III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.




I этап: Ориентировка “на себе”.

 

Первоначальной задачей является освоение ребенком ориентировки на собственном теле. Она основывается на знании пространственного расположения отдельных частей своего тела, умении ориентироваться в предметно-пространственном окружении “от себя”.

Дети овладевают ориентировкой “на себе” в младшем возрасте. Она включает знание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и т.д.).

Умение ориентироваться “на себе” – предпосылка, необходимая для перехода к следующей ступени – учить детей ориентироваться на другом человеке, на предметах. Однако ориентировка на человеке, на предметах возможна только на основе знания схемы собственного тела. Ребенок как бы мысленно переносит ее на другие объекты и по аналогии выделяет на другом человеке, на предметах. Скажем, дети рассматривают игрушки, активно действуют ими. В ходе беседы фиксируем их внимание на характерных деталях.

Например, рассматривается машина: спереди кабина, кузов сзади, внизу колеса, передние и задние.

II этап: Ориентировка “от себя”.

 

В младшем дошкольном возрасте детей учат различать основные группы направлений (вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево). Ребенок их осваивает на основе знания сторон собственного тела. И связь эту важно упрочить с помощью игровых упражнений типа “Куда показывает флажок?”. Дети должны отгадать, например, какое направление указывается флажком (вверх или вниз, в сторону, вперед или назад). Они сами выполняют игровые задания, указанные с помощью флажков, лент, шаров, мячей. Так постепенно будет формироваться первоначальный опыт ориентировки в пространстве с учетом направлений, перестраиваться восприятие самого пространства.

Ориентировка от себя предполагает умение пользоваться системой, когда началом отсчета является сам субъект, а ориентировка от объектов требует, чтобы началом отсчета был тот объект, по отношению к которому определяется пространственное расположение других предметов.

Для этого необходимо уметь вычленить различные стороны этого объекта: переднюю, заднюю, правую, левую, верхнюю, нижнюю.

 

 

 

Игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.

 

Игра «Что справа». По всем сторонам ковра расположено по 5-6 игрушек.

Вариант 1. Просим ребенка вспомнить, где у него правая рука. Затем предлагается встать в центр на ковре и назвать – какие игрушки расположены справа от него.

Вариант 2. Называем игрушки, расположенные в одном ряду и просим ребёнка, находящегося в центре ковра назвать – с какой они стороны.

Игра «Скажи наоборот».

Называем пространственные ориентиры, а ребёнок, называет ориентир, противоположный по значению. Например: лево – право, верх – низ, и т.д.

 

III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

 

Ориентировки «на себе», «от себя», применение их на различных предметах позволяют ребенку уяснить значение таких пространственных предлогов, как «в», «под», «на», «за». Предлог «на» обычно ассоциируется с верхней плоскостью предмета (на столе, на стуле). Предлог «под» – с нижней стороной. Предлог «в» воспринимается как указание на расположение внутри какого-либо объекта.

Освоение системы отсчета и ориентировки в окружающем пространстве по сторонам собственного тела и других предметов, по основным пространственным направлениям развивает у детей умение давать словесную характеристику пространственной ситуации.

Направление «вверх-вниз» («вверху-внизу») позволяет ребенку уяснить такие ориентировки, как «над» и «под», «посередине» и «между» при расположении группы предметов по вертикальной линии.

Направление «направо-налево» («справа-слева») помогает лучше понять пространственные отношения, определяемые словами «рядом», «посередине» и «между», «сбоку» или «с краю».

Направление «вперед-назад» («впереди-сзади») способствует уяснению таких пространственных отношений, как «впереди», «перед», «напротив», «за», «позади», «посередине» и «между» при расположении предметов по фронтальной линии от исходной точки отсчета.

Таким образом, несмотря на большое многообразие существующих в нашей речи характеристик пространственного окружения, все они основаны на освоении ориентировки «на себе» и «на внешних объектах».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: