Наталья Мелкозерова (Берсенёва)

Якимова Лена

….

Основная идея (замысел) экспедиции:

Первая экспедиция секции клуба Посейдон при СТК Чкаловского района. Создание и опробование катамаранов и компрессора, ознакомление с подводным и надводным миром Японского моря, осуществление длительных радиальных выходов на катамаранах из базового лагеря.Обучение и прохождение практики пловцами-подводниками клуба. Сбор морепродуктов и экспонатов.

Описание места (маршрута). Свердловск-Владивосток-пос. Славянка- пос. Андреевка- бухта Рисовая …………

Мелкозеров С.Ю.

Поступив по распределению после окончания УПИ на завод “ХИММАШ” и уже организовав экспедицию на Японское море в 1986 году, было принято решение образовать секцию аквалангистов клуба “Посейдон” при Спортивно-техническом Клубе ДОСААФ Чкаловского района. Клуб располагался в поселке Химмаша в одноэтажном здании дореволюционной постройки. Нам выделили комнату площадью метров 30. Кроме нас в клубе уже были секции дельтапланеристов, радистов, мото и автогонок. Стали “обрастать” оборудованием и снаряжением. Идея продолжить экспедиции на Японское море нашла многочисленных энтузиастов с Химмаша, тем более, что некоторые заводчане уже съездили с нами в 1986 году.

За зиму мы изготовили новый, 8-метровый морской катамаран, который до сих пор эксплуатируется у нас в клубе. Также, сделан был 4х-метровый разъездной катамаран поменьше, собрали и передвижной компрессор К-2-150 с приводом от бензомотора “УД-2”, удлинили для морского катамарана пару лодочных моторов.

Экспедицию запланировали на сентябрь, предварительно, за месяц отправили на Дальний Восток, на ж/д станцию Блюхер, находящуюся в посёлке Славянка, трёхтонный железнодорожный контейнер, набитый до потолка нашим барахлом. Это были палатки, спальники, консервы, крупа, около десятка аквалангов, лодочные моторы, компрессор, катамараны.

Владивосток утром нас встретил теплом и сыростью. Добрались до парома и через несколько часов были уже в Славянке. Контейнер уже дожидался нас на станции, которая была рядом с паромным причалом. Пришлось в авральном режиме разыскивать попутный грузовик, который довёз наше добро до пос. Андреевка. Народ же добрался на рейсовом автобусе.

На этот раз мы “разбили лагерь” в бухте Рисовая (до революции она имела “романтическое” название Холерная). Автомобиль подъехал прямо к лагерю, где мы его и разгрузили, через неглубокий ручей перетащили всё на место стоянки. В июле-августе эта бухта весьма населена “дикими” туристами, и после них нам было, чем поживиться для обустройства лагеря: колья, чугунная плита от печки, доски, крыша от какой-то машины - всё пошло в дело.

Следующий день традиционно начался с зарядки и весь “ушёл” на обустройство лагеря, сборку двух катамаранов и компрессора, который для охлаждения был установлен около ручья.

В бухте Идол, на МЭСе решили не останавливаться, т.к. автомобиль с грузом до бухты не смог бы доехать, и надо было бы всё таскать вручную.

Первые погружения проводили с, уже известного нам, мыса Стенина, который располагался в двух километрах по воде. Туда, мы уже загрузив катамаран аквалангами, грузами и, что главное, людьми, прибывали по воде, и выложив всё, проводили погружения. Катамаран оказался очень удобным мореходным средством передвижения, он вмещал человек 10 с грузом, и обычно за полчаса мы от лагеря доходили до мыса Стенина. Ныряли традиционно, на сигнальных концах.

Благодаря собственному плавсредству - катамарану - значительно расширился радиус наших погружений. Начали мы с мысов и бухт мористее мыса Стенина, это были и Песчаная бухта, за “Кудрявым черепом” (круглая скала с двумя зияющими гротами, покрытая сверху леском), и острова Таранцева, стоящие в начале бухты Витязь. Самый дальний выход у нас был за мыс Гамова. Ныряли, как оказалось, в морском заповеднике, заякорившись за скалу. Галине удалось даже, увидеть акулу, о чём она “трещала” всю дорогу назад в лагерь, которая заняла пару-тройку часов. Перед этим погружением решили причалить в бухту Теляковского, за мысом Гамова. Пришлось проходить прибойную волну, высотой метр-полтора, катамараны показали себя с наилучшей стороны, благодаря гибкой конструкции рамы и надувным баллонам этот прибой преодолели без поломок. В одну сторону прошли около 20 км.

Вторая длинная поездка у нас была в бухту Новгородская, которая находилась от нашего лагеря по морю примерно в 20 км. Для захода в эту бухту нам нужно было пересечь 50-метровую песчаную косу, отделяющую бухту от моря. Пришлось разгружать катамараны и вручную их перетаскивать посуху. Но на этом приключения только начались: после косы мы попали в гниющее болото из мёртвых водорослей, которые были выброшены_на мель, и ещё сто метров по- колено-по-пояс мы проталкивали катамараны на открытую воду, “наслаждаясь” вонью гниющей органики. Бухта оказалась мелководной - глубиной метра 2-3 - с массой водорослей и с жёлтыми морскими губками размером чуть меньше футбольного мяча, которых мы увидели здесь впервые.

На берегу нас ожидал серпентарий - побережье бухты кишело змеями, как оказалось, это были ядовитые щитомордники! Но наших друзей это не остановило и пара змей превратилась в “ремешки для часов”.

Еще был такой случай, нашли мы в бухте полузатопленный зелёный цилиндр из алюминия, диаметром около полуметра и длиной метра четыре. Не долго думая, взяли его на буксир и катамараном под мотором отбуксировали его по морю в нашу бухту. Общими силами выкатили его на наш песчаный пляж и гаечными ключами раскрутили этот цилиндр,предварительно удалив наших девочек подальше. Оказалось, что часть его набита песком, остальная - пустая. Раскинув мозгами, решили, что это учебная мина. Хорошо, что оказалась учебная, а то некому бы было это всё описывать (видимо, провидение хранит раздолбаев).

Другой, более приятный и “вкусный случай произошёл на мысе Стенина, когда Галина нашла осьминога, и усилиями трёх человек его удалось вытащить на берег. Три человека были необходимы не потому, что головоногое было таким тяжёлым, а потому, что осьминог был похож на комок соплей или киселя, и удержать в руках было очень непросто! Впоследствии октопус был съеден, правда, после варки на вкус он стал похож на подошву. Андрей - любитель экзотики - долго чистил осьминожий клюв в ручье (по-видимому, для экспоната),а я, решив узнать, что он там так долго возится у ручья, подошел к нему и вдруг “Хрясь!”, - что-то хрустнуло у меня под ногой. Оказалось, что это был уже очищенный клюв осьминога, немного похожий на клюв попугая. Вывод: за такой живностью приятнее наблюдать, чем есть.

Осьминог, ещё живой, лежал на мелководье и полностью принял цвет песка, не сразу заметишь!

Одновременно с нашей экспедицией, в бухте Песчаной, в пяти километрах от нас по воде, стояли наши коллеги-аквалангисты,авиаторы с пос. Кольцово, под предводительством Жени Кукличева. Для заправки своих баллонов они взяли маломощный бензокомпрессор Старт-2 с приводом от бензопилы “Дружба-4”. К этому чуду советского военпрома, с которым я ранее имел дело,хотелось бы применить поговорку про бритьё свиньи: “визгу много,шерсти мало”. Этот компрессор, в отличии от нашего, акваланг заправлял в течении часа, при этом “жрал” 2 литра бензина и громко “Орал” всё это время. Женя, видя, что у нас проблем с воздухом нет, “кинулся нам в ноги” за воздухом в обмен на бензин, с которым у нас был недостаток. Так мы ему, периодически заправляли и отвозили ему акваланги. Это я к тому, как однажды, в шторм, балла в 3-4 на нашем морском катамаране отвозили заправленные баллоны в бухту Песчаную. Выйдя с нашей стоянки из закрытой бухты Рисовая, мы вдвоём с Анатолием вышли из-за мыса, ветер ударил в лицо, катамаран стал взбираться и скользить вниз с волн, высота их, на мой взгляд, была до 2х метров. Но ничего аварийного не происходило и мы решили испытать наше судно направив его в разрез к волне. Катамаран, за счёт гибкого каркаса,сделанного из дюралевых прыжковых шестов, легко облегал волну,перегибаясь на её гребне. Бывало, что носовая секция изгибалась “Винтом” относительно кормовой секции,примерно, до 45 градусов. Я ведь сидел на корме и управлял мотором и наблюдал всю картину, по началу было жутковато! Зашли к Жене в бухту,разгрузились и пошли обратно, Наш новый морской катамаран успешно прошёл испытания штормом!

Наталья Мелкозерова (Берсенёва)

Об осьминоге

Одно из самых ярких впечатлений экспедиции 1987 года у меня было связано с осьминогом.

Достали мы осьминога со дна морского на мысе Стенина. Чаще всего ныряли мы там не только потому, что этот мыс расположен был недалеко от бухты Рисовой (где располагался наш лагерь), а потому, что это живописное место было знакомо еще с экспедиции 1986 года. Если в предыдущем году мы тратили довольно много времени, добираясь пешком до мыса (только оборудование доставляли на лодке), то сейчас у нас имелись в наличии собственные плавсредства. Надувной катамаран, который под мотором быстро доставлял нас до полюбившегося мыса, очень удобно было закреплять в расщелине, укрывавшей его от разных морских опасностей.

В один из погожих дней выныривает очередная группа пловцов-подводников и просит взять у них из рук какую-то добычу. Я к тому моменту уже отныряла, разделась (была в одном купальнике) и обеспечивала остальных. А тут мне протягивают нечто, которое немедленно обвивает мои голые руки. Я даже вскрикнула от неожиданности. Начинаю стряхивать с рук “что-то” липкое и скользкое. Стряхнуть нет никакой возможности, можно только отделить как липучку. Оказалось это щупальца с многочисленными присосками разного диаметра (чем ближе к кончику щупальца, тем меньше присоска). Жутковато в первый раз брать СПРУТА! Мне кричат: ”Забирай скорей, а то выскользнет! Если боишься, хватай за пику!” Я схватила пику за концы, чтобы вездесущие “ноги” октопуса не присасывались к обнаженным рукам, и.... мантия осьминога порвалась. Думаю, что, если бы с моей помощью животное не стало “калекой”, то мы, хорошенько рассмотрев и сделав многочисленные фото, скорее всего, отпустили бы это головоногое обратно в море. А так судьба его была предрешена - “не жилец” - пойдет на съедение.

На мысе Станина кроме ровной площадки, где мы собирали снаряжение, в камнях было углубление с морской водой, которая попадала туда во время высокой волны. Туда и была помещена наша раненая добыча. Когда спрута только достали он был кирпичного цвета (по-видимому, от негодования), а в своей временной тюрьме он очень быстро слился с камнями. И только поврежденный кусок мантии инородно белел на его теле. Надо сказать, что пока (уже в лагере) мы совсем не заморили осьминога, он достаточно быстро мимикрировал под цвет окружающих предметов, будь то серые камни или желтое дно детского бассейна, куда его определили до того, как употребить в пищу. Позже измученное головоногое еще двигалось, но чудесной метаморфозы цвета уже не происходило. Он стал беловатым с равномерными грязно-розовыми пятнами по всему телу. Все-таки, живое и здоровое всегда прекрасней!

Но самым неожиданным для меня было почувствовать головоногое разумным существом. И вот почему? Свое чернильное облако он выпустил еще под водой, но продолжал выражать свое “недовольство” следующим образом: обстреливал проходящих мимо пловцов струей воды. Самое удивительное было то, что осьминог не просто хаотично брызгался, а дожидался, когда человек приблизится, и выстреливал точно в лицо. Ни разу не промахнулся! Поэтому, когда его сварили, есть я его не могла - все-таки “брат по разуму”!

КОЛОСОВ.М.В.

Однажды на очередном погружении (бухта Троицы, Японское море) с Александром Тугариновым попытались "добыть" осьминога. Унылый ландшафт дна-песок, камни. Толстые и ленивые бычки. За ними и охотиться не интересно, наступишь ему на хвост ластой-он подёргается, вырвется и снова успокаивается в паре метров. И тут наш курс пересекает осьминог. Оп-па! Ура, за ним! Осьминог всасывается в щель между камнями. Что нам камни, мы что, не мужики? Разбирать груду камней под водой-это несколько отличается от аналогичной работы в саду. Мути подняли-свои ласты не видишь. Пыхтели, как два паровоза. Воздух высосали за несколько минут. На остатках воздуха дождались, когда течением отнесёт облако мути. Увидели голую площадку с разбросанными камнями и никакой живности. Осьминог оказался умнее нас и "смылся". Ещё и ржал, наверное, над нами.

За мысом Гамова (если смотреть от б.Троицы) вода прозрачная, глубины хорошие и дно поинтереснее. С глубины 40 м наш катамаран над головой вылядел таким маленьким! И с этой глубины мне пришлось "пулей" лететь наверх. Идём над дном с Галиной Сигаевой, никого не трогаем и тут чувствую, что кончается воздух. Глянул на манометр-маловато будет. Привычно дёрнул резерв. Шипения нет... Тупо пробую ещё пару раз, теряя время. Дёргаю за фал Галину, рисую ситуацию. Естессно ответ-дёрни резерв на акваланге! Да я его чуть не оторвал уже! И за этой милой беседой воздух кончился. Галина предлагает свой "лёгочник". Но я ж мужчина, не могу же оставить девушку без воздуха, даже временно. Молодой был, почти глупый. Маска к маске, глаза в глаза, обнявшись, рванули к солнышку. Она всё предлагала мне подышать, отказывался. Гордый, блин. Открыл рот и воздух из меня "пузырил" до самой поверхности. Голова потом болела весь день. Лёгкая "кессонка", а неприятно. А ведь снаряжение перед погружением проверял. Бывает. Помню маску и глаза напротив до сих пор. Спасибо, Галя!

Возникали и смешные, на первый взгляд, проблемы. Например: сложно было найти желающих сходить за хлебом в Андреевку за 2 км. На следующий год в контейнер со снаряжением загрузили мой мопед. Проблема с хлебом чудесным образом "рассосалась". Была даже небольшая очередь из желающих съездить в деревню. Досталось и мопеду, и ездокам. Ребятки на скорости влетали в песок на берегу, а там как повезёт, руль выворачивало и либо набок, либо через голову. Зато весело. До сих пор мопед стоит у меня в гараже (внуки подрастут-гонять будут),помятый, поцарапанный, но живой.

Моя супруга, Алла, была "завхозом" и продукты в ящиках хранились у нас в палатке. Мыши под палатку сбежались со всей округу, нарыли ходов, прогрызли дно. В борьбе с мышами мы проигрывали, как и в борьбе с норками, сбежавшими с ближайшей зверофермы. Эти шустрые создания каждую ночь разрывали яму с пищевыми отходами и разбрасывали вокруг палаток. Мужское население палаточного лагеря периодически выходило на охоту с пневматикой, женское- активно против этого возражало. Внутренний Greenpeace, однако. Детвора с интересом за этим наблюдала. Дети в экспедиции-отдельная тема, об этом можно написать много. Дочери было 4 года, до сих пор с сожалением вспоминает, что отказывалась есть всякую экзотику. Сейчас бы тех осьминогов или гребешков, но-увы... Из магазина уже не то. Вообще тема питания, добывания "даров природы" и продуктов как на море, так и при подготовке к экспедиции обширна и интересна. А если учесть, что был конец 80-х, то временами и детективна. Взялся бы кто-нибудь эту тему раскрыть, мог бы подбросить "эпизоды из жизни". А то и так много написал.

Патрушева Ольга

Мы влились в “семью» клуба, когда он уже существовал. Ребята съездили в экспедицию один раз летом 1986 г. А потом моего мужа пригласил его друг, Саша Тугаринов. Увлекающийся человек, умеющий многое делать своими руками: пилить, строгать, точить, красить (с детства занимался авиамоделизмом), снимать фильмы, фотографировать, делать своими руками бокс для фотоаппарата для подводных фотосъемок. Муж, Сергей Патрушев, согласился. Ну и я за ним, как «жена-декабристка», потянулась. Началась интересная клубная жизнь.

Самое главное, все были охвачены одной идеей, у всех была красивая цель - участвовать в экспедиции на Дальний Восток. И мы готовились. Долго, серьезно. Целый год.

Сергей Мелкозеров - руководитель клуба - халявщиков не любил. Работали все: клеили костюмы себе для погружений (ведь тогда, в 80-х ничего не было, все было дефицитом и доставалось по большому блату!). Вот мы и делали сами: мастерили катамаран, кто промазывал клеем заготовки баллонов, кто сшивал, склеивал, ребята мудрили над палубой и т.д и т.п.

Но была и физподготовка, и учебная часть, так сказать. Изучали устройство акваланга, учились им пользоваться. Мои первые пробы погружений были в нашем химмашевском бассейне. Имеется даже фотография со дна бассейна. То есть, готовились очень серьезно. А экзаменовал нас потом наш инструктор и руководитель, Сергей, уже там, на Японском море, в лагере. Только после того, как сдал экзамен, человека допускали к погружениям.

Все было продумано до мелочей поэтому уже находясь в лагере, мне кажется, мы не испытывали никаких проблем. Или они решались сразу и по-взрослому, хотя все были совершенно молодыми. В лагере существовал распорядок дня, каждый за что-то отвечал. Утро начиналось с зарядки, причем обязательной для всех, без исключения. Это так дисциплинировало! Выползаешь утром из палатки, а снаружи прохладно, как-то не хочется вылезать из теплого спальника… Но…несколько физических упражнений, затем с разбега в морскую прохладу, которая обжигает и бодрит! И самое главное, как оказалось, закаляет! После этих процедур мы целый год не болели простудными заболеваниями.

Ребята, которые уже были в экспедиции в 1986 году, нам рассказывали много и интересно про Японское море, показывали фотографии, очень много говорили о тайфуне, предупреждая: «Начнется тайфун, хватай палатку, спальник, и беги на сопку, чтобы не снесло в море!» Было жутковато. Но потом, уже живя в лагере, мы испытали на себе действие этого тайфуна, -просто несколько дней подряд льет дождь, или противно моросит, дует ветер, и может даже затопить берег. Но нам повезло, нас не снесло в море. И я поняла, что надо мной просто шутили и «пугали», а я, легковерная, действительно боялась.

Первым делом по прибытии во Владивосток, после продолжительного перелета, мы отправились в рыбный магазин. По рассказам «бывалых» экспедиционеров там водилось много всякой рыбной всячины, нам дотоле неизвестной, как то: мидии, кукумарии, икра разнообразных рыб. Ведь был конец 80-х, у нас в глубинке не было ничего… А там морской рыбный рай. Но зайдя в магазин, мы обнаружили, по-моему, только треску, но вкуснейшего копчения, которую скупили в неограниченном количестве. Такой рыбы у нас на Урале, конечно, не было. Наевшись до отвала, дождавшись парома, благополучно погрузили свой скарб и отправились в морское путешествие до Славянки, надеясь наслаждаться красотами Тихого океана. Но, по крайней мере, мне, этого не удалось. У меня началась страшнейшая морская болезнь. Меня гоняло от борта к борту по палубе, от лавки к лавке в каюте, больше я не помню ничего. Короче говоря, это было сильное впечатление. Помнится, конечно, все: и хрустальная чистейшая вода Японского моря, и Рисовая бухта, когда утром из-за сопки появляется солнце, расцвеченные переливающимися бусинами росы на огромных кружевах паутин, и бесконечно красивые закаты над зеркальной гладью моря. А звезды! До них можно было, казалось, дотронуться, только протяни руку. Про звезды всем девчонкам по вечерам рассказывал Андрей Летовальцев. И мы слушали, затаив дыхание, окружив его тесным кольцом. Сопки, покрытые кудрявыми дубовыми рощами; козьи тропы над обрывами, по которым нас водила Наталья Берсенева. Растительность не такая, как на Урале. Поражало все, манило своей красотой и звало пройтись по этим красивейшим местам, что мы и делали периодически.

От первого погружения захватывало дух! Во-первых, страшно - нужно во всем снаряжении прыгнуть в воду, неизвестно какой глубины. Ну и что, что плавала в бассейне? Ну и что, что сдала зачет и допущена к погружениям? Но вот прыжок…и…о-о…!!! Красота!!! Даже не описать восторга словами от того, что ты там видишь! Такое впечатление, что ты попала в аквариум с рыбами…Один сплошной восторг! Больше такого счастья я нигде не испытывала пока, и, наверное, уже не испытаю.

Еще очень хочется рассказать о походе на мыс Гамова. Это было очень интересное путешествие, тем более, что Наташа, биолог по образованию, очень много рассказывала о растениях и животном мире этого края. Там мы встретили в лесу лимонник, роскошные папоротники, цветы, которые у нас на Урале разводят в садах и палисадниках; виноград дикий, амурский орех. А на самом мысе Гамова - реликтовая сосна. С высоты сопки, на которую мы забрались, вокруг, куда не кинешь взгляд - бесконечное море, переходящее в океан. Горизонт - не прямая линия, а дуга. А там, далеко-далеко, даже непонятно где, кончается море и начинается небо… Бесконечность… Спустились с сопки, пройдя через орешник, попали на берег с белым песком и голубо-бирюзовой водой. «Ой! Что это в воде, похожее на крылья перламутровой прозрачной бабочки?» Это маленький кальмар. «А иногда здесь можно увидеть нерпу!», - сообщает Наталья. Голубое-голубое небо, белый песок, ласковое теплое море, реликтовые сосны на обрывистых скалистых берегах - мы в морском заповеднике. Вижу всю эту красоту, а меня душат слезы потому, что всего этого не видят мои девочки, дочери, которые остались на Урале. Это очень сильное чувство, оно потрясло меня до глубины души. И уже в следующие поездки мы их брали с собой.

Мой муж-рыбак, умеет ловить рыбу на всех водоемах нашего края. Решили с ребятами попробовать и там, в Японском море. Соорудили нехитрую снасть, набрали мидий, и…наловили камбалы, бычков, наваги! О вкусе морской, только что выловленной и приготовленной тут же, на берегу, рыбы, можно петь песни! Это такая вкуснятина! Там мы впервые увидели и попробовали трепангов в соевом соусе, блюдо из сырой рыбы под названием «хе», гребешки сырые и жареные… Ели даже осьминога! Жалко его было, конечно! Но, ничего не поделаешь, съели.

Путешествие в Новгородскую бухту запомнилось особенно своей экстремальностью. Добирались до нее на большом катамаране в первую дорогу еще ничего, но обратно шли в шторм. Палуба 8 метров, а волна поднимает нас на высоту метра 3, потом перекатывается и поднимает корму, опустив нас на те же 3 метра. Мы все лежим на палубе спасательных жилетах, держась, кто за что может и думаем: «Господи, что я тут делаю?»

А вот и она, бухта Новгородская, о которой так много и зазывно было сказано: «Метров 100 вонючей гнили, через которую еще надо тащить катамаран на себе». Но ничего, справились. И благополучно сошли на берег в родной теперь уже Рисовой.

А в следующий раз был поход по ночному морю на день рождения к Виктору Подгурскому в Андреевку. Ночь, темно…Только небо, усыпанное звездами над головой, да сверкающий шлейф таких же звезд за катамараном. Все же впервые! Что это? Оказывается, морской планктон, который ночью светит неоновым светом. Потом специально купались ночью: во-первых, очень теплое море, во-вторых, красиво сверкающие рыбки-иглы и неоновый планктон.

Утром, пока еще люд спит, идешь по берегу, усыпанному ракушками. Хочешь поднять вот эту, симпатичную, а она срывается и бежит в воду. Это раки-отшельники. Смешные. Из Новгородской бухты привезли крабов-подкаменников. Они маленькие, не больше ладошки, но красивые - зеленые в полоску. Сделали из них экспонаты.

Не было ведь сотовых телефонов. Но связь с большой землей была. Писали письма. Мы с Сережей даже получили ответ с Урала.

Гнитько Владимир

Предисловие.

Моя первая экспедиция. К моменту поездки я был окончательно завоеван романтикой путешествий и жил только предвкушением поездки на Дальний Восток. Поездка была на тот момент очень недешевой для студента первокурсника, возможно поэтому костяк экспедиции составляли уже работавшие и более материально обеспеченные химмашевцы во главе с Сережей Мелкозеровым. Я же 2 летних месяца оттрубил без выходных в стройотряде, таская кирпичи и бетон. И получив искомые 400 рублей, на 100 рублей купил себе на Шувакише первые в жизни настоящие американские джинсы, а 300 внес на билеты и экспедиционные расходы. Всегда вспоминаю, что моя мама в то время зарабатывала 120 рублей в месяц.

Ни разу в жизни не пожалел эти тяжелым трудом заработанные деньги, т.к. впечатления от этой поездки живы и по сей день.

Время для поездки было самое удачное, т.к. было тепло, кристально чистое море, прекрасная погода, а начало осенних штормов, мы захватили только уже на выезде, когда лагерь был свернут и мы остались вчетвером «ликвидаторами», отправлять контейнер со снаряжением на родину.

Красоты Японского моря в хорошую погоду над и под водой достойны для описания недюжинного литературного таланта, на который я не претендую, поэтому ограничусь только эмоциональными ах! и ох! и общим замечанием, что до сих пор стоит у меня перед глазами солнце, заходящее за сопки с реликтовыми соснами, и во рту ощущается вкус только что вытащенных из моря собственными руками морских гребешков и камбалы, убитой водолазным ножом.

Каждый день поездки был переполнен впечатлениями, событиями и происшествиями, и мне хочется остановиться на нескольких забавных приключениях, которые всплывают в памяти.