Задание на выпускную квалификационную работу (ВКР)




Студенту(ке) Ирине Юрьевне Сорокиной

(ФИО, полностью)

Группы №5501-510301Z

1.Тема ВКР: Галоцентры в культуре здоровья жителей мегаполиса

 

утверждена приказом по университету от «12» декабря 2017г. № 1667 ст ___»

 

2.Перечень вопросов, подлежащих разработке в ВКР:_

выявить предпочтения посетителей соляной пещеры в проведении досуга;

изучить факторы, влияющие на формирование отношения к своему здоровью посетителей соляной пещеры, охарактеризовать систему ценностных ориентиров посетителей соляной пещеры; определить степень влияния соляной пещеры на формирование новых взглядов, мнений на культуру здоровья.

 

3. Дата выдачи задания: _ «12» декабря 2017 г

 

4. Срок представления на кафедру законченной ВКР: «25» июня 2018 г.

Руководитель ВКР

_ доцент, к. культурологии _______ _______________ /___ К.В. Рафикова ___/

должность, степень подпись ИОФ

 

Задание принял к исполнению ______________________ / И.Ю.Сорокина

подпись студента ИОФ


РЕФЕРАТ

 

Выпускная квалификационная работа на 55 листах, 1 приложение, список использованных источников составляет 35 источников.

Предмет исследования – деятельность городского галоцентра как элемента инфраструктуры культуры здоровья.

Объектом исследования является культура здоровья жителей мегаполиса. Культура здоровья рассматривается как ценностно-регулятивная система практик, обеспечивающих сохранение здоровья общества и личности.

Цель исследования - изучить рекреационно-оздоровительные технологии галоцентра, оказывающие воздействие на культуру здоровья в условиях мегаполиса.

Исследование основывается на системном подходе к культуре здоровья. В качестве базового представления о структуре культуры здоровья выбран подход Н.И. Резановой, включаюещей не только знания и ценности, но и инфраструктуру и систему практик, актуализирующих данные знания и ценности.

В рамках выпускной квалификационной работы было проведено исследование в соляной пещере «Чудо Соль». Проанализирована рекреативно-оздоровительная деятельность данной соляной пещеры. Основным методом экспериментального исследования являлся анкетный опрос посетителей как субъектов культуры здоровья.

 


 

CОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….. 5

Глава 1 Рекреативно-оздоровительные практики в культуре здоровья…… 10

1.1 Понятие и структура культуры здоровья………………………….. 10

1.2 Сущность и формы рекреативно-оздоровительной деятельности... 17

Глава 2Галоцентр как городская рекреативно-оздоровительная практика.. 26

2.1 Инфраструктура культуры здоровья в г.о. Самара………………… 26

2.2 Посетители галоцентра как субъекты культуры здоровья………… 34

Заключение…………………………………………………………………….. 41

Список использованных источников………………………………………… 45

 

Приложение А Анкета для посетителей галоцентра «Чудо Соль»……… 50

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Современное общество предъявляют все более высокие требования к человеку и объему его деятельности. Здоровье является одним из важнейших факторов, влияющих на качество человеческого капитала. Физическое и психологическое здоровье населения определяет интеллектуальный потенциал и экономические возможности стран и регионов. Высокий уровень здоровья во многом определяет эффективную социализацию, компетентность в профессиональной деятельности и успешность в межличностной коммуникации.

Актуальность темы исследования. Современные социально-экономические процессы в крупных городах оказывают существенное влияние на культуру здоровья населения. С одной стороны, мегаполисы характеризуется обострением проблем здоровья, диктует необходимость более целенаправленной работы по формированию и развитию этой составляющей культуры, включению не только экономических, организационно-здравоохранительных рычагов воздействия на ситуацию, но и привлечения для этого собственно культурных механизмов, связанных с ценностным сознанием, распространяемыми идеалами и т.п.

С другой стороны, крупные города способны предложить своему населению высокие стандарты жизни, культуры, образования, здорового образа жизни. Новые социально-экономические отношении и стиль жизни большого города стимулируя более серьезное отношение жителя к своему имиджу и состоянию здоровья как своеобразному капиталу, расширяют спектр возможностей «заботы о себе», что создает важные позитивные предпосылки для укрепления статуса культуры здоровья.

Современный мегаполис – уникальное и весьма неоднородное явление, которое сегодня становится не просто пространством реализации профессиональных, семейных, экономических и рекреационных стратегий. Сегодня город рассматривается как пространство жизни, в котором горожане стремятся к сохранению своего здоровья, проходя самые разные жизненные этапы. Вместе с тем реальные условия жизни в мегаполисе провоцируют ряд проблем. Неконтролируемая застройка продолжает формировать урбанизированный ландшафт в ущерб зеленым зонам, что усугубляет экологические проблемы Самары, что губительно сказывается на здоровье горожан. В связи с этим, проблема эффективной рекреации и оздоровления горожан является особенно актуальной.

Рекреативно-оздоровительные пространства, сформировавшиеся в крупных городах, зачастую мало отличаются друг от друга, а потому сильным конкурентным преимуществом становится нестандартный подход, т.е. креативные практики в этой сфере деятельности.

К таким новым городским рекреативно-оздоровительным практикам следует отнести создание общедоступных центров галотерапии (соляные комнаты), которые становятся популярными центрами рекреации, ориентированными на гармоничное сочетание рекреации и оздоровления в условиях города.

Анализируя степень разработанности проблемы исследования, следует выделить две основные группы источников. Первую группу источников включают исследования, посвященные сущности, структуре культуры здоровья и здорового образа жизни, факторов и условий ее формирования. В отечественной литературе сложился ряд подходов к пониманию культуры здоровья. Достаточно разработанным является психолого-педагогический подход подход, представители которого рассматривают культуру здоровья как часть культуры личности. Изучению критериев и показателей культуры здоровья личности посвящена работа О.А. Ахвердовой и В.А. Магина [1], которые подчеркивают индивидуальный, личностный аспект рассматриваемого понятия. В работе О.С. Васильевой и Е.В. Журавлевой [2] представлен интегративный подход к пониманию феномена культуры здоровья, которое понимается и как индивидуальное, и как общественное явление. Само понятие «здоровье», его разнообразные аспекты анализируются в трудах основателя валеологии Брехмана [3], а также О.В. Рихтера [4], Ю.П.Лисицына [5], Д.Н.Давиденко [6].

Следует отметить доминирование медико-биологических и психолого-педагогических разработок в данной области. Социокультурный анализ проблем здоровья, как и разработка самого понятия «культура здоровья», представлен в относительно немногочисленных работах.

Среди значимых для данного исследования следует выделить культурологический подход И.М. Быховской [7], которая понимает культуру здоровья как один из необходимых компонентов, обеспечивающих существование «человека культурного». Культура здоровья рассматривается ею как совокупность знаний, ценностей, норм, идеалов, установок, связанных с представлениями о здоровье как ценности [7, с.29].

Весомый вклад в культурологическое осмысление проблем культуры здоровья внесла Н.И. Резанова [8]. Она также рассматривает культуру здоровья как компонент общей культуры в ее социальном и личностном измерениях и определяет ее как систему ценностных установок, норм, идеалов и ориентаций, связанных с различными аспектами понимания здоровья/нездоровья, а также как систему практик, актуализирующих принятые установки и ориентации.

Педагогические аспекты формирования культуры здорового образа жизни рассмотрены в исследованиях Ю.В. Бояркиной [9], В.В.Кожанова [10], В.Н. Ирхина [11]. Системный подход к вопросу здоровья и здорового образа жизни представлен в работах О.Л. Трещевой [12].

Вторую группу источников составили труды по теории и практике рекреационно-оздоровительной деятельности.

Исследование рекреативно-оздоровительной деятельности носит комплексный, интегративный характер и находится на пересечении проблемных полей философии, социальной психологии, социологии, социально-культурной деятельности. Однако, статус рекреативно-оздоровительной деятельности, ее цели, содержание и формы еще точно не определены и мало исследованы.

Для большинства ученых означенная деятельность является синонимом физической рекреации, где преобладает двигательная активность. Говоря о рекреации, специалисты в области физической культуры употребляют такие термины и понятия как массовая оздоровительная физическая культура, массовый спорт и активный отдых, физическая рекреация. Для большинства ученых данная деятельность является синонимом физической рекреации, где преобладает двигательная активность. Теоретические и практические аспекты технологий физической и спортивной культуры рассматриваются Л.И Лубышевой [13]. В работах Е.И. Григорьева [14] и H.H. Ярошенко [15] рассмотрены отдельные аспекты реализации рекреативно-оздоровительных технологий. Специальное изучение потенциала рекреативно-оздоровительных технологий как средства формирования здорового образа жизни представлено в диссертационном исследовании Т.В. Ганьшиной [16].

В рамках данной темы наиболее востребованы теории, рассматривающие рекреативно-оздоровительные технологии в более широком контексте рекреации и социально-культурной деятельности. Так Л.А. Акимова [17] исследует принципы организации рекреационно-оздоровительной работы с различными группами населения с использованием социально-культурных технологий. Также значимым является подход представленный в работе Н.А. Анашкиной, рассматривающей рекреативно-оздоровительную деятельность как социокультурный процесс [18].

Объектом исследования является культура здоровья жителей мегаполиса. Культура здоровья рассматривается как ценностно-регулятивная система практик, обеспечивающих сохранение здоровья общества и личности.

Предмет исследования – деятельность городского галоцентра как элемента инфраструктуры культуры здоровья.

Цель исследования - изучить рекреационно-оздоровительные технологии галоцентра, оказывающие воздействие на культуру здоровья в условиях мегаполиса.

Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:

1) изучить основные подходы к сущности и структуре культуры здоровья;

2) рассмотреть понятие и формы рекреативно-оздоровительной деятельности;

3) описать инфраструктуру культуры здоровья в г.о. Самаре;

4) проанализировать результаты исследования посетителей соляной пещеры как субъектов культуры здоровья.

Теоретическую и методологическую базу исследования составил культурологический подход к культуре здоровья, представленный в работах И.М. Быховской [7] и Н.И. Резановой [8]. В основе социокультурного анализа проблем культуры здоровья и рекреативно-оздоровительных технологий положен системный подход к культуре, представленный в концепции М.С. Кагана [19].

Эмпирическую базу исследования составили результаты исследования, проведенного в самарской соляной пещере «Чудо Соль». Основным методом исследования являлся анкетный опрос.

Структура работы. Работа включает две главы по два параграфа, введение, заключение и список использованных источников.


Глава 1 Рекреативно-оздоровительные практики в культуре здоровья

1.1 Понятие и структура культуры здоровья

 

Здоровье – многозначное понятие, включающее параметры физического и психологического состояния человека. К главным показателям здоровья часто относят биологическую характеристику организма; а также социально-психологические характеристики личности, которые реализуются в постоянстве активных отношений и способности к реализации целей; активное созидательное отношение к собственное здоровью.

Культура здоровья привлекает отечественных и зарубежных исследователей в связи с изменениями в современном обществе в экономической, социальной, образовательной и культурной сфере, связанных с возникновением так называемой «цивилизации досуга», развитием гражданского общества и индустрий туризма, культуры и спорта.

Основатель науки о здоровье валеологии И.И. Брехман трактует понятие здоровье посредством понятия «гармония». В его книге «Валеология – наука о здоровье» исследуется феномен здоровья с позиции истории отношения к здоровью. «Здоровье… – это не только отсутствие болезней, а физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и с самим собой», - пишет И.И. Брехман [3, с.26].

После медицинских и биологических открытий ХХ века, развития философских и психологических подходов произошло значительное переосмысление понятия здоровья. Категория здоровья из узко биологической и медицинской области перешло в сферу более широких антропологических, социальных, этических и эстетических представлений. Человек как социальное существо зависит от различных социокультурных факторов: экономических, политических, социальных и духовных процессов. Понятие «здоровья» вошло в более широкую актуальную категорию «человеческого капитала», дополнилось понятием «благополучие».

Новое представление нашло выражение в определении, данном Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни» [цит. по 4]. Однако это определение несмотря на его относительную современность и многоаспектность, имеет ряд недостатков. Оно не отражает всех возможных состояний человека. В нем присутствует только абстрактная качественная характеристика, но отсутствует количественные критерии измерения, значимые для конкретных исследований.

На сегодняшний день в системе наук о человеке используются следующие определения понятия «здоровье человека» Ю.П.Лисицын подразумевает под ним «гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными явлениями» [5, с.21].

Д.Н.Давиденко определяет здоровье как уровень приспособления организма к внешней среды и взаимодействия с ней и выделяет четыре компонента здоровья.

Во-первых, это соматический компонент – индивидуальная биологическая программа человека, которая опосредована его базовыми потребностями на различных этапах онтогенеза.

Во-вторых, это физический компонент – функциональный потенциал организма, обеспечивающий его адаптацию к окружающей среде.

В-третьих, это психический компонент – психологическое состояние комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения.

В-четвертых, это нравственный компонент - это система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Он связан с общечеловеческими ценностями добра, любви и красоты [6, с.18-19].

На отношение к здоровью оказывают влияние не только материально-технические и экономические показатели, развитие инфраструктуры и медицинской отрасли. Но так же и то, какое место ценность здоровья занимает на аксиологической шкале общества, группы, отдельной личности, сложившиеся культурные традиции, стереотипы, модели поведения, связанные с вопросами здоровья, а также идеалы, нормы образа жизни, которые задаются соответствующей идеологией общества.

К сожалению, несмотря понимание значимости культуры здоровья общество не торопится осуществлять и поддерживать государственную политику, социальные институты, а также социальные и индивидуальные практики, направленные на формирование, поддержание, укрепление здоровья.

По мнению Васильевой О.С. и Журавлевой Е.В. «проблемы определения сущности и компонентного состава культуры здорового образа жизни связанны, отчасти, с неоднозначностью в истолковании сущности понятия «здоровье», являющегося основной категорией в проблеме здоровый образ жизни. Разнообразие в определении этого понятия есть отражение неоднозначности самого человека, многообразия его природы» [2, с.24].

В отечественной науке сложилось несколько подходов к пониманию культуры здоровья. Одним из наиболее разработанных подходов является психолого-педагогический подход. Его представители О.А. Ахвердова и В.А. Магин рассматривают культуру здоровья как интегративное личностное образование, состоящее из когнитивного, эмоционального и волевого компонентов. Они выражаются через такие параметры как объем знаний о здоровье и здоровом образе жизни, компетентность в сфере коммуникации, психологическую устойчивость, активность и волевые качества, являющиеся неотъемлемой частью образа жизни и культуры личности [1, с.6].

В рамках психолого-педагогического подхода к культуре здоровья рассматривается проблема формирования культуры здоровья. По мнению В.С. Глушанко [21] существуют следующие этапы формирования культуры здоровья. На первом этапе – диагностическом - происходит диагностика начального уровня культуры здоровья (тестирование показателей здоровья; анкетирование по вопросам формирования, сохранения и укрепления здоровья, а также теоретической подготовленности в вопросах физической культуры и спорта). Второй этап – потребностно-мотивационный - нацелен на формирование установки на здоровый образ жизни, устойчивой потребности в рекреативно-оздоровительных практиках, восприятия здоровья как основной и непреходящей ценности человека. Третий этап – конструктивный - предполагает системную регулярную физкультурно-оздоровительную деятельность. На четвертом этапе – креативном – происходит формирование творческого подхода к составлению индивидуальной методики оздоровления. Для этого этапа характерен высокий уровень культуры здоровья людей, основанный на формировании и изучении внутренней картины здоровья; фиксируется проявление интереса к проблемам здоровья, здоровьесберегающим технологиям как важным компонентам личностного, социального, профессионального роста.

Позитивное или негативное отношение к проблемам здоровья связаны с широким мировоззренческим и социокультурным контекстом, с культурными традициями, которые выражают этническую, гендерную, возрастную, конфессиональную, территориальную принадлежность субъекта.

В рамках психолого-педагогического подхода культура здоровья рассматривается как значимая часть культуры личности. Так Ю.В. Бояркина полагает, что она является составной частью общей культуры человека, определяющей социализацию и социальную успешность личности в процессе жизнедеятельности. В структуру культуры здоровья автор включает знания о здоровье, представления о здоровом образе жизни и умение оценивать свое физическое и психологическое состояние. Она также включает сюда «… культуру чувств, благоговение перед жизнью, эмпатию и рефлексию, умение понимать себя и других, оценивать свое состояние и поведение, здоровый образ жизни, понимание сути и основных составляющих здорового образа жизни, следование ему повседневно, то есть это определенный уровень, качество, режим и стиль жизни» [9, с.30].

В.В. Кожанов рассматривает культуру здоровья как «интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью, к организации здорового образа жизни, валеологического мышления, накопления опыта применения валеологических знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни, развития всех компонентов валеологического сознания» [10, с.13]. По его мнению, культура здоровья объединяет три компонента: 1) интеллектуальный компонент – это знания в области валеологии, организации здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья; 2) ценностный компонент – активное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни; 3) практический компонент – применение представлений, умений и навыков в сфере здорового образа жизни на практике [10, с.13].

В.Н. Ирхин понимает под культурой здоровья сложное структурное образование личности, характеризующееся определенным уровнем образования в области валеологии, мирового опыта по сохранению и укреплению здоровья, принятием ценности здорового образа жизни и реализации здоровьесберегающих технологий [11, с.140].

О.Л. Трещева расширяет данное понятие и анализирует его как значимый компонент культуры. По ее мнению, эта одна из форм освоения человеком природы, технологии создания своего гармоничного бытия [12, с.176-177].

Таким образом, формируется более широкий социально-философский подход к пониманию культуры здоровья. Культура здоровья, по мнению представителей данного подхода, является одной из фундаментальных характеристик человеческого существования. Она объединяет способности индивида к реализации в качестве социального и индивидуального субъекта посредством данных природой возможностей и культурных форм.

Для понимания культуры здоровья отечественные исследователи применяют общефилософские представления о бытии, человеке и обществе. Так Л.И.Лубышева считает, что «предметным основанием культуры здоровья как социального механизма служит культура двигательной деятельности. Обычно под культурой понимают все, что создано человечеством, как совокупность условий, способов и результатов формирования, развития и сохранения потребностей и свойств «человека общественного» [13, с.40].

В последнее десятилетие формируется культурологический подход к культуре здоровья. Авторитетный представитель данного подхода, отечественный исследователь в области прикладной культурологии – И.М. Быховская. Исследуя здоровьеобеспечивающие технологии как одну из сфер применения культурологического знания, она рассматривает ее как часть системы культуры, ее нормативно-ценностной системы. По мнению И.М. Быховской, культура здоровья может быть определена как «совокупность знаний, ценностей, норм, идеалов и установок, связанных с представлениями о здоровье как ценности, выполняющих регулятивно-ориентирующие функции в отношении тех видов деятельности, которые обеспечивают формирование, поддержание и укрепление здоровья» [7, с.30]. К результатам этой деятельности относится не только общее состояние здоровья индивида, но и социальная оценка индивида через категории «здоровый» или «нездоровый».

Значимость ценностного потенциала культуры здоровья не исчерпывается отмеченными характеристиками. В ходе развития общества культура здоровья наряду с другими социальными явлениями непрерывно расширяют границы своего влияния на жизнь людей.

Весомый вклад в культурологическое осмысление проблем культуры здоровья внесла Н.И. Резанова [8]. Она также рассматривает культуру здоровья как компонент общей культуры в ее социальном и личностном измерениях. Она определяет ее как систему как система ценностный ориентаций и действий.

По ее мнению, культура здоровья включает два основных компонента.

Во-первых, это ценностно-нормативный компонент. Сюда включается совокупность ценностей, норм, идеалов, установок, связанных с различными аспектами понимания здоровья/нездоровья, регулирующая и дающая ориентиры различных видов деятельности, которые обеспечивают формирование, поддержание и укрепление здоровья человека. Содержание этих компонентов зависит от особенностей образа жизни индивида и социальных групп, его экономических, экологических и географических характеристик. Немаловажную роль играют также существующие культурные традиции, ориентирующие конкретные социальные, гендерные, этнические, возрастные и профессиональные группы на определенные формы и интенсивность рекреационно-оздоровительной деятельности.

Во-вторых, в структуру здоровья входит инфраструктурно-технологический компонент: система практик, актуализирующих принятые установки и ориентации, реализующих определенные модели поведения на основе знаний о здоровье и здоровом образе жизни, сформированных навыков действия [Там же, с. 7]. Инфраструктура культуры здоровья (ее организационные, экономические, информационные, кадровые аспекты) и рекреационно-оздоровительные технологии позволяют обеспечить переход от установок и ценностных ориентаций в сфере здоровья к их реализации на поведенческом уровне.

Таким образом, если психолого-педагогический подход характеризует культуру здоровья как систему знаний и ценностей, то культурологический подход предполагает включение в систему культуры здоровья также способов и форм рекреативно-оздоровительной деятельности – совокупность практик и технологий, обеспечивающих реализацию знаний и ценностей. В связи с этим, в следующем параграфе мы рассмотрим понятие, виды и формы рекреативно-оздоровительной деятельности.

 

 

1.2 Сущность и формы рекреативно-оздоровительной деятельности

 

Особое значение инновации и новые технологии приобретают в кризисные периоды развития общества, когда меняются ориентиры государственной политики, требуют незамедлительного решения технологии социальных процессов и возникает потребность в реформировании системы управления, сферы образования, науки и культуры. Социально-культурная деятельность, имеющая в своем арсенале огромный набор социально-культурных технологий активно «разворачивается» к проблемам общественного развития и использует инновационные подходы к решению многих актуальных проблем современной действительности.

Одним из инновационных подходов, применяемых в социально-культурной сфере, является рекреативная деятельность. Она ярко отражает одну из функций досуга: рекреативно-оздоровительную и терапевтическую. Без реализации этих функций у многих людей неизбежно формируются состояние стресса, психическая неуравновешенность, переходящая в устойчивые болезни.

Рекреация – область деятельности, в высшей степени размытая. Она распадается на большое количество конкретных видов деятельности и может проявляться в самых различных формах. В итоге – сложность ее формализации, учета и, тем более, управления рекреационными потоками. Не случайно нигде в мире рекреация четко и однозначно не выделяется как отдельная отрасль или сфера бизнеса, несмотря на самое пристальное внимание к ней.

Такая неопределенность отражается и в определении сущности рекреации. По мнению Е.И. Григорьевой, она «осуществляется в свободное время, имеет активный характер, базируется на добровольной, самодеятельной основе, направлена на оздоровление, а так же может иметь познавательный характер и быть средством самоутверждения» [14, с.35].

Рекреация тесно связана с категориями здоровья, досуга, социально-культурной деятельностью и рекреативными технологиями, что она выступает предметом анализа разных научных направлений. Она исследуется с точки зрения биологических, медицинских, психологических, социальных и экологических вопросов и является ключом к пониманию большого круга проблем, в решении которых принимают участие специалисты разных областей теории и практики.

Таким образом, рекреация является объектом междисциплинарных исследований. В понимании феномена рекреации также складывается ряд подходов. С одной стороны, рекреация понимается как феномен, несводимый к досугу, отдыху и оздоровлению и их совокупности. С другой стороны, все эти элементы являются различными аспектами изучения рекреации как целостного явления. В этой связи Н.Н. Ярошенко считает, что «понятие рекреации как отдыха, связанного с восстановлением сил организма, обозначает сферу компенсации, причем компенсации не относительно работы, а относительно определенных видов деятельности или режимов жизнедеятельности» [15, с.32].

Г.В.Ганьшина подчеркивает, что «рекреация может определиться не через понятие «досуг», а через понятие «деятельность», а рекреация всегда оказывается избирательной: нет рекреации вообще, есть рекреация как компенсация к тем видам деятельности или режимам жизнедеятельности, относительно которых возникает необходимость восстановления определенных функциональных систем организма. В этом смысле рекреация безотносительна к работе или досугу, взятых в формальном, временном отношении. Рекреационная по характеру деятельность при чрезмерной эффективности или продолжительности может превратиться в ту, которая сама требует рекреации» [16, с.48].

Л.А. Акимова при определении термина «рекреация» отмечает, что это специфический вид биологической социальной и физической активности, сопровождающийся переживанием рекреационного эффекта. Рекреация как феномен представляет разные приоритетные сферы: отдых, досуг, свободное время, игра [17, с.76].

Н.А. Анашкина утверждает, что «человек как биосоциальный организм, включаясь в систему социокультурных отношений, подвергается воздействию многих детерминант. Современное производство предъявляет высокие требования к здоровью и уровню общей физической подготовленности, вызывает к жизни многообразные компенсационные потребности: психофизиологические процедуры, борьбу с перенапряжением, переутомлением, стрессовыми состояниями» [18, с.7]. Успех в жизни, как правило, достигается при больших затратах физической и психической энергии, что часто приводит к дисбалансу биологических и социальных сторон в жизни. Одновременно на личность влияют и противоречивые процессы урбанизации, приводящие к снижению потребностей в двигательных и физических усилиях, детренированности, дефектам осанки и фигуры.

В этих условиях рекреативно-оздоровительная деятельность возникает как закономерное явление, обусловленное потребностями общества в таких качествах и свойствах, которые необходимы человеку, но не могут быть сформированы в процессе естественного физического развития и труда, либо формируются этими путями недостаточно. В современном мире, имеющем тенденции к развитию «цивилизации досуга», сфера обязательной деятельности имеет тенденцию к сокращению, вследствие чего расширяются рамки произвольной активности, в том числе и физической. В развитых странах во второй половине ХХ века наблюдается так называемый рекреационный «взрыв», который ярко проявляется в стремительном развитии индустрии отдыха, широком диапазоне рекреативных услуг. Эти явления затрагивают и процессы глобализации, проявляющиеся в стандартизации рекреативных форм и унификации рекреативных ценностей.

Действительно, можно рассматривать рекреацию как одну из функций оздоровления. Методика рекреационно-оздоровительных деятельности является одной из сложных и наименее разработанной в связи с минимальной управляемостью такого рода деятельности. Так, Е.В.Великанова [20, с.34] к основным методам, применяемым в организации рекреационно-оздоровительной деятельности, относит:

- метод вовлечения в то или иное рекреационно-оздоровительное занятие;

- метод замены или вытеснения малоценных занятий на способствующие проведению здорового образа жизни;

- метод примера, конкретность и привлекательность которого используют в пропаганде здорового образа жизни;

- метод организации игрового действия.

Отмечая индивидуальную природу рекреативно-оздоровительной деятельности, необходимо отметить, что сущность данного аспекта раскрывается во взаимодействии с социальными организациями.

Так, Н.А.Анашкина рассматривает рекреативно-оздоровительную деятельность как социокультурный процесс, в рамках которого, наряду с решением задач, связанных с физическим развитием и укреплением здоровья, происходит становление и развитие личностного потенциала человека, изменение социальных ролей и позиций, формируются механизмы самореализации и самоутверждения, стимулируется развитие самосознания [18, с.6].

Т.Г.Киселева и Ю.Д. Красильников [22] классифицируют рекреативные технологии на две группы. В первую группу, по их мнению, включаются рекреативно-оздоровительные технологии, сочетающие досуговые программы с физкультурно-оздоровительными методами психогимнастики, биоэнергетики, шейпинга, восточных оздоровительных методов.

Вторую группу представляют технологии организация отдыха и развлечений. Это использование традиций возрождаемой народной культуры; реконструкция традиций и создание новых народных праздников; игровых и художественно-зрелищных методов культурно-досуговой деятельности; различные виды туризма [Там же, с.25].

Таким образом, сущность рекреативно-оздоровительная деятельности заключается в органичном объединении досуга и оздоровления, причем в различных их сочетаниях. Она представляет собой деятельность, обладающая большим потенциалом для проявления активности человека в зависимости от его демографических, социальных, физических характеристик, мировоззренческих представлений и ценностных ориентаций. Она включает также различные формы деятельности и технологии направленных на повышения качества жизни.

К основным формам рекреативно-оздоровительной деятельности можно отнести игру, общение, спорт, туризм, зрелища и другие групповые и массовые формы. Они используют разные рекреативно-оздоровительные методы, ориентированные, с одной стороны, на современные достижения современной теории и практики культурно-досуговой деятельности, а, с другой стороны, активное использование результатов исследования в области биологии, физиологии, психологии, медицины и пр.

Высокая активность в сфере рекреативно-оздоровительных технологий определяется как особенностями социальных изменений, так и многочисленными индивидуальными факторами: профессией, должностью, престижностью работы, образованием, возрастом, состоянием здоровья и физического развития, уровнем личной свободы или несвободы, социальными и служебными перспективами. Характер взаимосвязи этих факторов определяет качественное своеобразие данной деятельности. Социокультурное развитие общества видоизменяет их содержание, усиливает одни, ослабляет другие, актуализирует третьи. Но, несмотря на многообразие общественных изменений, все более отчетливой становится тенденция, когда здоровье и физический имидж приобретают весьма высокое ценностное значение в работе и личной жизни россиян.

Современный этап жизни в нашей стране отличает новая модель организации и проведения досуга. Отдых как основная функция свободного времени также подразделяется на кратковременный и длительный. Особую значимость имеет кратковременный отдых. Его преимущество состоит в том, что он не связан с резкой переменой климата, и отдыхающий в таком случае не нуждается в акклиматизации к новым природным условиям. Человеку не требуется отрываться от работы, что является существенным преимуществом в современных сложных экономических условиях.

Рекреативно-оздоровительные технологии в современном городе включают в себя: различные формы занятий физической культурой, туризмом, спортом, художественной самодеятельностью, техническим творчеством, оздоровительными практиками и пр. Важным фактором эффективности рекреативно-оздоровительных технологий являются:

- уровень образования работников в сфере рекреации;

- профессионализм врачей, инструкторов физической культуры, культурно-просветительных работников;

- наличие специальных территориальных зон для рекреационной деятельности (внутригородских, пригородных), условий для проведения занятий и культурно-развлекательных мероприятий;

- наличие у людей потребности заниматьс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: