Затруднения учащихся и трудности самого учителя




Методика изучения фонетики, графики и орфоэпии

Цели и задачи данного раздела

1. Привести в систему знания о звуковом строе языка и графики

2. Совершенствовать умения слышать и анализировать звучащую речь

3. Помочь ребёнку овладеть орфоэпическими нормами лит. Языка и средствами выразительности звучащей речи (ритм, интонация)

4. Создать базу для усвоения основ орфографии и грамматики

Содержание обучения

1. Физиологический аспект (преграда)

2. Акустический (органы слуха)

3. Функциональный (смыслоразличительная функция звука)

 

Умения:

· анализировать звучащую речь

· фонетический анализ слова

· определять количество слогов в слове, ударение

· правильно произносить отдельные слова

· умение располагать слова в алфавитном порядке

Этапы изучения (место в школьном курсе)

Единственный раздел, который изучается один раз (в 5 классе, 10-12 часов)

1йэтап: начальные классы пропедевтический период

2й этап: 5й класс – систематический этап

3й этап: 6-9 классы – этап повторения

Принципы методики указанного раздела

От звука к букве.

Слово не записываем, а произносим.

Записываем сразу в транскрипцию.

Виды упражнений

Все упражнения носят устный характер.

Фонетический анализ слова бывает полный и частичный.

 

1. Фонетический анализ (по звукам и буквам)

2. Фонетико-графический анализ

3. Фонетико-орфографический анализ

 

Порядок фонетико-графического разбора

 

1. Произнеси и послушай слово

2. Выдели голосом ударный звук и укажи количество слогов

3. Протяни первый звук в слове, дай его характеристику (и т.д. все звуки)

4. Проверь себя, произнеси получившееся слово по звукам

5. Укажи какой буквой на письме обозначается каждый звук

6. Посчитай количество звуков и букв

 

Союз

[с] – согласный, глухой парный, твёрдый парный; на письме обозначается буквой «эс».

 

Фонетико-орфографический анализ

1. [р]

[а] -?, рóсы, «о»

[с]

[á]

 

2. Укажи количество слогов; все задания по орфоэпии

3. Расставьте слова в алфавитном порядке

 

Требования к фонетическому разбору слов

 

1. Разные теории слогоделения. Слово не делить на слоги, а указывать их количество.

2. Лучше не брать слова во 2й слабой позиции

 

   
Одинаковые звуки
Школа

 
Водá [в ʌ д á] а д а]  
Водовóз [в ъ д ʌ в ó с] а д а в о с]

 

Основные положения методики изучения фонетики (Ладыженская)

1. Анализ звучащей речи (выделение звуков в звучащей речи)

2. Осознание оснований группировки звуков

3. Показ практического значения изучаемого по фонетике и графике

4. Внимание к фонетическому разбору слова

Затруднения учащихся и трудности самого учителя

1. Смешение звуков и букв

2. Правильно говорить, что буква обозначает звук

3. Не правильно говорить, что звук [ч] всегда мягкий и др.

Нужно говорить, что [ч] не имеет пары по твёрдости

Фонетика в школе изучается линейно.

Задача – систематизировать представление о звуковом строе, научиться понимать фонетику широко как науку звуковой речи.

Работать с фонетическими свойствами: интонация, ударение, тембр, дикция, сила голоса. Учить ребенка контролировать свою речь не только со стороны содержания.

Цели:

  • Слышать и анализировать звучащую речь
  • Овладеть произносительными нормами литературного языка
  • Создать базу для усвоении орфографии, т.к много правил опирается на фонетические нормы.
  • Развитие речевого слуха и умние слышать интонацию
  • Сформировать представление об эстетическом строе звучащей речи

Место раздела в школьном учебнике:

Шан.-Лад. – синтаксис – фонетика – лексика – морфология

Бабайцева – синтаксис – фонетика – морфология – лексика

Фонетика перед лексикой для того, чтобы ребенок получил сначала знания о ЛЗ, а потом о части этого ЛЗ.

Знания:

1.3 аспекта звука – физиологический (произносительный, акустический, функциональный (смыслоразличительный).

2.Слогоделение. указываем количество слогов, но не делим его.

3.На практическом уровне даются фонетические законы

4.Исторические чередования даются на практическом уровне

5.орфоэпические нормы

Способы деятельности: фонетический разбор (слышать звуки, расхождение между звуковой оболочкой и графическим изображением, выработать четкие умения произношении.

Опыт творческой деятельности, эмоционально-оценочное отношение к миру: стихотворения, скороговорки, диалоги, играть с интонациями, владение своим голосовым аппаратом.

Принцип методики фонетики – от звука к букве.

Логика фонетического разбора:

Вычленяем слово из потока речи – произносим слог – произносим звук из этого слога и верно квалифицируем – записываем – количество звуков и букв.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: