ПРИМЕЧАНИЯ
* Арабские цифры в круглых скобках, помещенные в начале или внутри текста, обозначают соответствующую страницу рукописи Дневника. Слова, заключенные в квадратные скобки, принадлежат издателю и направлены на то, чтобы облегчить читателю понимание текста.
На полях текста Дневника располагаются числа для более быстрого нахождения отдельных понятий, содержащихся в предметно-тематическом, именном и географическом указателях (прим. - Ред.).
Первая тетрадь
1 22 февраля 1931 года во время пребывания сестры Фаустины в Плоцке Господь повелел ей писать образ согласно явленному ей видению (см. Дн. 47); она старалась выполнить это повеление, но, не зная техники живописи, не могла это сделать сама. Однако она не оставила мысли о написании образа, возвращалась к ней и искала помощи у своих сестер и исповедников. Когда в 1933 году сестра Фаустина приехала в Вильно, ее исповедник, о. Михал Сопочко, обратился к художнику Евгению Казимировскому с предложением написать образ согласно указаниям сестры Фаустины. Образ был закончен в июне 1934 года и помещен в монастырском коридоре сестер бернардинок при церкви Св. Михаила в Вильно, где о. Сопочко был ректором.
В 1935 г. во время торжества по случаю окончания Юбилейного года, посвященного искуплению мира, образ Божия Милосердия был перенесен в Острую Браму, помещен высоко в окне, чтобы его было видно издалека, и находился там с 26 по 28 апреля 1935 г., а 04.04.1937 г. с разрешения Виленского митрополита архиепископа Ромуальда Ялбжиковского освящен и повешен в церкви Св. Михаила в Вильно. В 1941 г. Виленский митрополит повелел созвать комиссию экспертов для оценки образа; эта комиссия вынесла заключение, что образ Божия Милосердия, написанный Евгением Казимировским, обладает значительными религиозными и художественными достоинствами.
|
По просьбе сестер Конгрегации Божией Матери Милосердия художник Станислав Батовский в 1942 году написал во Львове другой образ Божия Милосердия, который был помещен в часовне конгрегации в Варшаве на улице Житной 3/9. Во время Варшавского восстания часовня сгорела, а с нею - и образ. Поскольку образ, написанный Батовским, оказался очень удачным, генеральная настоятельница конгрегации заказала у художника другой образ для часовни в Кракове.
В то же самое время в монастырь в Кракове обратился художник Адольф Хыла с предложением написать какой-либо образ в качестве дара за спасение во время войны. От настоятельницы матери Ирены Кжижановской и о. Юзефа Андраша (краковского духовника сестры Фаустины) он получил образок Божия Милосердия (репродукцию образа, выполненного Казимировским), а также описание видения сестры Фаустины. Работы над образом, начатые в ноябре 1942 г., были закончены в марте 1943 г. 7 марта 1943 г. образ Милостивого Иисуса кисти А. Хылы был торжественно освящен в часовне о. Ю. Андрашем.
06.10.1943 г. закончил работу над образом Станислав Батовский. Возникла проблема - какой из этих образов должен остаться в часовне сестер? Сомнения рассеял во время своего внезапного визита кардинал А. Сапега. После просмотра обоих образов он сказал: "Если образ пана Хылы является его даром, то пусть он будет в часовне".
Однако вскоре оказалось, что образ А. Хылы не помещается на алтаре, где его должны были выставлять во время богослужений в честь Милосердия Божия. Тогда настоятельница дома мать И. Кжижановская заказала у А. Хылы другой образ Милостивого Иисуса, который по величине и форме соответствовал бы нише бокового алтаря. 16.04.1944 г., в Фомино Воскресенье, которое впервые торжественно отмечалось в этой часовне в честь Божия Милосердия, о. Ю. Андраш освятил новый образ кисти А. Хылы. Милостивый Иисус был изображен на нем на фоне луга и виднеющихся вдали кустов. В 1954 г. А. Хыла сделал фон образа темным, а под ступнями нарисовал пол.
|
Образ Божия Милосердия кисти А. Хылы из часовни Конгрегации сестер Божией Матери Милосердия в Кракове-Лагевниках быстро прославился милостями, а его копии и репродукции распространились по всему миру. Так исполнилось желание Господа, высказанное сестре Фаустине уже во время первого явления образа в Плоцке: "Я хочу, чтобы этот образ вначале стал почитаем в вашей часовне, а потом - во всем мире" (см. Дн. 47).
Образ кисти Станислава Батовского был помещен в церкви Милосердия Божия в Кракове на улице Смоленской. А первый образ кисти А. Хылы в 1946 году забрала в новый дом во Вроцлаве мать И. Кжижановская. Дом конгрегации соединяется там с приходской церковью, посвяшенной Сердцу Божию, где и поместили этот образ.
2 "Здесь" означает: в образе Божия Милосердия.
3 Во время своего пребывания в Вильно сестра Фаустина услышала от своего исповедника пожелание, чтобы она записывала свои внутренние переживания. На вопрос со стороны конгрегации, зачем сестра Фаустина писала свой Дневник, ее исповедник, о. Михал Сопочко ответил: "В то время я был профессором в Духовной Семинарии и на богословском факультете Университета Стефана Батория в Вильно. У меня не было времени слушать ее продолжительные откровения в исповедальне, я велел ей записывать их в тетрадь и время от времени давать мне ее для прочтения. Так возник Дневник" (Письмо о. Сопочко от 06.03.1972).
|
Помимо пожелания исповедника сестра Фаустина многократно упоминает на страницах своего Дневника о ясном велении писать, услышанном от самого Господа (см. Дн. 372, 459, 895, 965, 1160, 1457, 1665 и другие).
4 Под "суетной жизнью" сестра Фаустина понимала обычную жизнь людей в миру, когда мало обращают внимания на веяния благодати.
5 Танцевальный вечер проходил в парке "Венеция" (им. Словацкого) в Лодзи неподалеку от собора Св. Станислава Костки. На этом "балу" была также подруга Хелены Люцина Стжелецкая, позднее - сестра Юлита, урсулинка (воспоминания сестер-урсулинок от 1991 г.).
6 Название селения установить не удалось.
7 Церковь Св. Иакова в Варшаве на улице Груецкой по соседству с площадью Нарутовича, в районе Охота.
8 Священник Яков Домбровский (р. 18.08.1862), настоятель прихода Св. Иакова в Варшаве, а позднее - декан варшавского областного деканата. Умер во время Второй мировой войны.
"Мой муж, - рассказывает Альдона Липшицова, - попросил настоятеля прихода Св. Иакова в Охоте найти кого-нибудь для помощи мне по дому. Священник-каноник Яков Домбровский был прежде настоятелем в Клембове и дружил с моим мужем. Он его крестил, венчал нас, а также крестил всех наших детей. Священник-каноник прислал к нам - а было это летом 1924 г. - Хелену Ковальскую с запиской о том, что не знает ее, но желает, чтобы она нам подошла".
9 Альдона Липшицова в то время жила в Островке, гмина Клембов, уезд Радзымин. Род. 14.04.1896 г. в Тбилиси, дочь Серафима Ястжембского и Марии из дома Лемке. В 1965-1966 годах была одним из свидетелей на информационном процессе, посвященном сестре Фаустине.
10 В какие монастыри Хелена Ковальская просила принять ее, установить не удалось.
11 Наконец Хелена Ковальская пришла к дому Конгрегации Божией Матери Милосердия в Варшаве на улице Житней 3/9, который в этом месте она называет "нашей калиткой".
12 К Хелене Ковальской вышла мать Михаела Морачевская, в то время - настоятельница дома в Варшаве на улице Житней 3/9. Мать Михаела - Ольга Морачевская, родилась в 1873 г., получила солидное для того времени образование, владела несколькими языками, окончила консерваторию. В конгрегацию она вступила уже в зрелом возрасте. После принесения вечных обетов она была назначена настоятельницей дома в Варшаве. На этой должности она находилась до 1928 г. По истечении срока полномочий генеральной настоятельницы матери Леонарды Телецкой она приняла руководство всей конгрегацией. В период выполнения ею должности генеральной настоятельницы был утвержден устав конгрегации. Она основала новые дома в Варшаве на Грохове, в Рабке, во Львове и филиал плоцкого дома в селе Бяла (в 10 км от Плоцка). Умерла 15.10.1966 г. в Кракове и была похоронена на монашеском кладбище.
13 Хелена Ковальская еще в течение года работала у Альдоны Липшицовой, после чего, не возвращаясь в родной дом, вступила в конгрегацию.
14 В июне 1925 г. Праздник Тела Господня пришелся на 18 июня, и его октава длилась до 25 июня.
15 Хелена Ковальская, послушная воле настоятельниц, повторно обратилась в конгрегацию через год, то есть 01.08.1925 г. и на этот раз была туда принята.
16 К матери Михаеле Морачевской.
17 Часовня на улице Житней в Варшаве находилась в отдельном здании, находящемся неподалеку от обители сестер, поэтому на первом этаже дома, занимаемого сестрами, устроили другую часовню. Там хранили Святые Дары и время от времени служили Святую Мессу. В разговорах эту часовню называли "маленькой часовней" или "малым Иисусом".
18 Правилами конгрегации после 21 часа предусматривалось соблюдение молчания. В это время сестры отправлялись спать. Конечно же, тихая частная молитва не воспрещалась. Вероятно, сестра Фаустина считала молитву в лежачем положении провинностью против монашеских правил, поскольку это могло мешать другим сестрам.
19 Исповедниками в доме конгрегации на Житней улице в то время были: обычные исповедники (исповедовавшие еженедельно) о. Петр Леве и о. Бронислав Кулеша; чрезвычайный исповедник иезуит о. Алоизий Буковский. У кого из них в этом доме исповедалась молодая кандидатка, сегодня установить трудно.
О. Петр Леве, род. 18.11.1875 г., рукоположен в священники в 31.05.1898 г., исполнял обязанности профессора Варшавской семинарии, нотариуса, а позднее - вице-официала Архиепископского суда в Варшаве. Умер 19.09.1951 г.
О. Бронислав Кулеша, род. 11.06.1885, рукоположен в священники 18.10.1908 г. Был законоучителем во многих школах. Умер 05.05.1975 г.
Иезуит о. Алоизий Буковский, род. 29.08.1873 г., был рукоположен в Пельплине 25.03.1897 г. После двух лет душепопечительской работы в епархии вступил в Общество Иисуса. Был преподавателем догматического богословия в духовной семинарии в Виднаве, а потом - в Варшавском университете. Умер 07.07.1941 г.
20 Вследствие душевных переживаний, излишне интенсивной духовной работы и перемены образа жизни у Хелены Ковальской наступило внутреннее опустошение, что обеспокоило настоятельниц и побудило их послать ее в Ско- лимов под Варшавой.
21 Летопись дома в Варшаве на улице Житней сгорела во время войны, и потому теперь трудно установить, с кем из сестер молодая послушница поехала в Сколимов.
22 Под настоятельницами здесь подразумеваются генеральная настоятельница и наставница послушниц, поскольку они принимали решение о принятии Хелены Ковальской в орден, а потом - и об отправлении ее в новициат в Краков.
В то время генеральной настоятельницей была мать Леонарда Стефания Телецкая. Она родилась 24.12.1850 г. в Паплине (седлецкая область), происходила из семьи помещика, получила высшее образование, знала несколько иностранных языков. В конгрегацию вступила 01.09.1885 г., вечные обеты принесла в Варшаве в 1893 году. В 1908 году была назначена настоятельницей дома конгрегации в Дердах под Варшавой. С 1912 г. исполняла должность настоятельницы дома в Варшаве, а с 1918 г. - в Валендове. После обретения самостоятельности домами конгрегации в Польше (до этого они подчинялись главному дому во Франции) в 1922 г. на первом капитуле в Варшаве она была избрана их генеральной настоятельницей. На этой должности она находилась 6 лет, т.е. до 1928 г., после чего стала ассистенткой генеральной настоятельницы. Умерла 01.11.1933 г.
Наставницей послушниц в то время была мать Янина Барткевич, которая родилась 31.07.1858 г., в конгрегацию вступила 10.12.1877 г., а вечные обеты принесла в 1885 году во Франции, в Лавале. В то время, когда Конгрегация Божией Матери Милосердия подчинялась главному дому во Франции, мать Янина исполняла должность генеральной викарии для домов в Польше. Она была женщиной энергичной, требовательной, а порой даже деспотичной. К молодым монахиням она проявляла душевную щедрость, но в то же время твердой рукой руководила ими, что создавало атмосферу страха. По истечении срока полномочий генеральной викарии она в течение некоторого времени была наставницей новициата и третьего монашеского испытания. По этой причине она в течение всей жизни чувствовала за собой право наставлять молодых сестер. Умерла в Варшаве 01.07.1940 г.
23 После прохождения испытания (постулантуры) кандидатка совершает восьмидневные духовные упражнения. Во время обряда пострижения она получает хабит (монашеское одеяние) и монашеское имя и начинает новициат.
В Конгрегации Божией Матери Милосердия новициат продолжается два года. Первый год, так называемый "канонический", посвящается углублению духовной жизни и постижению духовности конгрегации. В этот период послушница не может ходить ни в какую школу, заниматься учебой и выполнять слишком напряженную работу. На второй год новициата послушницы могут помимо своих монашеских упражнений предаваться учебе либо работать под руководством сестер-монахинь. Если испытание пройдет успешно - как для конгрегации, так и для послушницы - послушница спустя два года приносит временные обеты на один год, а потом ежегодно их обновляет в течение пяти лет. И только после этого периода она может быть допущена к принесению вечных обетов.
24 О. М. Сопочко велел сестре Фаустине не писать в Дневнике имен сестер. Хелена Ковальская приехала в Краков 23.01.1926 г., чтобы там завершить постулантуру. В тот самый день в Кракове умерла сестра Хенрика Лосинская (род. 20.01.1897 г.), в конгрегацию вступила в 1920 г., занималась изготовлением обуви.
25 Руководительницей новициата была в то время мать Малгожата - Анна Гимбут, род. 10.10.1857 г., в конгрегацию вступила в 1893 году. Была руководительницей новициата, потом - настоятельницей дома в Вильно, а позднее - инструктором третьего монашеского испытания. Отличалась духом самоотверженности и воздержания. Смиренная, тихая, благочестивая, она была примером для сестер. Умерла 08.05.1942 г.
26 О. Станислав Роспонд, род. 30.09.1877 г. в Лишках под Краковом, рукоположен в священники 10.08.1901 г., исполнял должность законоучителя - а впоследствии ректора - Духовной семинарии в Кракове. 12.06.1927 г. посвящен в епископы. В течение многих лет был главным викарием Краковской архиепархии. С Конгрегацией Божией Матери Милосердия его связывали сердечные узы. Умер 04.02.1958 г. и был похоронен на родине, в Лишках.
27 30.04.1926 г. Об этом эпизоде вспоминает сестра Клеменса Бучек, которая во время обряда принятия монашества одевала кандидаток в монашескую одежду: "В мае 1926 г. мне пришлось одевать Хелену Ковальскую. Когда она получила возле алтаря хабит, я сказала ей: "Хеленка, поторопимся, нужно надеть хабит". Хелена потеряла сознание. Я побежала за одеколоном, чтобы привести ее в чувство... Позднее я упрекала ее, что ей было жаль расставаться с мирской жизнью. И только после ее смерти я поняла, что причиной этого обморока была не тоска по мирской жизни, а что-то другое".
28 Руководительницей в то время была сестра Мария Юзефа - Стефания Бжоза, род. в 1889 г., в конгрегацию вступила в 1909 г., вечные обеты принесла 15.05.1917 г. В Кракове исполняла обязанности воспитательницы девочек. В 1925 г. была послана в Лаваль, во Францию, чтобы там лучше увидеть процесс воспитания послушниц и почувствовать дух конгрегации. По возвращении из Лаваля 20.06.1926 г. приняла на себя руководство новициатом и руководила им до 30.10.1934 г. Она была образцовой руководительницей и большим знатоком человеческих душ, была требовательной и в то же время по-матерински заботливой и благожелательной по отношению к каждой послушнице. В 1934 г. генеральный капитул избрал ее главной советницей, одновременно она стала настоятельницей главного дома в Варшаве. Спустя пять лет пребывания на этой должности она умерла от рака 09.11.1939 г.
29 Исповедником новициата был о. Теодор Чапута. Родился в 1884 г., рукоположен 07.07.1907 г. По окончании обучения на богословском факультете Ягеллонского университета, был назначен ректором небольшой семинарии и просинодальным судьей, а с ноября 1925 г. стал исповедником новициата Конгрегации Божией Матери Милосердия в Кракове. Эту должность исполнял почти до самой смерти (02.03.1945 г.), пользуясь большим доверием у послушниц.
30 Сестра Плачида Путыра, род. в 1903 г., в конгрегацию вступила в 1924 г. Умерла 07.10.1985 г.
31 В конгрегации настоятельницы могут "во имя святого послушания" приказывать сестрам-монахиням (сестрам, принесшим монашеские обеты). Фактически наставница не имела такого права, также и сестра Фаустина, будучи послушницей, т.е. еще до принесения обетов, не была обязана слушаться приказа. Если наставница повелела сестре Фаустине "во имя святого послушания", то она рассчитывала только на добрую волю и благочестие послушницы, хотела таким образом помочь ей освободиться от неприятных переживаний.
32 В то время обязательными духовными упражнениями в конгрегации были: получасовое утренннее размышление, одна тайна розария, крестный путь, "малые часы" в честь Непорочного Зачатия.
33 Сестра-наставница, как и другие настоятельницы, имеет право освободить послушницу от обязательных духовных упражнений либо заменить их на другие.
34 В 1927 г. Страстная Пятница пришлась на 15 апреля.
35 Временные.обеты сестра Фаустина принесла 30.04.1928 г.
36 Из дальнейших высказываний сестры Фаустины можно заключить, что дело происходит в Варшаве. Настоятельницей варшавского дома была в то время мать Рафаела - Катажина Бучинская, род. 23.12.1879 г., в конгрегацию вступила 18.10.1900 г., умерла 23.12.1956 г. Была замечательной настоятельницей. Отличалась ясными, правильными суждениями о людях и вещах, а также большим практическим чутьем. Много заботилась о внутреннем и внешнем развитии конгрегации. В отношении сестер была сердечной, непосредственной и внимательной, умела оценить и использовать для общей пользы достоинства каждой из сестер.
37 "Власяница" - это "орудие наказания за грехи" в виде пояса, вытканного из колючей шерсти.
38 Из дальнейшего описания следует, что здесь идет речь о часовне в доме конгрегации в Варшаве на Житней улице. Часовня находилась в отдельном здании, немного удаленном от дома сестер. Вход в часовню был со стороны двора. В то время часовня была предназначена исключительно для сестер и воспитанниц дома. Миряне почти не ходили в нее.
39 "Воспитанницы" - конгрегация руководила воспитательным заведением для морально опустившихся и трудных девушек. В разговорах их называли "воспитанницами" или "детьми". Опеку над отдельными группами (классами) осуществляли сестры-воспитательницы, называвшиеся "матерями классов".
40 Исповедниками в доме на Житней улице в Варшаве в то время были: о. Бронислав Кулеша и о. Франтишек Росланец; чрезвычайным исповедником был иезуит о. Алоизий Буковский.
41 О. Михал Сопочко, род. 01.11.1888 г. в Новосадах, в виленской области, рукоположен в священники в 1914 г. в Вильно, с 1928 г. - профессор богословского факультета Виленского университета им. Стефана Батория, а после войны - в духовной семинарии в Белостоке. С 01.01.1933 до 01.01.1942 г. он был обычным исповедником сестер Конгрегации Божией Матери Милосердия в Вильно. Умер 15.02.1975 г. в Белостоке. О. Сопочко - кандидат в святые и в связи с этим сейчас ведется информационный процесс в епархии в Белостоке.
42 Перед приездом в Вильно сестра Фаустина дважды "внутренне" видела своего будущего духовного наставника. Первый раз это произошло в Варшаве, во время третьего монашеского испытания, второй раз - в Кракове.
43 В то время сестра Фаустина еще не была больна туберкулезом, который впоследствии овладел всем ее организмом; в то же время она была очень ослаблена и истощена.
44 Сестра Фаустина работала в то время на кухне для воспитанниц, где было нужно готовить пищу для более чем двухсот человек.
45 Поскольку врачи не обнаружили у сестры Фаустины физических заболеваний, другие сестры считали, что она притворяется больной, и, поскольку ей не хочется работать, она предпочитает молиться.
46 В Конгрегации Божией Матери Милосердия существует практика, когда после совершения восьмидневных и трехдневных духовных упражнений все сестры обновляют принесенные обеты, сообща произнося формулу обетов, заканчивая ее словами: "Мой Боже, даруй мне милость, чтобы я соблюдала их вернее, чем прежде".
47 "Юзефинек" - так назвали новое отделение конгрегации в Варшаве, в Грохове, на улице Гетманской 44. Этим отделением в то время руководила настоятельница главного дома в Варшаве на Житней улице.
48 В то время исповедниками в Плоцке были:
О. Адольф Модзелевский (1862-1942), прелат кафедрального капитула в Плоцке. После обучения в плоцкой семинарии и в Риме и рукоположения в священники (24.04.1887 г.) он был профессором духовной семинарии в Петербурге, а потом в Плоцке. 17.02.1941 г. был вывезен вместе с другими священниками в лагерь в Дзялдове и там убит немецкими оккупантами.
Прелат Людвик Вилконский (1866-1940), каноник, пенитенциар плоцкой кафедры. В духовную семинарию поступил как школьный учитель, в священники рукоположен 05.07.1891 г. Поочередно был викарием плоцкой кафедры, духовным наставником духовной семинарии в Плоцке, а с 1909 г. - пенитенциаром кафедры в плоцке и капелланом плоцкого епископа. 28.02.1940 г. вместе с епископами был интернирован немцами и вывезен в Слупно, где умер 02.06.1940 г. В течение многих лет от случая к случаю исповедовал сестер Конгрегации Божией Матери Милосердия в Плоцке.
О. Вацлав Езусек, род. в 1896 г., рукоположен в 1920 г. В 1923-1972 годах был профессором канонического права в духовной семинарии в Плоцке, исполнял также должность канцлера Епархиальной Курии Плоцка, а во время войны -главного викария плоцкой епархии. Умер 05.12.1982 г.
В настоящее время невозможно установить, у кого из этих священников исповедалась сестра Фаустина.
49 В то время настоятельницей дома в Плоцке была мать Роза - Янина Клобуковская, род. в 1882 г., в конгрегацию вступила в 1902 г. Во многих домах конгрегации исполняла обязанности настоятельницы. В 1934-1945 годах была ассистенткой генеральной настоятельницы, а с 1946 по 1952 год - генеральной настоятельницей. Умерла 18.11.1974 г.
50 Иезуит о. Юзеф Андраш, род. 16.10.1891 г. в Велополе около Нового Сонча, в орден иезуитов вступил 22.09.1906 г., был рукоположен в священники 19.03.1919 г. Почти вся его жизнь была связана с издательством Апостольства молитвы. Он был его автором, директором и главным редактором ежемесячного журнала "Вестник Сердца Иисуса" (1930-1938). В тридцатых годах был главным директором Апостольства молитвы в Польше. Умер 01.02.1963 г.
51 Невозможно установить, какого исповедника имела в виду сестра Фаустина. В этом фрагменте своего Дневника она вспоминает свои давние переживания и не указывает ни даты, ни места своего пребывания, а говорит лишь о словах исповедника, касающихся планов Божиих в отношении нее.
52 Постоянным исповедником новициата в то время был о. Теодор Чапута.
53 Ссылка на событие, описанное евангелистом Лукой (Лк 8,44-48).
54 См. примечание 42.
55 "Третье монашеское испытание" - это период приготовления сестер к принесению вечных обетов. В Конгрегации Божией Матери Милосердия этот период длится пять месяцев. Сестра Фаустина прошла третье испытание в 1932-33 годах в Варшаве. Руководительницей третьего испытания была мать Малгожата Гимбут.
56 "Кальварией" в Вильно называли стоянки крестного пути, расположенные на лесистых холмах. Прохождение стоянок крестного пути называлось "тропинками". Из виленского дома конгрегации на Антоколе до "Кальварии" можно было добраться на корабле.
57 В это время из Вильно уехала на третье испытание сестра Петронела, работавшая на кухне. Сестра Фаустина поехала, чтобы ее заменить.
58 Настоятельницей в Вильно в то время была мать Ирена - Мария Кжижановская, род. 25.11.1889 г., в конгрегацию вступила 07.12.1916 г. Исполняла должности воспитательницы в заведении для девочек, помощницы руководительницы новициата, настоятельницы разных домов и ассистентки генеральной настоятельницы. Умерла во Вроцлаве 03.12.1971 г.
59 Сопутствовать сестре Фаустине должна была, вероятно, Юстина Голофит. Еще с новициата их соединяли узы дружбы и, очевидно, мать Ирена, желая доставить сестре Фаустине радость, назначила ей в спутницы ее давнюю подругу.
p class="PT">Сестра Юстина - Марианна Голофит, род. 05.07.1908 г., в конгрегацию вступила в августе 1927 г., после принесения обетов работала на кухне в Варшаве, Вильно, Радоме. Во время информационного процесса в отношении сестры Фаустины сестра Юстина была одним из свидетелей. Умерла 28.04.1989 г.
60 Сестры, работавшие на кухне, еженедельно сменялись в выполнении своих функций.
61 Вероятно, это было начало туберкулеза, хотя врачи еще его не обнаружили.
62 Мать Рафаела Бучинская.
63 Бяла - в то время - село неподалеку от Плоцка, где конгрегация купила помещения бывшей усадьбы и устроила там дом отдыха для сестер и воспитанниц дома в Плоцке. Жилища сестер помещались в небольшом домике, расположенном в саду, с главным входом со стороны сада. Перед входными дверями было крыльцо.
64 В заведениях, руководимых конгрегацией и предназначенных для нравственно опустившихся девушек и женщин, часто встречались натуры мятежные и враждебно настроенные к религии и святым таинствам. Нередко требовалось продолжительное время и особенная милость Божия, чтобы в их отношении произошла перемена.
65 Слова: "Даже если Ты собираешься убить меня, я буду доверять Тебе" -цитата известных слов из Книги Иова 13,15.
66 Вероятно, о. Михал Сопочко.
67 Воспитанницы виленского дома: Имельда, Эдя, Игнасия, Малгося и Ядвига Овар (см. "Документы сестры Фаустины", письмо Я. Овар). Первых четырех уже нет в живых. Ядвига Овар живет в Гданьске. Она была свидетельницей во время информационного процесса, посвященного сестре Фаустине.
Соответствующий документ относительно этого видения сестры Фаустины был составлен в Вильно 28.11.1934 г. Его подписали: сестра Фаустина, сестра Таида (которая записывала показания сестры Фаустины) и воспитанница Имельда. Достоверность показаний подтвердила мать Ирена Кжижановская, настоятельница дома.
68 Образ Милосердия Божия, написанный художником Евгением Казимировским, благодаря усилиям о. Михала Сопочко был впервые выставлен во время тридиума перед празднованием окончания Юбилейного года, посвященного искуплению мира, 26-28 апреля 1935 г. Он был помещен высоко в окне в Острой Браме, и его можно было видеть издалека. Это торжество совпало с первым воскресеньем после Пасхи, которое - согласно сестре Фаустине -должно быть праздником Божия Милосердия, как того желал от нее Господь Иисус Христос. О. Михал Сопочко произнес тогда проповедь о Божием милосердии.
69 "Катехизис о монашеских обетах". В Конгрегации Божией Матери Милосердия наставницы новициата руководствовались трудом иезуита о. Петра Котелла "Катехизис обетов". На его основе наставницы разработали собственное руководство для лекций о монашеских обетах, состоящее из вопросов и ответов, которые каждая сестра должна была записать в своей записной книжке и знать их на память.
70 После слова "Выходила" фраза прерывается, а следующее предложение говорит уже о чем-то другом. Мы знаем, что сестра Фаустина писала свой Дневник тайком. Может быть, именно в этот момент кто-то прервал ее, и потом она уже не вернулась к начатой мысли.
71 Ею могла быть мать Михаела Морачевская, генеральная настоятельница конгрегации, либо сестра Мария Юзефа Бжоза - руководительница новициата.
72 Очевидно, здесь шла речь о неудачах, связанных с выполнением ежедневных обязанностей, и непонимании со стороны окружающих.
73 В Конгрегации Божией Матери Милосердия сестры не имеют отдельных комнат, а живут по нескольку человек в одной комнате. Место, занимаемое каждой сестрой, постоянно закрыто ширмой. Таким образом выделенная часть помещения в конгрегации называется "кельей".
74 Словом "отступаться" сестра Фаустина хотела назвать сознательное бегство от внутренних откровений, и даже сознательную рассеянность. Однако об этих отступлениях знала только она сама, внешне их нельзя было заметить.
75 "В другом месте" - в других разделах Дневника. В течение долгого времени сестра Фаустина вообще не записывала свои переживания, душевные состояния и получаемые милости. И только по пожеланию исповедника, о. Михала Сопочко, она стала описывать свои текущие переживания, а также моменты прежних переживаний, которые ей вспоминались. Через некоторое время она сожгла свои записи.