Что значит становиться личностью




Когда я работал в Центре консультирования Чикагского университета, у меня была возможность работать с людьми, которые обладали широким кругом личностных проблем. Среди них был и студент, переживающий из-за возможного провала на экзаменах в колледже; и домохозяйка, недовольная своим замужеством; и человек, ощущающий, что он находится на грани нервного расстройства или психоза; и ответственный работник, который большую часть своего времени проводит, предаваясь сексуальным фантазиям, и не справляется с работой; и студент-отличник, успевающий лучше всех в группе, но парализованный убеждением в своей безнадежной несостоятельности; и родитель, уставший от поведения своего ребенка; и общительная девушка, впадающая в беспричинную черную депрессию; и женщина, которая боится, что любовь и жизнь проходят мимо нее, а ее успехи в учебе - лишь слабое утешение; и человек, убежденный в том, что все мощные злые силы объединились вокруг него. Я могу продолжить этот список, содержащий множество различных уникальных проблем, с которыми приходят люди. Это полнота жизненного опыта. Однако для консультанта нет ничего приятного в перечислении этих жалоб. Я знаю, что проблема, заявленная на первой беседе, не является той же самой через два-три часа, а к десятой беседе это будет уже совсем другая проблема или серия проблем.
Но тем не менее я приобрел уверенность в том, что вопреки этому приводящему в замешательство горизонтальному многообразию и вертикальным слоям различных затруднений скорее всего существует только одна проблема. Опираясь на опыт многих клиентов во время терапевтических отношений, которые мы пытаемся для них создать, я обнаружил, что каждый из них поднимает один и тот же вопрос. Под уровнем проблемной ситуации, на которую жалуется клиент - за сложностями с учебой, с женой, с работодателем, за собственным не поддающимся контролю странным поведением, за собственными пугающими чувствами, - лежит основной поиск клиента. Мне кажется, что где-то в глубине каждый человек задается вопросом: "Кто же я в действительности? Как я могу прикоснуться к этому истинному Я, лежащему в основе всего моего внешнего поведения? Как я могу стать собой?"

Процесс становления.
Проникновение под маску

Позвольте мне попытаться объяснить, что я имею в виду, когда говорю, что существует цель, которой индивид больше всего хочет достичь, которой он сознательно или несознательно добивается. Эта цель заключается в том, чтобы стать самим собой. Если ко мне приходит человек, озадаченный уникальной комбинацией своих проблем, то я понимаю, что стоит попробовать создать безопасные и свободные взаимоотношения. Моя цель - понять, как он чувствует себя в своем внутреннем мире; принять его таким, какой он есть; создать атмосферу свободы, в которой он сможет продвинуться в своих чувствах, мыслях и образе жизни в любом направлении, каком только захочет. Как он использует эту свободу?
По моему опыту он использует это, чтобы все больше и больше становиться собой. Он начинает отбрасывать фальшивое поведение, маски, роли, с которыми встречает жизнь. Он, оказывается, пытается найти нечто основное, чтобы в большей степени стать собой. В первую очередь он снимает те маски, которые он сознательно использует. Одна молодая девушка-студентка описывала в консультационной беседе одну из масок, которую использовала, и свои сомнения по поводу того, есть ли под этим внешним умиротворением и очарованием настоящее Я со своими убеждениями.
"Я думала о соответствии нормам. Я как бы разработала что-то вроде умения, я думаю... ну... привычка... пытаться сделать так, чтобы окружающие меня люди чувствовали себя легко, или вести себя так, чтобы дела шли гладко. Миротворец нужен всегда, как масло внутри механизма. На встречах, или на вечеринках, или где-то еще - я способствовала тому, чтобы все шло гладко и чтобы всем казалось, что мы хорошо проводим время. Но иногда я удивлялась себе, если принимала противоположную своей точку зрения, понимая, что человек, придерживающийся ее, обидится, если я этого не сделаю. Иначе говоря, я просто никогда... я имею в виду, я никогда не была уверена в чем-то. Сейчас мне кажется, что причина, по которой я это делала, исходит из моего дома. Я никогда не вставала на защиту своих убеждений и сейчас не знаю, есть ли они у меня, чтобы их защищать. Если честно, я не была собой, я не знала, что является моим настоящим Я, и я просто играла свою роль фальшиво".
В этом отрывке вы можете увидеть, как она проверяет маску, которую использует, осознавая свое неудовлетворение и рассуждая, как добраться до глубинного настоящего Я, если таковое существует.
В попытках раскрыть свое собственное Я клиент обычно использует отношения, чтобы исследовать, проверять различные аспекты своего опыта, осознавать и сталкиваться с глубокими противоречиями, которые он часто обнаруживает. Он понимает, насколько его поведение и даже чувства, являются неискренними, исходящими не из естественных движений его организма, а только фасадом, внешностью, за которой он прячется. Он открывает то, как сильно руководствуется в жизни представлениями о том, каким должен быть, а не тем, кто он есть в действительности.
Часто он приходит к выводу, что существует только как ответ на требования других, что у него нет собственного Я, что он только пытается чувствовать, думать, вести себя так, как, по мнению других, он обязан себя вести, думать и чувствовать.
В связи с этим я был поражен, обнаружив, как датский философ Серен Кьеркегор (Seren Kierkegaard) с острой психологической проницательностью обрисовал дилемму индивидуальности больше века назад. Он подчеркнул, что обычное отчаяние - это отчаяние из-за отсутствия выбора или желания быть собой; но самая глубокая форма отчаяния - это решение "быть другим, а не собой". С другой стороны, "желать быть тем Я, которое истинно, абсолютно противоположно отчаянию", и за этот выбор человек несет огромную ответственность. Когда я читал его работы, меня не покидало ощущение, что он, должно быть, слышал высказывания наших клиентов в то время, когда они искали и исследовали реальность своего Я - зачастую это был болезненный и сложный поиск.
Этот поиск становится еще более волнующим, когда клиенты вовлекаются в отказ от фальшивых масок, о которых раньше не знали, что они фальшивые. В этом пугающем поиске они начинают исследовать свои чувства, бушующие и иногда жестокие. Снятие маски, которую вы считали частью своего настоящего Я, очень тревожит, даже если есть свобода думать, чувствовать и быть и если индивид все ближе подходит к цели. Это может проиллюстрировать выдержка из речи женщины, завершившей серию бесед. Она использует много метафор, когда рассказывает, как боролась за проникновение к сущности своего Я.
"Глядя на это сейчас, я понимаю, что как будто снимала защиту слой за слоем. Я строила их, проверяла, а потом выкинула, потому что вы не изменялись. Я не знала, что находится на дне меня, и очень боялась это найти, но мне надо было продолжать искать. Сперва я ничего не чувствовала внутри себя - только огромную пустоту, где мне нужно было и хотелось найти твердую сущность. Затем я начала чувствовать, что сталкиваюсь с твердой каменной стеной, слишком высокой, чтобы перелезть, и слишком плотной, чтобы пройти насквозь. Однажды стена стала полупрозрачной, а не плотной. А после этого она стала вроде бы исчезать, но за ней я обнаружила дамбу, сдерживающую бурлящие воды насилия. Я чувствовала, что если вновь попытаюсь сдержать силу этих вод или открою хотя бы небольшое отверстие, то я и все вокруг будет разрушено надвигающимся стремительным потоком чувств, которые представлены в виде воды. В результате я не смогла больше сдержать это и выпустила поток. И я действительно поддалась совершенной и полной жалости к себе, потом ненависти и затем - любви. После такого опыта я чувствовала, что перескочила через край пропасти и оказалась в безопасности на другой стороне, вместо того чтобы качаться на краю. Я не знаю, что ищу и куда иду, но я чувствую, что живу по-настоящему, как никогда, и что двигаюсь вперед".
Я уверен, что этот отрывок довольно хорошо демонстрирует чувства многих индивидов: если фальшивая внешность, стена, дамба не выдержат, то все будет уничтожено напором чувств, которые удерживались в этом внутреннем мире. Однако этот отрывок также иллюстрирует непреодолимую потребность, которую испытывают индивиды в поиске и становлении своего Я. Также он показывает способ, с помощью которого индивид организует свою внутреннюю реальность, - когда он полностью переживает ощущения, которые открываются ему на органическом уровне (как эта клиентка переживала жалость к себе, ненависть, любовь, а потом уверенность в том, что она является частью своего реального Я).

Переживание чувств

Я бы хотел еще раз поговорить об этом переживании чувств. На самом деле - это открытие неизвестных элементов Я. Тот феномен, который я пытаюсь описать, очень сложно понять когнитивным способом. В нашей повседневной жизни существует тысяча и одна причина для того, чтобы полностью не переживать свои отношения, причины из прошлого и настоящего, причины, коренящиеся в социальном окружении. Переживать их полноценно и свободно кажется слишком опасным, несущим в себе потенциальное разрушение. Но в безопасных и свободных терапевтических отношениях они могут быть пережиты полноценно - такими, какие они есть.
Они могут переживаться и переживаются, как мне хочется думать, "в чистом виде", так что в определенный момент человек может быть своим страхом, злобой, нежностью или чем-то еще.
Наверное, я смогу разъяснить это, снова проиллюстрировав примером, который покажет и выразит то, что я имею в виду. Молодой человек, аспирант, находящийся глубоко в процессе психотерапии, был сильно озадачен смутным чувством, которое он ощутил в себе. Он постепенно обозначил его как какое-то пугающее чувство, страх провала, неполучение ученой степени. Потом была долгая пауза. С этого момента мы посмотрим запись беседы.
Клиент: Я как бы позволил этому дойти до меня. Но еще я связываю это с вами и с нашими отношениями. И есть еще, что я чувствую, это страх уйти; или по-другому... слишком тяжело уловить... похоже на два разных чувства. Или два "меня". Один боится - тот, который держится за что-то, и его я могу довольно ясно почувствовать прямо сейчас. Вы знаете, мне, похоже, нужно за что-то держаться... и я как бы боюсь.
Терапевт: Угу. Это то, что вы можете чувствовать в данную минуту и чувствовали и чувствуете именно в наших взаимоотношениях.
Клиент: Неужели вы не разрешите мне это, потому что, вы знаете, мне, похоже, это нужно. Мне так одиноко и страшно без этого.
Терапевт: Угу. Угу. Дайте мне держаться за это, потому что мне будет жутко страшно, если я этого не сделаю. Разрешите мне ухватиться за это. (Пауза.)
Клиент: Это как бы одно и то же - не могли бы вы разрешить мне иметь диссертацию или ученую степень, так что... Потому что мне, похоже, нужен этот маленький мирок. Я имею в виду...
Терапевт: В обоих случаях это похоже на мольбу, не правда ли? Позвольте мне иметь это, потому что я очень сильно в этом нуждаюсь. Я буду жутко напуган, если у меня не будет этого. (Долгая пауза.)
Клиент: Я меня чувство... Я как-то не могу идти дальше... Это похоже на хнычущего мальчика, как бы даже, Что это за жест - мольба? (Складывает свои руки в мольбе.) Разве не смешно? Потому что...
Терапевт: Вы сложили свои руки, как при мольбе.
Клиент: Да, точно! Как бы, не сделаете ли вы это для меня?.. О, это ужасно! Кто я, умоляю?
Возможно, этот отрывок передаст немногое из того, о чем я здесь говорил, - переживание чувства до его предела. Здесь, на данный момент, присутствует переживание себя просто как хнычущего маленького мальчика - молящего, просящего, зависимого. На тот момент он был только этой мольбой. Но мы уверены в том, что почти сразу он отступил от этого переживания, сказав: "Кто я, умоляю?" - но это оставило свой отпечаток. Моментом позже он сказал: "Это такое изумительное чувство - ощущать, как новое выходит из меня. Это всякий раз сильно удивляет меня, и снова это чувство, похожее на страх того, что во мне слишком много всяких вещей, что я, возможно, что-то из них скрываю". Он осознает, что переполнен. В тот момент он стал своей зависимостью, и его поражает то, как это с ним произошло.
Он сполна испытал не только зависимость. Это может быть боль, или грусть, или зависть, или разрушительная злоба, или сильное влечение, или уверенность и гордость, или чуткая нежность, или безграничная любовь. Это может быть любая эмоция, на которую способен человек.
То, что я здесь представил, показывает, что в такой момент индивид начинает быть тем, кто он есть. Когда человек на протяжении терапии переживает все эмоции, органично возникающие в нем, и переживает их в сознательной и открытой форме, он открывает себя во всем богатстве, что существует внутри него. Тогда он стал тем, кто он есть.

Раскрытие себя в опыте

Давайте рассмотрим, что значит стать кем-то. Это наиболее запутанный вопрос, и я снова попытаюсь извлечь возможный ответ из высказываний клиентки, которые записаны между беседами. Она рассказывает, как различные фасады, за которыми она жила когда-то, помялись и разрушились, принеся ощущение растерянности, а вместе с тем чувство облегчения. Она продолжала:
"Вы знаете, кажется, что все усилия, направленные на поддержание поведения по условному образцу, были абсолютно бесполезны - излишнее расточительство. Вы думаете, что вам самим надо составить образ, но кусочков слишком много, и слишком трудно поставить их по местам. Иногда расставляешь их неправильно, и чем сильнее эта неправильность выражена, тем больше требуется усилий, чтобы расположить их в правильном порядке, до тех пор пока вы настолько не устанете, что даже самый ужасный конфуз будет намного лучше, чем попытки продолжать дальше удерживать этот образ. Потом вы открываете, что после встряски кусочки, если их оставить в покое, совершенно естественно падают по своим местам, и жизнеспособный образ появляется вообще без всяких усилий с вашей стороны. Ваша работа состоит в том, чтобы это открыть, и именно поэтому вы найдете свое Я и свое собственное место. Вы должны только позволить собственному опыту раскрыть вам свое значение; а в тот момент, когда вы укажете ему его значение, вы сразу окажетесь в состоянии войны с самим собой".
Давайте попробуем рассмотреть ее поэтическое описание и переведем его в смыслы, имеющие для меня значение. Я уверен, что она говорит: быть собой - значит найти образ, основные закономерности, которые существуют в непрерывном меняющемся потоке своего опыта. Быть собой означает не пытаться организовать свой опыт в виде маски или несуществующей структуры, а открыть единство и гармонию, которые присутствуют в своих собственных актуальных чувствах и реакциях. Это значит, что настоящее Я есть то, которое может быть уютно раскрыто в своем опыте, а не то, что навязывается сверху.
Приводя отрывки высказываний этих клиентов, я пытался предположить, что происходит в содействующих терапевтических отношениях тепла и понимания. Кажется, что постепенно и болезненно индивид исследует, что лежит за маской, которую он показывает миру, а иногда и за маской, которая вводит в заблуждение его самого. Глубоко и зачастую отчетливо он переживает различные стороны себя, которые были спрятаны внутри. Таким образом, он все больше и больше становится собой - не внешним постоянным фасадом, обращенным к другим, не циничным отрицанием всех чувств, не маской рационального интеллекта, а живым, дышащим, чувствующим, меняющимся процессом - короче, он становится личностью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: