Если в обычной школе будет налажена специальная дефектологическая помощь «особым» ученикам, Вы одобрите такую идею?




В. О.: Разговоры о налаживании в школах дефектологической помощи напоминают мне разговоры о налаживании в российской школе психологической службы, которые велись в 90-х годах. Тогда говорили о необходимости перехода «от педагогики «знаний, умений и навыков» — к педагогике развития».Сегодня же, согласно документу Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) «Инклюзивное образование в России», нам говорят, что надо приобщить наше образование к системе образования «развитого демократического сообщества», для чего обучение в школе должно соответствовать «индивидуальным образовательным потребностям личности». А инклюзия понимается, как «организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от … особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в … школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку».

Наверное, неплохо, что работники обычной школы будут знать психолого-физиологические и медицинские особенности ребенка с ОВЗ, но сможет ли это позволить педагогу учитывать состояние «включенного» ребенка в ходе урока, не снижая темпа, нагрузки и качества преподавания для всех учеников класса? Также хочется обратить внимание на то, что среди детей с ОВЗ есть дети, которые имеют не просто «особые образовательные потребности», а специфические потребности, вызванные глубокими нарушениями зрения, слуха, речи, тремором, неспособностью самостоятельно передвигаться, даже в коляске, и прочими экстремальными функциональными нарушениями. Удовлетворение специфических образовательных потребностей у таких детей возможно только при использовании специфических приемом, методов, средств и условий образования. Зачастую обучение таких детей в начальной школе является эксклюзивной работой педагога-дефектолога, без которой ребенок просто не научится учиться. Но зачем превращать учителей обычных школ в учителей-дефектологов, знающих шрифт Брайля, дактильную азбуку глухих, или делать из них репетиторов аутистов? Уверен, что сторонники инклюзии заявят о праве ребенка с ОВЗ на тьютора, который, как сказано в статье «Профессия тьютор», опубликованной в 2013 году МППГУ ИПИО, должен «организовать образовательную среду таким образом, чтобы ребенок с ОВЗ был максимально успешен и при этом мог вписаться в коллектив школы или детского сада».

Мне понятна исторически сформировавшаяся роль тьютора, как помощника студента. Также понятна роль тьютера для ребенка с ОВЗ, получившего начальное или общее образование в коррекционной школе и решившего продолжить учебу в массовой школе, но абсолютно не понятна роль тьютора в детском саду или учащегося начальной школы. Если под этим понимается роль няни, как Арины Родионовны у Сашеньки Пушкина, или персонального учителя, как Энни Салливан у слепоглухой Хелен Адамс Келлер, то давайте и говорить, что родители конкретного дошкольника с ОВЗ не могут (причины не важны) сами заботиться о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка, и поэтому им нужна государственная няня, а ребенку школьного возраста из-за специфических потребностей нужен персональный учитель или специальная школа. Но причем здесь «организация образовательной среды» для «вписывания ребенка» с ОВЗ «в коллектив школы или детского сада»? Даже в «Рамках действий по образованию лиц с особыми потребностями», принятых в 1994 году совместно с Саламанской декларацией, на которую любят ссылаться поборники инклюзии, говориться: «…когда совершенно очевидным является то, что обучение в обычных классах не способно удовлетворить образовательные или социальные потребности какого-либо ребенка или если это необходимо для благополучия данного ребенка или других детей…», то используются специальные школы, классы.

Основываясь на моем личном опыте человека, дважды выполнившего обязанности отца здоровых детей и трижды - отца детей, получивших в 18 лет инвалидность 1 группы с детства (двое по зрению, одна – ПНД), на опыте других семей, хочу предостеречь родителей детей со специфическими образовательными потребностями от борьбы за право ребенка учиться в «обычной школе рядом с домом», особенно, на этапе начальной школы. Устранение физических и психологических барьеров, о чем любят говорить сторонники инклюзии – хотя и важные факторы, но не определяющие в выборе условий образования таких детей дошкольного и младшего школьного возраста. Школа, во исполнение закона, выполнит Ваше пожелания: включит ребенка в состав учащихся, найдет тьютора, но результат такого обучения, в отличие от обучения в коррекционных школах, совершенно непредсказуем и, как правило, отрицателен, а начать все снова уже будет невозможно – время будет упущено.

Также надо учитывать территориальную специфику страны. У нас есть регионы и города с высокой плотностью населения и, соответственно, с большим числом детей с ОВЗ. В этих регионах можно найти не только нужных специалистов для тьюторов, но и любое образовательное учреждение, а с помощью ПМПК определить оптимальные условия образования конкретному ребенку. Но есть регионы, где детей инвалидов менее 200 человек, и они разбросаны по огромной территории, превышающей в несколько раз территории многих европейских стран. В этом случае «налаживание специальной дефектологической помощи «особым» ученикам» в школах региона, скорее всего, превратится в имитацию бурной деятельности с пустой тратой средств. Для реализации же права на образование ребенка, имеющего специфические образовательные потребности, родителям совместно с властями придется искать другие пути, возможно за пределами региона.

Возможен ли, по-вашему, вариант, когда ученики коррекционных школ изучают вместе с обычными детьми только часть предметов?

Вопросы: как, где, с кем, для чего и чему будет учиться мой слепой сын, возникли передо мной более 25 лет назад. К этому времени я уже понял, что слепота у сына необратима, поэтому надо что-то предпринимать для его подготовки к будущей жизни. Это заставило меня вплотную познакомиться с системой образования, стать активным членом зарождающегося движения родителей за права детей-инвалидов. Впоследствии я окончил РГПУ им. А. И. Герцена, побывал за рубежом, вплотную познакомился с опытом других семей. Поэтому на Ваш вопрос отвечу: «Да, возможно!» И добавлю, что можно организовать много разных вариантов обучения, проживания, проведения досуга и других видов социального взаимодействия ребенка-инвалида со своими здоровыми сверстниками. И получить совершенно разные результаты: от полной интеграции в общество одного ребенка с ОВЗ, ставшего взрослым, до полного отторжения и изоляции другого ребенка с такими же «особыми образовательными потребностями». И зависит это не от наличия условий для «инклюзивного образования» в «школе, ближайшей к дому», а от множества других факторов, не связанных с образованием. Определяющими являются желание и воля родителей выполнить свой родительский долг, и их способность адекватно оценить будущие возможности ребенка при выборе формы образования.

Сегодня я знаю не один случай «включения» ребенка с «исключительными образовательными потребностями» в обычную школу с начальных классов. Какую бы поддержку ни оказывала при этом сама школа, какие бы технические средство обучения ни применялись для освоения учебного материала, успешность ребенка в ходе обучения определялась наличием постоянной ежедневной помощи либо кого-то из родителей, либо персонального учителя. Как правило, окончив школу, и имея неплохой интеллектуальный багаж, такой ребенок оказывается плохо приспособленным к самостоятельной жизни, как в бытовом, так и в практическом плане. Он имеет трудности общения в незнакомой обстановке, малоуспешен в личной жизни, редко создаёт семью. Выпускники же коррекционных школ оказываются намного лучше подготовленными к самостоятельной жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: