Я часть. Теория. О лингвистике глубинных структур и скрытых смыслов




Е марта. Турист. бизнес

Повторение. Где прячутся скрытые смыслы?

Текст сказки

Жили старик со старухой, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко: не простое. Золотое. Старик бил-бил – не разбил; старуха била-била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось. Старик плачет, старуха плачет; курочка кудахчет: «Не плачь, старик, не плачь, старуха. Я снесу вам яичко другое, не золотое – простое».

Комментарий. Казалось бы, ничего сложного в содержании сказки нет, однако смысл сказки находится в глубинных смысловых структурах.

Так, академик РАН В.Н. Топоров относит сюжет русской народной сказки «Курочка Ряба», в которой начало мира представлено в образе яйца, к наиболее древней мифологическо-астрономической религиозной русской традиции [7]. Сюжет сказки содержит мотив, который восходит к мифологическим представлениям многих народов, в том числе и славян. Этот мотив Топоров В. Н. реконструирует по текстам сказочного типа и близким к нему. Речь идёт о мотиве Мирового Яйца, которое раскалывает мифологический герой. Из Мирового Яйца, судя по представлениям, финнов, древних греков, у жителей Китая, Индии, Индонезии, Океании, Австралии, Африки и. т. д., возник мир в целом или отдельные его части (небо, земля и т. п.). Конечно, никто в повседневной жизни не рассказывает детям о мифах, объясняющих мироустройство. Однако всем понятен и другой смысл, заключенный в ткань сказки, он содержит поучение, моральное наставление: золото, этот символ богатства, осложняет жизнь человека, мир и покой нужно искать не в богатстве, а в привычном простом укладе жизни. Вспомним в этой связи учение Л.Н. Толстого об опрощении жизни.

 

Текст небылицы.

Русские небылицы сыграли не последнюю роль в обучении детей понимать словесные искажения реальных событий в мире. Вспомним в этой связи несуразицу:

Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота,
"Тру", - сказала лошадь
И мужик заржал,
Лошадь пошла в избу,
А мужик стоял,
Лошадь ела булки,
А мужик овес,
Лошадь села в сани,
А мужик повез.

В русской культуре «прижились» английские несуразицы, лимиреки.

Толстый джентльмен объелся до коликов,
Съев шестнадцать упитанных кроликов,

И с тех пор, коль не врет,
Больше в рот не берет
Ни худых, ни упитанных кроликов.[1]

 

Учимся видеть, что имелось в виду!

я не хотела вас обидеть,
случайно просто повезло

башка сегодня отключилась,
не вся, конечно, – есть могу

следить стараюсь за фигурой,
чуть отвлекусь - она жуёт

шаман за скверную погоду
недавно в бубен получил

обидеть Таню может каждый,
не каждый может убежать

ищу приличную работу,
но чтоб не связана с трудом

я за тебя переживаю -
вдруг у тебя всё хорошо

держи вот этот подорожник -
щас врежу, сразу приложи

я понимаю, что вам нечем,
но всё ж попробуйте понять

мы были б идеальной парой,
конечно, если бы не ты

кого хочу я осчастливить,
тому уже спасенья нет

зачем учить нас, как работать,
вы научитесь, как платить

характер у меня тяжёлый,
всё потому, что золотой

чтоб дело мастера боялось,
он знает много страшных слов

вы мне хотели жизнь испортить?
спасибо, справилась сама

 

её сбил конь средь изб горящих,
она нерусскою была

когда все крысы убежали,
корабль перестал тонуть

была такою страшной сказка,
что дети вышли покурить

когда на планы денег нету,
они становятся мечтой

женат два раза неудачно -
одна ушла, вторая – нет

есть всё же разум во вселенной,
раз не выходит на контакт

для женщин нет такой проблемы,
которой им бы не создать

Олегу не везёт настолько,
что даже лифт идёт в депо

меня запомните весёлым,
а завтра я начну ремонт

всё то, что нас не убивает,
богаче делает врачей

и жили счастливо и долго...
он долго, счастливо она

мне психиатр сказал: присядьте,
щас успокоюсь и начнём

сержант почти поймал бандита,
но тот по званью выше был


я ненавижу власть и деньги,
когда они в чужих руках

Олег весь день крутил баранку,
потом не выдержал и съел

я часть. Теория. О лингвистике глубинных структур и скрытых смыслов

Тайны языка. Нераскрытых тайн языка много, перечислению этих тайн будет посвящена первая часть этой работы. Начнем с самого главного: наука не знает, как в голове человека возникают мысли и превращаются в слова для того, чтобы другие люди узнали о том, что он думает или чувствует об окружающем мире и о себе. Как ни странно прозвучат следующие слова, заметим, что науке неизвестно, как другие люди понимают то, что им говорят или пишут.

Дальше больше. Науке неизвестно, как люди, используя язык, создали глобальную систему знаний, ноосферу, по Вернадскому. Труд и знания человека создали неприродное образование ноосферу, которая влияет на природу и на существование человека на Земле. Если упростить сложные представления о ноосфере, то можно сказать, что сначала человек создал искусственную среду в природном мире для собственной жизни, а затем, наращивая знания о себе и окружающей природе, изобрел несуществующую ранее особую глобальную среду обитания текстов, — ноосферу. Частью ноосферы является коммуникативное пространство языка, где проявляется и сохраняется смысл сказанных или написанных слов. Основой глобального коммуникативного пространства в современном мире является Интернет как глобальная система сохранения и передачи знаний и доступной для всех сферы общения.

В коммуникативном пространстве мысль материализуется в слова, высказывания, в тексты, которые можно изучать предметно. Для лингвистов и психолингвистов существует только один путь изучения процессов перехода мысли в слова – они стараются увидеть отпечатки сознательных и интуитивных мыслительных процессов в устной и письменной речи, в структуре слов, идиом, метафор, иносказаний и т.п. Другими словами, этот путь можно назвать реверсивным, так называемым решением обратной задачи, то есть сначала необходимо понять, как устроены тексты, эти поверхностные структуры, доступные прямому изучению, а потом прийти к пониманию, хотя бы в общих чертах, как функционирует языковое сознание и подсознание.

Сложность, вернее, непреодолимая трудность изучения языкового мышления заключается в том, что никакие современные томографы, показывающие наблюдателю и гигантскую нейронную сеть в мозгу человека и также импульсы, превращающие эту сеть в мерцающее облако, не дают ответа на вопрос, как эти импульсы в сети порождают мысли, а как мысли превращаются в слова. Как говорилось ранее, наука не знает, как ответные нейронные реакции обеспечивают понимание сказанных или написанных слов.

Наука не знает, как ребенок усваивании родной язык, а билингвы второй и третий языки.

Видимо, для людей трудно осознать тот факт, что в их головах заключена великая тайна. Та легкость, с которой дети усваивают родной язык, говорят на нем, затмевает очевидный факт, каждый человек является обладателем самого сложного устройства в мире – языком. По сравнению с огнем, который украл Прометей у олимпийских богов и подарил людям, дар языка намного превосходит дар огня.

 

Таинственная область языкового сознания и подсознания все же приоткрывает свои тайны. Метанаблюдатель-лингвист, то есть ученый, изучающий язык, исследует тексты, чтобы найти в нем следы мыслительной деятельности, а также использует рефлексию, чтобы вспомнить, какие внешние или внутренние стимулы заставили его осознать, что и зачем ему говорят люди, как устроен текст, как люди скрывают свои мысли и т.п. Изучение метафор открыла путь к изучению глубинных структур и понять, чем они отличаются от поверхностных структур.

Сейчас среди ученых укрепляется мысль, постулат, что язык не создан для того, чтобы отражать внешний мир, давать названия всем предметам и явлениям, а предназначен для того, чтобы самым удобным образом передавать свои мысли другим людям.

Мемы и постправдизм. Наша точка зрения совпадает с известным изречением, которое звучит так: Революции и войны рождаются сначала в головах людей. Продолжим, потом эти идеи охватывают массы людей, а люди участвуют в революциях и войнах. Заметим, что нас будут интересовать язык, который имеет свойство воздействовать на поступки, знания в широком понимании, эмоции людей. Не так давно появилась и широко дебатируется теория мемов Докинза. «Эгоистичный мем». Кратко остановимся на этой теории. В русской истории известны мемы, которые сто лет назад совершили самую выдающуюся революцию, которая потрясла и изменила мир. Мемы начинались с популярного слова «Долой». Долой Временное правительство! Долой войну! Превратим мировую войну в гражданскую! Мир хижинам – война дворцам! Землю крестьянам, заводы – рабочим!

Постправда сегодня. Особенно ясно она проступает, если посмотреть внимательно на выборную компанию в США. Стена, эмиграция, сексизм и др. Что имелось в виду и как распространялись мемы постправды. Насыщение. Метасмысл.

Я часть. Теория фреймов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: