Практическое задание: схематически изобразить этапы в развитии двигательной сферы на первом году жизни. Доказать, что развитие активной речи связано с развитием эмоциональной, двигательной сферы и предметных манипуляций у младенца.
3. Тема: Психическое развитие ребенка в раннем возрасте.
Задание по теоретическому обоснованию: охарактеризовать личностные новообразования раннего возраста. В чем сущность, симптомы и условия оптимального протекания кризиса трех лет?
Практическое задание: выделить предпосылки развития воображения, возникающие в возрасте около двух лет. Проанализировать взаимосвязь развития воображения с использованием ребенком предметов-заместителей.
4. Тема: Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте.
Задание по теоретическому обоснованию: раскрыть социальную природу и происхождение сюжетно-ролевой игры дошкольников. В чем своеобразие взглядов отечественных и западных психологов на сущность и происхождение игры?
Практическое задание: заполнить таблицу «Характеристика познавательной сферы у детей дошкольного возраста».
Психический познават. процесс | Определение | Особенности развития у дошкольников |
Восприятие | ||
Внимание | ||
Память | ||
Мышление | ||
Воображение | ||
Речь |
5. Тема: Психологическая готовность детей к школе.
Задание по теоретическому обоснованию: обосновать, почему ребенок может учиться в школе с 6-ти лет. Раскрыть связь школьной зрелости с биологическим и паспортным возрастом ребенка.
Практическое задание: подобрать диагностические методики для определения сформированности компонентов психологической готовности к обучению в школе.
Дисциплина «Дошкольная педагогика»
6.Тема: Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки.
Задание по теоретическому обоснованию: доказать, что дошкольная педагогика – развивающаяся наука.
Практическое задание: привести примеры следующих групп методов дошкольной педагогики как науки: эмпирические, теоретические, метотеоретические.
7.Тема: Феномен дошкольного детства и субкультура дошкольника.
Задание по теоретическому обоснованию: раскрыть понятия «субкультура дошкольника», «целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования».
Практическое задание: составить психолого-педагогический портрет ребенка старшего дошкольного возраста, основываясь на целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (ФГОС дошкольного образования).
8.Тема: Дошкольное образование как педагогическая система.
Задание по теоретическому обоснованию: доказать, что дошкольное образование – педагогическая система.
Практическое задание: написать сочинение на тему «Если бы я была министром (или ведущим специалистом) по дошкольному образованию в России», в котором раскрыть пути оптимизации дошкольного образования России на основе внедрения ФГОС.
9.Тема:Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ
Задание по теоретическому обоснованию: раскрыть сущность одной из образовательной области (на выбор) ФГОС дошкольного образования: социально‑коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно‑эстетическое развитие, физическое развитие.
Практическое задание: составить схему взаимосвязи всех участников образовательного процесса ДОУ.
10.Тема:Педагогические условия и средства развития ребенка в период дошкольного детства.
Задание по теоретическому обоснованию: раскрыть сущность одной из видов (на выбор) деятельности дошкольников: познавательная, коммуникативная, трудовая, игровая, продуктивная.
Практическое задание: составить проект развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, основываясь на характеристики развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС (содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная) и опыт работы в ДОУ.