ИЗ ЛЕКСИКОНА ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА




ЛЕКСИКОЛОГИЯ

Задание 1. Определите значение следующих паронимов:

адресат – адресант,

гуманный – гуманитарный,

дипломат – дипломант,

двойной – двойственный,

дружный – дружеский,

желательное – желаемое,

жесткость – жестокость,

жилищный – жилой,

заразный – заразительный,

командированный – командировочный,

льстивый – лестный,

надеть – одеть,

невежа – невежда,

экономичный – экономический,

обговорить – оговорить,

осуждение – обсуждение,

понятный – понятливый,

представить – предоставить,

романтичный – романтический,

скрытый – скрытный,

сытно – сыто,

удачный – удачливый,

факт – фактор,

эффектный – эффективный.

Задание 2. Подберите русский эквивалент к следующим словам:

альянс – …,

антагонизм – …,

афера – …,

вербальный – …,

вояж –…,

дефиниция – …,

имидж – …,

индифферентный – …,

легитимный – …,

масс-медиа – …,

менеджер – …,

паритет – …,

раритет – …,

социум – …,

фатальный – …,

эксклюзивный – ….

 

Задание 3. Подберите иноязычный эквивалент к следующим словам:

сходный, подобный – …,

вводить в заблуждение, давать неправильную информацию – …,

изменять в известных пределах –…,

украшать –…,

напряженный, усиленный –…,

приспособление – …,

положительный –…,

отрицательный –…,

бездеятельный, вялый –…,

недостаток, недочет –…,

старинный, ценный –…,

неуместно развязный –…,

неприязнь –…,

сильное волнение, возбуждение – …

 

Задание 4. Перед вами синонимический ряд к слову «сказать». Рядом с глаголами проставьте пометы, принятые в словарях (нейтральное, книжное, разговорное).

Произнести – …,

проговорить – …,

выговорить – …,

молвить – …,

изречь – …,

заметить – …,

буркнуть – …,

вставить – …,

ляпнуть – …,

выпалить – …,

сказануть – …,

добавить – …,

рассказать – …,

брякнуть – …,

высказаться – ….

Задание 5. Подчеркните словосочетания, в которых слова использованы в прямом значении. Подберите синонимы для слов в каждой строке. Запишите их в скобках. Почему синонимы для одного и того же слова в разных строках различные?

Холодный

Холодный (…) прием.

Холодная (…) голова.

Холодный (…) суп.

Холодные (…) страны.

Холодное (…) пальто.

Черный

На черный (…) день.

Черные (…) мысли.

Черная (…) лестница.

Черная (…) работа.

Черная (…) неблагодарность.

Черные (…) перчатки.

Потерять

Потерять голову (…).

Потерять время зря (…).

Потерять ребенка в толпе (…).

Потерять дар речи (…).

Потерять авторитет (…).

 

Задание 6. В каждом из трех словосочетаний есть один «лишний» вариант, значение которого отлично от остальных. Вычеркните его и объясните, чем оно отличается от других.

Одет со вкусом. Приятный на вкус. Вкус кофе.

Сила воли. Воля к победе. Дать волю.

Вывести на прогулку. Вывести ребенка из класса. Вывести редкий сорт чая.

Неправильная дробь. Барабанная дробь. Дробь дождя по крыше.

Выполнить долг. По долгу службы. Жить в долг.

Залиться краской стыда. Залиться соловьем. Залиться смехом.

Свадебный наряд. Осенний наряд леса. Наряд вне очереди.

Высокая нота. Нота протеста. Нота неудовольствия в голосе.

Спортивный клуб. Клубы дыма. Клуб филателистов.

 

Задание 7. Найдите многозначные слова и исправьте предложения таким образом, чтобы избежать возможности двойного толкования.

Учитель: «Особенно сильно у нас хромают троечники».

Логопед: «Наш долг не отмахиваться от ребёнка с нарушениями речи, а довести его до конца».

Студент преподавателю: «Ваши замечания я прослушал».

Экскурсовод: «Мы проведём экскурсию по музею, чтобы вынести из него все самое лучшее, самое ценное».

Организатор: «Вечер, посвященный О. И. Скороходовой, состоится в субботу утром».

 

Задание 8. Есть ли отличия в лексическом значении следующих словосочетаний?

Любовь матери – материнская любовь.

Помощь брата – братская помощь.

Совет друга – дружеский совет.

Ловкость кошки – кошачья ловкость.

Преданность собаки – собачья преданность.

Лодка рыбака – рыбачья лодка.

Платье старухи – старушечье платье.

ИЗ ЛЕКСИКОНА ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА

Задание 9. Проверьте правильность использования фразеологизмов.

В коррекционно-развивающем процессе важную роль имеют упражнения на развитие внимания.

Львиная часть открытий в дефектологии принадлежит Льву Семёновичу Выготскому.

Педагог-дефектолог должен быть образцом.

Новость о введении инклюзивного образования имела резонанс среди педагогов-дефектологов.

В трудах Л. С. Выготского красной чертой проходит мысль о компенсаторных возможностях детей, имеющих особенности в развитии.

 


[1] При выполнении заданий пользуйтесь следующими словарями:

Горбачевич, К.С. Словарь синонимов русского языка: более 4000 синонимов: [толкование значений. Сочетаемость с другими словами. Особенности употребления синонимов] / К. С. Горбачевич. – М.: Эксмо, 2009.

Окунева, А. П. Словарь омонимов современного русского языка: Около 5 000 слов и словосочетаний / А. П. Окунева. – М.: Рус.яз. 2007 – 413 с.

Львов, М. Р. Словарь антонимов русского языка: свыше 3 000 антонимов: варианты, синонимы, употребление / М. Р. Львов. – М.: АКТ-ПРЕСС, 2008. – 589 с.

Бельчиков, Ю. А. Словарь паронимов современного русского языка: более 200 паронимических рядов / Ю. А. Бельчиков, М. С. Панюшева. – М.: Рус. яз., 1994. – 455 с.

Большой фразеологический словарь русского языка / [авт.-сост.: И. С. Брилёва и др.]; отв. ред. А. П. В. Н. Телия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2009. -782 с.

Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочёты: энциклопед. словарь-справ. / под ред. А. П. Сковородникова. – М.: Флинта, 2008. – 667 с.

Крысин, Л. П. 1000 новых иностранных слов / Л. П. Крысин. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2009. – 319 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: