Основные гарантии депутатской деятельности депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь




Депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики для реализации своих полномочий наделены определёнными правами и обязанностями. Данный объем прав и обязанностей закреплён Конституцией Республики Беларусь, Законом от 4 ноября 1998 г. (ред. 15. 07. 2010) «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета республики Национального собрания Республики Беларусь», регламентами палат Парламента и иными нормативно-правовыми актами.

Согласно ст. 12 Закона, депутат Палаты представителей, член Совета Республики как члены представительного и законодательного органа Республики Беларусь несут ответственность перед избирателями и соответственно перед Палатой представителей, Советом Республики.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики обладают всей полнотой прав, обеспечивающих их активное участие в деятельности Палаты представителей, Совета Республики, образуемых ими постоянных и временных комиссий, других органов.

Все депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики входят в состав постоянных комиссий, за исключением Председателя Палаты представителей, Председателя Совета Республики и их заместителей. Депутат Палаты представителей, член Совета Республики могут быть членами только одной постоянной комиссии.

Депутат Палаты представителей, входящий в состав Совета Палаты представителей, член Совета Республики, входящий в состав Президиума Совета Республики, постоянных комиссий и других органов Палаты представителей, Совета Республики, вправе вносить вопросы и предложения на рассмотрение этих органов, участвовать в подготовке к их рассмотрению, в обсуждении и принятии по ним решений, а также в проведении их в жизнь.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе принимать участие с правом совещательного голоса, вносить предложения по обсуждаемым вопросам на заседаниях комиссий, в состав которых они не входят.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики, не согласные с решением Палаты представителей, Совета Республики и их органов, в состав которых они избраны или входят по должности, вправе изложить свою точку зрения на заседаниях Палаты представителей, Совета Республики или сообщить о ней в письменной форме председательствующему на заседании соответствующей палаты или ее органа.

Статья 13 Закона, регламентирует участие депутата Палаты представителей, члена Совета Республики в заседаниях Палаты представителей, Совета Республики и их органов

На заседаниях Палаты представителей, Совета Республики депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики на основе коллективного, равноправного и свободного обсуждения рассматривают и решают вопросы, отнесенные Конституцией Республики Беларусь соответственно к ведению Палаты представителей, Совета Республики.

Депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики собираются на очередные сессии в соответствии со ст. 95 Конституции Республики Беларусь без специального приглашения.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики обязаны присутствовать на заседаниях и участвовать в работе Палаты представителей, Совета Республики и их органов, в состав которых они избраны или входят по должности.

При невозможности присутствовать на заседании палаты или ее органов депутат Палаты представителей, член Совета Республики обязаны заблаговременно информировать об этом соответственно Председателя Палаты представителей, Председателя Совета Республики или руководителя органа соответствующей палаты, в состав которого они избраны или входят по должности.

Депутату Палаты представителей, члену Совета Республики, которые не участвовали без уважительных причин в работе заседаний Палаты представителей, Совета Республики, постоянных комиссий, иных органов, членами которых они являются, по решению Председателя Палаты представителей, Председателя Совета Республики или их заместителей не выплачиваются компенсационные выплаты, заработная плата за время их отсутствия.

При систематическом неучастии депутата Палаты представителей в работе сессии, а также при нарушении им норм парламентской этики Палата представителей информирует об этом избирателей округа данного депутата.

Статья 14 Закона определяет права депутата Палаты представителей, члена Совета Республики на сессии Палаты представителей, Совета Республики.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответственно Палатой представителей, Советом Республики и их органами, в состав которых они избраны или входят по должности.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики имеют право:

избирать и быть избранными Председателем соответствующей палаты или его заместителем, в органы Палаты представителей, Совета Республики;

вносить предложения и высказывать мнения по персональному составу создаваемых соответственно Палатой представителей, Советом Республики органов и кандидатурам должностных лиц, рассматриваемым палатами;

вносить с соответствующей мотивировкой вопрос об освобождении от должностей лиц, избранных, назначенных либо утвержденных соответственно Палатой представителей, Советом Республики;

предлагать вопросы для рассмотрения соответственно Палатой представителей, Советом Республики и их органами;

вносить предложения и замечания по повестке дня и перечню вопросов, подлежащих рассмотрению на данном пленарном заседании, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;

участвовать в прениях, задавать вопросы, давать справки, доводить до сведения соответственно депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики свою точку зрения и точку зрения избирателей, населения, обращаться с запросом;

участвовать с правом совещательного голоса в работе любого органа Палаты представителей, Совета Республики;

своевременно получать в установленном порядке печатные экземпляры внесенных на обсуждение законопроектов, приложенные к ним предложения, обоснования, а также проекты других документов, вносимых на обсуждение палат и их органов;

передавать в секретариат сессии текст своего выступления, в том числе и не зачитанного вслух, а также изложенные в письменной форме предложения и замечания по обсуждаемым вопросам для включения их в протокол или стенограмму;

знакомиться с протоколами заседаний соответственно Палаты представителей, Совета Республики и их органов, с текстом своих выступлений в стенограмме до ее опубликования, а также получать тексты выступлений, не подлежащие опубликованию.

Порядок осуществления указанных прав определяется настоящим Законом и регламентами Палаты представителей, Совета Республики.

Депутату Палаты представителей, члену Совета Республики согласно положений ст. 31 Закона «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета республики Национального собрания Республики Беларусь», при осуществлении своих полномочий государство гарантирует и обеспечивает необходимые условия для беспрепятственной и эффективной реализации их прав и обязанностей, установленных Конституцией Республики Беларусь и законодательством Республики Беларусь.

Палата представителей, Совет Республики, секретариаты палат, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, учреждения, организации, предприятия обеспечивают условия для осуществления полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, предоставляют им необходимые для работы библиотечные фонды и архивы, средства связи, электронно-вычислительную, копировально-множительную и печатную технику.

Палата представителей, Совет Республики создают условия для повышения профессионального уровня депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики.

Депутату Палаты представителей ежемесячно предоставляются определенные дни для работы с избирателями в порядке, определяемом Регламентом Палаты представителей.

Для ведения приема граждан, рассмотрения их обращений и осуществления иной деятельности депутату Палаты представителей в избирательном округе, члену Совета Республики в административно-территориальной единице руководителем соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа либо администрацией государственного учреждения, организации, предприятия, находящихся на территории округа, административно-территориальной единицы, предоставляется отдельное помещение, оборудованное мебелью, средствами связи и необходимой оргтехникой.

Согласно положений статей 32 − 44 Закона «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета республики Национального собрания Республики Беларусь» депутаты палаты представителей и члены Совета Республики для осуществления своих полномочий имеют существенные льготы в материально-финансовом обеспеченье, в предоставлении служебных и жилых помещений, в ежегодных оплачиваемых отпусках, на транспорте, в гарантии трудовых прав, в освобождении от призыва на военную службу и сборы в личном страховании.

В соответствии с ч. 1 ст. 102 Конституции депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики пользуются неприкосновенностью при выражении своих мнений и осуществлении своих полномочий. Однако это не относится к обвинению их в клевете и оскорблении.

На основании положений ч. 2 ст. 102 Конституции в течение срока своих полномочий депутаты Палаты представителей и члены Совета республики могут быть лишены свободы лишь с предварительного согласия соответствующей палаты, за исключением случаев совершения государственной измены, иного тяжкого преступления, а также задержания на месте совершения преступления.

Уголовное дело в отношении их рассматривается Верховным Судом Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 7 Закона Депутат Палаты представителей, член Совета Республики обязаны представить декларацию о доходах и имуществе соответственно в Палату представителей, Совет Республики в установленном порядке.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики в случае нарушения ими предусмотренного законом порядка декларирования доходов, имущества и денежных средств несут ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно ч. 3 и 4 ст. 92 Конституции, депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией. Причем, депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей и члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента Республики Беларусь либо судьи.

Согласно ст. 10 Закона, депутат Палаты представителей, член Совета Республики имеют соответствующие удостоверения, подтверждающие их личность и полномочия, и нагрудный знак, которыми они пользуются в течение срока своих полномочий. Никто не вправе требовать от депутата Палаты представителей, члена Совета Республики предъявления иных документов, подтверждающих их личность и полномочия.

Статья 11 Закона закрепляет формы деятельности депутата Палаты представителей, члена Совета Республики. Формами деятельности депутата Палаты представителей, члена Совета Республики являются:

1) участие соответственно в заседаниях Палаты представителей, Совета Республики, совместных заседаниях Палаты представителей, Совета Республики;

2) участие в работе постоянных комиссий и иных органов палат;

3) участие в работе согласительных комиссий, создаваемых Палатой представителей и Советом Республики в соответствии с ч. 4 ст. 100 Конституции Республики Беларусь;

4) участие в работе межпарламентских органов и органов межгосударственных образований, в состав которых входит Республика Беларусь;

5) участие в выполнении поручений Палаты представителей, Совета Республики и их органов;

6) участие в парламентских слушаниях;

7) участие в установленном порядке в проверках работы государственных органов, органов общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий;

8) запрос депутата Палаты представителей, члена Совета Республики;

9) вопросы депутата Палаты представителей, члена Совета Республики к Правительству;

10) обращение депутата Палаты представителей, члена Совета Республики;

11) участие в работе депутатских групп, объединений, ассоциаций и клубов.

Деятельность депутата Палаты представителей, члена Совета Республики может осуществляться также в иных формах, предусмотренных Конституцией и законами Республики Беларусь, регламентами Палаты представителей, Совета Республики.

 

 

Основания досрочного прекращения полномочий и порядок отзыва депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь

Исходя из ч. 3 ст. 93 Конституции Республики Беларусь, полномочия Палаты представителей или Совета Республики могут быть досрочно прекращены только в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией. С прекращением полномочий Палаты представителей или Совета Республики по решению Президента Республики Беларусь могут быть также прекращены полномочия соответственно Совета Республики или палаты представителей.

Согласно ст. 94 Конституции Республики Беларусь, полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра.

Полномочия Палаты представителей, либо Совета Республики могут быть также досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда Республики Беларусь в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции.

Решения по этим вопросам принимает Президент Республики Беларусь не позднее чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с председателями палат.

Палаты не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности.

Не допускается также роспуск палат в течение года со дня их первых заседаний.

Согласно ст. 8 Закона «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета республики Национального собрания Республики Беларусь», полномочия депутата Палаты представителей, члена Совета Республики по решению соответственно Палаты представителей, Совета Республики досрочно прекращаются:

1) в связи с избранием или назначением депутата Палаты представителей, члена Совета Республики на должность, занятие которой согласно Конституции Республики Беларусь и настоящему Закону несовместимо с выполнением полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики;

2) в связи с письменным заявлением депутата Палаты представителей, члена Совета Республики о сложении полномочий по состоянию здоровья либо ввиду иных обстоятельств, препятствующих их исполнению;

3) в случае признания их судом недееспособными;

4) при несогласии депутата Палаты представителей нового созыва в течение трех месяцев перейти на профессиональную работу в Палату представителей;

5) в случае признания выборов или полномочий отдельных депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики недействительными;

6) в связи со вступившим в законную силу обвинительным приговором Верховного Суда Республики Беларусь в отношении лица, являющегося депутатом Палаты представителей, членом Совета Республики;

7) в случае утраты депутатом Палаты представителей, членом Совета Республики гражданства Республики Беларусь;

8) в случае отзыва депутата Палаты представителей, члена Совета Республики;

9) в связи с письменным заявлением депутата Палаты представителей, члена Совета Республики о сложении полномочий по личным причинам.

Решение о досрочном прекращении полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики оформляется постановлением соответствующей палаты, в котором указывается, с какого момента их полномочия прекращены.

10) В случае досрочного прекращения полномочий (роспуска) Палаты представителей, Совета Республики, а также смерти депутата Палаты представителей, члена Совета Республики их полномочия прекращаются без принятия решения соответствующей палатой Национального собрания Республики Беларусь.

11) В случае досрочного прекращения полномочий (роспуска) Палаты представителей, Совета Республики в соответствии с Конституцией Республики Беларусь полномочия депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики прекращаются в день досрочного прекращения полномочий (роспуска) Палаты представителей, Совета Республики.

В соответствии со ст. 9 Закона «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета республики Национального собрания Республики Беларусь», депутат Палаты представителей может быть отозван по основаниям, предусмотренным законом.

Член Совета Республики может быть отозван по основаниям и в порядке, установленным законом.

Более детально порядок отзыва депутатов Палаты представителей членов Совета Республики регламентируется разделами VIII и IX Избирательного Кодекса Республики Беларусь соответственно.

Право возбуждения вопроса об отзыве депутата Палаты представителей согласно ст. 130 Избирательного Кодекса принадлежит избирателям избирательного округа, от которого избран депутат.

Процедура отзыва депутата напоминает процедуру избрания.

Вопрос об отзыве депутата может быть возбужден на собрании избирателей округа, от которого избран депутат.

Инициировать созыв собрания имеет право группа избирателей, проживающих на территории округа, от которого избран депутат, в количестве не менее 150 избирателей.

Инициаторы созыва собрания избирателей обращаются к председателю местного Совета депутатов, на территории которого планируется провести собрание избирателей, с письменным заявлением о созыве такого собрания по месту их жительства, а о созыве собрания избирателей в организации – к ее администрации.

Инициативная группа, образованная на собрании избирателей при возбуждении вопроса об отзыве депутата Палаты представителей, регистрируется Центральной комиссией.

О регистрации инициативной группы Центральная комиссия в двухдневный срок сообщает в Палату представителей, а соответствующая территориальная избирательная комиссия – в местный Совет депутатов, из состава которого предлагается отозвать депутата.

Предложение о возбуждении вопроса об отзыве депутата, принятое на собрании избирателей, должны поддержать не менее 20 процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на территории соответствующего округа. Количество избирателей, необходимое для поддержки предложения о возбуждении вопроса об отзыве депутата, определяется исходя из числа избирателей в округе на день выборов.

Срок сбора подписей избирателей в поддержку предложения о возбуждении вопроса об отзыве депутата – 45 дней со дня получения свидетельства о регистрации инициативной группы.

Заполненные подписные листы в течение предусмотренного частью четвертой статьи 135 Избирательного Кодекса срока для сбора подписей, но не позднее чем на следующий день со дня истечения этого срока представляются председателю Минского городского Совета депутатов или председателю соответствующего районного, городского (города областного подчинения) Совета депутатов.

Протокол о результатах сбора подписей не позднее чем в трехдневный срок передается в Центральную комиссию.

Центральная комиссия, в течение 15 дней со дня поступления необходимых документов (протоколов, подписных листов) вправе провести выборочную или полную проверку их.

При установлении, что сбор необходимого количества подписей избирателей и другие мероприятия проведены в соответствии с требованиями законодательства, Центральная комиссия принимает решение о назначении голосования об отзыве депутата Палаты представителей.

Голосование назначается не ранее одного месяца и не позднее двух месяцев со дня принятия решения о назначении голосования.

Решение Центральной комиссии о назначении голосования об отзыве депутата Палаты представителей направляется в Палату представителей и передается для обнародования (опубликования) в средства массовой информации, а решение соответствующей территориальной избирательной комиссии о назначении голосования об отзыве депутата местного Совета депутатов публикуется в местных печатных изданиях или иным способом доводится до сведения избирателей.

Процедура проведения голосования такова же, как и при избрании депутата Палаты представителей.

Решение Центральной комиссии по результатам голосования об отзыве депутата Палаты представителей в трехдневный срок может быть обжаловано депутатом, инициативной группой (жалоба должна быть подписана большинством ее состава) в Верховный Суд Республики Беларусь.

Повторное возбуждение вопроса об отзыве депутата Палаты представителей по тем же основаниям в течение года со дня проведения голосования об отзыве депутата не допускается.

Инициировать возбуждение вопроса об отзыве члена Совета Республики, избранного от области, города Минска, могут:

президиум районного, городского (города областного подчинения) Совета депутатов и районный, городской исполнительный комитет, выдвигавшие кандидата в члены Совета Республики, – перед президиумом областного Совета депутатов и областным исполнительным комитетом;

не менее 10 депутатов Минского городского Совета депутатов – перед президиумом Минского городского Совета депутатов и Минским городским исполнительным комитетом.

Инициаторы возбуждения вопроса об отзыве члена Совета Республики излагают мотивы, послужившие основанием для рассмотрения этого вопроса.

Инициирование возбуждения вопроса об отзыве члена Совета Республики, избранного от области, осуществляется на совместном заседании президиума районного, городского (города областного подчинения) Совета депутатов и районного, городского исполнительного комитета. Совместное заседание президиума районного, городского Совета депутатов и соответствующего исполнительного комитета считается правомочным, если в нем принимает участие не менее двух третей соответственно от состава президиума и исполнительного комитета.

Решение совместного заседания президиума районного, городского Совета депутатов и соответствующего исполнительного комитета принимается простым большинством голосов от их состава.

Заявление депутатов Минского городского Совета депутатов об инициировании возбуждения вопроса об отзыве члена Совета Республики должно быть подписано всеми его инициаторами.

Совместное заседание президиума областного, Минского городского Совета депутатов и областного, Минского городского исполнительного комитета считается правомочным, если в нем приняло участие не менее двух третей соответственно от состава президиума и исполнительного комитета. Решение совместного заседания, содержащее мнение этих органов об инициативе о возбуждении вопроса об отзыве члена Совета Республики, принимается большинством голосов от их состава.

Протокол заседания со всеми имеющимися материалами направляется в Центральную комиссию для заключения о соблюдении требований раздела IX Избирательного Кодекса при инициировании возбуждения вопроса об отзыве члена Совета Республики.

Центральная комиссия в десятидневный срок после поступления протокола заседания президиума областного, Минского городского Совета депутатов и областного, Минского городского исполнительного комитета проверяет соблюдение требований законодательства при инициировании возбуждения вопроса об отзыве члена Совета Республики, рассматривает этот вопрос на своем заседании, утверждает заключение и немедленно направляет его в президиум областного, Минского городского Совета депутатов и областной, Минский городской исполнительный комитет.

Голосование об отзыве члена Совета Республики, избранного от области, города Минска, назначается не ранее одного месяца и не позднее двух месяцев со дня принятия решения о назначении голосования.

Заседание депутатов считается правомочным, если в нем принимает участие более половины от общего числа депутатов, избранных в местные Советы депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов. При этом в заседании депутатов должны принять участие не менее одной четверти депутатов от каждого местного Совета депутатов базового уровня области.

Заседание депутатов проводится с участием члена Совета Республики, в отношении которого рассматривается вопрос об отзыве, или уполномоченного им лица (лиц).

Отказ члена Совета Республики участвовать в заседании депутатов либо его неявка без уважительной причины на заседание не являются препятствием для рассмотрения вопроса о его отзыве.

Отзыв члена Совета Республики проводится тайным голосованием.

По результатам тайного голосования счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всем составом счетной комиссии.

По докладу счетной комиссии заседание депутатов открытым голосованием принимает решение об утверждении результатов тайного голосования.

Отзыв члена Совета Республики считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины от общего числа депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов и за отзыв проголосовало более половины депутатов, принявших участие в голосовании. В случае равенства голосов, поданных за и против отзыва члена Совета Республики, он сохраняет свои полномочия.

Протокол счетной комиссии и другие материалы по отзыву члена Совета Республики в двухдневный срок передаются в Центральную комиссию.

Центральная комиссия по истечении 10 дней со дня голосования об отзыве члена Совета Республики, если за отзыв проголосовало более половины от числа депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов, принявших участие в голосовании, и не имеется оснований для рассмотрения вопроса о признании результатов голосования недействительными, принимает решение о признании члена Совета Республики отозванным и сообщает об этом в Совет Республики.

Решение Центральной комиссии в трехдневный срок может быть обжаловано членом Совета Республики в Верховный Суд Республики Беларусь.

Порядок отзыва членов Совета Республики, назначенных Президентом Республики Беларусь, определяется актами Президента Республики Беларусь.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Республики Беларусь 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на респ. референдуме от 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.). – Мн.: Амалфея, 2006.

2. О Президенте Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 21.02.1995 г. № 3602 – XII (ред. от 09.10.2006 г. № 166−З). – Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001.– № 2/478.

3. О Национальном собрании Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 08.07.2008 г. № 370−3 (ред. от 15.07.2010 г. № 164−З) // Там же. – 2008. – № 2/1467.

4. О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 14.11.1998 г. № 196−3 (ред. от 15.07.2010 г. № 164−З) // Там же. – 2001. – № 2/724.

5. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 10.01.2000 г. № 361–З (ред. от 02.07.2009 г. № 31–З) // Там же. – 2000. – № 2/136.

6. О регламенте Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь: Постановление Палаты Представителей Нац. собрания Респ. Беларусь от 09.10.2008 г. № 1033−ПЗ/IX // Там же. – 2008. – № 4/5670.

7. О регламенте Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь: Постановление Совета Республики Нац. собрания Респ, Беларусь от 19.12.2008 г. № 57−СР4/I // Там же. – 2008. – № 4/5869.

8. Василевич Г.А. Парламент Республики Беларусь. – Минск, 1995.

9. Василевич Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь. – Минск, 1998.

10. Василевич Г.А. Законодательные акты Парламента Республики Беларусь // Право и демократия. Сборник научных трудов. Выпуск 10. – Минск, 1999. – С. 113–124.

11. Ожидания реалии и уроки парламентских выборов в Беларуси. – Мн., ИСПИ при Администрации Президента Республики Беларусь, 2001.

12. Котелевская И.В. Современный парламентаризм // Государство и право. – 1997. – № 3. – С. 5 – 13.

13. Парламентское право России. / Под общ. ред. Т.Я. Хабриевой. – М., 1999.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: