Русская народная песня в хоровой обработке русских композиторов конца 19- начала 20 века.




 

В конце 19 – начала 20 века происходит быстрый рост русской хоровой культуры. Наряду с уже известными хорами, такими как Петербургская певческая капелла, Синодальный хор, хор бесплатной музыкальной школы, создаются новые хоровые капеллы. В 1880 году в Петербурге организует хор Архангельский А., в 1900 году в Москве из любителей хорового пения был создан коллектив, который возглавил И. Юхов. Несколько позже широкую известность получает «Симфоническая капелла» - хор под руководством В. Булычева.

Значительную роль в активизации хоровой концертной жизни России и в пропаганде русского хорового искусства сыграло хоровое общество, созданное в 70-х годах в Петербурге и Москве. Высокая культура исполнения, активная концертная и просветительская деятельность лучших коллективов стимулировали хоровое творчество композиторов.

В конце 19-начале 20 века процесс создания произведений для хора продолжал развиваться. Большая заслуга в этом принадлежала композиторам Гречанинову, Кастальскому, В. Калинникову, Чеснокову и другим. Развитие хорового искусства одновременно шло с активным освоением песенного богатства нашего народа. В результате собирания и изучения были определены особенности русского подголосочного стиля.

В этот период развиваются демократические и революционные взгляды. В таких условиях особую необходимость приобретает пропаганда народного песенного творчества. Песня, особенно революционная, становится средством активного воспитания масс. В этой связи особого внимания заслуживает деятельность таких коллективов, как хоры, руководимые Архангельским, Агреневым-Славянским, Юховым и др. тесно связанными с традициями русских классиков, обработки р.н.п. приобретают в творчестве композиторов 19-20 века новые черты. В них заметно стремление авторов придать обработкам более развернутый вид. Так хоровая миниатюра заменяется более крупной вариационной формой. Авторы часто применяют значительные динамические нарастания, нередко завершаемые мощной кульминацией. Более широко используются возможности солистов. Раздвигаются рамки гармонического звучания. Все чаще композиторы вводят альтерированные аккорды, основанные на более сложных интервальных соотношениях (обработки Чеснокова, Никольского). Во многих песнях увеличивается роль полифонии. Для значительного числа обработок характерными являются большие многоголосные смешанные хоровые составы.

 

В развитии русской хоровой литературы обработки В. Орлова занимают особое положение. Все они близки подлинным записям и построены за счет удвоения основных голосов в октаву. Все обработки написаны для смешанного хора, он использует неполные гармонические аккорды, плагальные обороты, различные ритмические движения в партиях. Иногда партитура достигает до 8 голосов «Вейся, вейся, капустка».

 

Важное место в творчестве А.Т. Гречанинова (1864-1956) имеют оригинальные хоровые произведения. Им создано множество хоров а капелла и с сопровождением. Все они отличаются рельефностью музыкальных образов, разнообразием приемов хорового письма. Такие хоры, как «Нас веселит ручей», «Лягушка и волк» и др. в хоровых обработках р.н.п. появляется ряд новых черт, ставших в дальнейшем характерными для данного жанра. Это стремление композитора создать за счет значительного вариационного развития развернутую хоровую композицию. Нередко вместе с изменением хоровой фактуры автор видоизменяет и мелодическую линию. Характерным для обработок является использование больших хоровых составов. Один из типичных хоровых приемов – передача мелодии из одной партии в другую, что способствует достижению разнообразных тембровых сочетаний. Обработки отличаются светлым колоритом. Часто применение регистров, особенно в произведениях для смешанного хора, придает им весеннее настроение. Большое значение в обработках имеют скорые, плясовые народные напевы. Им свойственна значительная подвижность даже в басу. Подголосочная структура изложения в обработках является основной. В то же время композитор широко применяет разнообразные средства классической полифонии. Особенности развития темпа – постепенное темповое ускорение, что придает произведению большую устремленность («Лен», «Пойду ль я, выйду ль я»). Автор применяет динамические контрасты, постепенное динамическое изменение. Сложен гармонический план хоров, можно встретить ряд тональных отклонений. В некоторых случаях композитор применяет такой специфический прием, как хоровое стаккато, что подчеркивает ритмическую остроту звучания. Обработки автора отличаются звучанием, большой вариационностью, что нашло в дальнейшем отражение в обработках Чеснокова, Никольского, Василенко и др.

 

Хоровые произведения В.С. Калинникова (1870-1927) сразу завоевали широкую известность и прочно вошли в репертуар многих хоров. Основную роль в творчестве играет его оригинальные хоровые произведения такие, как «Зима», «Элегия», «На старом кургане». В 1929 году выходит из печати пять русских народных песен: «Ты взойди, солнце красное», «У ворот батюшкиных», «Заиграй моя волынка», «»Вниз по матушке, по Волге, «Эй, ухнем!». Все они предназначены для а капельного исполнения смешанным составом хора. От начала до конца сохраняется строгое четырех голосие, встречаются песни, где партитура в отдельные моменты достигает семи голосия. Обработки автора несложны по музыкальному языку. Они сделаны просто, но в то же время каждая из них обладает развитым голосоведением. Композитор не использует развернутую полифонию у него отсутствует элемент полифонической техники, как имитация. Однако вместе с тем он часто применяет контрастное полифоническое письмо – органный бас, выдержанные звуки в средних голосах, вариационное изложение, трехчастная репризная форма. В гармоническом языке наличие побочных ступеней, плагальных оборотов, неполных гармонических созвучий. Автор пользуется приемом передачи мелодии из голоса в голос, возможностями динамического развития – контрасты, постепенное изменение силы звука. В обработках можно встретить движение параллельными октавами – прием встречавшийся у Кастальского. Одним из приемов, раскрывающих особенности музыкального языка обработок автора, может послужить песня «Заиграй, моя волынка». Калинников не сразу вводит все хоровые партии. Вначале звучат одни женские голоса, к ним присоединяется тенора, и в конце куплета басы. Развитие второго куплета – с женской группой хора появляется басовый голос, усиливаемый затем партией тенора. В третьем куплете смешанный хор: сопрано, альт, тенор. Последний куплет почти не отличается от второго. Каждый куплет представляет собой период, состоящий из двух предложений. Для данной обработки характерно сочетание гармонического склада с элементами подголосочного.

 

А.Д. Кастальский (1856-1926), как композитор сформировался еще в дореволюционное время. Важное место среди произведений занимают обработки р.н.п. являясь членом Московской музыкально-этнографической комиссии, он постепенно изучал музыкальное наследие нашего народа. Одним из первых начинает объединять отдельные хоровые обработки в циклы. В 1913 году он создает цикл «Картины русских народных праздников в обрядах и песнях». В цикле – семь хоровых обработок, рисующих разные картины сельских работ. Это хоровая сюита. Так же композитор использует в своих обработках звучание русских народных инструментов. Так, цикл «Сельские работы в народных песнях» создан для смешанного хора и оркестра народных инструментов. Для обработок характерна широта подголосочного развития, интенсивная устремленность динамики хора. Начинаясь часто отдельным звучанием, песня к концу достигает большой динамической насыщенности – «Посев». Отражая черты русского подголосочного склада, автор придает голосоведению большую свободу – «Ты рябинушка». Существенно варьируется в обработках и гармоническое сопровождение. В результате свободного подголосочного движения гармонический язык в процессе развития постепенно обновляется, приобретает в каждом куплете иные оттенки звучания.

А.Д. Кастальский использует различные приемы композиторской техники – их слияние с элементами народной подголосочности. Обработки значительны по объему. Чаще всего в них применяется куплетно-вариационная форма – 4, 5, 7 куплетов. Наиболее широко в творчестве композитора представлены обработки для большого многоголосного смешанного хора. Охотно использует дивизии. В ряде случаев осуществляет деление партии на три голоса, что приводит к образованию девятиголосной хоровой партитуры. В обработках отражены различные лады народной музыки. Наряду с распространенными натуральными мажором и минором встречаются обороты старинных ладов: фригийский, миксолидийский. Композитор применяет мощное полнозвучное форте и тончайшее пианиссимо, стремительное крещендо и постепенное диминуэндо, внезапная смена динамики и равномерное ее нарастание. Смену темпа можно применять и в начале нового куплета, и в каденциях, и в конце произведения. В отдельных обработках можно встретить прием звуковой изобразительности. Например, в песне «Звонили звоны» началу мелодии предшествует приглушенные аккорды в нижнем регистре, воспроизводящие звучание колоколов. По характеру музыкального развития хоровые обработки разделяются на две группы. Одной из них свойственна большая простота в выборе средств хорового письма. Композитор осторожно прибегает к полифоническим приемам. Они чаще всего ограничиваются басовой хоровой педалью, на фоне которой звучат остальные партии хора. Диатонический звукоряд является здесь основным. Элементы хроматизма встречаются редко. Для произведений данной группы характерен гомофонно-гармонический склад изложении, сочетающийся с подголосочной основой русской народной песни. Использует прием – главная мелодическая линия, проходящая в одном из нижних голосов, развивается на фоне повторяющегося на одном звуке подголоска в верхней партии хора. Кульминации обычно предшествует подготовка – постепенное динамическое нарастание с одновременным ускорением темпа к концу песни. («Утенушка луговая», «Прибаутки»). В другой группе важную роль выполняют большой гибкостью и мелодической самостоятельностью. В различных партиях хора возникают нисходящие хроматические ходы, сопровождающие линию основного напева. Каждый куплет такой обработки отличается относительной завершенностью. Это как бы небольшой законченный эпизод, являющийся частью развернутого хорового произведения. Кульминация не совпадает с заключительными аккордами обработки и наступает внезапно в начале одного из куплетов песни «На горе петухи поют», «Звонили звоны».

П.Г. Чесноков – талантливый исполнитель, композитор, педагог и теоретик. Исполнение хоров, которыми он управлял, отличалось безукоризненным строем, тонкостью звучания, выразительностью нюансировки. Его произведения наполнены искренним лирическим чувством. В них нашли отражение отточенность голосоведения, свежесть гармонии, гибкость фразировки. Чеснаков внес вклад в развитие русской хороведческой науки – труд «Хор и управление им» - впервые были сформулированы и теоретически обоснованы важнейшие положения хорового исполнительства. Обработки были объединены композитором в несколько опусов: «Во субботу день ненастный», «Лучинушка», «Во поле березонька стояла», «Ходила младешенька» и др. все обработки сделаны для смешанного хора без сопровождения. В основном это большое хоровое произведение, состоящее из нескольких вариационно изложенных куплетов. Средства хорового письма – прием, как пение с закрытым ртом, вводит сольные голоса. Применяет различные полифонические сочинения – имитация, глубокие органные басы, контрастные полифонические линии, канон. Композитор в произведениях не повторяется в выборе средств. По-разному использует пение хора с закрытым ртом – оно сопровождает от начала до конца ансамбль солистов («Сама садик я садила»), в отдельных эпизодах («Канава»). Во многих случаях отказывается от традиционного воспроизведения характера мелодии и ищет новые художественно-выразительные возможности. В результате песня приобретает иное творческое истолкование – исполняется в медленном темпе с оттенком грусти, песня «Во поле береза стояла» со спокойным характером напева оттеняется завершенную форму. В основе их вариационное развитие, но в конце песен нередко возвращение к особенностям хорового изложения первого куплета. В варьировании народных напевов значительную роль играют ладо-тональные отклонения – переход в родственные и далекие тональности. Также прибегают к сложным гармониям – это доминантсептаккорд и его обращения, различные виды септаккордов субдоминанты и др. В гармонии старался отобразить специфику народной музыки, а также придать песням свежесть гармонического звучания. Часто использует органную педаль, на фоне которой происходит смена различных гармоний. Большую выразительность получают подвижные органные басы.

Обработки народных песен для хора русскими композиторами конца19-начала 20 века – важнейший этап в развитии отечественной хоровой литературы. Стремление создать хоровые обработки значительных масштабов стало для русской реалистической музыки 20 века характерным. Оно было направлено на то, чтобы вывести исполнение народной песни на концертную сцену и помогло воспитать художественный вкус слушателей.

В конце20-30-х годов обработки получили широкое распространение среди хоровых коллективов. Особенно самодеятельных хоров.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: