Реализация принципа разделения властей и народного представительства в деятельности государственных органов Республики Беларусь





 

Необходимо отметить, что до принятия Конституции Республики Беларусь 1994 г. в основу построения системы государственных органов Республики Беларусь был положен принцип народного представительства. Так согласно ст.2 Конституции БССР 1978 г., которая, действовала с изменениями и дополнениями внесенными Декларацией Верховного Совета Республики Беларусь от 27.07.1990 г. «О государственном суверенитете Республики Беларусь» вся власть принадлежит народу, который осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов. А в соответствии со ст. 97 этой Конституции высшим органом государственной власти Беларуси является Верховный Совет.

Принятие Конституции Республики Беларусь 15 марта 1994 г. явилось новым этапом в строительстве государственных органов республики. В отличие от Конституции БССР 1978 г. основным принципом организации и деятельности государственных органов явился принцип разделения властей, закрепленный 6 ст. Конституции.

Верховный Совет Республики Беларусь являлся высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти (ст. 79), представляющим в своем лице законодательную ветвь власти.

Президент Республики Беларусь в соответствии со ст. 95 Конституции являлся главой государства и исполнительной власти. Согласно ст. 106 Конституции, для реализации полномочий исполнительной власти в области экономики, внешней политики, обороны, национальной безопасности, охраны общественного порядка и других сферах государственного управления при Президенте Республики Беларусь создавался Кабинет Министров Республики Беларусь. Таким образом, исполнительную ветвь власти возглавлял Президент Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 109 Конституции судебная власть в Республике Беларусь принадлежала судам, а судоустройство определялось законом. Функционировала система общих судов, возглавляемая Верховным Судом Республики Беларусь и система хозяйственных судов, возглавляемая Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь. Можно констатировать тот факт, что судебную ветвь власти того периода представляли общие и хозяйственные суды.

Особое место в системе государственных органов Республики Беларусь не входящих ни в одну из ветвей власти занимали органы государственного контроля и надзора состоящие из Конституционного Суда Республики Беларусь осуществляющего в рамках ст. 125 Конституции контроль за конституционность нормативных актов в государстве. Прокуратуры представляющей единую и централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором и осуществляющей согласно ст. 133 Конституции надзор за точным и единообразным исполнением законов министерствами и другими подведомственными Кабинету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Контрольной Палаты Республики Беларусь в соответствии со ст. 137 осуществляющей контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Верховного Совета, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

Относительно самостоятельное место среди органов государственной власти занимали органы местного самоуправления (Советы депутатов) и органы местного управления (исполнительные комитеты). В соответствии с разделом 5 Конституции эти органы относились к органом местного управления и самоуправления, но исходя из ст. 122 Конституции решения местных Советов депутатов, не соответствовавшие законодательству отменялись вышестоящими Советами депутатов. Решения местных исполнительных и распорядительных органов, не соответствовавшие законодательству отменялись соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь. Статья 123 Конституции определяла положение о том, что в случае систематического и грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства он мог быть распущен Верховным Советом. Исходя из анализа данных статей Конституции эти органы являясь относительно самостоятельными, вместе с тем находились: Советы депутатов в представительной (законодательной ветви власти, а исполнительные комитеты в исполнительной ветви власти с определенной подотчетностью местным Советам депутатам.

Существовала также определенная система сдержек и противовесов. Так в частности, Верховный Совет в соответствии со ст. 100 п. 4 давал согласие Президенту на назначение и освобождении от должности Премьер-министра, его заместителей, министров иностранных дел, финансов, обороны, внутренних дел, Председателя Комитета государственной безопасности. В свою очередь Президент согласно п. 5 данной статьи Конституции представлял Верховному Совету кандидатуры для избрания на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Правления Национального банка.

Согласно ст. 104 Конституции Президент мог быть смещен с должности в случае нарушения Конституции или совершения им преступления, а также досрочно освобожден от должности при невозможности исполнения им своих обязанностей по состоянию здоровья постановлением Верховного Совета, принятым большинством не менее двух третей от избранных депутатов Верховного Совета.

Вопрос о смещении Президента мог быть поставлен по предложению не менее 70 депутатов Верховного Совета. Заключение о нарушении Президентом Конституции давался Конституционным Судом, о совершении преступления – специальной комиссией Верховного Совета.

В случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривал Верховный Суд.

Ныне действующая Конституция Республики Беларусь закрепляет принцип разделения властей в качестве основы конституционного строя Республики Беларусь. В ст. 6 Конституции определено положение о том, что государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Реализуется же данный принцип в последующих статьях Конституции, закрепляющих полномочия различных государственных органов. Например, в законодательном процессе важнейшая роль принадлежит Парламенту – Национальному Собранию Республики Беларусь, который согласно ст. 90 Конституции является представительным и законодательным органом Республики Беларусь и состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. Таким образом, Парламент – Национальное Собрание Республики Беларусь представляет собой законодательною ветвь власти нашего государства.

В соответствии со ст. 106 Конституции исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь являющийся центральным органом государственного управления и по сути возглавляющий исполнительную ветвь власти республики. В исполнительную ветвь власти входят также республиканские органы государственного управления в лице министерств, государственных комитетов и республиканских органов государственного управления подчиненных Совету Министров, исполнительные комитеты и администрации на местном уровне.

Судебную ветвь власти представляют: Конституционный Суд, система общих судов, возглавляемая Верховным Судом Республики Беларусь и система хозяйственных судов, возглавляемая Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь.

К органам надзора и контроля не входящим ни в одну из ветвей власти относятся прокуратура и Комитет государственного контроля.

Местные Советы депутатов, являясь, представительными органами избираемыми непосредственно гражданами административно-территориальных единиц, занимают относительно самостоятельное место в системе государственных органов и относятся к местному самоуправления. Вместе с тем эти представительные органы государства имеют определенную иерархию подчинения, проявляемую в том, что их компетенция на различных уровнях совпадает и в соответствии с ч. 2 ст. 122 Конституции решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, отменяются вышестоящими представительными органами. А исходя из смысла ст. 123 Конституции, что в случае систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства он может быть распущен Советом Республики Национального Собрания, можно с определенными оговорками сделать вывод о том, что Советы депутатов находятся в сфере законодательной ветви власти.

Особое место среди государственных органов занимает Президент Республики Беларусь, который не входит ни в одну из ветвей государственной власти, а стоит над ними. Согласно ст. 79 Конституции Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Президент активно участвует в формировании всех ветвей государственной власти, в особенности исполнительной и судебной и имеет достаточно активные рычаги влияния на законодательную ветвь власти. Например, ст. 94 Конституции закрепляет положение о том, что полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра.

Полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть также досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции.

Решения по этим вопросам Президент принимает не позднее чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с председателями палат.

Все законы после принятия их Палатой представителей и одобрением Советом Республики Национального Собрания направляются на подпись Президенту Республики Беларусь. В соответствии с положениями Конституции Республики Беларусь, при отречении Президента Республики Беларусь от власти в предусмотренных законом случаях необходимо согласие Парламента Республики Беларусь. Причём особую роль в данном процессе играет Верховный Суд Республики Беларусь, который независим в своей деятельности и осуществляет правосудие, только на основании Закона.

Большое значение в системе сдержек и противовесов имеет судебный конституционный контроль, центральное место, в котором, принадлежит Конституционному Суду Республики Беларусь, являющемуся в ряде случаев окончательным арбитром в споре между ветвями власти.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Республики Беларусь 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на респ. референдуме от 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.). – Мн.: Амалфея, 2006.

2. О Президенте Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 21.02.1995 г. № 3602 – XII (ред. от 09.10.2006 г. № 166−З). – Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001.– № 2/478.

3. О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 23.07.2008 г. № 424−3 (ред. от 31.12.2009 г. № 114−З) // Там же. – 2008. – № 2/1521.

4. О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 14.11.1998 г. № 196−3 (ред. от 15.07.2010 г. № 164−З) // Там же. – 2001. – № 2/724.

5. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 04.01.2010 г. № 108−З // Там же. – 2010. – № 2/1660.

6. Об органах внутренних дел: Закон Респ. Беларусь от 17.07.2007. № 263−З (ред. от 15.07.2010 г. № 164-З). – Там же. – 2007. – № 2/1360.

7. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 08.05.2007 г. № 220−З (ред. от 18.03.2010 г.). Там же. – 2007. – № 2/1317.

8. Кодекс о судоустройстве и статусе судей в Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь от 29.06.2006 г. № 139−З (ред. от 28.12.2009 г. № 77−3). – Там же. – 2006. – № 2/1236.

9. О Конституционном Суде Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь 30.03.1994 г. № 2914−XII (ред. от 15.06.2009 г. № 26−3). – Там же. – 2001. – № 2/438.

10. О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах: Закон Респ. Беларусь от 01..07.2010 г. № 142−З // Там же. – 2010. – № 2/1697.

11. О государственной службе в Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь 14.06.2003 г. № 204−З (ред. от 02.06.2009 г. № 20−З) // Там же. – 2003. – № 2/953.

12. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 10.01.2000 г. № 361–З (ред. от 02.07.2009 г. № 31–З) // Там же. – 2000. – № 2/136.

13. О регламенте Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь: Постановление Палаты Представителей Нац. собрания Респ. Беларусь от 09.10.2008 г. № 1033−ПЗ/IX // Там же. – 2008. – № 4/5670.

14. О регламенте Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь: Постановление Совета Республики Нац. собрания Респ, Беларусь от 19.12.2008 г. № 57−СР4/I // Там же. – 2008. – № 4/5869.

15. Безруков А.В. Единство и разделение государственной власти: проблемы сочетания и реализация // Конституционное и муниципальное право. – 2009. – № 21. – С. 2–3.

16. Баренбойм П. 3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера. - М., 1996.

17. Василевич Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь. - Минск, 1999.

18. Верцман И.Е. Ж.-Ж. Руссо. – М., 1958.

19. Гришковец А.А. Государственная служба и гражданское общество // Государство и право. − № 1. − 2004. − С. 24−36.

20. Дубовицкий В.Н. О понятии государственная власть // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. − № 2. − 2004. − С. 43−49.

21. Матейкович М.С. Конституционные основы взаимоотношения органов публичной власти // Государство и право. – 2007. – № 3. – С. 13 – 19.

22. Морозова Л.А. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих // государство и право. – № 3. – 2000. – С. 20−36.

23. Морозова Л.А. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих // государство и право. – № 4. – 2000. – С. 15−30.

24. Окуньков М.А. Президент Российской Федерации. – М., 1996.

25. Паречина С.Г. Институт президентства: история и современность. – Мн., ИСПИ при Администрации Президента Республики Беларусь, 2003.

26. Реут В.И. Нормотворчество Главы государства: отечественный опыт и зарубежная практика. – Минск, ИСПИ при Администрации Президента Республики Беларусь, 2004.

27. Рябцев Л.М. Содержание конституционного принципа разделения властей // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. − 2009. − № 3. − С. 74−80.

28. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. – М., 1994.

29. Чиркин В.Е. Государственное управление. – М., Юристъ, 2001.

30. Чуприс О.И. Понятие государственной службы и его правовое закрепление в законодательстве Республики Беларусь // Государство. Демократия. Закон: сб. науч. Ст., посвящ. 80- летию проф. А.А. Головко / редкол.: Г.А. Василевич (отв. ред.). – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2005. – С. 39−46.

 





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!