Тема урока: Проектирование обложки книги




Форм полиграфической продукции много – от самых маленьких, этикеток и марок, до очень больших, плакатов и реклам на улицах. Она окружает нас повсюду – дома, в школе, в общественных зданиях, на улицах городов. Но из всего такого большого многообразия полиграфической продукции основной является книга.

Не всегда книга имела тот вид, к которому мы привыкли. Сначала появились наскальные изображения. Затем к изображениям стали добавлять текст. Появились так называемые “каменные книги”. Позже появились тексты, которые писались на длинных, порой до нескольких метров, полосах папируса и скручивались в свитки. В Британском музее хранится папирус Гарриса длиной свыше 40 м. В Месопотамии тексты писались на глиняных табличках, которые потом обжигались. В древнем Риме существовал другой вид книги – полиптих. Это были скреплённые между собой ремешком деревянные дощечки-таблицы, покрытые воском, на которых процарапывали буквы. Такую книгу уже можно было листать, правда, страниц в ней было немного. C XI века до н.э. начал применяться новый материал для письма – пергамент – особо выделанная кожа. А с XIII века в Европе основным писчим материалом становится бумага.

Приёмы и принципы художественного оформления книги сформировались в глубокой древности. В книгописных мастерских сложился и стал почти каноническим художественный облик богослужебной книги. Уже первые дошедшие до нас славянские рукописи - Остромирово евангелие (1056-1057), Изборник Святослава 1073 года, Изборник 1076 года - являются примерами высокой культуры книжного оформления, образцами композиции, наглядности, соразмерности изобразительных элементов. Первые печатные книги в своем художественном оформлении копировали лучшие рукописные образцы: началу книги предшествовал фронтиспис - изображение легендарного автора произведения, текст набирался шрифтом, напоминавшим рукописный полуустав; начало страницы и каждый раздел текста предварялись заставками и инициалами и т.д. Однако в них уже проявляются и специфические черты оформления, присущие книге как продукту полиграфического производства (печатный шрифт, ксилографическая иллюстрация, тиражный формат и т.п.). Появление новых черт в художественно-полиграфическом оформлении книги тесно связано с петровскими реформами начала XVIII века. Оформление книг этого времени соответствует рациональному духу петровских преобразований: уменьшаются форматы, исчезают роскошные переплеты, двухцветная печать, заставки, зато большое внимание уделяется рисунку шрифта, качеству печати, иллюстрации в собственном смысле слова почти не встречаются, их заменяют технические рисунки, чертежи, схемы, таблицы, выполненные в технике гравюры на металле. XIX век современники называли "веком иллюстрированной книги". На первое место в оформлении изданий постепенно выдвигается не декоративное убранство, а иллюстрация - реалистическая картинка, тесно связанная с текстом.

С тех пор книгопечатание прошло путь от примитивного ручного печатного станка до компьютерных технологий. Совершенствовался процесс печати, росло многообразие печатной продукции, а суть композиционного творчества оставалась неизменной.

В разных видах полиграфических изданий различно соотношение текста и иллюстраций. В книгах обычно преобладает текст. Есть книги вообще без иллюстраций, а есть издания (например, фотоальбомы или книжки для маленьких), состоящие преимущественно из изображений. В любом виде графического дизайна важно найти характер и стиль композиционного соединения слова и изображения. Таким образом, книгу можно считать синтетическим искусством, триединством литературы, графики и дизайна.

Каждая книга независимо от времени ее создания является произведением искусства, поскольку все составные части и элементы ее внешней формы задумываются, разрабатываются, выполняются при непосредственном участии художника. Рассмотрим книгу с точки зрения искусства дизайна.

Design - это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена. В результате получается бесконечное число решений, где одни решения более правильные, чем другие. Правильность решений зависит от вложенного смыслового значения.

Design (англ.) - производное от итальянского "disegno", означает не только чертеж или рисунок, но и сложные вещи - всю область работы художника. Дизайн - англ. проект, образ, замысел, идея, необычность нестандартность деятельности. Дизайн - теория (техническая эстетика) + практика (художественное конструирование).

Дизайн – английское слово, в дословном переводе означает “чертеж, рисунок, проект”.Но сейчас термин “дизайн” чаще употребляют в значении художественное конструирование. Слово “дизайн” часто обозначает и сами промышленные предметы, прошедшие художественное конструирование, и вид искусства, и деятельность художников.

Художественное конструирование стало активно развиваться с начала 30-х годов 20-го века. Появилась новая профессия – дизайнер, в задачу которой входила разработка изделий новой конструкции, изделий более качественных, удобных, красивых и более дешевых.

Любая вещь, в том числе и книга – показатель интеллектуального, художественного и материально-технического развития общества. В ней заложено единство целесообразности и красоты, функционального и художественного. Под искусством книги, ее художественным оформлением понимается создание индивидуального облика книги, организация издания как целостного организма со всеми присущими ему особенностями с помощью художественных и полиграфических средств (воспроизведение текста и его расположение, выбор определенного формата, вида бумаги, переплета, композиция книги в целом, ее иллюстрирование и декоративное убранство). По образному выражению В.А. Фаворского, выдающегося советского графика, "части книги, ее отдельные страницы составляют как бы оркестр разных инструментов". С этой точки зрения к книге предъявляются требования художественного единства всех элементов содержания и формы, эстетической выразительности. Оформление издания играет немаловажную роль для покупателей, способствуя формированию спроса на книжную продукцию.

По конструкции любая книга – это соединённые друг с другом страницы.

Но дизайнерский облик книг чрезвычайно разнообразен. У одних – твёрдый переплёт, у других – мягкая обложка. Одни можно положить в карман, другие велики и имеют дополнительную обложку (её называют суперобложкой), а третьи вообще имеют необычную форму. Очень интересны и разнообразны в плане дизайна детские книги. Они могут быть необычной формы, выполнены из самых разнообразных материалов и разных размеров. Ещё более чем по размеру и внешнему виду, эти книжки разнятся дизайном своих страниц.

Оформление книги и книжных изданий всегда индивидуально.

Книжное издание состоит из следующих основных элементов:

1) элементы внешнего оформления:

- переплёт - твёрдое, прочное покрытие книги, служащее защитным и декоративным целям, содержащее ряд его выходных сведений. Это элемент художественного оформления, обеспечивающий сохранность книги;

- обложка - мягкое бумажное покрытие книги, заменяющее твёрдый переплёт. На обложку выносятся основные данные о книге: сведения об авторе, название, год и место издания;

- суперобложка - защитная, обычно съёмная обёртка из плотной бумаги, надеваемая на переплёт книги или обложку. Используется как элемент внешнего оформления издания для защиты его переплета от повреждений, загрязнения, а также для размещения рекламы.

2) элементы внутреннего оформления:

- форзац - лист бумаги, скрепляющий переплёт с книжным блоком. Форзац может быть белым, цветным, украшен орнаментом или рисунком, связанным с содержанием книги. Иногда на форзац выносят схемы, карты, фотографии, цитаты и др. Форзац – это графическое предисловие к книге, где художник создаёт нужное настроение, готовит к встрече с героями;

- авантитул - первая страница книжного блока, расположенная перед титульным листом; один из титульных элементов декоративно-композиционного назначения, используемых при оформлении книги. Содержит часть выходных сведений: издательский знак, марку серии, реже эпиграф, посвящение, девиз;

- титульный лист – первая после форзаца и авантитула страница книги, на которой помещают заглавие издания, фамилию автора, наименование издательства, место и год издания и т.д.Может включать изобразительный элемент;

- шмуцтитул (добавочный титул) - структурный элемент издания, представляющий собой отдельный лист или первую страницу части, главы, содержит краткое ее название, эпиграф, иллюстрации, книжные украшения;

- фронтиспис - заглавная иллюстрация, помещённая на левой половине первого разворота книги. На нём обычно изображается автор книги, лицо, которому посвящена книга или рисунок, отображающий идею произведении;

- иллюстрации – рисунки в книге; вид книжной графики, её основа. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. В узком – это произведения, предназначенные для восприятия в определённом единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в её восприятии в процессе чтения;

- шрифт - Шрифтом называется определённое начертание букв алфавита. Шрифт – это один из основных изобразительных элементов текстового печатного издания.

Работа над дизайном книги включает следующие этапы:

- отбор и подготовка материалов

- разработка дизайн - концепции издания и художественного оформления книги

- верстка отобранных материалов и утверждение конечного оформления обложки книги

- утвержденный макет издания (книги, альбома) передается на печать в типографию;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: