Балет Жизель, либретто
«Жизе́ль, или Вили́сы » (фр. Giselle, ou les Wilis) — «фантастический балет» в двух актах композитора Адольфа Адана, балетмейстеры Ж. Коралли и Ж. Перро, художники П. Сисери (декорации), П. Лорнье (костюмы).
Молодой граф Альберт готовится к свадьбе со знатной Батильдой, но параллельно развлекается тем, что крутит роман инкогнито с крестьянской девушкой по имени Жизель. Она узнаёт о его обмане, умирает от горя и превращается в вилиссу - призрачное создание.
Действующие лица
· Жизель
· Берта, её мать
· Граф Альберт
· Батильда
· Ганс, лесничий
· Вильфрид, оружейник
· Герцог
· Вилисы: Мирта, Монна, Зюльма
Краткое содержание балета
Действие I
Деревня в горах, окруженная лесами и виноградниками. Крестьянский дом, в котором живут Берта и её дочь Жизель. Крестьяне направляются на сбор винограда. Девушки приветствуют Жизель, свою подругу, всеобщую любимицу.
Появляется лесничий Ганс. Он клянется разрушить счастье влюбленных: Жизели и юноши, живущего в охотничьем домике. Ганс скрывается; из дома выходит граф Альберт, переодетый в крестьянское платье, и его оруженосец Вильфрид. Альберт пришёл на свидание с Жизель. Вильфрид пытается отговорить его. Но Альберт отстраняет оруженосца, стучится в дверь и прячется. На стук выходит Жизель. Никого не обнаружив, она собирается уйти. Появляется Альберт. Он касается руки Жизели. Постепенно их танец переходит в любовную сцену. Рядом с ними оказывается Ганс. Он заверяет Жизель в своей верности. Альберт прогоняет лесничего.
Из виноградников возвращаются подруги Жизели. Затеваются танцы, и Альберт с удовольствием принимает участие в общем веселье.
Берта выходит из дома и прекращает танцы. Она напоминает дочери, что ей вредно так много танцевать, ведь у неё больное сердце. Все расходятся.
|
Возвращается Ганс. Уязвленный отказом Жизели, он решает раскрыть тайну соперника, проникает в дом Альберта. Издали доносятся звуки приближающейся охоты, вскоре появляются дамы и кавалеры. Среди них Герцог и его дочь Батильда, невеста Альберта.
Утомлённые охотой, они хотят отдохнуть. Герцог указывает на дом Жизели и просит вызвать хозяйку. Выходит Берта, за ней — Жизель: они предлагают гостям прохладительные напитки. Очарованная обаянием Жизели, Батильда дарит ей ожерелье. Знатные гости уходят в дом, чтобы отдохнуть. В окне появляется Ганс. В его руках графская шпага — неопровержимое доказательство знатного происхождения Альберта.
Праздник урожая. В разгар всеобщего веселья врывается Ганс, он расталкивает Альберта и Жизель и показывает обнаруженную в доме Альберта шпагу. Жизель просит объяснений. Взбешённый Альберт бросается на Ганса. Подоспевший Вильфрид останавливает своего господина. Ганс трубит в рог. Из дома выходит Батильда со своей свитой. Она удивлена, увидев Альберта в крестьянском платье. Альберт целует руку невесте.
Жизель понимает, что клятвы верности и любви — обман. Батильда показывает ей своё обручальное кольцо — она невеста Альберта. Жизель, рыдая, падает на руки матери. Последний раз в помутившемся от потрясения сознании девушки возникают картины недавнего прошлого — клятвы, слова любви, танцы. Жизель умирает.
Действие II
Адель Дюмилатр[en] в роли Мирты, литография Жюля Бувье, 1843.
|
Ночью среди могил деревенского кладбища в лунном свете появляются призрачные вилисы — невесты, умершие до свадьбы. «Одетые в подвенечные платья, увенчанные цветами… неодолимо прекрасные пляшут вилисы при свете месяца, пляшут тем страстнее и быстрее, чем больше чувствуют, что данный им для пляски час истекает, и они снова должны сойти в свои холодные, как лёд, могилы…» (Г. Гейне).
Вилисы замечают лесничего. Измученный угрызениями совести, он пришёл к могиле Жизели. По приказу своей неумолимой повелительницы Мирты вилисы кружат его в призрачном хороводе, пока он не падает, бездыханный, на землю.
Но и Альберт не может забыть погибшую Жизель. Глубокой ночью он также приходит на её могилу. Вилисы тотчас окружают юношу. Страшная участь лесничего грозит и Альберту. Но появившаяся тень Жизели, сохранившей самоотверженную любовь, защищает и спасает Альберта от гнева вилис.
С первыми лучами восходящего солнца исчезают белые призраки-вилисы. Исчезает и лёгкая тень Жизели, но сама она всегда будет жить в памяти Альберта как вечное сожаление о потерянной любви — любви, которая сильнее смерти.
Либретто балета Баядерка.
«Баядерка» — балет в трёх действиях и пяти картинах с апофеозом балетмейстера Мариуса Петипа на музыку Людвига Минкуса.
Литературной основой либретто балета стали сразу два произведения - драма древнеиндийского поэта Калидасы под названием «Шакунтала» и баллада И.В. Гёте «Бог и баядерка». На основе этих бессмертных творений балетмейстеру русской императорской труппы Мариусу Петипа и драматургу С.Н. Худекову удалось создать красивую историю о несчастной любви, ставшую одной из самых известных в русском балете. А придворный композитор императора Людвиг Минкус озвучил ее чарующей музыкой, тем самым создав свое лучшее произведение.
|
Действующие лица
Никия, баядерка (в исполнении М. Вежновец)
· Никия, баядерка
· Солор, богатый и знаменитый кшатрия
· Дугманта, раджа Голконды
· Гамзатти, дочь его
· Великий брамин
· Магедавея, факир
· Толорагва, воин
· Айя, невольница
· Брамины, браматшоры, судры (слуги раджи), воины, баядерки, факиры, странники, индийский народ, музыканты и охотники
Сюжет
Действие первое
В священном лесу Солор с друзьями охотится на тигра. Вместе с факиром Магедавеей он отстает от других охотников, чтобы поговорить с прекрасной Никией, живущей в виднеющейся в глубине леса пагоде. Там идут приготовления к празднику огня. Торжественно выходит Великий брамин, за ним браматшоры и баядерки. Никия начинает священный танец. Великий брамин увлечен ею, но баядерка отвергает его чувство. Брамин угрожает Никии, но она ожидает Солора. Магедавея сообщает ей, что Солор неподалеку. Все расходятся. Наступает ночь. К храму приходит Солор. Он предлагает Никии бежать с ним и над священным огнём даёт клятву вечно любить её. Свидание прерывает Великий брамин. Пылая ревностью, он замышляет жестокую месть. С рассветом близ храма появляются охотники с убитым тигром, баядерки, идущие за священной водой. Солор уходит с охотниками.
В своем дворце раджа Дугманта объявляет дочери Гамзатти о том, что намерен выдать её замуж за Солора. Солор пытается отклонить предложенную ему честь, но раджа объявляет, что свадьба состоится очень скоро. Появляется Великий брамин. Удалив всех, раджа выслушивает его. Тот сообщает о свидании Солора с баядеркой. Раджа решает убить Никию; брамин напоминает, что баядерка принадлежит богу Вишну, её убийство навлечет гнев Вишну — убить надо Солора! Дугманта решает во время празднества послать Никии корзину цветов с ядовитой змеей внутри. Разговор раджи и брамина подслушивает Гамзатти. Она велит позвать Никию и, предложив ей танцевать завтра на свадьбе, показывает портрет своего жениха. Никия потрясена. Гамзатти предлагает ей богатства, если она покинет страну, но Никия не может отказаться от любимого. В гневе она бросается на соперницу с кинжалом, и только верная прислужница спасает Гамзатти. Баядерка убегает. Разгневанная Гамзатти обрекает Никию на смерть.
Современная постановка в Мариинском театре, 2017 год
В саду перед дворцом раджи начинается праздник. Появляются Дугманта и Гамзатти. Раджа велит Никии развлекать публику. Баядерка танцует. Гамзатти приказывает передать ей корзину цветов. Спрятанная в цветах змея жалит девушку. Никия прощается с Солором и напоминает, что он клялся любить её вечно. Великий брамин предлагает Никии противоядие, но она предпочитает смерть. Раджа и Гамзатти торжествуют.
Действие второе
Солор грустит о Никии. Магедавея приносит ему опиум. Солору снится Царство теней, где находится и душа Никии. В покои Солора входят воины — они пришли подготовить его к свадьбе, но видения Солора не прекращаются.
Действие третье
Свадебная церемония. В тени статуи Будды танцует Золотой Божок, баядерки исполняют ритуальный танец. Солор снова видит призрак Никии. Как только Великий брамин заканчивает свадебный обряд, происходит землетрясение — это разгневанные боги разрушают храм, где находится клятвопреступник Солор. Все присутствующие на брачной церемонии тоже погибают под развалинами храма. А души Солора и Никии, наконец, соединяются на Небесах.