Тема 7. Место и роль художника в обыденном сознании и социальной практике общества Италии XIV – XVI вв.: художники в новеллах итальянского Возрождения.




Цель: развить навыки работы с исследовательской литературой и источниками.

Форма контроля: занятие в диалоговом режиме.

Вопросы для обсуждения.

1. Характеристика источников: тип источника, автор, время создания произведения; общее содержание новеллы.

2. Действующие лица новеллы и их характеристика:

- каких художников/архитекторов/скульпторов описывает автор; реальный персонаж или вымышленный; если реальный – полное имя? современник автора новеллы?

- какие качества приписывает автор художникам, на какие поступки обращает внимание; почему?

3. Эволюция образа художника и понимания его места и роли в обществе:

- как, в итоге, можно охарактеризовать, отношение к художникам в соответствующий (XIV, XV, XVI вв.) период;

- сравнить специфику отдельных периодов и наметить основные (базисные) изменения.

 

Методические рекомендации.

Главная задача занятия – выяснить на основе анализа новелл, как изменялось отношение общества к художнику на протяжении XIV – XVI вв.

Соответственно:

- приветствуется - самостоятельное расширение круга задействованных источников и исследовательской литературы;

- допускается разделение группы на творческие коллективы по числу периодов.

 

Источники.

XIV в.

1. Боккаччо Дж. Декамерон. – Любое издание. См.: день/ новелла: 6/5, 8/3, 8/6, 8/9, 9/3, 9/5

2. Саккетти Ф. Новелла 75 //Европейская новелла Возрождения. М., 1974.

3. Саккетти Ф. Новелла 75,84,136, 161 // Саккетти Ф. Новеллы./ Пер. В.Ф. Шишмарева. М-Л., 1962.

4. Саккетти Ф. Новелла CXXXVI (136) // Итальянская новелла Возрождения. /Ред Н. Томашевского. М., 1984.

XV в.

1. Аноним. Новелла о Грассо, инкрустаторе и резчике по дереву //Европейская новелла Возрождения. М., 1974.

2. Поджо Браччолини. Фацеция CXIX (119)// Поджо Браччолини. Фацеции. М., 1984

XVI в.

1. Банделло М. Часть I Новелла LVIII (58)// Итальянская новелла Возрождения. /Ред Н. Томашевского. М., 1984.

2. Граццини Ф. Вечерние трапезы. (вечер 1, новелла 8) // Итальянская новелла Возрождения. Самара, 2001.

3. Чинтио Джамбаттиста. Экатоммити (декада 7, новелла 10) // Итальянская новелла Возрождения. Самара, 2001.

Литература.

1. Головин В.П.Образ художника в новеллах Возрождения// Вопросы искусствознания. – 1996. № 1 (VIII). C. 297 – 305.

2. Головин В.П. Мир художника раннего Возрождения. М, 2002.

3. Петров М. Т. Итальянская новелла эпохи Возрождения как исторический источник // Проблемы источниковедения западноевропейского средневековья. Л., 1979.

 

Тема 9. Ренессансное искусство в период Раннего Возрождения: Сандро Боттичелли.

Цель: выявить связь между нарративными и визуальными источниками на примере творчества Сандро Боттичелли.

Форма контроля: занятие в диалоговом режиме.

Вопросы для обсуждения.

1. Двор Лоренцо Великолепного и живопись Сандро Боттичелли:

- биография художника;

- работы 70-х – 80-х гг.: «Поклонение волхвов» (1477), «Св. Августин» (1480), «Весна», «Рождение Венеры»;

- Боттичелли и ренессансный неоплатонизм.

2. Позднее творчество художника и Джироламо Савонарола: «Св. Августин» (1490-1494), «Последние деяния Св. Зиновия», «Распятие» (1497), «Рождество» (1500), «Дерелитта (Покинутая)».

 

Методические рекомендации.

Занятие предполагает анализ основных аспектов эволюции творчества Сандро Боттичелли. С этой целью для подробного анализа выделяются следующие периоды:

- 70-80-е гг. XV в. – период творческой зрелости и наивысшего расцвета художника; здесь важно выявить связь Боттичелли с кругом Лоренцо Великолепного, влияние настроений и интеллектуальных исканий флорентийского общества на работы художника; в связи с этим представляет особый интерес также, во многом дискуссионная, проблема влияния флорентийского неоплатонизма на программы некоторых картин Сандро Боттичелли.

- с конца 80-х гг. в творчестве Боттичелли наступает переломный период, где на художника начинают оказывать влияние идеи доминиканского проповедника Джироламо Савонаролы. Анализ сущности этих идей и их связи с картинами рубежа столетий – есть предмет анализа второго вопроса.

Следует учесть, что при обращении к теме необходимо привлечь биографию художника, принадлежащую перу Дж. Вазари.

 

Источники.

1. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. (Любое издание).

Литература.

1. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976.

2. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс: В 2 т. М., 1977.

3. Гращенков В.Н. Боттичелли. М., 1960.

4. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. Л., 1990.

5. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения: В 2 т. М., 1978.

6. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М.,1975.

7. Дунаев Г.С. Сандро Боттичелли. М.,1977г.

8. Искусство и культура Италии эпохи Возрождения и Просвещения. М.,1997.

9. Культура Возрождения. Энциклопедия. В 2 т./ Ред. кол. Н.В. Ревякина (отв. ред.), О.Ф. Кудрявцев (зам. отв. ред.) и др. – М.: РОССПЭН, 2007.

10. Кустодиева Т. Итальянское искусство эпохи Возрождения. Л., 1985.

11. Кустодиева Т.К. Сандро Боттичелли. Л.,1971

12. Лазарев В.Н. Старые итальянские мастера. М., 1972.

13. Ротенберг Е.И. Искусство Италии XVI в. М., 1967.

14. Шастель А. Искусство и гуманизм во Флоренции времен Лоренцо Великолепного: Очерки об искусстве Ренессанса и неоплатоническом гуманизме. М. - СПб, 2001.

Интернет ресурсы

https://www.wga.hu/ - Виртуальная галерея искусств. Сайт на английском языке. Краткие биографии художников, репродукции картин.

https://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/renascen.htm - электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Содержит ссылки на исторические источники по эпохе Возрождения, также имеет раздел «Музеи мира в Интернете».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: