ТЕМА 1. Коммуникативные качества профессиональной речи




План

1. Коммуникативные качества речи как система, обеспечивающая целесообразное применение языка в целях общения.

2. Общепринятые основания и характер качеств хорошей речи.

3. Правильность и чистота речи.

4. Богатство и точность речи.

5. Точность речи учителя. Термины и профессионализмы в речи учителя. Виды речевых и коммуникативных ошибок, связанных с нарушением точности речи, причины их появления.

6. Выразительность речи. Условия и средства создания выразительности.

7. Логичность речи. Типичные логические ошибки и пути их устранения.

Задания и упражнения

1. Повторите четко, ясно и осмысленно, без нажима на голос, следующие предложения:

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

Был бы бык, а мясо будет.

Все бобры добры для своих бобрят.

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь!

У ёлки иголки колки.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!

Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

Догулялись кулики, нет ни хлеба, ни муки.

Купи кипу пик.

На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.

2. Найдите ошибки, нарушающие требование точности речи. Определите, причины их появления и исправьте. Какие из них являются фактическими ошибками?

1. Этот человек всегда был зачинщиком многих перспективных проектов. 2. Он сидел, облокотив руку на лицо. 3. Он занимался разными видами спорта: штангой, борьбой, гимнастикой, акробатикой. 4. Большая половина жизни уже прожита. 5. Бандит убивал за деньги друзей. 6. Ученый внес большую лепту в развитие спелеологической науки. 7. В Самаре на одной из улиц находится двухэтажный дом с мансардой. На фронтоне этого дома висит мемориальная доска с надписью: «Здесь жил великий пролетарский писатель А.М.Горький в 1895 г.» 8. Современные девушки занимаются своей внешностью, стараются получить хорошее образование, активно делают карьеру, мечтают выгодно жениться. 9. Все сказанное выше заставляет нас о многом задуматься. 10. Чадский – главный герой трагедии А.В.Грибоедова «Горе от ума». 11. Сильное цунами налетело на поселок в горах, поднимая в воздух вырванные с корнем деревья. 12. Не раз в Древнем Риме рабы устраивали митинги, протестуя против своей тяжёлой доли.

3. Прочитайте предложения. Найдите логические ошибки и укажите их причину. Отредактируйте предложения.

1. Этот фильм вызвал много эмоций, не сказать чтобы отрицательных, скорее положительных, но со знаком минус. 2. Наше агентство организует ежедневные поездки в Петербург на субботу и воскресенье. 3. Он был очень умным человеком, хотя внешне от других не отличался. 4. Как известно, кочевники не оказали никакого влияния на культуру Древней Руси, однако они проложили дороги, ввели перепись населения. 5. Несмотря на ничем не примечательную внешность, он поразительно красиво говорил. 6. В программе фестиваля народные танцы, созданные прекрасными хореографами. 7. Мы начинаем нашу работу ранней весной. Грибы, ягоды, лесные поляны ждут вас. 8. Иванов отказался признать себя виновным в нарушении дисциплины. Однако он не скрывает, что именно он высунулся в окно и кричал оттуда. 9. Когда спит, он всегда раздевается. 10. Массовая культура – основная культура ХХ века, она всё более и более завоевывает себе рынок потребителей. Однако ведущей культурой всё же остается культура элитарная, её ценности настолько высоки, что не подлежат критике.

4. Исправьте данный текст, устранив различные виды речевой неточности.

Двадцать девятое декабря 1993 года навсегда останется в моей памяти. Операционная. Местный наркоз. Сознание то уходит, то возвращается. Я представляю себя то поездом, который мчится по песчаной насыпи, подобно сороконожке, стучащей по стеклу, то медитирующим индийцем, внемлющим в резервации откровениям Будды, то ягненком, заменившим в заклании Авеля. «Всё кончено», - подумал я и увидел доктора. «Всё кончено: операция прошла успешно»,- сказал доктор.

5.Толкование какого слова дано неправильно?

1) Канделябр – подсвечник для нескольких свечей или подставка-светильник для нескольких электрических ламп;

2) бра – напольный светильник;

3) витраж – картина или узор из цветного стекла;

4) гобелен – стенной ковёр с вытканными узорами, изображением;

5) барельеф – скульптурное изображение, выступающее на плоской поверхности;

6) манифест – торжественное обращение правителя к своему народу или обращение, воззвание программного характера;

7) декларация – официальное или торжественное программное заявление;

8) резолюция – дипломатическое обращение одного правительства к другому с выражением протеста по поводу каких-либо действий, заявлений;

9) коммюнике – официальное сообщение по завершении речи, переговоров представителей двух или более стран;

10) меморандум – дипломатический документ с детальным изложением позиции властей по какому-либо вопросу;

11) буклет – издание в виде складывающегося листочка, обычно информативного или рекламного характера;

12) монография – учебное пособие в виде избранных произведений или отрывков из них;

13) манускрипт – рукопись, преимущественно древняя;

14) бюллетень – название некоторых периодических изданий преимущественно публикующих материалы научного или официального характера;

15) фолиант – толстая книга большого формата.

Практическое занятие 2. Фонетическая культура речи педагог а

План

1. Орфоэпия как совокупность правил устной речи.

2. Правила произношения гласных.

3. Правила произношения согласных и отдельных групп согласных.

4. Особенности произношения слов иноязычного происхождения.

5. Акцентология и нормы ударения.

6. Вариативность акцентологической нормы.

Основные понятия: орфоэпия, орфоэпические ошибки, ударение, акцентологические варианты, старомосковское произношение.

Литература

Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М:, 2001.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. – Ростов н/Д, 1999.

Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1990.

Голуб И.Б. Риторика. М., 2007.

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М., 2001.

Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1989.

Кузнецов И.Н. Практикум по риторике: Учебно-справочное пособие. Минск: Современное слово, 2004. с.40-45.

Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник-практикум. М: Флинта, Наука, 1997.

Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум-справочник. М.: Флинта, Наука, 2001.

Русский язык и культура речи / Под ред. О.Я. Гойхмана. М., 2005.

Задания и упражнения

№ 1. Обратите внимание на следующие примеры. Обсудите их.

В художественном фильме «Дневник директора школы» есть два любопытных момента.

Первый эпизод.

Жена директора школы спрашивает мужа, принял ли он на работу учительницу младших классов. Он ей отвечает: «Нет», – и добавляет: «К тому же она «транвай» говорит».

Второй эпизод.

Директор школы беседует с молодой учительницей, которая подала заявление с просьбой принять ее на работу. Директор задает своей собеседнице на первый взгляд совершенно безобидный вопрос: «Каким транспортом вы доехали до школы?» Она отвечает: «Троллейбусом». «Каким еще транспортом можно доехать до школы?» – спрашивает директор. «Трамваем», – последовал ответ. Директор удовлетворенно кивнул головой и сказал: «Все в порядке».

 

Патриарх ТЮЗа А.А. Брянцев рассказал об одном телефонном разговоре. Ему неожиданно позвонили из школы: «Вам звОнит преподавательница...» - «Не верю!» - прервал Александр Александрович и повесил трубку на рычаг. Через минуту снова звонок и снова: «Вам звОнит преподавательница...» - «Не верю!» - и трубка опять повешена. В третий раз звонок: «Товарищ Брянцев, вам звОнит преподавательница... почему вы не верите?» - «Не верю, чтобы преподаватель мог так неправильно говорить...» - ответил А.А. Брянцев.

Почему речевая культура является характеристикой профессиональной пригодности учителя?

Как вы думаете, должны ли обладать речевой культурой представители других профессий: журналисты, юристы, экономисты, дипломаты и т.д. Аргументируйте свой ответ. Спишите словосочетания, вставляя вместо точек, где необходимо, непроизносимые согласные.

№2. Вставьте нужную букву Е или Ё. Определите причины фонематической вариативности.

Аф…ра, голов…шка, дар…ный, деб…лый, дон…сший, ж…лоб, ж…лчь, жити…, заворож…нный, иноплем…нный, ист…кший (период), ист…кший (кровью), комбайн…р, недоум…нный, никч…мный, новорожд…нный, одноим…нный, оп…ка, ос…длый, расс…дланный, св…кла, ш…рстка, шоф…р, бел…сый, бл..клый, ман..вры.

№3. Определите, к какому виду кодифицированной литературной нормы относятся данные примеры. Приведите соответствующие варианты некодифицированной нормы.

Буд…щий, т…б…ретка, дерм…тин, …аимообразно (в долг), инци…ент, компе…енция (осведомленность), конкурент…способный, конста…ировать, пол…умный, по…скользнуться, преце…ент.

№4. Звук [о] или [э] произносится под ударением в следующих словах?

Желчь, гренадер, отменный, острие, затекший, опека, бытие, безнадежный, никчемный, одновременный, планер, поблекший, преемник, разновременность, расседланный, тетерка, местоименный, маневр, белесый, решетчатый.

№5. Мягко или твердо произносятся согласные перед звуком [э] в иностранных словах? В каких словах допускается вариантное произношение?

1. Айсберг, бактерия, безе, деликатес, дельта, декан, депрессия, интеллект, интервью, кодекс, кратер, кредо, критерий, одесский, орхидея, патент, патетика, пенсне, сессия, свитер, тент, терапевт, термин, термос, тест, фланель, штемпель, энергия, эффект.

2. Адекватный, анестезия, артерия, бутерброд, декадент, детектив, крепдешин, плиссе, сейф, сонет, стенд, тезис, тенор, темп, террор, термин, трек, фланель, фанера, фонема, шинель, штемпель, эдем, эссенция.

№6. Определите характер и причины вариативности в данных словах. Распределите слова по колонкам в зависимости от того, как должно произноситься сочетание ЧН в соответствии с действующей нормой: [чн] или [шн]. Слова, в которых норма допускает двоякое произношение, поместите в третью колонку.

1. Беспечный, булочная, будничный, молочный, взяточник, встречный, селедочница, нарочно, конечно, скучный, горничная, сливочный, горчичный, непорядочный, прачечная, спичечный, Ильинична.

2. Подсвечник, беспорядочный, конечный, войлочный, скучно, девичник, двоечник, пустячный, гречневый, яичница, молочница, лавочник, ключница, скворечник, беспорядочный, полуночный, очечник, перечница, ячневая.

№7. Определите правила произношения сочетаний согласных в данных словах. Укажите варианты произношения.

Безжизненный, бесшумный, с шумом, с жадностью, брызжет, вожжи, дребезжать, дрожжи, езжу, позже, подписчик, просчитаться, счастье, резчик, мужчина, веснушчатый, объездчик, жестче, братский, людской, бороться, борется, бояться, боится.

№8. Распределите слова по колонкам. В первую поместите такие, в которых согласный смягчается, во вторую – произносится твердо. В третью выпишите те слова, в которых норма допускает двоякое произношение.

Абрек, академия, альтернатива, антитеза, бандероль, бассейн, бизнес, бизнесмен, бухгалтер, вундеркинд, газель, гипотеза, дебют, декада, декан, детектив, дефис, диспансер, индекс, интервью, кафе, кодекс, компьютер, консервы, кофе, крем, лазер, лидер, лотерея, метод, метрополитен, мистер, модель, музей, неологизм, нетто, одеколон, отель, партер, патент, паштет, пресса, претензия, проект, пюре, рейд, рейс, ректор, рельсы, свитер, сейф, сессия, стенд, тезис, тембр, темп, тенденция, терапевт, термин, термометр, термос, терраса, террор, фанера, фреска, шатен, шедевр, шинель, штемпель, экспресс, энергия, эпидемия, эстетика, эффект.

№9. Прочитайте словосочетания.

Намерение поступить в колледж, убыстрит развитие логического мышления, принудить к участию в выборах, доцент языкового вуза, неизбалованные дети-сироты, поселится в апартаментах и позвонит, отложит подписание договора, упрочить полученные знания, бряцать оружием, подали ходатайство на гербовой бумаге, острижен наголо перед оглашением приговора, копии античных статуй, дремота и зевота от чтения давнишнего каталога, попросить столяра заняться кухонной мебелью, откупорить бутылку и пригубить вино, высоко оценена работа украинской таможни, торты из нашей кулинарии, клала в коробку со шприцами, прибыла для подписания договора, клубы дыма, опошленный вариант, погруженный в раздумья, завезена из соседних портов, присуждение ученых степеней, стала ещё красивее.

№10. Прочитайте вслух предложения. Обратите внимание на произношение глаголов в неопределённой форме и в прошедшем времени. В каких случаях возможны варианты произношения? Как соотносятся эти варианты?

1. Ты сможешь подбодрить друга и облегчить его страдания. 2. Надо продолбить отверстие в скале и углубить проход. 3. Необходимо убыстрить принятие решения. 4. Чтобы принять правильное решение, надо понять суть вопроса. 5. Нельзя ли занять у тебя три рубля? 6. Нельзя так баловать сына и позволять ему озорничать. 7. Необходимо срочно запломбировать этот зуб. 8. Жюри решило премировать портниху, которая смогла так прекрасно костюмировать актёров. 9. Если вы не будете принимать лекарство, ваши сосуды могут закупориться. 10. Часы уже бьют, пора откупорить бутылку шампанского. 11. Если варенье не проварить, оно может засахариться или заплесневеть. 12. Он может опошлить любые отношения. 13. Её хотели принудить блокировать наше решение. 14. Мы можем упрочить своё положение на бирже. 15. Даже моё терпение может исчерпаться. 16. Можно черпать силы в любви к родине. 17. Дорожку необходимо заасфальтировать до завтрашнего дня. 18. Домашние хлопоты могут усугубить болезнь. 19. Вы не могли бы поперчить суп? 20. Наши пожитки на морозе успели заиндеветь. 21. Она клеила конверты. 22. Снег искрился на солнце. 23. Трубы совсем заржавели. 24. Наша группировка блокировала противника и принудила его капитулировать. 25. Ветром рвало паруса. 26. Она рвала письма и клала обрывки в корзину. 27. Он понял, что принял неверное решение. 28. Мы начали экипировать новую экспедицию. 29. Она гнала грустные воспоминания. 30. Нас ждало новое испытание. 31. Начало светать. 32. Он принял правильное решение. 33. Она приняла правильное решение. 34. По реке плыло незнакомое судно. 35. Она кляла всё на свете. 36. Ветром лодку гнало на рифы. 37. Она лгала с самого начала. 38. С утра лило как из ведра. 39. Собрание приняло постановление. 40. Конференция приняла решение созвать съезд партии. 41. Она слыла скандалисткой. 42. Они слыли гостеприимными хозяевами. 43. Кошка драла обои. 44. Она звала на помощь. 45. Она постлала нам постель на полу. 46. Он прожил здесь полгода, а она прожила год. 47. Вы своевременно подняли этот вопрос. 48. Он дожил до 108 лет. 49. В президиум передали записку. 50. Нам задали трудную задачу. 51. Работу отдали рецензенту. 52. Группа заняла чужую аудиторию. 53. Чтение статьи заняло полчаса. 54. Всё плыло перед глазами.

№11. Прочитайте вслух данные тексты, соблюдая орфоэпические нормы.

1. Анна Ильинична – танцовщица, поэтому ей приходится следить за своей фигурой, а следовательно, и за питанием. Она во многом себе отказывает и выглядит как истинная леди. Например, она не может есть тефтели, торты, жирный творог, гренки, украинский борщ, языковую колбасу, сливочное масло, консервы, форель, камбалу и другие высококалорийные продукты и блюда. У Анны Ильиничны особое, диетическое, питание. К этому её принудила её профессия. Она ест салат из свеклы и щавеля, пьёт грушевый, грейпфрутовый или сливовый сок, негазированную минеральную воду. Но часто по средам Анна Ильинична любит себя побаловать. Она позволяет себе съесть глазированный сырок, но зато на час больше проводит в бассейне.

Как хорошо, что я не она! Я могу есть всё что угодно и когда угодно. Хоть толстый ломоть хлеба в августовский денёк, хоть кедровые орешки зимним вечером, лежа на канапе и читая прессу.

2. У мамы и дочки давно созрело намерение пойти в театр. И вот выдался удачный случай: цена на билеты для детей и подростков была мизерная, по нынешним меркам. Они купили билеты в партер, потому что там удобнее всего. Дочка нарядилась в джинсовую юбочку и фланелевую кофточку, вплела в косички белые банты и стала ещё красивее. Выходя из дому, она замотала горло шарфом, потому что на улице было холодно. Они были в числе первых зрителей и смогли осмотреть театральный музей. Зазевавшись на декорации, они пришли в себя только тогда, когда услышали, что уже в третий раз звонят к началу спектакля.

3. Ваня был экспертом в своем отделе. Он мастерски справлялся с работой любой сложности. За нормированный рабочий день он успевал сделать многое, но по вечерам любил возиться с фанерой, делая скворечники. Тут он давал волю своей безудержной фантазии, умудряясь предвосхитить любые ожидания. Конечно, его феномен не остался без вознаграждения. Балкон столяра-любителя полюбили птицы, которых он кормил всем подряд, даже яичницей и гречневой кашей. Экологи и орнитологи сердечно благодарили его и не раз премировали. №3. Писатель А. Югов, протестуя против строгого следования языковым нормам, воскликнул: «Русский язык сам собой правит!» Согласны ли вы с этим утверждением?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: