Методика изучения фонетики, графики и орфоэпии
Цели и задачи данного раздела
1. Привести в систему знания о звуковом строе языка и графики
2. Совершенствовать умения слышать и анализировать звучащую речь
3. Помочь ребёнку овладеть орфоэпическими нормами лит. Языка и средствами выразительности звучащей речи (ритм, интонация)
4. Создать базу для усвоения основ орфографии и грамматики
Содержание обучения
1. Физиологический аспект (преграда)
2. Акустический (органы слуха)
3. Функциональный (смыслоразличительная функция звука)
Умения:
· анализировать звучащую речь
· фонетический анализ слова
· определять количество слогов в слове, ударение
· правильно произносить отдельные слова
· умение располагать слова в алфавитном порядке
Этапы изучения (место в школьном курсе)
Единственный раздел, который изучается один раз (в 5 классе, 10-12 часов)
1йэтап: начальные классы пропедевтический период
2й этап: 5й класс – систематический этап
3й этап: 6-9 классы – этап повторения
Принципы методики указанного раздела
От звука к букве.
Слово не записываем, а произносим.
Записываем сразу в транскрипцию.
Виды упражнений
Все упражнения носят устный характер.
Фонетический анализ слова бывает полный и частичный.
1. Фонетический анализ (по звукам и буквам)
2. Фонетико-графический анализ
3. Фонетико-орфографический анализ
Порядок фонетико-графического разбора
1. Произнеси и послушай слово
2. Выдели голосом ударный звук и укажи количество слогов
3. Протяни первый звук в слове, дай его характеристику (и т.д. все звуки)
4. Проверь себя, произнеси получившееся слово по звукам
|
5. Укажи какой буквой на письме обозначается каждый звук
6. Посчитай количество звуков и букв
Союз
[с] – согласный, глухой парный, твёрдый парный; на письме обозначается буквой «эс».
Фонетико-орфографический анализ
1. [р]
[а] -?, рóсы, «о»
[с]
[á]
2. Укажи количество слогов; все задания по орфоэпии
3. Расставьте слова в алфавитном порядке
Требования к фонетическому разбору слов
1. Разные теории слогоделения. Слово не делить на слоги, а указывать их количество.
2. Лучше не брать слова во 2й слабой позиции
![]() | |||||
Водá | [в ʌ д á] | [в а д а] | |||
Водовóз | [в ъ д ʌ в ó с] | [в а д а в о с] |
Основные положения методики изучения фонетики (Ладыженская)
1. Анализ звучащей речи (выделение звуков в звучащей речи)
2. Осознание оснований группировки звуков
3. Показ практического значения изучаемого по фонетике и графике
4. Внимание к фонетическому разбору слова
Затруднения учащихся и трудности самого учителя
1. Смешение звуков и букв
2. Правильно говорить, что буква обозначает звук
3. Не правильно говорить, что звук [ч] всегда мягкий и др.
Нужно говорить, что [ч] не имеет пары по твёрдости
Фонетика в школе изучается линейно.
Задача – систематизировать представление о звуковом строе, научиться понимать фонетику широко как науку звуковой речи.
Работать с фонетическими свойствами: интонация, ударение, тембр, дикция, сила голоса. Учить ребенка контролировать свою речь не только со стороны содержания.
Цели:
- Слышать и анализировать звучащую речь
- Овладеть произносительными нормами литературного языка
- Создать базу для усвоении орфографии, т.к много правил опирается на фонетические нормы.
- Развитие речевого слуха и умние слышать интонацию
- Сформировать представление об эстетическом строе звучащей речи
Место раздела в школьном учебнике:
|
Шан.-Лад. – синтаксис – фонетика – лексика – морфология
Бабайцева – синтаксис – фонетика – морфология – лексика
Фонетика перед лексикой для того, чтобы ребенок получил сначала знания о ЛЗ, а потом о части этого ЛЗ.
Знания:
1.3 аспекта звука – физиологический (произносительный, акустический, функциональный (смыслоразличительный).
2.Слогоделение. указываем количество слогов, но не делим его.
3.На практическом уровне даются фонетические законы
4.Исторические чередования даются на практическом уровне
5.орфоэпические нормы
Способы деятельности: фонетический разбор (слышать звуки, расхождение между звуковой оболочкой и графическим изображением, выработать четкие умения произношении.
Опыт творческой деятельности, эмоционально-оценочное отношение к миру: стихотворения, скороговорки, диалоги, играть с интонациями, владение своим голосовым аппаратом.
Принцип методики фонетики – от звука к букве.
Логика фонетического разбора:
Вычленяем слово из потока речи – произносим слог – произносим звук из этого слога и верно квалифицируем – записываем – количество звуков и букв.