Мусоргский —композитор, творчество которого было поначалу недооценено. Новатор, искатель новых путей в музыке, он казался современникам недоучкой. Даже его близкий друг РимскийКорсаков считал, что произведения Мусоргского можно исполнять, только исправив гармонию, форму и оркестровку, и после смерти Мусоргского осуществил эту огромную работу. Именно в версиях Римского-Корсакова долгое время были известны многие сочинения Мусоргского, в том числе оперы «Борис Годунов» и «Хованщина». Лишь много позднее открылось подлинное значение творчества Мусоргского, которого первым верно оценил Стасов, сказавший: «Мусоргский принадлежит к числу людей, которым потомство ставит монументы». Стремясь к новизне и принадлежа к группе музыкальных деятелей, работавших в реалистической манере, подобно передвижникам, Мусоргский искал в музыке ответы на вопросы современности. Клод Дебюсси, на творчество которого Мусоргский оказал огромное влияние, писал: «Мусоргский чудесен своей независимостью, своей искренностью, своим очарованием. Он некий бог музыки». Его называли Достоевским в музыке. «Крест на себя наложил я и с поднятой головой, бодро и весело пошел против всяких к светлой, сильной, праведной цели, к настоящему искусству, любящему человека, живущему его отрадою и его горем и страдою…» – М. Мусоргский. Его музыка оказала сильнейшее влияние на композиторов XX века, в частности, французских, не говоря уже о русских, среди которых крупнейшие — Прокофьев и Шостакович. «Создать живого человека в живой музыке», «Создать жизненное явление или тип в форме им присущей, не бывшей до того ни у кого из художников», — так сам композитор определял свою цель. Характер его творчества определил преимущественное обращение Мусоргского к вокальным и сценическим жанрам. Его высочайшие достижения — оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», вокальные циклы «Детская», «Без солнца» и «Песни и пляски смерти».
|
«Иван Сусанин»
Опера "Иван Сусанин" 27.11.1836 День постановки ИС в большом театре СПб стал днём рождения русской оперной классики. Опера прошла успешно. Она имела несколько названий и либретто. Идея написать настоящую русскую оперу пришла Глинке в Италии. Сюжет подсказал Жуковский, это была история о подвиге костромского крестьянина из села Домнино ИС. Сюжет был очень популярным в 19 в, это связано с патриотическим подъёмом после войны 1812 года. Жуковский планировался как автор либретто, но Глинка очень быстро написал музыку под кот. нужно было подкладывать тест, и Жук. посоветовал поэта Розена. На тест Жук. написан хор "Славься". Либретто Розена отражает события весны 1613 года. Опера изначально называлась "ИС", потом поменяли на "ЖИЗНЬ ЗА ЦАРЯ" до 1917г. В 1939г написано новое либретто поэтом Городецким и назван. опять слало "ИС". Действие передвинуто на пол года раньше, Сус.отдает жизнь за Минина и Пожарского. Жанр оперы - историческая драма.
1 действие. Здесь большие 4 сцены. 1 сц. Полностью хоровая "интродукция". Гл. соед. рус.печню и немецкую фугу. В основе интродукции 2 темы: ● ● ● ● 1 тема-медленная. Муж.хор "Родина моя" он будет звучать 4 раза: в увертюре Здесь В 3 д. Ответ Сус. полякам Антракт эпилога По жанру это кант acapello в куплетной форме. 2 тема-быстрая, плясовая. Жен.хор "На зов своей родной страны". В конце интродукции Гл. соед. эти 2 темы в фуге. Темой становится муж.хор, а противослож. и интермедиями жен.хор. 2 сц. Каватина и рондо Антониды. Это тип итал. 2х частной арии (медл.- быстро). 1 часть - лирич. Каватина 2 часть - рондо. Форма рондообразная. А В А В1 А As Es As Des As Все темы не контрастны, это бельканто. 3 сц. Выход Сус. Строится как диалог ИС и хора. 4 сц. Сквозная большая копмозиц.+3х частность А В А1 1р-л речитатив и песня Собинина "Эх, когда жених". Это героическая ария. 2р-л трио "Не томи родимый". По жанру это синтез романса (элегия+рус.песня) и итал. баркаролы 6/8. Тема написана в Италии. 3р-л ансамбль с хором "Не впервые русским людям". Это марш в B-dur.
|
2 действие. Действие происходит Польше в замке короля Сигизмунда. Это сюита танцев, и только в полонезе и мазурке есть хоры. Это блестящее действие с яркой оркестровкой и темами. Полонез (3х частный в размере ¾). Краковяк(энергичный танец в размере 2/4 и синкопами), Вальс (размер 6/8, все вальсы Гл. в размере 6/8), мазурка (размер ¾, пунктирный ритм).
3 действие. В избе Сус. Оно делиться на 2 половины: до прихода поляков и после. 1- мирные, домашние сцены. И открыв. песней Вани "Как мать убили". Это синтез романса и русской песни(не квадратный период по 7 тактов). R. S. T. U. Заканчивается эта мирная сцена квартетом солистов. В нем 4 раздела: (Милые дети). Это благословение, отсюда молитвенный мотив, это декламация. (Не розан). Это обращение Собинина и Вани к Антониде. Bdur. Это лиричн.раздел. (Боже счастье семье пошли). Это молитва. В либретто Розена сначала счастье желается царю, поэтому в оркестре появляются интонации хора "Славься". (Время гостей встречать). Это динамичная, маршевая U. R. S. ● тема. 14 сцена. Перелом в развитии, это вторжение поляков, драматизм. Здесь 2 части: Речитатив Сус., Андониды и Вани. Их реплики объединяет новая оркестровая тема-тема семейного счастья, она опирается на Т64, как и мазурка. В конце 1 части встречается ритм полонеза в Es-dur (полиметрия 2/4+3/4). (Входят поляки). Строится как диалог Сус. с поляками. Среди ответов ИС выдел. 2: "Велик и свят наш край родной"Des-dur. У Розена идёт речь о ● ● царском доме, опять появляется интонация хора "Славься". "Страха не страшусь". Это тема хора "Родина" из интродукции 1 действия, текст из 3 куплета хора F-dur. Т.о, в этих ответах звучат самые главные русские темы.
|
Действие
1часть: две вставные арии Собинина и Вани.
2 часть: №21-23 Сцена Сусанина с поляками в лесу
№21 Хор поляков «Устали мы» оркестровая тема в As-dur. Новый хроматический вариант мазурки на pp рисует осторожные шаги поляков.
№22 Ария Сусанина Прощальная. Она открывает ряд русских арий-размышлений (ария Руслана, Князя Игоря, Бориса Годунова). Вступительный речитатив «Чуют правду» в стиле героической арии с фанфарными интонациями. Основная тема «Ты взойдешь моя заря» в d-mollлирическая в сопровождении фигурации арфы (середина в b-moll «Господь в нужде моей»)
№23 Финал 1ч. – речитатив Сусанина, он мысленно прощается с родными. В оркестре главные русские темы (рондо Антониды, песня Вани). Между 1 и 2 чч оркестровая связка – интермеццо –это первая картина метели (фугатто струнных в 3/4). На фоне фугатто звучит тема рондо Антониды. 2ч. – поляки просыпаются, продолжается диалог. У Сусанина 2 ариозо-ответа: 1 –«Хитрить мне нужды нету» (свободная цитата р.н.п. «Вниз по матушке по Волге», а вокальная партия напоминает сцену выхода Сусанина в 1 действии), 2 – «Встает моя заря» (опять интонации хора «Славься»).
Эпилог (5 действие)
По краям звучит хор «Славься» в центре трио: Собинин, Ваня И Антонида «Ах не мне бедному».
А В А
Х. «Хор Сл» С-dur 3/6 e-moll Х. «Хор Сл» с корефеями c-dur
«Руслан и Людмила»
Это 2 опера Гл. поставлена через 6 лет после ИС 27 ноября 1842г. Опера прошла с сомнительным успехом. Публика разделилась на 2 лагеря: Русланистов и Антирусланистов. Оперу поддержали князь Одоевский и Стасов. Простив оперы был Серов. Он обвинял в не сценичности, затянутости действия, назвал её " концерт костюмов". Серовым не была понята эпическая природа оперы. Это был новый жанр, где действия не динамичны, большинство событий рассказываются, а не показываются ("Битва Руслана с Черномором"). Многим была не понятна эпическая природа оперы. Для эпоса характерно отсутствие конфликта, где действие часто не происходит, а рассказывается. Он заменяется красочным контрастом: комедийных и серьезных персон; злодеев и главных героев; восточных и русских тем. Отсюда картинность очень быстром темпе и "Несётся на всех парусах". (Стасов).
Увертюра
Написана до начала оперы. Сонатная форма с небольшим вступлением. Короткое вступление, по выражению Стасова "Удар кулаком", импульс движения, сопоставление Т и S.. Она стала символом русской музыки, её на открытии Московский консерватории в 1866г играл Чайковский на фоно. Форма-сонатная с небольшим вступ. и кодой. В "разбеге" скрипок движение от 1 к 6 ступени глинкинский "гексаккорд". Он будет встречаться в большинстве русских тем. ГП тоже гексаккорд, но в виде Т35 с секстой (ре фа ля си), он встречается в арии Руслана "Дай Перун"; во фразах Баяна в 1 действии. ПП в F-dur по отношению к D-dur это одноименный мажор и минор. Это тема из арии Руслана "О, Людмила". Кода. Построена на ГП и при втором проведении у тромбонов появляется целотонная гамма, кот. назвали"гамма Черномора". Это искуственный лад. Нет полутонов и тяготений. С легкой руки Глинки этот лад будет использован в сказочных и мистических темах.
Действие
Построено по схеме «ИС». Хоровая интродукция – каватина Людмилы – хоровая сцена сквозного развития (похищение Людмилы)
№1 Интродукция. Форма рондо. Рефрен Т 53 в B-dur.
А R1 1 фраза Баяна «Дела давно минувших дней» B-dur (Самая важная интонация интродукции – тенор – устойчивый голос. Арпеджио арфы и фоно изображают гусли). | В 1эп. 1 песня Баяна «Оденется зарею» D-dur (гимн любви и краткое содержание оперы). | А1 R2 Ратмир+хор «Светлому князю» B-dur (Вариант 1-ой фразы Баяна, в партии Ратмира слова «Лейте полный кубок», затем эта же тема в другом ритме звучит у хора). | С 2 эп. 2 песня Баяна «Есть пустынный край» F-dur (память о Пушкине, аллегория его творчества без фамилии). | А2 R3 Хор «Светлому князю» B-dur |
В коде интродукции оркестровая юбиляция на трезвучии B-dur.
№2 Каватина Людмилы. Двухчастная ария: 1ч. – медленная «Грустно мне» (обращение к отцу, плачь «не всерьез», скерозные мотивы); 1 хор «Не тужи дитя родимое» (как и в И.С. 5/4, девичий хор, заканчивается словами «Ой, дидо ладо Лель»; 2ч. – быстрая, трехчастная, причем музыка крайних разделов обращена и к Фарлафу и к Руслану –полька «Не гневись ». В обращении к Ратмиру «Под раскошным небом юга» Глинка использует черты русского музыкального Востока: орнаментальная мелодика, полиметрия, сложный ритм,