При изложении в резолютивной части определения (постановления) условий мирового соглашения не учитываются присутствующие в заключенном сторонами мировом соглашении ошибки, неточности, договоренности, не имеющие правового значения.
Утверждение экономическим судом мирового соглашения влечет прекращение производства по делу. Вторичное обращение в экономический суд по спору между теми же лицами о том же предмете и по тем же основаниям не допускается (абзац 9 ст.149, часть четвертая ст.150 ХПК).
На основании ст.27 ХПК вступившее в законную силу определение (постановление) об утверждении мирового соглашения является обязательным и подлежит неукоснительному исполнению в порядке, предусмотренном для исполнения судебных постановлений.
Если мировое соглашение не исполняется в порядке и сроки, определенные в нем, экономический суд по заявлению заинтересованной стороны на основании принятого им вступившего в законную силу определения (постановления) об утверждении мирового соглашения выдает судебные приказы в порядке, установленном ст.124, 330 ХПК. Вопрос о выдаче судебных приказов рассматривается экономическим судом без вызова сторон.
Справочно Подробнее см. «Выдача и сроки предъявления к исполнению судебного приказа при неисполнении обязательств в рамках мирового соглашения». |
Если стороны в мировом соглашении предусмотрели срок его исполнения, течение срока для предъявления судебного приказа к исполнению начинается со дня окончания срока добровольного исполнения стороной условий мирового соглашения, о чем указывается в судебном приказе, и не зависит от времени обращения с заявлением заинтересованной стороны.
|
В случае когда мировое соглашение содержит условие о рассрочке исполнения обязательства, судебный приказ выдается по заявлению взыскателя на часть платежа, срок исполнения которого наступил, но не исполнен должником добровольно в порядке, предусмотренном частью четвертой ст.331 ХПК.
Судебный приказ на исполнение мирового соглашения по содержанию должен отвечать требованиям ст.333 ХПК и может быть предъявлен к принудительному исполнению при неисполнении условий мирового соглашения одной из сторон в течение срока, установленного частью первой ст.337 ХПК.
Апелляционная, кассационная и надзорные инстанции экономического суда вправе рассмотреть и утвердить мировое соглашение, заключенное сторонами при пересмотре дела этими судебными инстанциями. Судебные постановления нижестоящих судебных инстанций в этом случае должны быть отменены, производство по делу прекращено.
Заявление об утверждении мирового соглашения, поданное вне стадии судебного процесса (после принятия судебного постановления и до возбуждения исполнительного производства), рассмотрению не подлежит, о чем экономический суд уведомляет лицо, подавшее заявление.
Заявление об утверждении мирового соглашения, заключенного на стадии исполнительного производства, в силу части пятой ст.123 ХПК подлежит рассмотрению с извещением сторон о времени и месте проведения судебного заседания в месячный срок со дня поступления заявления в экономический суд. Определение об утверждении такого мирового соглашения должно содержать указание на то, что судебное постановление, на основании которого выдан судебный приказ, не подлежит исполнению.
|
Справочно Более детально см. «Мировое соглашение на стадии исполнительного производства». |
Утверждение мирового соглашения, заключенного на стадии исполнительного производства, является основанием для прекращения исполнительного производства по делу согласно абзацу 3 части первой ст.365 ХПК.
Если мировое соглашение утверждено экономическим судом, принявшим судебное постановление, исполнительное производство по которому возбуждено другим экономическим судом, копия определения экономического суда об утверждении мирового соглашения направляется в экономический суд по месту исполнения для решения вопроса о прекращении исполнительного производства.
Справочно Для более детального изучения см.: • раздел 9 «Мировое соглашение» пособия «Рассмотрение споров в судах, рассматривающих экономические дела, третейских и арбитражных судах» рубрики «Всё по одной теме»; • «Мировое соглашение в хозяйственном процессе»; • «Возможность заключения мирового соглашения в рамках приказного производства. Рекомендации судьи». |
10.04.2014
Сергей Белявский, судья экономического суда Гродненской области, заместитель председателя областного отделения общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
29 июня 2011 г. № 14
О некоторых вопросах прекращения судебного спора мировым соглашением
Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, рассмотрев материалы обобщения судебной практики применения хозяйственного процессуального законодательства о мировом соглашении, в целях обеспечения правильного и единообразного применения Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь о мировом соглашении по делам, вытекающим из гражданских правоотношений, руководствуясь статьями 74, 75 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, постановляет дать следующие разъяснения.
|
1. В соответствии со статьями 63, 121, 157, 171, 281, 298, 317, 365 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК) любой спор, возникающий из гражданских правоотношений, может быть прекращен мировым соглашением на любой стадии судопроизводства, а также в примирительной процедуре в хозяйственных судах первой, апелляционной, кассационной инстанций, в исполнительном производстве.
Прекращение судебного спора мировым соглашением способствует выполнению задач судопроизводства в хозяйственных судах, предусмотренных статьей 4 ХПК, по содействию в становлении и совершенствовании партнерских деловых отношений, формировании обычаев и этики делового оборота и укреплении авторитета судебной власти, достижению примирения сторон.
2. Общие положения о мировом соглашении, применяемые на любой стадии судебного процесса в хозяйственном суде, урегулированы нормами главы 10 ХПК. Особенности заключения мирового соглашения в примирительной процедуре предусмотрены в главе 17 ХПК. Иные результаты примирительной процедуры, предусмотренные частью второй статьи 157 ХПК, не являются предметом регулирования настоящего постановления.
3. Согласно статьям 121, 122 ХПК под мировым соглашением понимается письменное соглашение сторон о прекращении любого судебного спора, возникшего из гражданских правоотношений, если иное не предусмотрено актами законодательства, на основе взаимных уступок.
Статьей 121 ХПК заключение мирового соглашения по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, не предусмотрено.
Заключение мирового соглашения по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июля 2000 года «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 73, 2/198; 2010 г., № 15, 2/1666).
4. Заключить мировое соглашение могут стороны: истец, ответчик, процессуальные соучастники (истцы, ответчики), а также третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, поскольку имеют процессуальные права и обязанности истца (статья 64 ХПК). Главой 10 ХПК не предусмотрено заключение мирового соглашения с лицами, не являющимися сторонами в споре.
Мировое соглашение может быть заключено в отношении всех или части заявленных требований между сторонами, а при участии в деле нескольких истцов (в том числе третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора) и (или) ответчиков – между всеми или между отдельными процессуальными соучастниками.
Прекращение производства по делу (статья 149 ХПК) и (или) оставление без рассмотрения искового заявления (статья 151 ХПК) в отношении всех или части требований отдельных процессуальных соучастников не препятствует заключению мирового соглашения в оставшейся части иска между другими процессуальными соучастниками.
5. В соответствии со статьями 79, 82 ХПК полномочия представителя, за исключением руководителя, на заключение мирового соглашения должны быть специально предусмотрены в доверенности, выданной представляемым. Документ, подтверждающий специальные полномочия представителя, должен быть представлен хозяйственному суду и приобщен к материалам дела.
Заключение мирового соглашения может подтверждаться поступившими от сторон документами, подписанными уполномоченными лицами (в том числе с использованием средств связи, позволяющих достоверно установить, что документ исходит от стороны по делу).
6. Хозяйственный суд принимает меры к урегулированию спора и заключению сторонами мирового соглашения с момента вынесения определения о принятии искового заявления и возбуждении производства по делу.
7. Если стороны намерены заключить мировое соглашение в подготовительном судебном заседании или в судебном заседании до принятия судебного постановления, которым завершается рассмотрение дела, хозяйственный суд вправе предоставить сторонам возможность согласовать и письменно изложить конкретные условия мирового соглашения, в том числе о распределении судебных расходов. С этой целью хозяйственный суд вправе объявить перерыв в судебном заседании или отложить рассмотрение дела на иной срок.
В силу части четвертой статьи 123 ХПК мировое соглашение, поступившее в хозяйственный суд после окончания подготовительного судебного заседания и вынесения определения о назначении дела к судебному разбирательству и до принятия судебного постановления, которым завершается рассмотрение дела, рассматривается в судебном заседании хозяйственного суда, назначенном для рассмотрения дела.
До утверждения хозяйственным судом мирового соглашения стороны (сторона) вправе заявить хозяйственному суду об отказе от его утверждения. В этом случае мировое соглашение не может быть утверждено, дело подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном ХПК.
8. Основанием для рассмотрения хозяйственным судом вопроса об утверждении мирового соглашения является письменное или устное, занесенное в протокол судебного заседания, заявление стороны (сторон) об утверждении мирового соглашения. Один экземпляр мирового соглашения, документы, подтверждающие полномочия представителей сторон, заключивших мировое соглашение, представляются в хозяйственный суд и приобщаются к материалам дела.
Вопрос об утверждении мирового соглашения может быть рассмотрен хозяйственным судом в отсутствие стороны (сторон) по письменному или устному, занесенному в протокол судебного заседания, заявлению стороны (сторон) при наличии документов, указанных в части первой настоящего пункта.
9. Форма и содержание мирового соглашения должны соответствовать нормам статьи 122 ХПК и статьи 157 ХПК в случае утверждения мирового соглашения в примирительной процедуре в соответствии с абзацем вторым части второй статьи 157 ХПК.
Мировое соглашение должно содержать согласованные сторонами сведения об условиях, размере и сроках выполнения взаимных обязательств либо обязательств одной стороной перед другой; а также о последствиях неисполнения мирового соглашения в добровольном порядке, установленных частью второй статьи 124 ХПК, пунктом 3 статьи 254 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), частью третьей пункта 2 статьи 254 НК (в случае заключения мирового соглашения в примирительной процедуре).
Мировое соглашение может также содержать условия об отсрочке или рассрочке выполнения обязательств, об уступке права требования, об уменьшении размера долга, о признании долга, об исполнении обязательства к указанному сроку, об удовлетворении требований иными способами, не противоречащими законодательству; а также о распределении судебных расходов, в том числе расходов по уплате государственной пошлины, исчисленных с учетом норм подпункта 2.3 пункта 2 статьи 259 НК, подпункта 2.1.4 пункта 2 статьи 259 НК (в случае заключения мирового соглашения в примирительной процедуре).
Мировое соглашение не может содержать санкции за неисполнение условий мирового соглашения.
10. Условия мирового соглашения должны быть изложены точно, определенно, не допускать различного толкования и последующих споров по поводу содержания мирового соглашения при его исполнении. Если заключенное сторонами мировое соглашение не позволяет точно и определенно установить договоренности сторон (например, содержит двусмысленные или альтернативные формулировки), то хозяйственный суд предлагает сторонам привести содержание мирового соглашения в соответствие со статьей 122 ХПК, а при заключении мирового соглашения в примирительной процедуре – и со статьей 157 ХПК. Во всяком случае, мировое соглашение не может быть заключено под условием, препятствующим выдаче исполнительного документа, в случае его неисполнения в добровольном порядке.
11. В силу части пятой статьи 121 ХПК при утверждении мирового соглашения хозяйственный суд проверяет, не противоречит ли представленное сторонами мировое соглашение законодательству и не нарушает ли оно права и охраняемые законом интересы других лиц. При наличии указанных обстоятельств хозяйственный суд выносит мотивированное определение об отказе в удовлетворении заявления об утверждении мирового соглашения, что не лишает стороны права представить на утверждение хозяйственному суду мировое соглашение, заключенное на иных условиях.
К другим лицам, чьи права и охраняемые законом интересы не должно нарушать мировое соглашение, относятся все лица, за исключением сторон, заключивших мировое соглашение. Другие лица могут быть как привлечены, так и не привлечены к участию в деле. На других лиц по условиям мирового соглашения не могут возлагаться обязанности.
12. В соответствии с частью седьмой статьи 66, статьей 67 ХПК не подлежит утверждению мировое соглашение по искам, предъявленным прокурором, государственными органами, органами местного управления и самоуправления и иными органами в целях защиты государственных и общественных интересов.
Утверждение мирового соглашения по делам отдельных видов производств, предусмотренных главами 25, 26, 28 и 29, статьей 266 ХПК, не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 167 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) основания недействительности сделок установлены нормами ГК либо иными законодательными актами, которые носят императивный характер. Поэтому утверждение мировых соглашений по таким требованиям недопустимо как противоречащее законодательству.
13. При утверждении мирового соглашения, содержащего условия об уступке права требования (абзац третий части четвертой статьи 122 ХПК), хозяйственный суд проверяет соблюдение в совокупности норм статьи 122 ХПК и статей 353–360 ГК. Мировое соглашение, содержащее условие об уступке права требования, может быть утверждено, если первоначальный кредитор, новый кредитор и должник являются сторонами в судебном споре. Например, первоначальный кредитор – истец, новый кредитор – третье лицо, заявляющее самостоятельные требования на предмет спора, должник – ответчик.
Уступка требования должна быть совершена с соблюдением формы, установленной статьей 360 ГК (например, с соблюдением требования о государственной регистрации, нотариальной формы, простой письменной формы).
К мировому соглашению, содержащему условие об уступке права требования, основанного на сделке, требующей государственной регистрации, или сделке, совершенной в нотариальной форме, прилагается один экземпляр или копия договора уступки требования, совершенного с соблюдением требования о государственной регистрации, в нотариальной форме.
Условия об уступке права требования, основанного на сделке, совершенной в простой письменной форме, могут содержаться непосредственно в мировом соглашении.
14. При утверждении мирового соглашения о признании долга или уменьшении его размера (абзац четвертый части четвертой статьи 122 ХПК) следует учитывать, что пунктом 4 части первой статьи 546 ГК запрещено дарение в отношениях между коммерческими организациями.
15. Мировое соглашение утверждается определением (постановлением) хозяйственного суда, в котором разрешается вопрос о распределении судебных расходов между сторонами в соответствии с частями первой и четвертой статьи 133 ХПК, с учетом норм подпункта 2.3 пункта 2 статьи 259 НК, подпункта 2.1.4 пункта 2 статьи 259 НК (в случае заключения мирового соглашения в примирительной процедуре); а также указывается о последствиях неисполнения мирового соглашения в добровольном порядке, установленных частью второй статьи 124 ХПК, пунктом 3 статьи 254 НК, частью третьей пункта 2 статьи 254 НК (в случае заключения мирового соглашения в примирительной процедуре).
При изложении в резолютивной части определения (постановления) условий мирового соглашения не учитываются имеющиеся в заключенном сторонами мировом соглашении ошибки, неточности, договоренности, не имеющие правового значения.
16. В соответствии с абзацем девятым статьи 149 ХПК, частью четвертой статьи 150 ХПК утверждение хозяйственным судом мирового соглашения влечет прекращение производства по делу. Вторичное обращение в хозяйственный суд по спору между теми же лицами о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
17. В силу статьи 27 ХПК вступившее в законную силу определение (постановление) об утверждении мирового соглашения является обязательным и подлежит неукоснительному исполнению в порядке, предусмотренном для исполнения судебных постановлений.
18. Если мировое соглашение не исполняется в порядке и сроки, определенные в нем, хозяйственный суд по заявлению заинтересованной стороны на основании принятого им вступившего в законную силу определения (постановления) об утверждении мирового соглашения выдает судебные приказы в порядке, установленном статьями 124, 330 ХПК, на исполнение мирового соглашения и на взыскание в бюджет суммы государственной пошлины в соответствии с пунктом 3 статьи 254 НК, частью третьей пункта 2 статьи 254 НК (при неисполнении мирового соглашения, заключенного в примирительной процедуре). Вопрос о выдаче судебных приказов рассматривается хозяйственным судом без вызова сторон.
Если стороны в мировом соглашении предусмотрели срок его исполнения, течение срока для предъявления судебного приказа к исполнению начинается со дня окончания срока добровольного исполнения стороной условий мирового соглашения, о чем указывается в судебном приказе, и не зависит от времени обращения с заявлением заинтересованной стороны.
В случае, когда мировое соглашение содержит условие о рассрочке исполнения обязательства, судебный приказ выдается по заявлению взыскателя на часть платежа, срок исполнения которого наступил, но не исполнен должником добровольно в порядке, предусмотренном частью четвертой статьи 331 ХПК.
Судебный приказ на исполнение мирового соглашения по содержанию должен отвечать требованиям статьи 333 ХПК и может быть предъявлен к принудительному исполнению при неисполнении условий мирового соглашения одной из сторон в течение срока, установленного частью первой статьи 337 ХПК.
19. Апелляционная, кассационная и надзорные инстанции хозяйственного суда вправе рассмотреть и утвердить мировое соглашение, заключенное сторонами при пересмотре дела этими судебными инстанциями. Судебные постановления нижестоящих судебных инстанций в этом случае должны быть отменены, производство по делу прекращено.
20. Заявление об утверждении мирового соглашения, поданное вне стадии судебного процесса (после принятия судебного постановления и до возбуждения исполнительного производства), рассмотрению не подлежит, о чем хозяйственный суд уведомляет лицо, подавшее заявление.
21. Заявление об утверждении мирового соглашения, заключенного на стадии исполнительного производства, в силу части пятой статьи 123 ХПК подлежит рассмотрению с извещением сторон о времени и месте проведения судебного заседания в месячный срок со дня поступления заявления в хозяйственный суд. Определение об утверждении такого мирового соглашения должно содержать указание на то, что судебное постановление, на основании которого выдан судебный приказ, не подлежит исполнению.
Утверждение мирового соглашения, заключенного на стадии исполнительного производства, является основанием для прекращения исполнительного производства по делу согласно абзацу третьему части первой статьи 365 ХПК. Если мировое соглашение утверждено хозяйственным судом, принявшим судебное постановление, исполнительное производство по которому возбуждено другим хозяйственным судом, копия определения хозяйственного суда об утверждении мирового соглашения направляется в хозяйственный суд по месту исполнения для решения вопроса о прекращении исполнительного производства.
22. Признать утратившим силу постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 18 сентября 2009 г. № 15 «О некоторых вопросах прекращения судебного спора мировым соглашением» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 6, 6/816).
Председатель | В.С.Каменков | |
Судья, секретарь Пленума | Л.А.Колесникова | |