Урок 9. Государство на берегах Нила
Педагогические цели | Способствовать формированию представлений о природных условиях долины Нила, возможностях и особенностях ее хозяйственного освоения; создать условия для рассмотрения процесса складывания единого древнеегипетского государства, выделения его основных признаков |
Тип и вид урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний / лекция с элементами беседы |
Планируемые результаты (предметные) | Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность |
Личностные результаты | Понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность |
Метапредметные результаты | Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач |
Основное содержание темы, понятия и термины | Древний Египет. Природные условия долины Нила. Условия жизни и занятия населения. Образование единого государства в Египте (около 3000 г. до н. э.). Древние египтяне, дельта, речные пороги, речной ил, оазис в пустыне, рельеф, фараон, объединение, столица, государство |
Образовательные ресурсы | Учебник. Электронное приложение к учебнику. Контурные карты (в рабочей тетради). Карты: «Древнейшие государства», «Древний Египет». Рабочая тетрадь № 1. Аппликации (слайды): «Долина Нила в древности. Миф о причинах ежегодных разливов», «Образование единого государства в Древнем Египте» |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД | ||||
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Знакомит с темой урока, учебной задачей | Слушают учителя | Регулятивные: принимают учебную задачу | |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Местоположение Древнего Египта | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, исследовательский. Рассказ учителя, работа с картой, беседа | Организует работу с картой «Древнейшие государства». Обучает учащихся словесному определению местоположения объекта (страны) на карте. – Древний Египет расположен в Северо-Восточной Африке | Показывают на карте и словесно определяют местоположение Древнего Египта на карте мира | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: слушают и понимают речь других | Работа с картой, рассказ |
Природные условия долины Нила. Условия жизни и занятия населения | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, проблемный. Рассказ учителя, работа со схемой, аппликацией (слайдами), картой, беседа | С опорой на схему, аппликацию «Долина Нила в древности», миф о причинах ежегодных разливов, карту рассказывает о природных условиях долины Нила, условиях жизни и занятиях населения. – Какие природные условия Египта были благоприятны для земледелия? | Находят на карте 1-й нильский порог, дельту Нила; с помощью учителя объясняют причины разлива Нила, называют природные условия, благоприятные для земледелия: тепло, влага, почва | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи | Работа с картой, рассказ, беседа по вопросам |
Образование единого государства в Египте | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ учителя, работа с аппликацией (слайдами), картой, беседа | Рассказывает об образовании единого государства в Египте с помощью карты-схемы и аппликации «Образование единого государства в Древнем Египте». Объясняет термин «государство», его признаки (см. Приложение) | Под руководством учителя рассказывают об образовании единого государства в Египте, называют дату (около 3000 г. до н. э.), используют термины | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи | Беседа по вопросам, работа с картой |
IV. Закрепление знаний и способов действий. Древний Египет. Природа. Объединение государства | Фронтальная. Словесный. Беседа, работа с картой | – С какой страной мы сегодня познакомились? Покажите ее на карте и словесно опишите местоположение. – Благодаря каким природным особенностям жители Египта могли получать высокие урожаи? – Какие два египетских царства были объединены в единое государство? Когда? | Читают историческую карту, описывают местоположение Древнего Египта; называют дату объединения государства; называют природные особенности Египта, благоприятные для земледелия; используют термины | Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме | Беседа по вопросам, работа с картой |
Термины | Парная. Словесный. Беседа, работа с терминами | Предлагает в парах выполнить взаимопроверку терминов: дельта, речные пороги, речной ил, оазис в пустыне, рельеф, фараон, объединение, столица | Объясняют значения терминов | Коммуникативные: принимают участие в работе парами; контролируют действия партнера | Взаимопроверка |
V. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. § 6. Задания 22, 23 в рабочей тетради, контурная карта (№ 25) | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания | Задания в рабочей тетради, контурная карта |