1.1.1.Формирование рабочей группы по подготовке решения:
а) Назначение координатора работы по подготовке решения
б) Формулировка основного назначения решения и его места среди других
в) Подбор трёхстороннего состава рабочей группы: из числа будущих потребителей реализации решения, исполнителей решения и экспертов, специализирующихся на методах работы с решениями, продумать распределение обязанностей, координацию и стимулирование их работы над проектом.
1.1.2. Влияние назревшей проблемы как совокупности её потребностей.
а) Чёткое формулирование проблемы, выявление сущности, установление породивших её причин и источников возникновения, величину разрыва между реальным и желаемым состоянием действительности. Для этого необходимо иметь достаточное информационное обеспечение, наличие достоверных сведений, предоставленных в систематизированном виде и форме удобной для анализа. Исследование проблемы должно осуществляться с использованием экономических расчётов, экологических проверок, экономико – географических данных, социологических опросов, наблюдений, статистических обследований, запросов политических партий и т.д.
б) Указание потребностей, составляющих проблему.
в) Указание нужного (потребного) результата предстоящих действий на основе группового осмысления – от официальных совещаний до использования игровых сценариев и «мозгового штурма». (С учётом изменения и тенденций развития качественных и количественных потребностей всех слоёв населения для принятия своевременных и результативных мер). Получение данных позволяет переформулировать «неудовлетворённые потребности» в «нерешённые проблемы» и структурировать их для принятия обоснованного УР.
|
1.1.3. Постановка цели как мысленного соединения назревших потребностей со средствами их удовлетворения
а) Перечисление имеющихся средств удовлетворения потребностей, составляющих проблему, описание их главных свойств и возможных функций.
б) Мысленное соединение потребностей с имеющимися средствами их удовлетворения. При постановке цели всегда актуален вопрос о качестве и оптимальном количестве предусмотренных для использования средств.
в) Указание (выбор) желательного и достижимого результата предстоящей деятельности в качестве цели предстоящей деятельности (в случаях сложного состава цели она разбивается на составляющие подцели в виде «дерева целей»).
1.1.4. Формулирование задачи как введения цели и её подцелей в условия обстановки предстоящего действия
а) Указание требования задачи, вытекающего из поставленной цели.
б) Перечисление неблагоприятных обстоятельств, препятствующих и противодействующих достижению цели. Знание неблагоприятных условий даёт возможность установить тенденции их вероятных изменений, найти в них удобные точки для воздействия имеющимися средствами, чтобы преобразовать эти условия (или часть из них) в нейтральные. При анализе неблагоприятных условий прежде всего происходит их деления на активные противодействия, пассивные препятствия и вероятные угрозы с группировкой на сильные, средние и слабые.
в) Описание благоприятных обстоятельств, создающих возможности и активно содействующих достижению цели. При анализе задачи очень важно изучать соотношение благоприятных и неблагоприятных условий, силу их влияния на процесс достижения цели, чтобы выявить преобладание тех или других.
|
г)Формулирование вопроса задачи о способах и последовательности действий в данных условиях для достижения цели.
1.1.5. Формулирование возможных вариантов действий по достижению целей имеющимися средствами в складывающейся обстановке.
а) Выявление возможных способов достижения цели с имеющимися средствами в поличных условиях обстановок.
б) Выбор лучших способов действия со средствами в существующих условиях обстановок.
в) Определение последовательностей и конфигурации применения выбранных способов действия в складывающихся условиях обстановки. Вариант действий содержит 2 компонента:
1. перечень способов использования имеющихся средств и объективных обстоятельств для достижения цели
2. последовательность и конфигурацию использования этих способов для наиболее экономного получения запланированного результата.
г) Генерирование всех возможных вариантов действий и выделение среди них наиболее эффективных по различным критериям оценки. Выбор вариантов действий нередко происходит в сложных условиях ограничений по времени с ресурсом при непрерывном внутреннем и внешнем давлении объективных обстоятельств, а также противоборствующих и лоббирующих сил. Практика показывает, что наиболее плодотворным методом генерирования возможных вариантов является «мозговой штурм» и групповой анализ ситуации.
д) Указания о критериях выбора предпочтительного варианта действий – выбор лучшего варианта воздействия на объект по критериям надёжности, своевременности и эффективности достижения цели с меньшими или допустимыми потерями времени, средств и усилий. Исходить из того, что в общем виде сравнение возможных вариантов действий должно давать ответы на самые актуальные вопросы:
|
- используются ли в этом варианте все открывающиеся возможности повышения эффективности действий, нет ли упущенных возможностей;
- к какому результату приводит данный вариант, даёт ли он то, что способно полностью удовлетворить потребности с помощью приемлемых затрат;
- не принесёт ли полученный результат чрезмерных отрицательных последствий.
1.1.6. Выбор из имеющихся вариантов действий лучшего.
а) Рассмотрение вариантов с высоким уровнем надёжности и сравнительно низкой эффективностью в достижении намеченного результата.
б) Рассмотрение вариантов со средним уровнем надёжности и средней эффективностью в достижении намеченного результата.
в) Рассмотрение варианта с рискованной надёжностью и высокой эффективностью в достижении намеченного результата.
г) Выбор и анализ вариантов, более всего отвечающих критериям надёжности, своевременности и эффективности достижения цели, обеспечивающих наиболее полное удовлетворение потребности рпи заданных ресурсах.
д) Указание рекомендуемого для принятия варианта действий.
1.1.7. Составление первоначального проекта решения.
а) Описание лучшего варианта действий по достижению цели.
б) Включение в проект заслуживающих внимания предложений и рекомендаций разработчиков решения.
в) Формирование первоначального проекта решения.
Обоснование решения.
1.2.1. Определение предметов обоснования.
а) Доказательство актуальности и неотложности решаемой проблемы.
б) Доказательство надёжности достижения намеченной цели, обеспеченности решения достаточными средствами, кадрами, кадрами исполнителей и организационными мерами.
в) доказательство эффективности предлагаемого варианта действий с выявлением открывающихся возможностей, основных характеристик ожидаемого результата и возможных отрицательных последствий.
1.2.2. Применение методов обоснования решения.
а) Аналогия с примерами решения данной проблемы.
б) Наблюдение опережающего опыта решения подобных проблем.
в) Логическое доказательство решения.
г) Моделирование процесса исполнения решения.
д) Коллективное обсуждение и экспертная оценка возможных сценариев процесса исполнения решения.
е) Текущее редактирование обоснованного проекта решения.