Законодательные исключения, допускающие распространение информации о несовершеннолетних, пострадавших от неправомерных действий (бездействия).




 

Законопроект направлен на точечное изменение одного закона, игнорируя целую систему норм, регулирующих обсуждаемый вопрос, что приведет к хаосу в информационной и правоприменительной сфере в случае принятия законопроекта.

Действующее законодательство устанавливает ряд жизненно важных исключений из общего правила, которые необходимы для защиты конституционных прав граждан и абсолютно не учтены в законопроекте.

 

3.1. Пунктами 1 - 3 части четвертой статьи 41 ФЗ о СМИ установлены исключения, которые позволяют публиковать информацию в критически важных ситуациях, если «распространение такой информации осуществляется в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия)» и осуществляется

 

«1) с согласия несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), и его законного представителя;

2) с согласия законного представителя несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия);

3) без согласия несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), и (или) законного представителя такого несовершеннолетнего, если получить это согласие невозможно либо если законный представитель такого несовершеннолетнего является подозреваемым или обвиняемым в совершении данных противоправных действий».

 

Однако предлагаемый законопроект создаст неясность в плане того, будут ли эти исключения применяться в отношении сетевых изданий (сайтов в Интернет, зарегистрированных в качестве СМИ), поскольку правоприменитель будет руководствоваться исключительно новой общей нормой о внесении в реестр запрещенной информации сетевых адресов и сайтов, содержащих «информацию о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия)» (в том числе имея ввиду юридическое правило: более поздний закон отменяет более ранний (ФЗ о СМИ)).

 

В катастрофическом положении в случае принятия закона окажутся многие обычные граждане, а также общественные просемейные объединения и родительские организации – владельцы Интернет-сайтов, не являющихся СМИ.

Принятие обсуждаемого законопроекта заблокирует деятельность любого источника в сети Интернет, который публикует обращения (в том числе комментарии) родителей о детях, пострадавших в результате противоправных действий чиновников, социальных служб, врачей и т.п. На практике пострадавшие родители весьма часто размещают свои душераздирающие истории на сайтах просемейных объединений в целях привлечения внимания общественности для решения проблемы, для просьб об оказании юридической и иной посильной помощи. В бесчисленном множестве ситуаций только эти публикации и помогают восстановить грубо попранные права граждан, вернуть незаконно отобранных детей родителям, восстановить семьи, собрать минимальные средства для решения проблем родителей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, в целях защиты детей и т.п.

Однако в случае принятия предлагаемого законопроекта указанные публикации будут под тотальным запретом, а деятельность общественных организаций, направленная на охрану прав и законных интересов детей, защиту конкретных семей будет практически полностью заблокирована. В итоге пострадавшие семьи не смогут найти через Интернет никакой общественной, юридической, материальной поддержки, многие родители на долгие годы потеряют незаконно отобранных детей, а общество не будет посвящено в реальные проблемы семей, пострадавших от незаконного вмешательства и неправомерных действий третьих лиц.

 

Напомним, что ныне действующий Федеральный законN 436-ФЗ от 29.12.2010 г. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливает исключения в правиле о запрете оборота определенных видов информационной продукции (перечисленных в ст. 5 закона), и такое исключение касается информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей (кроме сетевых изданий и аудиовизуальных сервисов), а также комментариев, которые размещают читатели сетевых изданий (часть 1, пункты 6, 7 части 4 статьи 11). Указанное исключение введено в ФЗ № 436-ФЗ в 2012 году осознанно, с учетом особенностей распространения информации в сети, потребностей практики и для обеспечения реального действия законодательства о защите детей (см. пояснительную записку к поправкам).

Как видно законодателем ранее проведена достаточно глубокая работа по созданию целой системы норм для информационной защиты детей.

Вместе с тем, предлагаемый законопроект, полностью игнорируя существующую систему норм, опрокидывая их, внедряет абсолютно новую «топорную» норму – о тотальном запрете распространения в сети «Интернет» «информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия)».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: