Основная идея (замысел) экспедиции




Год

Место экспедиции: Баренцево море

Состав участников: (авторы раздела Мелкозеров Сергей, Смирнов Андрей). Мелкозеров Сергей-руководитель, Кротова Наталья, Малых Ирина, Поздеев Пётр, Романов Михаил, Смирнов Андрей, Синицын Александр, Сорокина Людмила, Удилова Елена, Уфимцев Андрей

Основная идея (замысел) экспедиции

Первая экспедиция на Баренцево море. Организовали совместно с клубом аквалангистов Свердловского Железнодорожного института. Руководители этого клуба и группы - Сырвачев Александр, Пирогов Михаил.

Цель: ознакомиться с одним из богатейших морей СССР и его подводного мира. Сбор и консервация донных экспонатов для клубного музея. Отработать погружения с катамарана в холодные воды, испытания и эксплуатация нового компрессора с бензоприводом для заправки аквалангов для большой группы подводников. Возможность проведения автономной экспедиции в палаточном лагере в условиях Заполярья.

Описание места (маршрута). …………

Общей группой с ребятами из ж/д института поездом - в плацкартном вагоне - добрались до станции “Волховстрой” и пересели на поезд до Мурманска. Выгрузили на перрон десяток аквалангов, компрессор К-2-150 с приводом от тракторного “пускача”, лодочные моторы и наш клубный синий катамаран, который забрали из предыдущей клубной экспедиции, палатки, рюкзаки.

Далее, решали проблему с бензином для экспедиции, для этого нужно было найти грузовик, две 200 литровые бочки под бензин и способ доставки заправленных бочек в пос. Дальние Зеленцы, куда мы и намечали свой вояж.

Бензин удалось заправить и договориться - доставить бочки в порт на грузовое судно идущее в наш посёлок из Мурманска. Это пришлось делать, т.к. на пассажирское судно, на котором мы отправлялись в Дальние Зеленцы,бензин,безусловно, не брали.

Погрузка на пассажирский теплоход “Алла Тарасова”, который шёл вдоль побережья в сторону Белого моря, проходил уже по пограничным пропускам и один из нас - Сарычев Олег, не был допущен на борт, так как, забыл, вот растяпа, паспорт в Свердловске. Разместились в салоне с авиакреслами - нам было недалеко идти по морю. Вышли вечером и после ночной остановке в пос.Териберка - утром прибыли на рейд Дальних Зеленцов, бросили якорь в глубокой - узкой бухте, которые называют “губа”. Губа Ярнышная - достаточно закрытая от волн и на её берегу располагался невзрачный одноэтажный деревянный домик - портопункт, куда мы и выгрузили кучу нашего оборудования. Эта выгрузка и выход пассажиров происходил с помощью “Дори” - 9-метровой деревянной шлюпки с дизельным мотором, которая подходила к борту теплохода. Наш груз сеткой и краном с теплохода опустили на “Дори”, а люди по трапу спускались на борт лодки. Портопункт оказался с многоярусной лестницей, к которой и швартовалась шлюпка, такая лестница была сделана из-за приливов-отливов, достигающих четырех метров, для возможности выхода пассажиров. Лестница была весьма скользкой от водорослей и тины и приходилось крепко держаться за перила. После выхода на берег начали сборку катамарана и с помощью деревянной стрелы и ручной лебёдки опустили его с площадки причала портопункта на воду. Когда спускали его - пришёл начальник портопункта и был весьма возмущён нашей “самодеятельностью”.

Группа железнодорожников разместилась в домике, в посёлке, ну а мы, как решили ранее, на катамаране перешли на противоположную от посёлка сторону губы Ярнышная, где и разбили наш палаточный лагерь. Подходящее место оказалось на плато, по высоте на 20-30 метров выше уровня моря, так что пришлось потрудиться в подъёме снаряжения. Но в остальном было достаточно удобно - пресная вода в ручье и плоское, продуваемое ветрами от комаров, место, да и для установки палаток места было достаточно. Компрессор водяного охлаждения, собрали и смонтировали на площадке из досок, найденных в бухте. Установили его над ручьём, выходящем из небольшого озера-болотца, метрах в ста от палаток. При заправке аквалангов из компрессора шла горячая вода и были, даже, некоторые удобства (“во дворе”). Из этого же ручья мы также брали воду для питья и приготовления пищи. Катамаран оставляли на рейде нашей маленькой бухты и с помощью швартовых верёвок и блоков каждое утро подгоняли к берегу для погрузки аквалангов и посадки людей, а на ночь оттаскивали подальше - на рейд.

Однажды очередной дежурный - Синицын Саша поленился отправить катамаран на место ночной стоянки и мы его утром обнаружили над водой на вершине 3х метрового камня. Пришлось ждать полного прилива, чтобы его снять с “рифа”.

Компрессор показал себя хорошо, но однажды заклинило поршень и подшипник коленвала на бензомоторе - тракторном пускаче. Скорее всего, в результате недостаточного количества масла в бензиновой смеси. Благо богатый посёлок был рядом - через бухту, куда мы и отправились на поиски запчастей. Благо, удалось их снять со старого трактора, стоящего в металлоломе, недалеко от гаража института. Следующий день посвятили ремонту компрессора, вечером уже компрессор вновь “качал” наши баллоны!

Институт - это ММБИ (Мурманский Морской Биологический Институт), ещё с тридцатых годов 20 века обосновавшийся в посёлке Дальние Зеленцы. Весь поселок работал на институт, жизнь “кипела”, в посёлке были несколько общежитий для научных сотрудников, школа, спортзал, магазин, баня в “готическом” стиле, как назвал её один из наших студентов, и бесчисленное количество одноэтажных домиков для персонала института, была даже молочная ферма, откуда выходили коровы и паслись в близлежайщей тундре. В посёлок подходили две ветки высоковольтных ЛЭП (линии электропередач), и около институтского гаража стояло здание для гигантского, по моим меркам, дизельгенератора, высота электромашины была метра три! В посёлок мы наведывались за хлебом, продуктами и в баню. Рядом с поселком находилась также и погранчасть, куда мы, в дальнейшем, ходили с концертом и исполняли под гитару наши клубные песни. Особенный восторг у солдат вызывало исполнение ”Коричневой пуговки”!

Отдельная история - это “Наша борьба с катамараном”. Скорее всего, швы катамарана за время его интенсивной клубной эксплуатации с 1980 года протёрлись и, однажды, когда мы ныряли с него на другой стороне бухты, раздался звук - “БАМ!!!” - это лопнула по шву наружная обшивка, сшитая из “тезы” КАМАЗовского тента, и наружу вылезло “пузо” - половина одной из трёх надувных секций баллона. В те времена внутренние баллоны клеили из аптечной детской клеёнки, так что вероятность оказаться экипажу в воде, как это случилось на Аральском море, была велика. Однако следует заметить, что температура в Баренцевом море 4-6 градусов, а второго катамарана рядом нет! Благо, кто-то был уже в гидрокостюме и удалось перешнуровать под водой баллон сигнальным капроновым концом. Так и дошли до лагеря, где на другой день, занимались ремонтным шитьем катамарана.

Еду готовили на костре и, чтобы ветром не задувало пламя, костёр окружили тентом из стеклоткани. Ну, а когда привезли две бочки бензина на грузовом судне из Мурманска, тогда и наступило настоящее счастье. Бензина было навалом и для компрессора, и для лодочного мотора. Пищу стали делать на паяльных лампах. У нас была даже отдельная палатка для сушки экспонатов - морских многолучевых звёзд (кросасторов, солясторов и пятилучевых-астериас), местных кораллов (известковых водорослей литотамний) и крабов. В палатке стояла круглосуточно горящая паяльная лампа, которую дежурные регулярно заправляли.

Хотя наша экспедиция продолжалась несколько недель, большую часть времени занимала “борьба со стихиями”, поэтому ныряли под воду мы только семь дней. В основном мы ныряли в сухих жёлто-чёрных гидрокостюмах “Садко” и ГКП-4У - это такое зелёное чудище с полностью герметичным шлёмом и открывашкой-кошельком на голове. Я сам погружался в трехмиллиметровом мокром костюме “Чайка”, под который одевал шерстяную кофту-олимпийку. Хватало меня на полчаса, пока баллон не пустел. Потом на катамаране меня трясло, как ”Овечий хвост”, и только интенсивные физические упражнения позволяли согреться вновь. Никто, в том числе я, в нашей группе не заболел. Молодость как всегда на высоте! Правда, нагрузка на членов экспедиции была немалой: с утра - зарядка, дальше с горы к морю таскаем баллоны и снаряжение, подгоняем катамаран, грузим. Иногда, когда море было далеко, приходилось грузить катамаран, проползая по осклизлым двухметровым валунам и расщелинам с морской водой, пытаясь не свалиться, поскользнувшись на фукусе - морской водоросли со скользкими шариками-поплавками. После погружений (а ходили мы на катамаране под мотором по всей бухте) возвращались к месту нашего палаточного лагеря, и всё происходило в обратном порядке: разгрузка и подъём снаряжения и аквалангов в лагерь для заправки. Но все трудности только укрепляли наш клубный дух, а само море, по-моему, наиболее богатое в Советском Союзе, ошеломило нас разнообразием подводного мира - это несколько видов звёзд, местные крабы-литодес, северные красные медузы размером в метр, “кораллы” (известковые водоросли) и, конечно же, двустворчатые моллюски - гребешки, съедобное мясо которых, весьма разнообразило наш однообразный “сухопутный” рацион. А главное, что поразило нас - это САМ СЕВЕР, и полярный день, и четырехметровые приливы, и подводный разнообразный мир, который мы увидели впервые! В следующих экспедициях на Север нас ждали уже другие открытия: “слои” камчатских крабов с размахом “ног” под два метра, киты, ныряющие под корабль, кайры-птицы, которых называют ”северными пингвинами”, шныряющими возле дайверов на глубине до 15 метров и многое другое. Но все это было потом…

Наша первая экспедиция на Баренцево море прошла без происшествий и положила начало многочисленным клубным выездам на это море в 1984, 1999, 2000-2017 годах! Но все последующие поездки не смогли затмить впечатления этой самой первой экспедиции на морские просторы Заполярья.

 

Воспоминания Людмилы Неваровой (Сорокиной):

Начались наши приключения с пересадки с поезда, который, чуть-чуть, не довез нас до Питера, на поезд до Мурманска. Выгрузили все вещи на платформу, а это рюкзаки, катамаран, акваланги, грузовые пояса, палатки, продукты и т.д., оказалась огро-омная куча! Убедившись, что у нас билеты в 16 вагон, мы прикинули где наш должен остановится, благо поездов к тому времени прошло мимо достаточно. Не торопясь, мы перетащили всю кучу вещей в конец платформы, хотя были в начале. Объявляют прибытие поезда. Отчет вагонов идет с головы. Все замечательно! Мимо быстро пролетели первые вагоны. Проплывает 14, затем 15, а далее 17 и все. Нашего нет! Оказывается, наш 16 вагон прицепили в начало поезда. Стоянка на той станции была 2-3 минуты. Когда прошел первый шок, мы начали хватать все подряд и тащить в свой вагон. Бегу я так и думаю, что мы все равно не успеем. А проводники из близ расположенных вагонов, не хотят нас пускать. В итоге им, все же, пришлось уступить. Иначе, мы бы не успели. Мы забрасывали вещи куда попало. Время стоянки давно истекло. Поезд задержали из-за нас. Потом мы еще долго перетаскивали все в свой вагон и распихивали по полкам. Когда вся эта кутерьма закончилась, все были уже без сил. Громко на весь вагон мы орали-пели, выпуская пар.

Это конечно не Черное море, а Баренцево! Купальники и солнцезащитные очки не пригодились. Зато, очень кстати, были приобретены накомарники. Учитывая суровый климат, только днем мы могли себе позволить раздеться до свитеров и теплых штанов.

Поэтому, поход а баню был целым событием. Там была горячая вода! К этому дню мы готовились, заранее срезали веточки с карликовых берез и сооружали веники, которыми упорно друг друга хлестали в парилке. А если учесть, что листики были крошечные, то получалось порой до синяков. После бани ходили в магазин и покупали там дефицитные по тем временам продукты: сгущенку, компоты из фруктов.

Что особенно поразило и запомнилось из погружений- это супер прозрачная вода. Сидишь на катамаране и видишь как на дне лежат звезды! Правда, из-за глубины искажается цвет и они кажутся темно синими. А когда подплывешь – ярко красными. Потом мы эти звезды потрошили и сушили для коллекций. Один раз погружение было организовано рядом с отвесными скалами и мне довелось побывать в подводном лесу из ламинарий. Это было так завораживающе красиво. Длинные,метров 10-15,кусты ламинарии величественно поднимались к самой поверхности и раскачивались от волн. А ты плывешь между ними, разводишь руками как в настоящих джунглях, только под водой.

Еще запомнились походы до мусорных свалок - это куда морские течения десятилетиями стягивают попавшие в воду отбросы, где океанская волна постоянно выбрасывает на берег бутылки из-под газировки, пакеты, пластмассовые буйки, обрывков сетей и прочий хлам. Береговая полоса, забитая мусором, удивляла своими размерами и ассортиментом. Для нас это было тогда «окно в Европу»!!! Подолгу ходили, искали и находили, бывало, что–то полезное.

 

 

От Михаила Пирогова:

В Мурманск мы пересаживались на ст. Волховстрой. Там еще у нас были билеты в начало поезда, а поезд подали с конца и стоянка поезда 5 минут. Помнится, как таскали барахло по перрону и расталкивая в разные вагоны, а потом ходили собирали. Обратно ехали через Ленинград.

Мне ещё очень запомнилось: Когда мы с Сырвачевым пришли в КГБ в Мурманске, нам там сказали,что все ваши бумаги подписанные в Москве -ни о чём, и по ним, мы вас пустить не можем, и помочь вам тоже не можем. После длительных уговоров, один посоветовал сходить в штаб Северного флота. Пошли туда. Там даже пускать не хотели, мы там кричали, что наша экспедиция называется -"какая то дата" Ленинского комсомола, люди прониклись политикой партии и пустили. Тупо пошли к командующему штабом Северного флота и он нас,на удивление,принял. Мы ему рассказали в какую беду мы попали. Он поглядел на список. Наверное ему было в лом выписывать на каждого пропуск и он написал: "Пирогов и с ним пятнадцать" закрепив печатью штаба флота. Эта бумажка была нашим пропуском в мир путешествий.:) Все смеялись при виде её, но ни кто даже против не пикнул.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: