Реферат
По дисциплине: История Беларуси
На тему: " Кастусь Калиновский: жизненный путь, мировоззрение и революционная деятельность"
Студентка
Экономического факультета,
-й курс, группа Э-22 М.В. Шаппо
Проверил
Кандидат исторических наук, доцент Г.Ф. Шаповал
Содержание
Введение
1. Время Кастуся Калиновского
2. Общественно-политические взгляды Кастуся Калиновского и подготовка восстания
3. Восстание 1863-1864 годов и судьба К. Калиновского
Заключение
Список использованных источников
Введение
В истории освободительного движения, а так же общественно-политической мысли Беларуси XIX века особое место занимает Викентий Константин Семенович (Кастусь) Калиновский - революционер-демократ, мыслитель, публицист, поэт, талантливый руководитель восстания 1863-1864 гг. в Беларуси и Литве.
Величие К. Калиновского в том, что он выступил последовательным защитником интересов белорусского крестьянства, он сумел призвать белорусских крестьян к восстанию, ниспровержению царского самодержавия. Свой короткий жизненный путь (а прожил Калиновский всего лишь 26 лет) он прошел как подлинный народный герой, поражая соратников и современников мужеством, стойкостью, смелостью, волей, беззаветной преданностью идеалам освободительной борьбы.
Своей просветительский и идейно-теоретической деятельностью К. Калиновский оказал большое влияние на дальнейшее развитие белорусского языка и литературы, общественно-политической мысли, национального самосознания и белорусской демократической культуры в целом.
В царской России жизненный путь, революционная деятельность и мировоззрение Кастуся Калиновского практически не изучались. Русские "историки" обвиняли Калиновского то в терроризме, то объявляли его польским фанатиком. Однако такое поведение легко объясняется с точки зрения Российской политики. Могла ли царская Россия сказать, что Калиновский белорус? Белорусы - люди мирные, терпеливые, царя любят. Нет, только поляк!
После 1917 года к личности Калиновского был проявлен значительный интерес. Это было связано, прежде всего, с идеологией Октябрьской революции, со схожестью целей обоих движений. Изучение личности Калиновского отвечало новому политическому укладу, воспитывало в людях самоотверженность, мужество и преданность идеалам. Однако личность Калиновского и его деятельность интерпретировались в угоду существующей идеологии и могли использоваться как политический инструмент. В 1923, 1926, 1928, 1940 годах полностью или частично публикуются тексты " Мужыцкай праýды" [1, с.35].
Интерес к Калиновскому и его революционной деятельности возрос в годы второй мировой войны и в послевоенный период. Значительным событием в жизни республики была постановка в 1947 году оперы Д. Лукаса "Кастусь Калiноýскi" (либретто М. Клинковича).
И.Н. Лущицким была защищена диссертация на тему "Передовая общественно-политическая мысль в Беларуси во второй половине XIX века". Жизненный путь, мировоззрение Калиновского освещались в работе А. Смирнова "Революционный демократизм К. Калиновского". Следует отметить, что советской идеологии мировоззрение и система идеалов Калиновского были несколько искажены. Работы исследователей изобилуют вольными интерпретациями и вовсе не научными словами, несущими высокую эмоциональную нагрузку.
Ряд работ о Калиновском опубликовали ученые Польской Республики: С. Кеневич, К. Коноколевский и другие.
Однако достижения ученых вовсе не снижают необходимости изучения жизненного пути, мировоззрения и революционной деятельности Кастуся Калиновского.
Актуальность выбранной темы обосновывается необходимостью прояснить некоторые стороны деятельности Кастуся Калиновского и определить его роль в формировании мировоззрения и самосознания современного белорусского народа. В трудах различных ученых выражаются разные, иногда противоположные точки зрения на личность Калиновского, ведутся споры о его национальности и самой сути восстания 1863-1864 годов. Калиновского называют то поляком, то белорусом, то даже польским фанатиком (!), а восстание одни ученые относят к чисто польскому антирусскому бунту, а другие считают его белорусской войной за независимость. Историк А. Гронский вообще полагает, что личность Калиновского и само восстание мифологизированы с целью придания им белорусских черт. По его мнению, легенда распространилась после крушения Российской империи в среде белорусских сепаратистов, вписалась в советскую историографию и перешла в новую концепцию истории, начавшую формироваться в конце 1980-х годов.
В своей работе, изучив различную литературу ученых, имеющих различные точки зрения, я попыталась обобщить мнения, а также высказать собственную точку зрения, сформировавшуюся на основе убедительности аргументации.
Цель работы - проследить становление революционно-демократического мировоззрения Калиновского, отметить основные этапы его деятельности, а также сделать вывод о результатах его деятельности и ее влиянии на жизнь общества.
калиновский восстание революционная белорусский
Время Кастуся Калиновского
Жизнь Кастуся Калиновского почти полностью укладывается в короткий период между восстаниями 1830 и 1863 годов. В это время на белорусских землях. Как и на всей территории Российской империи, продолжают существовать крепостнические порядки. Крестьяне, составлявшие около 90% всего населения территории Беларуси, несли на своих плечах бремя многочисленных феодальных повинностей. Судьба крестьян полностью находилась в руках помещика. Крепостные крестьяне испытывали двойной гнет помещика и государства: подушная подать, земский сбор, перевозка военных грузов, рекрутская повинность - неполный список всех государственных повинностей.
Многовековое господство крепостного права катастрофически сказывалось на положении в сельском хозяйстве, вело к периодическим неурожаям, голодовкам в деревне, ужасному обнищанию крестьянских масс, сокращению прироста населения.
На отчаянное положение крестьяне отвечали волнениями, число и масштабы которых нарастали год от года, что вынудило царское правительство принимать ряд предупредительных мер. В частности, с 1845 года начали вводиться инвентари, закреплявшие повинности и запрещавшие помещикам по своему произволу устанавливать сгонные дни, облагать крестьян оброками и так далее. Также была проведена люстрация - учет государственного имущества. В результате прекращалась сдача государственных имений в аренду, крестьяне были полностью переведены с барщины на оброк (так называемая реформа П.Д. Киселева). Правда, в 1857 году после смерти Николая I Александр II одобрил проект контрреформы, которая вновь приблизила положение государственных крестьян к положению крепостных [1, с.40].
Крепостной гнет в белорусской деревне никак не уменьшился. Не считаясь с инвентарями, помещики, как и раньше, заставляли крестьян работать на себя круглый год. "Эксплуатация крестьян в предреформенные годы достигла предела", - отметил Н.Н. Улащин [2, с.65]
Специфической особенностью освободительного движения на белорусско-литовских землях было участие в нем наряду с помещичьими и государственных крестьян, то есть жителей бывших государственных местечек и городков, которых царское правительство передало в частное владение.
Новый подъем крестьянского движения наблюдался в годы революционной ситуации 1859-1861 годов, явившейся выражением упадка всей феодально-крепостнической системы.
По реформе 1861 года крестьяне объявлялись лично свободными, однако главный источник их существования - земля - оставался в собственности помещиков. Таким образом, и после отмены крепостного права крестьяне оставались угнетенными.