Источники финансирования дефицита бюджета




БЮДЖЕТ


Как экономическая категория


Официальное опре­деление


Как юридическая категория


 


Совокупность эко­номических отноше­ний


Форма образования и

расходования фонда

денежных средств


Это основной финан­совый план образова­ния, распределения и использования пуб­личных финансов


 


 


 


 


Возникает в процес­се создания, распре­деления и использо­вания государствен­ного фонда денеж­ных средств


Эти фонды предна­значены для финан­сирования задач и функций государства и местного само­управления


Это закон, прини­маемый органами государственной власти


Рис. 1. Различные подходы к определению понятия «бюджет»

Так, с экономической точки зрения бюджет - это совокупность экономических отно­шений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств.


Урок 1. Понятие бюджета органов государственной власти (местного самоуправления),

бюджетные правоотношения

Напротив, как юридическая категория бюджет представляет собой основной финан­совый план образования, распределения и использования публичных финансов (бюджет-план), который принимается в особой процедуре органом государственной власти в форме за­кона (бюджет-закон).

Согласно официальному определению бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государ­ства и местного самоуправления (БК РФ ст.6).

Сущность любой экономической категории, в том числе и бюджета, проявляется в его функциях (рис. 2).

Функции бюджета


                       
 
   
 
 
     
         
 



функция инсти- туционализации общественных предпочтений

Перераспределительная

 

проявляется через фор­
мирование и использо­
вание централизован­
ных фондов денежных
средств по уровням
государственной и

территориальной вла­сти и управления. С помощью бюджета го­сударство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или раз­витие отраслей, регио­нов


является следствием
демократизации общества, т.к. приня­тию закона о бюдже­те обязательно предшествуют общие парламентские слушания, в которых принимают участие депутаты, представ­ляющие различные группы населения и соответственно раз­личные интересы и взгляды избирателей,
их общественные
предпочтения


имеет огромное
значение для всех
экономических
агентов, т.к. пара­
метры бюджета,
прогнозные значения инфляции,
принятые к бюджетному финансированию программ
всех уровней, являются информационными сигналами для принятия
экономическими
агентами различных управленческих решений, определяют деловую
активность и социальное поведение граждан


позволяет чет­ко отслеживать
движение де­нежных и финансовых по­
токов, поступление доходов
в бюджеты

всех уровней, создает усло­вия для прове­дения государ­ственного кон­троля за целе­вым, своевре­менным и эф­фективным вы­полнением всех расходных обя­зательств


Рис. 2. Функции бюджета

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проходящие од­новременно и непрерывно стадии:

1. образование доходов бюджета;

2. использование бюджетных средств - расходы бюджета.

Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета (БК РФ ст.6).

Доходы бюджета формируются за счет денежных средств, поступающих в безвоз­мездном и безвозвратном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательст­вом РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Одной из главных целей государственной финансовой политики является макроэко­номическая стабилизация. Она может быть достигнута при использовании таких бюджетных инструментов как налоги, государственные расходы, бюджетный дефицит.

При осуществлении экономической политики государство может увеличивать расхо­ды бюджета, стимулируя спрос, может уменьшать ставки налогов, либо использовать оба этих инструмента.

Бюджет может быть сбалансированным, либо составлен с дефицитом или профици­том.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюд­жетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами.

Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федераль­ном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета.

Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерально­го бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем фи­нансовом году.

Общий объем доходов ФБ



 


 


Ненефтегазовый дефицит


Общий объем расходов ФБ


Нефтегазовые доходы и доходы от управ­ления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния

Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета финансируется за счет нефтегазово­го трансферта и источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Нефтегазовый трансферт представляет собой часть средств федерального бюдже­та, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда.

з


Урок 1. Понятие бюджета органов государственной власти (местного самоуправления),

бюджетные правоотношения

Величина нефтегазового трансферта на соответствующий финансовый год утвержда­ется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 процента прогнозируемого на соответст­вующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о феде­ральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подле­жащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и пла­новый период устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном разме­ре, определенном исходя из 10 процентов прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Резервный фонд формируется за счет:

о нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвер­жденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при усло­вии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

о доходов от управления средствами Резервного фонда.

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и пла­новый период может быть предусмотрено использование средств Резервного фонда на дос­рочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации.

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федераль­ного бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софи-нансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а так­же обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Рос­сийской Федерации.

Фонд национального благосостояния формируется за счет:

о нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвер­жденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, ес­ли накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную ве­личину;

о доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации, дефицит местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) ус­танавливается законом (решением) о соответствующем бюджете.

Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15 про­центов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Феде­рации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвоз­мездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормати­вам отчислений.

В том случае, если бюджет на очередной финансовый год будет принят с дефицитом, то в законе (решении) о бюджете утверждается перечень источников финансирования дефи­цита бюджета.


Урок 1. Понятие бюджета органов государственной власти (местного самоуправления),

бюджетные правоотношения

Источники финансирования дефицита бюджета


Внутренние источники финан­сирования дефицита бюджета


Внешние источники финан­сирования дефицита бюд­жета


 




 


 


разница между средствами, по­ступившими от размещения го­сударственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средства­ми, направленными на их пога­шение


разница между средствами, по­ступившими от размещения го­сударственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение


 


разница между полученными и погашенными бюджетными кре­дитами (в валюте РФ), предос­тавленными бюджетами других уровней

разница между полученными и погашенными кредитами (в ва­люте РФ) кредитных организа­ций и международных финансо­вых организаций


разница между полученными и погашенными РФ в иностранной валюте кредитами кредитных ор­ганизаций, иностранных госу­дарств, международных финан­совых организаций, иных субъ­ектов международного права и иностранных юридических лиц

прочие источники


прочие источники (поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшен­ные на размер выплат на их при­обретение)

Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами.

Доходы, фактически полученные при исполнении федерального бюджета сверх ут­вержденного федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период общего объема доходов (без учета нефтегазовых доходов и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния), могут на­правляться Министерством финансов Российской Федерации:

- на замещение государственных заимствований;

- погашение государственного долга Российской Федерации;


Урок 1. Понятие бюджета органов государственной власти (местного самоуправления),

бюджетные правоотношения - -исполнение публичных нормативных обязательств Российской Федерации в слу­чае недостаточности предусмотренных на их исполнение бюджетных ассигнований.

2. Процесс формирования и исполнения бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетными правоотношениями, т.е. урегулированными нормами права общественными отношениями, к которым относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в ходе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы, контроля за их исполнением, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга. К бюджетным правоотношениям относятся:

- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процес­се формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Россий­ской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регули­рования государственного и муниципального долга;

- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процес­се составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федера­ции, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кон­троля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и ут­верждения бюджетной отчетности.

Субъектами бюджетных правоотношений выступают:

о Российская Федерация и ее государственные органы;

о субъекты РФ и их органы государственной власти;

о муниципальные образования и органы местного самоуправления.

Бюджетные правоотношения урегулированы нормами бюджетного законодательства.

Структура бюджетного законодательства представлена на рис. 3.

В состав бюджетного законодательства РФ входят:

Бюджетный кодекс РФ


законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ и о бюджетах тер­риториальных государственных внебюджетных фондов

муниципальные правовые акты представительных органов муници­пальных образований о местных бюджетах

иные федеральные законы, законы субъектов РФ и муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образо­ваний, регулирующие бюджетные правоотношения

Рис. 3. Структура бюджетного законодательства

федеральные законы о федеральном бюджете


Урок 2. Бюджетное устройство Российской Федерации Тема 1.1. Сущность бюджета, бюджетного устройства, бюджетной системы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: