Тема 1.2. Бюджетная классификация.




Урок 5. Понятие бюджетной классификации и ее значение для формирования и исполнения бюджета

План:

1. Понятие бюджетной классификации

2. Классификация доходов бюджетов

3. Классификация расходов бюджетов

4. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов

5. Классификация операций государственного управления

Домашнее задание: БК РФ ст. 18-21; 23-23.1; приказ Минфина России от 28.01.2013 № 10н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годы»; учебник «Бюджет и бюджетная система» под ред. Мет. П. Афанасьева стр. 75-91.

1. По составу, источникам, направлениям использования и другим признакам бюджетные доходы и расходы разнообразны. Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов бюджетной системы РФ используется единая бюджетная классификация РФ, утвержденная БК РФ.

Бюджетная классификация большинства стран построена на основе международных стандартов статистики государственных финансов, разработанных Международным валютным фондом.

Бюджетная классификация - это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.

В основе бюджетной классификации лежит такая группировка показателей, которая дает представление о социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирования доходов и направлении средств, их составе и структуре. Ясность и четкость группировок - одно из важнейших требований, предъявляемых к бюджетной классификации.

Значение бюджетной классификации заключается в том, что умелое использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной классификации, позволяет видеть реальную картину движения бюджетных ресурсов и активно влиять на ход экономических и социальных процессов.

Детализация, группировка доходов и расходов облегчает проверку включенных в бюджет данных, сопоставление смет однородных ведомств, территориальных бюджетов за несколько лет, определение динамики поступлений и удельного веса различных доходов и расходов.

Классификация создает условия для объединения смет и бюджетов в общие своды, облегчает их рассмотрение и экономический анализ, упрощает контроль за исполнением бюджета, за полнотой и своевременной аккумуляцией средств и использованием их по целевому назначению.

В условиях самостоятельности всех звеньев бюджетной системы классификация дает основу для единого методологического подхода к составлению и исполнению бюджетов всех уровней, для сопоставимости бюджетных показателей в отраслевом и территориальном разрезе.

Таким образом, бюджетная классификация необходима органам государственного управления и местного самоуправления для:

о бюджетного планирования;

о управления процессом исполнения бюджетов;

о ведения бюджетного учета;

о составления бюджетной отчетности;

о осуществления бюджетного контроля;

о анализа составления и исполнения бюджетов.

Использование бюджетной классификации обязательно для всех бюджетов бюджетной системы РФ и организаций.

С целью соблюдения единых принципов формирования и исполнения бюджетов введен единый 20-значный код бюджетной классификации.

Бюджетный кодекс определяет состав Бюджетной классификации Российской Федерации, которая включает:

о классификацию доходов бюджетов;


Урок 5. Понятие бюджетной классификации и ее значение для формирования и исполнения бюджета

о классификацию расходов бюджетов;

о классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов; о классификацию операций публично-правовых образований (далее - классификация операций сектора государственного управления).

2. Классификация доходов бюджетов представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и основывается на законодательных актах РФ, определяет источники формирования доходов бюджетов всех уровней.

Код классификации доходов бюджетов РФ состоит из четырех частей:

 

 

 

 

       
Главный администратор доходов бюджета Вид доходов Подвид доходов Статья (подстатья) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов
а а Он оЗН В Он с п о с н н о о н
                                       
                                       

Рис.1. Структура кода доходов

Главный администратор доходов бюджета - это определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти, орган местной власти, орган местного самоуправления, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, определяющий перечень подотчетных ему администраторов доходов бюджета или являющийся администратором доходов бюджета.

Администраторами доходов бюджета являются налоговые органы, органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, юридические лица, уполномоченные органами государственной власти, а также созданные этими органами государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) ошибочно перечисленных или излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также выполняющие работу по уточнению принадлежности невыясненных поступлений в бюджеты.

Администраторы поступлений в бюджет осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств из соответствующего доходного источника и предоставляют проекты поступлений на очередной финансовый год в соответствующие финансовые органы.

Администраторы доходов бюджета обладают следующими бюджетными полномочиями:

— осуществляют начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;

— осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов по ним;

— принимает решение о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет, пеней и штрафов и направляет заявку в ОФК для возврата;

— принимает решение о зачете платежей в бюджеты бюджетной системы РФ;

— в порядке, установленном главным администратором доходов бюджета формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимую для осуществления бюджетных полномочий;

— иные полномочия.

Закрепление доходов бюджета РФ за главными администраторами бюджета осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Закрепление за главными администраторами доходов бюджетов субъектов РФ осуществляют органы государственной власти субъектов федерации, а органы местного самоуправления закрепляют источники доходов бюджета муниципальных образований за главными администраторами доходов бюджета соответствующего уровня.

Код вида доходов бюджетов является единым для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.


Урок 5. Понятие бюджетной классификации и ее значение для формирования и исполнения бюджета

Код вида доходов бюджетов состоит из 10-ти разрядов и включает:

группу доходов - (4 разряд кода классификации доходов бюджетов);

подгруппу доходов - (5 - 6 разряды кода классификации доходов бюджетов);

статью доходов - (7 - 8 разряды кода классификации доходов бюджетов);

подстатью доходов - (9 - 11 разряды кода классификации доходов бюджетов);

элемент доходов - (12 - 13 разряды кода классификации доходов бюджетов).

Группа доходов имеет следующие значения:

100 - налоговые и неналоговые доходы;

200 - безвозмездные поступления;

300 - доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Код элемента доходов для налоговых доходов соответствует бюджету бюджетной системы Российской Федерации в зависимости от полномочий по установлению ставок налога федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами власти муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Для неналоговых доходов коды элементов применяются в зависимости от полномочий по установлению размеров платежей соответственно органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Для безвозмездных поступлений код элемента доходов определяется исходя из принадлежности трансферта его получателю.

Устанавливаются следующие коды элементов доходов:

1 - федеральный бюджет;

2 - бюджет субъекта Российской Федерации;

3 - бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга;

4 - бюджет городского округа;

5 - бюджет муниципального района;

6 - бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

7 - бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;

8 - бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

9 - бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования;

10 - бюджет поселения.

Подвиды доходов бюджетов кодируются четырьмя знаками (14 - 17 разряды кода классификации доходов бюджетов) и используется для раздельного учета обязательного платежа, пеней и процентов, денежных взысканий (штрафов) по данному платежу:

1000 - сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному);

2000 - пени и проценты по соответствующему платежу;

3000 - суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации.

В 18-20 разрядах кода классификации доходов бюджетов применяются следующие статьи и подстатьи классификации операций сектора государственного управления:

110 - налоговые доходы;

120 - доходы от собственности;

130 - доходы от оказания платных услуг;

140 - суммы принудительного изъятия;

150 - безвозмездные поступления от бюджетов;

160 - страховые взносы на обязательное социальное страхование;

170 - доходы от операций с активами;

180 - прочие доходы и т.д.

3. Классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.

Классификация расходов состоит из:

1) кода главного распорядителя бюджетных средств;

2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;


 

Урок 5. Понятие бюджетной классификации и ее значение для формирования и исполнения бюджета

3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Код классификации расходов занимает 20 знаков и имеет следующую структуру: код главного распорядителя бюджетных средств - 3 знака, раздел - 2 знака (определяет направление бюджетных средств на выполнение функций государства), подраздел - 2 знака (конкретизирует направление расходования бюджетных средств), код целевой статьи, включающий программный срез, - 7 знаков, код вида расходов - 3 знака (детализирует направление расходования средств по целевым статьям и программам), код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов - 3 знака (группирует операции сектора государственного управления в зависимости от их экономического содержания).

 

  Раздел Подраздел Целевая статья Вид Статья (подстатья)
Главный         расходов классификации
                         
              операции сектора
Распоряди- тель             государственного
бюджетных       се 2 я   управления,  
средств       «3 о. U о а И U о а. с оС   относящихся к расходам бюджетов
                                       
                                       

Рис. 2. Структура кода расходов

Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

Классификация расходов бюджетов содержит четырнадцать разделов, отражающих направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Разделы детализированы ста подразделами, конкретизирующими направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Раздел 0100 "Общегосударственные вопросы" состоит из четырнадцати подразделов и аккумулирует расходы на общегосударственные вопросы.

По подразделу 0101 "Функционирование Президента Российской Федерации" подлежат отражению расходы на обеспечение выполнения функций Президента Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Полномочных представителей Президента Российской Федерации, их заместителей в федеральных округах и соответствующих аппаратов, Управления делами Президента Российской Федерации и его аппарата, обеспечение визитов делегаций высших органов власти за рубеж, а также на предоставление субсидий юридическим лицам в указанной сфере.

По подразделу 0105 "Судебная система" подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, системы федеральных судов общей юрисдикции, системы федеральных арбитражных судов, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, мировых судей и их аппаратов, органов судейского сообщества, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его территориальных органов, расходы на развитие судебной системы России, а также расходы на предоставление государственных гарантий, обусловленных статусом судей, иных гарантий в соответствии с федеральным законодательством.

По подразделу О11О "Фундаментальные исследования" подлежат отражению расходы, связанные с проведением фундаментальных научных исследований в соответствии с законодательством Российской Федерации о науке и научно-технической деятельности.


Урок 5. Понятие бюджетной классификации и ее значение для формирования и исполнения бюджета

По подразделу 0111 "Обслуживание государственного и муниципального долга" подлежат отражению расходы, связанные с выплатой процентных платежей по государственным и муниципальным долговым обязательствам, выплатой дисконта при погашении (выкупе) государственных и муниципальных долговых обязательств, а также иные платежи по обслуживанию государственных и муниципальных долговых обязательств, за исключением расходов, связанных с выплатой вознаграждения (комиссии) агентам за оказание агентских услуг в сфере обслуживания, размещения, выкупа, обмена и погашения государственных и муниципальных долговых обязательств.

Раздел 0200 "Национальная оборона" состоит из девяти подразделов и аккумулирует расходы, расходы, связанные с обеспечением национальной обороны, в том числе: расходы на содержание и обеспечение деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационную и вневойсковую подготовку, мобилизационную подготовку экономики, подготовку и участие Российской Федерации в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности, реализацию связанных с обеспечением национальной обороны мероприятий ядерно-оружейного комплекса, прикладные научные исследования, а также другие вопросы в области национальной обороны.

Раздел 0700 "Образование" состоит из девяти подразделов и аккумулирует расходы на целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

По подразделу 0701 "Дошкольное образование" подлежат отражению расходы на дошкольное образование детей раннего детского возраста и обеспечение деятельности дошкольных образовательных учреждений.

По подразделу 0702 "Общее образование" подлежат отражению расходы на начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, а также на содержание и обеспечение учебного процесса общеобразовательных учреждений, учреждений по внешкольной работе с детьми, специальных (коррекционных) учреждений.

По подразделу 0704 "Среднее профессиональное образование" подлежат отражению расходы на образование в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, а также на содержание учреждений среднего профессионального образования.

Целевые статьи обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса, в пределах подразделов классификации расходов бюджетов.

Код целевой статьи состоит из 7 знаков - с 8 по 14 разряды 20-значного кода классификации расходов бюджетов. При этом разряды с 11 по 12 предназначены для кодировки программы соответствующей целевой статьи, а разряды с 13 по 14 - для кодировки подпрограммы, конкретизирующей (при необходимости) направления расходования средств в рамках программы.

Перечни целевых статей, применяемых в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах формирует соответствующий финансовый орган в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

Программный срез целевых статьей предназначенных для отражения расходов на обеспечение публичных нормативных обязательств, должен быть задействован следующим образом:

код программы (4, 5 знаки семизначного кода целевой статьи) отражает принадлежность расходов к соответствующему закону, иному нормативно правовому акту устанавливающему выплату;

код подпрограммы (6, 7 знаки семизначного кода целевой статьи) конкретизирует виды выплат в рамках закодированного на уровне программы закона, иных нормативно правовых актов.

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами и статьями операций сектора государственного управления (КОСГУ) классификации расходов являются (18-20 разряды):

211 Заработная плата;

212 Прочие выплаты;

213 Начисления на выплаты по оплате труда;

 

221 Услуги связи;

222 Транспортные услуги;

225 Работы, услуги по содержанию имущества; 290 Прочие расходы;

310 Увеличение стоимости основных средств; 340 Увеличение стоимости материальных запасов;

4. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов является группировкой источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.


Урок 5. Понятие бюджетной классификации и ее значение для формирования и исполнения бюджета

Код классификации источников финансирования дефицита бюджета состоит из 20-ти разрядов и включает:

1) код главного администратора источников финансирования дефицита бюджета (1-3
разряды);

2) коды группы, подгруппы, статьи и вида источников финансирования дефицитов бюджетов
(4-17 разряды);

3) код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к
источникам финансирования дефицитов бюджетов (18-20 разряды).

 

 

 

 

 

Код главного Код группы Код Код статьи Код вида Код
администратора источников подгруппы источников источников классификации
источников финанси- источников финансирования финансирования операций сектора
финансирования рования финанси- дефицитов бюджетов дефицитов государственного
дефицита дефицитов рования     бюджетов управления,
 
бюджета бюджетов дефицитов бюджетов   под- 1 элемент статья |   относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов
  2 | 3 i i 4 [ 5 i 6 7 1 i 8| 9 i i 1 1 10 |11 |12 |13 i i i 1 1 1 14 |15|1б |17 1 1 1 1 1 18 i 19 |.20 1 1 1
               

Рис. 3. Структура кода классификации источников финансирования дефицита

бюджета

Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета и (или) являющиеся администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

Перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов включает две группы, детализируемые на подгруппы:

- 0100 - источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;

- 0200 - источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Перечень статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете при установлении источников финансирования дефицитов бюджетов.

5. Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ) является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания.

КОСГУ состоит из кода группы, статьи и подстатьи операций сектора государственного управления.

Классификация операций сектора государственного управления состоит из следующих групп:

100 Доходы.

200 Расходы.

300 Поступление нефинансовых активов.

400 Выбытие нефинансовых активов.

500 Поступление финансовых активов.

600 Выбытие финансовых активов.

700 Увеличение обязательств.

800 Уменьшение обязательств.


Урок 7. Общая характеристика доходов бюджетов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: