Виды расположения соломки




КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ

Художественная обработка соломки

 

 

Выполнила: студентка 2 курса 1 группы

психолого-педагогического факультета

отделения ПиМНО

Фирсова Людмила Александровна

Руководитель: доц. кафедры прикладной

физики, астрономии и технологии

Чернышева Елена Ивановна

 

 

Воронеж 2010


Содержание

 

Введение

Глава 1.Общие представления о соломке и способах ее обработки

1.1 История плетения

1.2 Заготовка соломы

1.3 Этапы обработки соломки

1.4 Оборудование

1.5 Инструктаж по технике безопасности

Глава 2.Разработка уроков по теме: «Художественная обработка соломки»

2.1 Организация учебного процесса

2.2 Цели и задачи обучения

2.3 Организация образовательного процесса

2.4 План-конспект занятий

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

В последние годы уделяется большое внимание изучению различных видов народного декоративно – прикладного искусства. В этой связи особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой местных растительных материалов – лозы, бересты, рогозы и соломки.

В крестьянских семьях приемы традиционного ремесла передавались из рук в руки, от старших – к детям в процессе непосредственного наблюдения и показа. В настоящее время в условиях городской или сельской цивилизации такая преемственность прервалась. Сохранить традиции, восстановить недостающее звено в цепи преемственности ремесленного и художественного опыта в какой – то мере помогут методические рекомендации, поэтому крайнее важно обеспечить методическими рекомендациями по работе с соломкой учреждения дополнительного образования детей.

Использование соломы злаковых растений для аппликации и плетения различных предметов обихода относится к тому периоду истории человеческого общества, когда было освоено земледелие. Только с культивированием злаков пшеницы, ячменя, ржи образовался источник сырья - солома, которая нашла многообразное применение в жизни земледельцев. Этот материал не требовал от крестьянина каких – либо дополнительных затрат на заготовку или приобретение. После уборки урожая и обмолота зерна солома всегда была в достатке.

В наше время успешно работают предприятия, которые выпускают так называемый соломит – теплоизоляционный материал, представляющий собой щиты из прессованной и прошитой проволокой соломы.

Художественные работы из соломки близки и понятны широкому кругу зрителей и играют большую роль в эстетическом воспитании младших школьников.

Объект – художественная обработка соломки.

Предмет – художественная обработка соломки на уроках технологии в начальных классах.

Цель курсовой работы – изучить технологию обработки соломки и возможность работы с данным материалом на уроках технологии в начальной школе.

Задачи:

1. Изучить историю художественной обработки соломки.

2. Рассмотреть способы заготовки соломы.

3. Изучить основные этапы и виды расположения обработки соломки.

4. Выяснить, какое оборудование необходимо для работы.

5. Рассмотреть правила техники безопасности.

5. Разработать уроки технологии в начальных классах по теме «Художественная обработка соломки».


Глава 1. Общие представления о соломке и способах ее обработки

История плетения

В декоративно – прикладном творчестве соломка пшеницы, ржи, овса и других зерновых культур – один из любимых материалов, используемых многими народами мира. В каждом изделии, какую бы оно страну ни представляло, отражаются не только особенности национальной культуры, но и свойства самого материала, выращиваемого в данном климате. В Японии, Вьетнаме широко использовали рисовую соломку, в Западной Европе – пшеничную, в России, Белоруссии, на Украине – ржаную. Некоторые сохранившиеся предметы, декорированные соломкой, датируются еще в начале ХХ века. В Польше. Чехословакии соломкой украшали пасхальные яйца, игрушки, рамки для фотографий. Во Вьетнаме, Японии из рисовой соломки плели корзины, сумки, коврики. Однако из свойств рисовой соломки - высокая прочность. В Белоруссии, Литве, на Украине получила популярность инкрустация соломкой. Инстанция и инкрустация по дереву были известными еще в Древнем Египте, Древнем Риме. Наивысшего расцвета интарсия достигла в эпоху Возрождения. В Италии. Модно было инкрустировать шкатулки, мебель. Это были поистине произведения искусства. Но доступны они были лишь очень состоятельным людям.

В начале ХХ века в Белоруссии удалось обнаружить в двух полуразрушенных церквях алтарные двери, изготовленные в ХУШ веке. Сначала рельефные украшения на них были приняты за тончайшую деревянную резьбу с позолотой. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что они обиты многочисленными деталями, сплетенными из соломы. Используя, по сути дела, ограниченный набор плетежков различной величины, старые мастера успели создать оригинальные орнаментальные композиции. Алтарные двери, украшенные соломенным плетением, - это уникальные произведения народного декоративно – прикладного искусства. Судя по тому, с каким мастерством были выполнены плетенные детали, орнаменты, можно предположить, что корни этого мастерства уходят в глубокую древность.

С 70-х годов все большую популярность получает аппликация соломкой. Отличается она от инкрустации тем, что рисунок наклеивается на ткань или бумагу и доступна для самостоятельного овладения этим мастерством.

Совершенство форм, плавность контуров, четкий графический ритм плетеных изделий настолько обогащают фактуру поверхности, что многие плетенные из соломы предметы можно отнести к подлинным произведениям декоративного искусства.

Плетение из соломы появилось вместе с земледелием, когда соломы после обмолота урожая оставалось так много, что человек начинал задумываться, а на что еще, кроме кормления скота, можно ее использовать. В результате народной смекалки для соломы нашлось немало применений. В частности, в голодные времена было актуальным подмешивание соломы в хлеб для визуального и желудочного обмана. В основном же, она шла на постель людям и подстилку скоту, на плетение половиков, корзин, шляп и прочей домашней утвари, которую только можно представить сплетенной из соломы.

Солома ржи, пшеницы и других злаковых растений во все времена была одним из самых распространенных материалов. Человек не искал ей применения - наоборот, она сама навязчиво лезла изо всех углов, когда было нужно защитить голову от палящего солнца или ноги от колючей стерни, во что-то собрать грибы в лесу или перенести орехов. Отсюда - соломенные шляпы и липовые лапти, отсюда бесконечное число кульков, коробов и туесков из соломы и древесной коры.

В просторных, обеспечивающих необходимую вентиляцию и температурный режим плетеных сосудах и корзинах, кулях и коробах хранили зерно, муку, корм для скота, грибы, ягоды и другую домашность. Со стенками, плотно сплетенными из толстых и прочных жгутов соломы, в середину которых добавлялись "духмяные" травки (например, колючий чертополох, "перунов цвет", полынь), чтобы их не грызли мыши и не трогала плесень, они служили крестьянину десятилетиями.

Сегодня в это трудно поверить, но соломенные кули и короба, пропитанные сосновой живицей, зачастую не уступали деревянным бочкам, - не пропускали налитую в них воду! Ныне далеко не все плетельщики владеют этими секретами мастерства, - а ведь было время, когда плетением из жгутов соломы бытового инвентаря владел почти каждый крестьянин, передавая навыки ремесла из поколения в поколение, от дедов к внукам...

Корзины и сумки, шляпы и пояса, сапетки (переносные ульи) и лапти каждое изделие требует своего инструмента, своей механики плетения; для одного нужно подготовить соломенные жгуты, для другого - специальные плетежки. И каждая технология, каждый вид художественной обработки соломки, при умелом его применении, подчеркивает естественную красоту соломки.

Поистине плетеная соломка необычайно красива! Не зря ее подчас используют в аппликациях как шпон, то есть отделочный материал, наряду с драгоценными сортами палисандра и карельской березы, розового и черного дерева! Соломка открывает неограниченные возможности дня творческой фантазии.

Еще один козырь дает умельцу в руки знание свойств природных красителей. Их можно извлечь из марены и полыни, лабазника и донника, ромашки и крапивы, василька и барбариса и многих, многих других. Чем можно было в старину окрасить шерстяные и льняные полотна? Только растительными красителями! Они давали глубокие и ровные, красивые тона, обладали высокой светостойкостью, не вызывали аллергий и иммунодефицитов.

Сегодня наметился отчетливый возврат от синтетических к натуральным материалам. Не один десяток мастеров занимается соломоплетением, соединившим старинное ремесло и современный дизайн. Молодые мастера вдохновляются искусством старых плетельщиков, которые еще в деревенском детстве пленились красотой и теплом материала, созданного природой.

Вместе с изделиями из соломы, камыша, созданными талантливыми мастерами, в жилище горожанина вновь входит напоенный солнечными лучами природный материал, хранящий тепло человеческих рук.

 

Заготовка соломы

Для плетения пригодна только солома, заготовленная вручную, причем заготавливать ее нужно в разные сроки – тогда она будет различных оттенков: от зеленого до ярко-желтого. Стебли срезаются у самой земли и сразу же связываются в снопы.

Если заготовленная солома зеленая, ее необходимо просушить в закрытом проветриваемом помещении. Если же такую солому просушить на солнце, золотистый оттенок усилится. После просушки солому необходимо почистить. Сначала удаляют узлы, листья же могут пригодиться. Разрезанные и очищенные соломины сортируют по длине и толщине, связывают в пучки. Часть же соломы оставляют неразрезанной – она потребуется при изготовлении скульптуры или для спирального плетения.

Перед началом работы соломинки длиной 10–30 см заливают кипятком и держат их некоторое время, чтобы они стали мягкими и эластичными. Не следует замачивать количество материала, превышающее дневную норму. Если по окончании работы осталась солома, ее необходимо просушить. Замоченную солому заворачивают в целлофан или плотную влажную ткань.

Чтобы соломка приобретала серебристый оттенок либо более яркий и чистый цвет, а также лучше окрашивалась, ее необходимо отбелить. Но следует обратить внимание на правила безопасности при работе с отбеливающим раствором. Прежде всего следите, чтобы раствор не попадал в глаза, для защиты рук наденьте резиновые перчатки.

Для отбеливания можно использовать таблетки гидропирита (на 1 л воды 6 таблеток) или перекись водорода с аммиаком (на 1 л воды 150 г 15 %-ной перекиси водорода и 20 г аммиака (или нашатырного спирта). Предназначенную для отбеливания соломку кладут на дно эмалированной или стеклянной посуды, заливают раствором и прижимают сверху. Спустя 6 ч промывают солому несколько раз чистой водой, чтобы удалить все частицы отбеливателя.

Отбеленная солома становится более мягкой и равномерно окрашенной. Но если отбелить ее до белого цвета, мягкость и декоративность, наоборот, утратятся.

С целью увеличения цветовой палитры материала солому красят с использованием натуральных, анилиновых красителей, либо прокаливая ее.

Коричневые и темно-коричневые оттенки соломы получаются в результате довольно длительного выдерживания под горячим утюгом соломенных лент. Делается это следующим образом: на большую стопку газет раскладывают соломенные ленты, а на них ставят горячий утюг (или можно взять толстый картон, положить на него соломенную ленту и просто прогладить ее утюгом). Насыщенность оттенков зависит от температуры нагрева утюга и от того, сколько времени соломенные ленты нагреваются таким способом. Можно также прокалить соломку в печи или духовке, но при этом надо внимательно следить за тем, чтобы она не соприкасалась с огнем и не загорелась.

Серебристо-белый оттенок получается у соломы в результате опускания ее в отбеливатель (перекись водорода или персоль). В растворе персоли можно кипятить. Кипячение соломы в растворе питьевой соды придаст ей желто-золотистый, а в марганцовокислом калии – розоватый оттенки. Чтобы придать соломке золотисто-коричневый цвет, ее нужно прокипятить в отваре чешуи лука; свекольный отвар придаст бордовую окраску. Можно придать соломке бурый, бордовый, красный или другой цвет. Отвар ревеня придаст ей буро-зеленый цвет, а подмаренник – красно-бордовый. Хотя растительные краски имеют мягкие, приглушенные тона, они отличаются естественной красотой и высокой светостойкостью.

При покраске соломки можно использовать и анилиновые красители, предназначенные для тканей. Соломка, окрашенная ими, имеет яркий, насыщенный цвет, усиливающий блеск природного материала. Но в отличие от растительных красителей анилиновые сильно выгорают под открытыми лучами солнца, поэтому изделия, окрашенные анилином, нельзя ставить в месте, на которое попадают прямые лучи солнца.

После окрашивания соломку тщательно промывают холодной водой и просушивают.

Красивые темно-золотистые и коричневые оттенки соломки можно получить, прокалив ее в печи или духовом шкафу. Соломины, распластанные в ленту, достаточно только прокалить горячим утюгом.

 

Этапы обработки соломки

 

Обработка и сушка

Следует помнить, что в снопах солому держать нельзя, так как непросушенная, она может преть и стать непригодной для работы. Поэтому, когда снопы доставлены на место обработки, их следует развязать и разложить на полу или стеллажах, с в сухих хорошо проветриваемых помещениях.

Необходимо также знать, что чем быстрее будет проведена первичная обработка (разборка, сушка), тем меньше будет потерь и выше качество сырья.

Первый способ хранения – в пучках. После просушивания и разборки связывают стебли в небольшие пучки и хранят в сухом помещении.

Второй способ хранения - в коробках. Обычно солому чистят после просушкт. Если же соломенные стебли сухие, желтого цвета, это лучше сделать сразу после заготовки. Чтобы подготовить материал к работе, стебли разрезают на отрезки между узлами. Ножницами отсекают нижнюю – наиболее толстую часть стебля до коленца и одновременно снимают листья, которые скреплены с ним. Разрезанные и очищенные от листьев соломины сразу сортируют по толщине и длине и складывают по коробкам. Такой способ сушки и хранения соломки более трудоемкий, но компактный и удобный для дальнейшей работы.

Замачивание, запаривание и распаривание

Для того, чтобы соломины получились эластичными и податливыми для дальнейшей обработки, их необходимо замочить или распарить. Пучки соломы погружают в лоток или емкость с водой (таз, ванну, ведро). Если солома заготовлена недавно, ее достаточно замочить на полчаса в воде комнатной температуры. Прошлогоднюю сухую солому лучше залить горячей водой (80 – 100С), закрыть целлофаном или тканью, прижать гнетом и выдержать до тех пор, пока она не станет мягкой. Чем жестче солома, тем больше времени требуется для ее запаривания. Однако не стоит оставлять солому в соде на продолжительное время, так как она может почернеть.

Распаривание можно производить двумя способами:

- сложить в термос, залить кипятком, закрыть крышкой и оставить на ночь;

- сложить в кастрюлю соломины, залить холодной водой, закрыть крышкой и поставить на медленный огонь на 1 – 2 часа.

Отбеливание и крашение (тонировка) материала

Качество материала очень важно при художественной работе с соломкой. Только чистая блестящая соломка красивых серебристых и золотистых оттенков может создать неповторимую игру бликов. Стебли могут приобрести черные пятна при неправильной сушке в сыром помещении. Восстановить некоторые декоративные качества соломы можно отбеливанием.

Для отбеливания соломы в домашних условиях можно воспользоваться бытовыми отбеливателями для хлопчатобумажных тканей, имеющимися в продаже, приготовить из них раствор и прокипятить в нем соломку. Для отбеливания можно использовать гидропирит в таблетках. Приготовить раствор: 3 литра воды и 18 таблеток гидропирита, кипятить соломку около часа, периодически помешивая. Более значительный эффект достигается при отбеливании в 15 процентном растворе перекиси водорода: 1 литр воды подогреть до 30 – 35 градусов, берется 150 г перекиси водорода, 20 г аммиака (нашатырного спирта), 40 г каустической соды. В этот раствор помещают солому на 40 – 45 минут или до получения нужного оттенка. Солома должна быть полностью покрыта раствором.

Отбеливание с применением химикатов требует осторожности. Переворачивать и доставить солому из раствора нужно деревянными щипцами, предварительно одев резиновые перчатки.

После отбеливания соломку тщательно промыть в большом количестве воды. Затем соломку сушат и связывают в пучки. Не следует отбеливать солому до белого цвета, при этом материал теряет свою природную окраску, естественность.

Солома восприимчива к окраске. Это увеличивает цветовую палитру материала, дает возможность сочетать в аппликации и плетении естественный цвет с яркими цветовыми акцентами. Окрасить солому можно натуральными и анилиновыми красителями, а также способом прокаливания.

Окраска натуральными красителями: кипячение в воде с добавлением луковой шелуши ольхи или коры дуба придадут ей коричневый цвет.

При окраске нужно добавить в водный раствор поташ (соду).

При окрашивании анилиновыми красителями можно получить яркую гамму цветов: красный, фиолетовый, зеленый, оранжевый и др. С этой целью принимают бытовые анилиновые красители, предназначенные для окраски шерсти.

Раствор готовят из расчета:1 г краски, 1 л воды, 2 г уксуса, 1 г поваренной соли. После окрашивания солому тщательно промывать.

Красивые темно – золотистые и коричневые оттенки натурального цвета можно получить, если прокалить солому в печи или духовом шкафу. При этом необходимо следить, чтобы солома не соприкасалась с пламенем, не загорелась. Соломины, распластанные в ленту, которые используются для декоративных деталей, достаточно для этой цели прокалить горячим утюгом.

Проглаживание соломы

После распаривания сырья соломины разрезают кончиком ножниц или ножом вдоль волокон.

Расправляют соломины на х/б ткани. Затем проглаживают соломенную пластину с двух сторон до полного высыхания. Проглаживать следует вдоль волокон.

Не стоит забывать и еще один способ обработки соломки, который незаменим в том Случае, когда водно-тепловая обработка исключается (нет условий, не позволяет возраст учащихся). В этом случае используют механическую обработку соломки.

Для этого сухую соломку разрезают вдоль волокон кончиком ножницы, осторожно распределяют ее на столе и с силой проглаживают твердым, тупым предметом: линейкой, кольцами ножниц.

Такой способ обработки хорошо использовать в работе с дошкольниками, младшими школьниками, когда обработка утюгом исключена.

Способы наклеивания

При наклеивании соломки используют клей «Момент», резиновый или ПВА.

1-й способ: наклеивание пластины соломки на тонкую бумагу (калька, папиросная бумага). Соломины должны подходить друг к другу, чтобы не просвечивалась между ними бумага.

Делаем несколько таких заготовок, их должно быть столько, сколько оттенков нам понадобится для того или другого вида работы. За готовки необходимо просушить под прессом. С обратной (гуманочной) стороны рисуем нужные детали и вырезаем ножницами.

2-й способ: наклеивание соломки на вырезанные детали картины, при этом подбирается направление соломки. Обрезаем края соломки по контуру детали и составляем из готовых деталей картинку. Наклеиваем их на подготовленный заранее фон.

Виды расположения соломки

Долевое направление (при изготовлении листиков, лепестков цветов, плодов, водоросли, туловища и т.д.).

«Елочки» (такое расположение используется для изготовления листьев, лепестков цветов, оперения птиц). Чтобы изготовить деталь в технике «елочка», ее делят на две части и наклеивают по диагонали, каждую часть детали отдельно.

«Веером» (самый трудоемкий способ расположения соломки). Его используют для изготовления соломки. Его используют для изготовления круглых листьев и цветов. На заготовленные шаблоны наклеивают соломенные пластины, разрезанные по диагонали. Выступающие за край детали соломки аккуратно подрезают ножницами.

Оборудование

 

Дляработы с соломкой не требуется каких– либо особых инструментов и специально оборудованного листа. Работать лучше всего сидя за столом, на котором разложены солома, «соломенная» бумага и все необходимые принадлежности. Нужно расположиться так, чтобы свет падал на стол с левой стороны.

Во время работы потребуются:

- ножницы и нож с коротким, заточенным под угол лезвием, пинцет, пробойники, шило;

- клей ПВА или другой клей, образующий при высыхании бесцветную пленку;

- пресс (могут быть использованы любые тяжелые предметы) для выравнивания плоскостных готовых изделий;

- картон, калька, бумага, стекло (для фиксации аппликации на фоне и защиты ее от внешних воздействий), рамы и рамки (чтобы профессионально оформить готовую работу);

- утюг и гладильная доска (для разглаживания соломы);

- паяльник (задают темные оттенки) малой мощности;

- карандаш, ручка, морилка, лак, краски, кисти;

- деревянные заготовки (т.к. многие умельцы выполняют аппликацию на бытовых предметах, декорируя сам предмет);

- емкость (лучше использовать кювет или таз).

 

1.6 Инструктаж по технике безопасности

 

Правила техники безопасности при работе с ножницами:

1. Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами. 2. Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы. 3. Ножницы клади кольцами к себе. 4. Следи за движением лезвий во время резания, 5. Не оставляй ножницы раскрытыми. 6. Передавай ножницы кольцами вперед. 7. Не играй ножницами, не подноси к лицу. 8. Используй ножницы по назначению.

Правила техники безопасности при работе с утюгом:

1. Проверить исправность вилки и изоляции электрического шнура.

2. Подготовить рабочее место к работе, убрать всё лишнее.

3. Убедиться в наличии термостойкой подставки для утюга и диэлектрического коврика на полу около места глажения.

4. Работать, стоя на диэлектрическом коврике.

5. Перед работой установить необходимую температуру нагрева платформы утюга.

6. Включать утюг в сеть и выключать из неё только сухой правой рукой.

7. При кратковременных перерывах в работе утюг ставить на подставку платформой вниз.

8. Следить за тем, чтобы горячая платформа утюга не касалась электрического шнура.

9. Не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материал водой во избежание ожога рук.

10. Не оставлять без присмотра включённый утюг в электрическую сеть во избежание пожара.

11. Следить за нормальной работой утюга, не давая ему перегреться.

12. По окончании работы утюг отключить, вынимая только за вилку.

Правила техники безопасности при работе с клеем:

1. Для нанесения использовать кисточку

2. использовать салфетку, чтобы избежать загрязнений поверхности

3. После работы клей обязательно закрыть




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: