Из записок В. В. Шульгина.




Практическая работа 26

По теме «Гражданская война в России»

Цель: получить и проанализировать информацию с помощью работы с различными источниками; показать (понять) глубину трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, определить возможность выхода из кризисных ситуаций путём гражданского мира; установить причинно-следственные связи между явлениями и историческими процессами.

Литература: История России. XX - начало XXI века. 9 класс. Загладин Н.В., Минаков С.Т. и др., параграфы 9-13

Задание 1. Заполните схему. Причины гражданской войны:


Задание 2. Заполните таблицу «Этапы гражданской войны»:

Этапы, хронологические рамки Действия «красных» Действия «белых»
     
     

 

 

Задание 3. Какой точке зрения вы отдадите предпочтение? Почему?

 

Среди отечественных историков нет единого мнения по вопросу о том, когда началась гражданская война. Одни связывают ее начало с Октябрьской революцией, другие относят ее первые залпы к событиям корниловского мятежа, третьи- к весне- лету 1918года, когда враждующие стороны перешли к активным действиям, четвертые считают, что свой отсчет она начала с Февральской буржуазно-демократической революции.

Задание 4. О ком идет речь?


1.Он был родом из крестьян. Его деда помещик за расторопность и смекалку прозвал по имени прусского фельдмаршала. Кличка превратилась в фамилию. За годы Первой мировой войны этот человек получил два Георгиевских креста, Георгиевскую медаль, произведён в унтер-офицеры. Устанавливал Сов.власть в Челябинске, организовывал отпор атаману Дутову.Одним из первых был награждён Орденом Красного Знамени.

2. Этот человек производил на окружающих впечатление незаурядной личности. Он участвовал в Северной полярной экспедиции Академии наук, в русско-японской войне, был в плену у японцев.В 1916-17г.г. командовал Черноморским флотом.Он был одной из кандидатур на пост военного диктатора. Узнав о заключении Брестского мира, он явился в британское посольство и попросился в английскую армию, чтобы «смыть позор» со своей страны.

3. Родился в семье бывшего крепостного крестьянина, дослужившегося в армии до майора. Его детство прошло в беспросветной нужде. Окончил Киевское юнкерское училище, выдержал экзамен в Академию Генерального штаба. Являлся Главнокомандующим вооружёнными силами Юга России..Весной 1920 года после разгрома белых армий, передав командование генералу П.Н.Врангелю, эмигрировал во Францию. Автор «Очерков русской смуты» в пяти томах.

4. Он с детства мечтал стать военным. Его пристрастием была музыка. Учась в кадетском корпусе, собственноручно изготовил скрипку. Очень тактичен, образован. В 1918 году вступил в партию большевиков. В марте 1921 года возглавил операцию по ликвидации Кронштадского мятежа. С 1925 года – начальник штаба РККА..По его инициативе в Ленинграде был скомплектован воздушно- десантный войск. В 1933 году награждён Орденом Ленина за деятельность по укреплению обороноспособности страны. В 1937 году был осуждён по клеветническому обвинению в измене Родине и расстрелян

 


Задание 5. Найди ошибки в тексте и исправь:
1. «Военный коммунизм » превратился в метод построения капитализма в нашей стране в условиях гражданской войны
Его основные черты

1. Введение комбедов.

2. Продразвёрстка.

3. Уравнительность.

4. Отмена трудовой повинности.

5. Отмена товарно-денежных отношений.

6. Национализация всех отраслей промышленности.

7. Разрешение частной торговли.

Хронологические рамки «Политики военного коммунизма » охватывают период с 1917г. по 1921г.

2. В марте 1921г. состоялся 8-й съезд РКП(б). На съезде была принята вторая программа партии. Она определяла основные задачи партии в борьбе за построение капитализма.
- В политической сфере – это укрепление диктатуры буржуазии, которая рассматривалась как высшая форма демократии. В экономике съезд закрепил основные положения политики «Военного коммунизма ».
- Особое внимание на 8-м съезде уделялось кулаку. Ленин выдвинул лозунг: «Не сметь командовать кулаком! »
- Было решено оказывать кулакам помощь промышленными товарами, машинами, семенами.

3. 4 апреля 1920 года Деникин передал власть генералу Врангелю, с именем которого белое движение связывало свои последние надежды. Против врангелевцев был образован Южный фронт, камандущим которого
был Тухачевский.
Накануне решающих боев Н.И. Махно заключил с Врангелем союз против Красной Армии. В ночь на 19 июля начался штурм Перекопа. К вечеру этого дня Турецкий вал был взят. Красные бежали к морю, бросая военное имущество.
В результате гражданской войны изменился облик России. Исчезло крупное частное землевладение; помещики разделили между собой бывшие частные крестьянские земли. Земля официально являлась собственностью представителя СНК. Буржуазные либеральные партии были сметены с политической арены, оказались в эмиграции. Все государственные решения вырабатывались руководством партии.

Задание 6.Соотнесите фамилии исторических личностей и их деятельность во время Гражданской войны:

а) М.В. Алексеев 1) «белый» генерал, атаман Войска Донского, развернувший совместно с

Германией военные действия против Красной армии

б) А.И. Деникин 2) глава Совета рабочей и крестьянской обороны, руководитель советской

власти, сосредоточивший всю её полноту в своих руках

в) Л.Д. Троцкий 3) лидер «белого» движения, военный министр Директории в Омске; после

ареста членов Директории принял звание Верховного правителя России

г) А.В. Колчак 4) «красный » командир, возглавивший командование армий Восточного

фронта; разгромил колчаковские части под Самарой

д) М.В. Фрунзе 5) бывший офицер царской армии, командующий Южным и Восточным

фронтами (разгромил армии Деникина и Колчака); принял активное участие

в подавлении восстания под предводительством Антонова

е) П.Н. Врангель 6) «белый» генерал, создатель Добровольческой армии, впоследствии

ставшей называться Белая армия

ж) С.М. Буденный 7) один из создателей Красной армии, народный комиссар по военным делам,

председатель Реввоенсовеа Республики

з) М.Н. Тухачевский 8) эсер, начальник милиции, руководитель крестьянского восстания в

Тамбовской губернии

и) А.С. Антонов 9) командующий Чехословацкого корпуса

к) В.И. Ленин 10) генерал, один из лидеров «белого» движения, главнокомандующий

вооружёнными силами Юга России (назначен вместо генерала

Л.Г. Корнилова), сторонник жёсткой дисциплины в армии

л) Р.Гайда 11) «белый» командир, примкнувший в 1918 году к Добровольческой армии;

после неудач Белой армии решил переосмыслить её идеологию и политику,

однако попытки оказались неудачными

м) П.Н. Краснов 12) командир 1ой Конной Красной армии

 

Задание 7. На основе документов, ответьте на вопросы

 

1. В чем видят причины собственного поражения участники белого движения?

2. Как вы думаете, какую причину поражения деятели белого движения считают основной?

3. На основании представленных документов сделайте вывод об отношении к белому движению широких народных масс.

Из записок В. В. Шульгина.

Борьбу с большевиками превратили в борьбу с революцией, прежде чем революция окончилась в умах народа… Войну с большевиками вели как войну с внешним врагом, а не как гражданскую войну, опираясь на силу оружия, а не на сочувствие народных масс…Деятелей революции с широкой популярностью устраняли и преследовали. На ответственные посты назначали людей старого режима… Проводили реакционные меры по землевладению и национальному вопросу… и тем давали оружие для большевистской агитации местных самостийников.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: