Политика «просвещенного абсолютизма». Реформирование центрального и местного аппарата управления при Екатерине II.





 

Считая себя ученицей французских философов XVIII в., Екатерина II стремилась с помощью некоторых преобразований устранить элементы варварства из жизни страны, сделать русское общество более просвещенным, близким к западноевропейскому, но при этом сохранить в неприкосновенности самодержавие и его социальную базу - дворянство.

Необходимость перемен во многом определялась сложившейся к началу правления Екатерины II социально-экономической ситуацией. На протяжении XVIII в. в России развивались элементы капиталистических отношений, идеи предпринимательства постепенно проникали в различные слои общества - дворянство, купечество, крестьянство. Особую сложность внутреннему положению страны в начале 60-х годов XVIII в. придавало крестьянское движение, в котором наиболее активно участвовали заводские и монастырские крестьяне. Все это, наряду с идеями Просвещения, обусловило внутреннюю политику России, особенно в первые два десятилетия правления Екатерины II.

В 60-0-х годах было запрещено покупать крестьян для промышленных предприятий, объявлена свобода организации промышленного дела, отменены всевозможные монополии, а также внутренние таможенные сборы, что способствовало включению во внутреннюю торговлю новых земель, присоединенных к Российскому государству в годы царствования Екатерины II: некоторых областей Украины, Белоруссии, Прибалтики, причерноморских, приазовских, кубанских степей, Крыма. Значительное внимание при Екатерине II уделялось развитию системы образования: создавались воспитательные дома, институты для девиц, кадетские корпуса. В 80-е гг. при организации губернских и уездных народных училищ был провозглашен принцип бессословного обучения.

После смерти Елизаветы Петровны в декабре 1761 г. императором становится Петр III (1728-1762), сын дочери Петра I - Анны Петровны и немецкого герцога, человек умственно неразвитый, малообразованный, жестокий, чуждый всему русскому, чрезмерно увлекающийся военным делом. Во время его недолгого правления важнейшим стал указ «О вольности дворянской» от 18 февраля 1762 г., отменивший обязательную службу для дворян. Кроме того, была упразднена ведавшая политическими преступлениями Тайная канцелярия, внушавшая страх населению. Однако эти меры не смогли принести Петру III популярности среди подданных. Всеобщее недовольство вызывали мир с Пруссией, означавший отказ от всех русских завоеваний в Семилетней войне; подготовка к войне с Данией в интересах Голштинии, огромное прусское и голштинское влияние при русском дворе; неуважение к православным обычаям; введение в армии немецких порядков, пренебрежительное отношение к русской гвардии.

В такой ситуации значительная часть русского дворянства связывала свои надежды с женой Петра III, будущей императрицей Екатериной II (1762-1796), которая, хотя и была немкой по происхождению, но прекрасно понимала, что русская императрица должна думать прежде всего об интересах России. В отличие от мужа, который продолжал считать себя герцогом Голштинским, Екатерина после смерти родителей отреклась от всех прав на Ангальт-Цербст. Будущая российская императрица родилась в 1729 г., она была дочерью принца Ангальт-Цербстского - генерала прусской армии. Принцесса получила хорошее домашнее образование, в детские и отроческие годы довольно много путешествовала вместе с семьей, что помогло ей расширить кругозор. В 1745 г. Софья Августа Фредерика, приняв православие и имя Екатерина Алексеевна, вышла замуж за наследника российского престола - Петра Федоровича (до крещения Карл Петр Ульрих), сына старшей сестры императрицы Елизаветы - Анны Петровны, вышедшей замуж за голштинского герцога Карла Фридриха. Оказавшись в 16 лет в России, Екатерина, реально оценив ситуацию, решила как можно быстрее стать своей, русской -в совершенстве овладеть языком, усвоить русские обычаи, -и она не жалела сил для осуществления своей цели. Она много читала, занималась самообразованием. Особый интерес Екатерина проявляла к описаниям путешествий, произведениям классиков, истории, философии, трудам французских энциклопедистов. От природы Екатерина обладала трезвым умом, наблюдательностью, умением подавлять свои эмоции, внимательно слушать собеседника, быть приятной в общении. Эти качества очень пригодились ей в первые годы пребывания в России, поскольку отношения с мужем и, главное, с императрицей Елизаветой Петровной складывались достаточно сложно. Огромное честолюбие, сила воли, работоспособность помогли Екатерине в конце концов добиться власти. Вокруг будущей Екатерины II сплотилась группа заговорщиков -в основном гвардейских офицеров. Особенно активными были фаворит Екатерины - Григорий Орлов (1734-783) и его брат Алексей (1737-808). В ночь на 28 июня 1762 г. Екатерина вместе с Алексеем Орловым приехала из Петергофа в Петербург, где в тот же день Сенат провозгласил ее императрицей и объявил Петра III низложенным. 29 июня он был взят под стражу, а в июле убит при неясных обстоятельствах. В сентябре 1762 г. Екатерина II была коронована в Москве.

 

 





Читайте также:
Теория по геометрии 7-9 класс: Смежные углы – два угла, у которых одна...
Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано...
Жанры народного творчества: Эпохи, люди, их культуры неповторимы. Каждая из них имеет...
Пример художественного стиля речи: Жанры публицистического стиля имеют такие типы...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.03 с.