Урок-конференция на тему
«Русский язык – один из развитых языков мира»
Кл.
Отличительной чертой урока-конференции является обсуждение в группах определенных учебных позиций. Главная задача таких уроков, на наш взгляд, сформировать умение не только анализировать изучаемое явление, но и выражать личностную позицию по отношению к изучаемому явлению. Посредством этого эмоциональное, личностное, ценностное отношение становится элементом мировоззрения, картины мира учащегося.
В основе урока-конференции лежит технология групповой деятельности.
Например, как мини-конференцию можно провести первый урок русского языка в 6 классена тему « Русский язык – один из развитых языков мира».
Дидактическая цель данного урока – аргументировать основной тезис урока о развитом и богатом русском языке, вырабатывать личностную позицию школьников относительно ценности родного языка, его красоты и богатства
Ход урока:
4. Мотивация к изучению темы: отвечаем на вопросы утвердительно или отрицательно (вопросы записываются от 1 лица).
– Любите ли вы свой язык?
Пример записи с выбором ответа: Люблю ли я свой язык? Да.
– Связываете ли вы любовь к родному языку с любовью к своей стране?
– Можете ли вы быть равнодушными к родному языку?
Вывод: Человек, любящий свой язык и свою Родину, называется патриотом.
2. Представители групп тянут жребий, определяя, с каким высказыванием о языке будет работать его группа.
Высказывания о русском языке:
1) Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью (А.Н.Толстой).
2) Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения (К.Г. Паустовский).
|
3) Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен (А.И. Куприн).
4) Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта (М.А. Шолохов).
5) Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли (К.Г.Паустовский).
6) Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего (Л.Н.Толстой).
3. Работа в группах по алгоритму.
Алгоритм работы в группах:
1) Прочитайте высказывание.
2) Сформулируйте его основную мысль.
3) Пользуясь пословицами и поговорками о русском языке, учебником литературы, докажите, что автор прав.
Пословицы о русском языке
Без русского языка не сколотишь и сапога.
Русский язык – стяг, дружину водит.
Велик и могуч русский язык.
Русский язык поит и кормит, и спину порет.
Русский язык – горами качает.
Без русского языка не одолеешь самого опасного врага.
Не пройми врага копьем, пройми добрым русским языком.
Кто русским языком владеет, тот большую силу имеет.
Слова русские не говорят, а правду сказывают.
Русское слово несется не изнови – исстари.
|
4. Творческий отчет групп.
5. Рефлексия.
Домашнее задание: определите, какое из высказываний вы хотите поместить на стенде / на странице в Интернете «О русском языке». Предложите своё название стенда /страницы в Интернете.
Формированию умения выступать пред публикой, правильно используя в своей речи числительные, посвящен другой урок-конференция в 6 классе. Это урок развития речи, который необходим на этапе повторения и обобщения сведений о числительном как части речи.
Тема урока: «Выступление на тему “Берегите природу”»
Дидактическая цель – уметь использовать в своей речи числительные.
К этому уроку необходима домашняя подготовка. Учащиеся, разделившись на группы, должны подобрать материалы на тему «Берегите природу», содержащие общее описание проблемы, количественные данные, конкретные примеры. Направления работы групп: 1) исчерпаемые природные ресурсы; 2) вымирающие животные; 3) вымирающие растения.
Ход урока:
1. Целеполагание.
2. Примерное выступление учителя.
Ученые констатируют — многие виды растений, животных, птиц и насекомых исчезают с лица нашей планеты в 1 000 раз быстрее естественного уровня. Это означает, что мы теряем от 10 до 130 видов каждый день.
В докладе, опубликованном в начале 2010 года, Комиссия по биоразнообразию ООН обращает внимание на катастрофические изменения в мире живой природы. Автор доклада сравнивает нынешнюю ситуацию с исчезновением динозавров 65 миллионов лет назад.
На сегодняшний день более 40% всех живых видов на Земле находятся под угрозой исчезновения. Если эти темпы вымирания сохранятся или ускорятся, то число вымирающих видов в следующие десятилетия будет исчисляться миллионами. Безусловно, это повод задуматься каждому жителю планеты, ибо исчезновение отдельных видов неизбежно ведет к глобальным экологическим проблемам, угрожая стабильности всей экосистемы Земли.
|
(По данным сайта https://terramia.ru/chelovek-i-priroda/25-vidov-zhivotnyh-nahodyashhihsya-na-grani-vymiraniya/)
3. Работа в группах: обобщение и систематизация подготовленного материала по направлению. Цель работы – подготовить целостное выступление по теме, сделать материал как можно интереснее для слушателей.
Примерный план выступления
1) Сформулировать проблему, связанную с темой и изученным направлением.
2) Привести убедительные примеры, доказывающие необходимость решения проблемы. Главное условие: этот материал должен содержать количественные данные, выраженные числительными, которые необходимо правильно употребить в речи.
3) Сделать вывод.
4) Творческий отчет групп.
На дом: напишите небольшое сочинение на тему «Берегите природу», используя материал любого из направлений, обсужденных на уроке.
Также развитию речи учащихся посвящен урок-конференция в 6 классе, на котором формируются умения идентифицировать и анализировать текст-рассуждение, создавать собственный текст-рассуждение на его основе, выражая собственную точку зрения. Тема урока: «Рассуждение о рассуждении». Его дидактическая цель – обучать на основе характеристики текстов-рассуждений создавать собственное высказывание-рассуждение.
Ход урока:
I. Целеполагание.
II. Работа в группах.
Алгоритм работы в группах
1. Докажите, что данный текст является рассуждением.
2. Выделите в тексте тезис (мысль, которую автор выдвигает), доказательства этой мысли и вывод.
3. Сформулируйте тему текста, основную мысль автора.
4. Назовите языковые особенности, которые помогают автору выразить эту мысль.
5. Выразите свое отношение к мысли автора и способам ее выражения в тексте.
Тексты для работы в группах
Текст 1
Что может быть на свете священнее имени матери!
Человек, еще не сделавший ни шагу по земле и только начинающий лопотать, неуверенно и старательно складывает по слогам «ма-ма» и, почувствовав свою удачу, смеется, счастливый…
Хлебороб, почерневший от бессонной работы, прижимает к пересохшим губам пригоршню такой же темной земли, довольно родившей и ржи, и пшеницы, благодарно произносит: «Спасибо, кормилица-мать…»
Солдат, наткнувшийся на встречный осколок и павший на землю, посылает слабеющей рукой пулю врагу: «За Родину-мать!»
Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.
(В. Коротаев)
Текст 2
ЛИСТ БУМАГИ
Простой бумаги свежий лист!
Ты бел как мел. Не смят и чист.
Твоей поверхности пока
Ничья не тронула рука.
Чем станешь ты? Когда, какой
Исписан будешь ты рукой?
Кому и что ты принесёшь:
Любовь? Разлуку? Правду? Ложь?
Прощеньем ляжешь ли на стол?
Иль обратишься в протокол?
Или сомнёт тебя поэт,
Бесплодно встретивший рассвет?
Нет, ждёт тебя удел иной!
Однажды карандаш цветной
Пройдётся по всему листу,
Его заполнив пустоту.
И синим будет небосвод,
И красным будет пароход,
И чёрным будет в небе дым,
И солнце будет золотым!
(С. Михалков)
Текст 3
Что русскому хорошо, то немцу – смерть
Часто русские, изучающие немецкий, ошибаются, перенося род существительного с родного языка на иностранный. Но роды могут не совпадать. Например, русский образ смерти в виде старухи с косой вызовет в немце разве что мирные сельскохозяйственные ассоциации. Для него смерть – derTod – предстает в виде рыцаря с мечом. Вот уж действительно «что для русского хорошо, то для немца – смерть». И наоборот.
(В. Нургаллиев)
Текст 4
Мир – большое блюдо, а ты, Дагестан – маленькая ложка.
Не слишком ли она мала для такого блюда?
Говорил же мой отец, что и маленькое деревце украшает большой сад.
Говорила же моя мать, что и маленький рот может сказать большое слово.
Говорил же Шамиль, что маленькая пуля пробивает большой корабль.
Говорят же горцы, что в маленькой горе может оказаться много золота.
Сегодня я говорю: «Дагестан – маленькое окно на великий океан».
(Р. Гамзатов)
III. Творческий отчет групп.
На дом: выберите тему и напишите сочинение по проанализированному на уроке тексту:
1) Священное имя матери. (Рассуждение.)
2) Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери. (Сочинение-рассуждение в виде языковой и речеведческой характеристики текста.)
3) Зачем человеку лист бумаги? (Рассуждение.)
4) Каков человек – такова и роль листа бумаги в его жизни. (Сочинение-рассуждение в виде языковой и речеведческой характеристики текста.)
5) Грамматика и культурные стереотипы. (Рассуждение.)
6) Что русскому хорошо, то немцу – смерть (Сочинение-рассуждение в виде языковой и речеведческой характеристики текста.)
7) Большая роль маленького Дагестана. (Рассуждение.)
8) Как Расул Гамзатов рассуждает о большой роли маленького Дагестана (Сочинение-рассуждение в виде языковой и речеведческой характеристики текста.)