Практическое задание. Пример выполнения работы




Беседа.

В этой части следовало бы после театра начать рассматривать другое синтетическое искусство — кино, любимое детище культуры XX в. Но мы не можем миновать предтечу кинематографа — ФОТОГРАФИЮ, которая, родившись в конце XIXв. явила собой ещё одну художественно-технологическую революцию в искусстве. Фотография стала не только предвестником эры кино и переходным технологическим мостиком к нему, но и новым способом изображения действительности, коренным образом, изменившим судьбы изобразительного искусства и задачи художественного творчества.

Фотография не относится к синтетическим искусствам. Она говорит со зрителем только на языке изображения. Поэтому она и стоит в одном ряду с живописью, рисунком и другими изобразительными искусствами. Её появле­ние расширило творческие возможности художника, дало ему новый взгляд на мир, стало новым способом его осмысления.

Мгновенное, одним только нажатием пальца полученное фотоизображение кажется - абсолютно точным осколком действительности. Но так ли это, равна ли действительности фотография?

Мы попробуем разобраться и в том что делает фотографию искусством и почему ваш снимок из «фотки» и забавы превращается в творчество. Попытаемся постичь грамоту операторского мастерствакак на примерах классиков фотографии, так и на вашем собственном опыте.

У вас будет возможность не только исследовать основы и специфику фотоязыка, но и в практических заданиях научиться вы­ражать в снимке свои художестве устремления и мысли.

Фотография позволяет каждому запечатлеть неповторимое мгновение и, находясь в центре события, создать свою картину мира. Отражённый в ней твой взгляд сохранится свидетельством фотолетописи!

 

Если прежде фотосъёмкой занимались только фотографы, то теперь это удел масс. Рань­ше фотограф, накрывшись чёрной тканью, свершал редкий для большинства «обряд» съёмки, а сейчас каждый в любой момент и в любых условиях может сфотографировать своих друзей и самого себя.

 

Фотографию делает аппарат,

но только художественный дар человека

может превратить ее в искусство.

 

Перед нами фотографии Л. Н. Толстого (слева), Н. В. Гоголя, художников-передвижников, Д. И. Менделеева, А. Дюма. Благодаря фотографиям мы можем представить се­бе, как они выглядели на самом деле.

Каким бы замечательным художником ни был порт­ретист, но чисто внешнее сходство — удел фототехники. Недаром документ сопровож­дают фотографией, а не рисунком.

Главное в фотографии — не съёмка позирующих перед камерой, а умение выхватить своим взглядом мгновение жизни и запечатлеть его, будь то последние лучи заходящего солнца или чья-то неожидан­но промелькнувшая улыбка. Непревзойдённость фотографии в её фактографии» — стремительной фиксации события или состояния, в их единственности и неповторимости как факта истории или личной жизни человека.

 

Вот на снимках — Знамя Победы над рейхста­гом, Москва в ворохе листовок встречает пер­вых полярников, Юрий Гагарин в космическом полёте, а вот может быть портрет твоего папы, ещё маленького и такого смешного. Нич­то не заменит их неподдельной правды! Так в простой фотографии навсегда сохраняется остановленное время.

Однако фотография не сразу осознала свою изобразительную особенность и самостоятельность. Изучая историю фотографии, мы видим её шаги от подражания живописи к поиску своего выразитель­ного языка и нахождению своей образной специфи­ки.

Насладившись эффектом правдоподобия и схо­жести снимка с натурой, превосходящей любую картину, фотографы, пусть на ощупь, продвигались по пути становления фотографии как искусства.

Первые фотографии носили имя своего изобретателя — французского ху­дожника Л.-Ж. Даггера и назывались даггеротипами. Фотоизображение появи­лось благодаря свету. Попадая на элементы серебра, которые поначалу нано­сились на стеклянные пластины, затем на эмульсионные слои фотоплёнки, свет рождал изображение. Сейчас его фиксатором и реагентом стала цифро­вая электронная технология. Фотоснимок, процесс его съёмки и обработки прошли долгий путь технического и художественного преображения, прежде чем стать такими, какими мы их видим сейчас.

 

Перед вами различная фототехника и аппаратура прошлых времен.

Фотоаппарат — средство, подобное карандашу или кисти. Никакая фотография не может быть сделана без участия человека. И чем больше его участие в процессе съёмки носит творческий характер, тем бли­же фотография к искусству.

Фотография, как и картина, — изображение художником (субъектом) окружающей действительности (объекта). Изображённое, живописцем носит более субъективный характер, а запёчатлённое фотографом носит более объективный характер.

Глаз художника смотрит вглубь человека, старается рассмотреть портрет его души, увидеть сквозь внешнее внутреннее, изобразить итог, «сумму» человека, его жизни.

Фотоаппарат выхватывает из потока жизни единственное мгновение и бесстра­шно фиксирует видимое, внешнее. Другое дело, что через внешнее, также может проступить суть человека, его характер, иногда даже тщательно скрываемый.

Фотография создаёт картину видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Но от этого она не становится реальностью.

 

Например, фотография, запечатлевшая здание или городскую среду, остаётся двухмерным снимком на фотобумаге или изображением на плоском экране компьютера, какую бы иллюзию ему ни придавал формат 3D. Фотографическое изображение — это лишь новая художественно-визуальная условность.

Рождение фотографии заставило художников по-новому взглянуть на суть живописного искусства. Оказалось, что внешняя похожесть изображения на на­туру не является единственной, а тем более главнейшей задачей живописца. Художнику не стоит соревноваться с фотографом. Зато у художника есть воз­можность сочинять. В своей картине он может изобразить не только видимое, но и воображаемое, несуществующее, будущее или прошлое. В фотографии же он ограничен отображением лишь видимого и существующего.

Мир и человек на снимке внешне бо­лее похожи на реальность, чем на карти­не. Сравните картины М. Врубеля и эти фотоснимки и вы убедитесь, что фотогра­фия — всегда лишь отражение конкретно­го. Потому что она по своей природе документальна.

 

Фотография расширяет изобразительную палитру художника, придаёт его видению новые оттенки. Однако изменения технологии создания фотоизобра­жения не затрагивают природы художественного творчества и композицион­ных законов, по которым строится любое изображение. Художественный про­цесс в фотографии и изобразительном искусстве един.

 

Сегодня практически у всех есть фотокамеры (или мобильные телефоны с их функциями), и вы не первый день ими пользуетесь. Поэтому мы предла­гаем вам не техническое руководство по пользованию аппаратурой, а попыт­ку осмысления вашей съёмки и её результатов, изучение условий художе­ственного творчества в фотографии.

 

Исполъзуйте для начала ваши умения и навыки при съёмке дома. Посмотрите, не допустили ли вы композиционных или иных огрехов, подобных этим:

Можно встать перед любым объектом и, не долго думая, просто «щёлк­нуть» его. Скорее всего, в этом случае выглядеть на фото объект будет не­интересно (фронтально, на общем плане), и ещё хорошо, если уместится в кадре и не сольётся с фоном.

Фотография — документально-изоб­разительное сообщение о снимаемом объекте. Рассказать об этом объекте в фотографии можно по-разному, в зависи­мости от того, что вы хотите сообщить зри­телю, какое представление об объекте он должен получить.

В основе удачного сним­ка всегда лежит интерес и неравнодушие самого автора к тому, что он снимает. Стремление к передаче своего видения натуры помогает создать на фотографии наиболее точный и выразительный образ.

 

Вопросы для самопроверки

1. Почему фотография является предтечей кинематографа и как она повлияла на судьбы изобразительного искусства в XX в.?

2. В чём изобразительная и образная специфика фотографии, отличающая её от живописи?

3. Почему фотография может рассматриваться как ещё одна художественно- визуальная условность?

 

Практическое задание

1. Сделайте сравнительный анализ общего и различного в природе образа в картине и фотографии, определите соотношение в них объективного и субъектив­ного.

 

Пример выполнения работы

Фотография

 

 

Картина

 

 

Фотография запечатлевает нам момент, то есть совершенно конкретное, мгновенное состояние объекта. Художник же, как бы он ни выписывал детали подробно и правдоподобно — пишет прежде всего то ОБЩЕЕ, что он видит в модели, то есть самое характерное и выразительное. Поэтому фотография (за исключением очень нечасто встречающихся работ фотохудожников) — это иллюстрация, подобная картинке в энциклопедии.

Картина принципиально отличается от фотографии неидентичностью созданного и это стало принципиальным отличием между живописным и фотографическим изображением. Художник решает своей волей, что и как оставить, что и как выделить, что исключить из картины, иногда даже вопреки поверхностному здравому смыслу. Живописная картина маслом на холсте претендует на полноту и всеобщность показа написанного объекта и на передачу впечатления от него. Непостижимым образом на плоском холсте возникает объем, живой и прекрасный мир, созданный художником. Мы можем войти в картину и услышать, как поют птицы, обонять запах цветущего луга, почувствовать тепло нагретой солнцем воды, увидеть движение — ясно понимая, что всё это происходит только в нашем сознании и перед нами, и что это все передал нам автор.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: