Он представляет собой соединение элементов теоретического и практического уроков. В практике трудового обучения очень часто возникает задача дать учащимся некоторый объём теоретических сведений о том, чтобы на их основе построить практическую работу учащихся по применению этих знаний и формированию практических умений.
В правом верхнем углу ставится класс, дата. После темы урока пишут цели. К целям урока относятся:
1) Обучающая:
2) Развивающая:
3) Воспитательная:
Оснащение и оборудование:
Ход урока:
1. Организационный момент (2 минуты):
2. Проверка знаний учащихся (5-7 минут).
3. Изложение нового материала (10 минут).
4. Закрепление (3 минуты).
5. Вводный инструктаж (5 минут).
6. Практическая работа (12 минут).
7. Заключительный инструктаж (5 минут).
8. Организационный момент (3 минуты). Уборка рабочих мест.
Урок конструирования.
Выполнение любой практической работы невозможно без применения соответствующих знаний. Но бывают такие случаи, когда применение знаний становится главной учебной задачей.
Чтобы моделировать, нужно обладать знаниями по конструированию и составлению технологических процессов. Учащиеся должны получить представление об общих основах моделирования, вооружиться едиными правилами и требованиями, которым подчиняется процесс моделирования.
Структура данного типа урока:
В правом верхнем углу ставится класс, дата. После темы урока пишут цели. К целям урока относятся:
1) Обучающая:
2) Развивающая:
3) Воспитательная:
Оснащение:
Ход урока:
1. Организационный момент (2 минуты).
2. Проверка знаний учащихся (5 минут).
3. Первый вводный инструктаж (10 минут).
4. Первая практическая работа (23 минуты).
|
5. Второй вводный инструктаж (10 минут).
6. Вторая практическая работа (45 минут).
7. Заключительный инструктаж (5 минут).
Контрольно-проверочный урок.
Цель данного урока — получение данных об уровне трудовой подготовки учащихся, о степени прочности усвоения знаний, умений и навыков. Контрольно-проверочные уроки проводятся в конце четверти, полугодия, учебного года. Это позволяет осуществлять необходимую периодическую аттестацию учащихся по трудовому обучению.
Киноурок.
В содержание занятий по трудовому обучению может включаться демонстрация кинофильмов, обсуждение и освоение их содержания. Кинофильмы требуют для демонстрации 12 - 35 минут.
Перед демонстрацией учитель просматривает фильм и макеты методических указаний. Продумывает содержание вступительной беседы, отбираются кадры, на которые придётся обратить особое внимание класса. Намечаются вопросы учащимся и содержание объяснений или беседы, которые будут проводиться после демонстрации фильма. Следует внимательно заботиться о том, чтобы фильм органически входил в содержание изучаемой темы и развивал её логику.
Дополнительные занятия.
С отстающими учащимися проводятся дополнительные занятия, на которых учитель помогает им освоить трудный трудовой приём, понять сложные теоретические вопросы. Дополнительные занятия проводятся иногда из-за недостатка оборудования.
10.Факультативы.
Состав учащихся определяется на добровольных началах, а содержание занятий регламентируется учебной программой.
В практике работы школ утвердились два основных варианта факультативных занятий по трудовому обучению.
|
При первом варианте учебное время, отведённое на труд и факультативные занятия, объединяется, и обучение ведётся по единой программе.
При втором варианте между обязательными уроками по трудовому обучению и факультативными занятиями нет такой преемственности, как при первом, зато расширяются политехнический кругозор, их представления об основах современного производства.
Урок экскурсия.
Основная цель экскурсии заключается в том, чтобы учащиеся получили общее представление о современном производстве, познакомить их со структурой предприятий общественного питания, швейных фабрик или ателье, с условиями и спецификой работы на них, но главное — наглядно продемонстрировать и рассказать о современной технике и технологии производства.
Методика проведения экскурсий предполагает подготовку к экскурсии, её проведение, подведение итогов.
Чтобы повысить активность учащихся во время экскурсии, необходимо дать им вопросы, на которые нужно будет ответить по окончании экскурсии. Например:
Задание к экскурсии:
1. Запишите в тетради название предприятия.
2. Какие виды работ выполняются в основных цехах предприятия?
3. Назовите современное оборудование, используемое в его цехах.
4. Расскажите, работники, каких основных профессий работают на предприятии.
5. Что больше всего вам понравилось на предприятии?
Задание для учащихся более старшего возраста несколько расширяется. Оно может содержать вопросы чисто технологического характера. Например:
1. Назовите, какая технологическая последовательность обработки материала существует на данном предприятии.
|
2. В каких цехах используется оборудование, выполняющее одновременно несколько операций?
3. Опишите технологическую последовательность обработки той или иной детали или узла изделия и т.д.
Контрольные вопросы:
1. По каким признакам классификации выделяются типы уроков?
2. Что должен учитывать учитель при составлении плана-конспекта урока?
3. Какова структура вводного занятия?
4. Какова структура урока по формированию новых технических знаний?
5. Какова структура урока по формированию умений и навыков?
6. Каковы задачи лабораторной работы?
7. В зависимости от дидактической цели какие могут быть лабораторные работы?
8. Что включает в себя инструкция к лабораторным работам?
9. Какова структура комбинированного типа урока? Урока конструирования? Контрольно-проверочного урока?
10. Какова методика проведения киноурока?
11. С какой целью проводятся дополнительные занятия?
12. Какова цель факультативов?
13. Какова методика проведения экскурсии?