Тема 7: Психология подростка (заключительное занятие).




Тема 1: Социальная ситуация развития в подростковом возрасте.

1. Качественное изменение социальной ситуации развития в подростковом возрасте.

2. Социальные отношения, социальное поведение и социальное познание в подростковом возрасте.

3. Внешние и внутренние предпосылки развития в подростковом возрасте.

4. Проблема формирования системы интересов в подростковом возрасте по Л.С. Выготскому.

Темы для сообщения:

1. Значение общественно-полезной деятельности для развития личности подростков по Д.И. Фельдштейну.

2. Ведущие мотивы поведения подростков в общении со сверстниками по Л.И. Божович.

3. Социальная значимость общения со сверстниками в подростковом возрасте.

4. Изменение характера общения подростков с учителями на протяжении подросткового возраста.

Самостоятельная работа:

Разработать рекомендации для учителей по оптимизации общения с подростками.

 

 

Тема 2: Ведущая деятельность и основные новообразования подросткового возраста.

1. Общественно-полезная деятельность подростков.

2. Интимно-личностное общение подростков со сверстниками.

3. Группа сверстников в качестве референтного круга подростков.

4. Центральные новообразования подросткового возраста.

Темы для сообщений:

1. Акцентуации характера в подростковом возрасте.

2. Гипертимный тип акцентуации в подростковом возрасте.

3. Циклоидный тип акцентуации в подростковом возрасте.

4. Лабильный тип акцентуации в подростковом возрасте.

Самостоятельная работа:

Подобрать методики для диагностики интересов подростков.

 

Тема 3: «Чувство взрослости» и мотивация в подростковом возрасте.

1. «Чувство взрослости» по Л.С. Выгосткому и Л.И. Божович.

2. Развитие взрослости по И.В. Дубровиной.

3. Становление мотивации по Л.С. Выгосткому и Л.И. Божович.

4. Развитие потребностно-мотивационной сферы в подростковом возрасте.

Темы для сообщений:

1. Сензитивный тип акцентуации в подростковом возрасте.

2. Психостенический тип акцентуации в подростковом возрасте.

3. Астено-невротический тип акцентуации в подростковом возрасте.

4. Шизоидный тип акцентуации в подростковом возрасте.

Самостоятельная работа:

Разработать рекомендации подросткам для формирования адекватной самооценки.

 

Тема 4: Психические познавательные процессы и их развитие в подростковом возрасте.

1. Развитие восприятия в подростковом возрасте.

2. Развитие внимания в подростковом возрасте.

3. Развитие воображения в подростковом возрасте.

4. Развитие памяти в подростковом возрасте.

5. Развитие мышления в подростковом возрасте.

6. Развития речи в подростковом возрасте.

7. Развитие самосознания в подростковом возрасте.

Темы для сообщений:

1. Концепция самосознания подростков по В.С. Мухиной.

2. Самосознание подростков по Л.С. Выготскому.

3. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте (причины и пути, её преодоления).

Самостоятельная работа:

1. Составить рекомендации по преодолению агрессивности подростков.

 

 

Тема 5: Кризис подросткового возраста.

1. Кризис подросткового возраста.

2. Половое созревание как компонент кризиса подросткового возраста.

3. Основные психосоциальные характеристики подросткового возраста и их определение по Э.Эриксону.

4. Творческая деятельность, творческие интересы и профессиональные интересы подростков.

Темы для сообщений:

1. Истероидный тип акцентуации в подростковом возрасте.

2. Эпилиптоидный тип акцентуации в подростковом возрасте.

3. Неустойчивый тип акцентуации в подростковом возрасте.

4. Конформный тип акцентуации в подростковом возрасте.

Самостоятельная работа:

Разработать рекомендации для родителей, учителей и подростков по преодолению кризиса подросткового возраста.

Тема 6: Сфера общения подростков в подростковом возрасте.

1. Область общения взрослых и подростков в качестве комплексного условия развития личности подростка.

2. Специфика общения ребят младшего подросткового возраста с учителями.

3. Специфика общения ребят среднего и старшего подросткового возраста с учителями.

4. Психологическая и социальная специфика общения ребят подросткового возраста с родителями.

Темы для сообщений:

1. Девиантное и делинквитное поведение подростков.

2. Проблема самостоятельности и равноправия подростков в отношении со взрослыми.

3. Стереотипы маскулинности и феминимности в подростковом возрасте.

4. Взаимосвязь образа «физического Я» и самооценки подростков по Ж. Годфруа.

Самостоятельная работа:

Разработать рекомендации по оптимизпации общения в подростковом возрасте.

Тема 7: Психология подростка (заключительное занятие).

1. В большинстве культур подростковый возраст - короткий или длительный – отмечен значительными изменениями в поведении и во внешнем облике. Исторически многие из этих перемен описывали как негативные и относили их к действию биологических факторов, особенно гормонов. Подростков изображали как жертв своих "бушующих гормонов". Соответствует ли это представление реальности? (выскажите свое мнение, подтверждая выдержками из источников).

2. Составьте комментарий к каждому из положений, указанных ниже используя факты психической жизни подростка, на которые ссылаются исследователи. А) Отсутствие признаков начала полового созревания не может служить основным показателем того, что ребенок еще не вступил в подростковый возраст.

Б) Социальная ситуация развития ПОДРОСТКА представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.

В) Проблема ведущей деятельности определяется переориентацией общения с родителей и учителей на сверстников.

Г) Чувство взрослости – специфическая для подросткового возраста форма самосознания, социального по своему содержанию.

Д) В подростковом возрасте активно развивается теоретическое мышление.

Е) Юность — это период ролевого экспериментирования, когда подросток «примеряет к себе» различные взгляды и интересы.

Задания для углубленного изучения темы:

1. Вам предлагается прочитать романы Ф.М. Достоевского "Подросток" и Дж. Сэлинджера "Над пропастью во ржи". Подумайте, как изменились проблемы подростков XIX и XX веках. Оформите свои рассуждения в письменной форме.

2. Субкультура эмо - одна из самых популярных среди подростков. Черно-розовая гама в одежде, экстравагантный грим, эстетизация смерти - многое из этого тревожит родителей. Как вы думаете, насколько оправданы эти опасения и меры предосторожности? Обоснуйте свое мнение в письменной форме.

3. Если бы у вас была возможность обратиться к тому подростку, которым вы были когда-то, что бы вы ему сказали? Вспомните себя лет в 15: какие мечты, какие сомнения вас обуревали? Чего вы ждали от жизни? Представьте себе черты того юного человека, которым вы были, возьмите листок бумаги, ручку и... напишите ему письмо! ДЛЯ ЧЕГО? ЦЕЛЬ?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: