Задание
Провести статистическую обработку выборочных данных о пробеге
автомобилей до снятия с эксплуатации. Данные о пробеге автомобилей
приведены в таблице исходных данных.
Таблица исходных данных. Пробег автомобилей до снятия с эксплуатации (тыс. км.)
№ авт. | Пробег | № авт. | Пробег | № авт. | Пробег | № авт. | Пробег | № авт. | Пробег | № авт. | Пробег |
Определение числовых характеристик.
Обзначение | Наименование показателя | Значение, тыс. км. |
t | Среднее | 558,4 |
mt | Стандартная ошибка | 1,881085343 |
Me | Медиана | |
Mo | Мода | |
S | Стандартное отклонение | 19,72898952 |
D | Дисперсия выборки | 389,2330275 |
E | Эксцесс | -0,376237187 |
A | Асимметричность | -0,158029859 |
R | Интервал | |
t min | Минимум | |
t max | Максимум | |
Сумма | ||
n | Счет | |
Vt | Коэффициент вариации | 0,42 |
2.1. Определяют коэффициент вариации:
2.2. Определяют размах варьирования показателя:
R= 604 – 512 = 92 тыс. км
2.3. Рассчитывают количество интервалов:
k = = 10,48
Полученное значение округляют до целого числа, k=10
2.4. Определяют величину одного интервала:
h = = 9,2 h=9
2.5. Определяют границы интервалов.
= 512 – 0,5x9 = 507,5
Верхняя граница первого интервала и его середина равны:
= 507,5 + 9 = 516,5
= 507,5+0,5x9 = 511,5
2.6 Определяют абсолютные частоты попадания значений показателя в каждый интервал путём подсчёта числа значений, попадающих в соответствующие интервалы. Подсчёт числа попаданий значений в интервал производится в соответствии с формулой:
2.7. Определяют вероятность попадания показателя в каждый интервал. Например, для первого интервала:
=
=
= 0,018018
Затем определяют накопленную частоту суммированием абсолютной частоты в интервале и абсолютных частот предыдущих интервалов. Результаты выполнения операции заносим в таблицу. Для последнего интервала накопленная частота должна быть равна объёму выборки.
№ интер вала | Границы интервалов | Часто- та | Накоплен- ная частота | Относи- тельная частота | Накоплен- ная отн. частота | ||
нижняя | Верхняя | середи на | |||||
507,5 | 516,5 | 511,5 | 0,018018 | 0,018018 | |||
516,5 | 525,5 | 520,5 | 0,063063 | 0,081081 | |||
525,5 | 534,5 | 529,5 | 0,045045 | 0,126126 | |||
534,5 | 543,5 | 538,5 | 0,072072 | 0,198198 | |||
543,5 | 552,5 | 547,5 | 0,18018 | 0,378378 | |||
552,5 | 561,5 | 556,5 | 0,171171 | 0,549549 | |||
561,5 | 570,5 | 565,5 | 0,18018 | 0,729729 | |||
570,5 | 579,5 | 574,5 | 0,108108 | 0,837837 | |||
579,5 | 588,5 | 584,5 | 0,108108 | 0,945945 | |||
588,5 | 597,5 | 592,5 | 0,027027 | 0,972972 | |||
597,5 | 606,5 | 602,5 | 0,018018 | 0,853152 |
2.8. Строят таблицу частот по следующей форме
Графическое представление выборочных функций.
По данным таблицы частот строят гистограмму:
Строят график полигона распределения пробега автомобилей:
Построение функции распределения
Для построения эмпирической функции распределения небходимо создать исходную таблицу (таблица 6). В первом столбце указываются границы интервалов, а во втором соответствующие им накопленные вероятности. Исходная таблица данных отличается от таблицы частот тем, что границы интервалов повторяются, так как значение верхней границы интервала равно значению нижней границы следующего интервала.
Границы интервалов | Накопленная вероятность |
516,5 | |
525,5 | |
525,5 | |
534,5 | |
534,5 | |
543,5 | |
543,5 | |
552,5 | |
552,5 | |
561,5 | |
561,5 | |
570,5 | |
570,5 | |
579,5 | |
579,5 | |
588,5 | |
588,5 | |
597,5 | |
597,5 | |
606,5 | |
606,5 | |
615,5 |
График эмпирической функции распределения
пробега
автомобилей до снятия с эксплуатации.
Таблица 6.
5. Вывод:
По данным гистограммы и графику полигона распределения пробега автомобилей можно сделать вывод, что наибольшая частота наблюдаеться у автомобилей с пробегом 547,5 и 565,5 тыс. км. Это сведетельствует о том, что автомобили с пробегом в этих числовых значениях чаще всего, а именно 20 из 25 автомобилей, подлежат снятию с эксплуатации. Наименьшее число автомобилей, подлежащих снятию с эксплуатации наблюдаеться с пробегом 610,5 тыс. км. – 1 автомобиль из 25.
По графику эмпирической функции распределения пробега можно сделать вывод:
Вероятность снятия с эксплуатации автомобилей с пробегом до 520 тыс. км будет минимальной: 1,8 % (2 автомобиля из 111)
С пробегом более 605 тыс. км будет максимальной: 99% (110 автомобилей из 111)