Квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь)




РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Кружка: «АБВГДЕйка»

для детей 4-5 лет

(средняя группа)

Направление: «Познавательно – речевое развитие»

Образовательная область: «Коммуникация»

 

 

Автор: учитель-логопед Илюхина Оксана Викторовна

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовые основы воспитания детей дошкольного возраста:

  1. Конституция РФ.
  2. Конвенция ООН «О правах ребенка».
  3. Закон РФ «Об образовании».
  4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Правительством РФ.
  5. Письмо Минобразования от 02.06.98 №89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий».
  6. Письмо Минобразования РФ от 14.03.00 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения».
  7. Временные требования к содержанию и методам воспитания и обучения, которые реализуются в дошкольном образовательном учреждении, утвержденные приказом Минобразования РФ №448 от 22. 08.96.
  8. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
  9. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан Пин 2.4.1.1249-03.

 

 

В человеческой деятельности нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. Поэтому грамотное владение речью и развитие коммуникативных функций особенно актуальны для нынешнего и будущих поколений. В настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Исходя из этого, значительно снизился уровень детской грамотности. Дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма) становятся первопричинами плохой успеваемости в школе. Нарушения в речи, ошибки в произношении, влекут за собой грубые ошибки на письме, неграмотным речевым высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а значит и оскудению русского языка в целом.

С помощью программы кружка «АБВГДЕйка» мы надеемся предупредить трудности в овладении речью у детей среднего возраста, помочь им сформировать правильный грамматический строй речи, поработать над лексическим словарным запасом, ритмикой и мелодикой речи, т.е. сформировать просодический компонент. Все наши усилия будут направлены на предупреждение на раннем этапе тех трудностей, которые могут возникнуть впоследствии, на этапе школьного обучения.

Данная программа разработана на основе пособия для логопедов, воспитателей и родителей А.И. Максакова «Правильно ли говорит ваш ребенок?» - /М., «Мозаика-Синтез»,2006г./, а также с использованием программы Н.В.Нищевой «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи»/С.-П., «Детство-Пресс», 2005г./. Содержание программы позволит нам начать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания, формировать силу голоса: говорить тихо, громко, шепотом, начать работу над интонационной выразительностью речи. Мы планируем работу над слоговой структурой слова, развитием навыков звукового анализа и синтеза, над развитием грамматического строя речи. Большое внимание в нашей программе уделено обучению связной речи, умению вслушиваться в обращенную речь, развитию диалога, а также расширению лексического словарного запаса. Специальные упражнения способствуют развитию памяти, мышления и внимания, формированию познавательной и творческой активности.

Форма обучения – групповые занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Всего 28 занятий в год. Длительность занятия – 20 мин. На каждом занятии предполагается освоение детьми теоретических знаний (10-15 мин), и выполнение логоритмических упражнений (5-10 мин) и(или) пальчиковой гимнастики. Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь) и итоговая (май).

Кроме того, программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

1) «Художественная литература». В этой связи используются стихотворения, рассказы и сказки по лексическим разделам;

2) «Музыкальное развитие». На занятиях кружка дети поют песенки, изучают различные виды ритмических рисунков, знакомятся с просодической и вокальной стороной речи, поют логопедические распевки и др.

3) «Физическое развитие». Этой связи уделяется особое внимание, так как используемые нами логоритмические упражнения (физкультура с речью) помогают в профилактике таких недугов, как заикание, тахилалия, брадилалия и др.

 

Компонент ДОУ (локальный компонент):

Осуществляется через дополнительные занятия кружка «АБВГДЕйка», отраженные в учебном плане ДОУ.

 

Задачи:

  1. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звуков.
  2. Учить детей внимательно слушать стихотворения, сказки и рассказы, отвечать на вопросы строчками из данных произведений.
  3. Способствовать четкому и правильному произношению звуков в словах и фразовой речи посредством проговаривания чистоговорок, скороговорок, разучивания стихотворений и логопедических распевок.
  4. Развивать логическое мышление: уметь соотносить усвоенные знания с изображением на картинке.
  5. Развивать связную речь, учить понимать ее выразительность, плавность, красоту. Совершенствовать такие элементы звуковой культуры речи, как темп, дикция, сила голоса.
  6. Учить детей овладевать основными грамматическими формами, а именно, согласовывать слова в роде, числе и падеже.
  7. С помощью подвижных игр, логоритмических упражнений, пальчиковой гимнастики формировать двигательную активность, темп, ритм речи, развивать мелкую и речевую моторику, корректировать психические процессы, способствовать развитию речи в целом.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь)

(10 занятий)

Цели и задачи:

 

  1. Познакомить детей с органами артикуляционного аппарата.
  2. Обучать правильной и четкой артикуляции звуков: А, У, О, Ы, Э.
  3. Развивать связную речь, ее выразительность.
  4. Обогащать словарь.
  5. Развивать произвольную память.
  6. Вырабатывать четкие движения и правильное положение органов артикуляционного аппарата во время выполнения логоритмических упражнений.

 

 

Месяц № недели Тема занятия Оборудование
  сентябрь 3-я неделя сентября Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Лексическая тема: «Осень». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Мой, моя, мои», «Сосчитай до 5 слова», «Назови признаки осени», пальчиковая гимнастика: «Осенние листья».   Настольные игры. Предметные и сюжетные картинки к различным лексическим темам. Музыкальные инструменты: дудочка, бубен, барабан. Игрушки: мяч, куклы, кубики и др. Сидорова У.М. Задания по развитию речи детей средней группы ДОУ. – М.: Творческий центр «Сфера», 2010. Нищева Н.В. Цикл игр для развития речи дошкольников «Играйка»(выпуски 1-11). Игра «Парочки», выпуски 1-6. Сюжетные и предметные картинки по развитию речи К циклу Закревской О.В. «Развивайся, малыш». Баскакина И.В., Лынская М.Л. Логопедические игры: «Свистелочка», «Шипелочка», «Жужжалочка».
4-я неделя сентября Звук «А». Обучение правильной и четкой артикуляции. Развитие длительного плавного выдоха. Преодоление твердой атаки гласных. Лексическая тема: «Ягоды». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», «Повтори и запомни», пальчиковая гимнастика: «За ягодами».
    октябрь 1-я неделя октября Звук «У». Обучение правильной и четкой артикуляции. Развитие глубокого вдоха. Лексическая тема: «Грибы». Игры: «Один-много», «Большой - маленький», «Скажи ласково», «Это мой, моя, мое, мои», «Сосчитай до 5 слова», логоритмическая гимнастика: «Боровик».
2-я неделя октября Звуки «А»- «У».Пение гласных. Развитие глубокого вдоха. Лексическая тема: «Овощи». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», «Большой - маленький», логоритмическое упражнение: «Урожай».
3-я неделя октября Звук «О». Обучение правильной и четкой артикуляции. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Лексическая тема: «Фрукты». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», пальчиковая гимнастика «Компот».
4-я неделя октября Звуки «А»-«О»-«У». Развитие длительного плавного выдоха. Лексическая тема «Игрушки». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», пальчиковая гимнастика: «Игрушки».
    ноябрь 1-я неделя ноября Звук «Ы». Обучение правильной и четкой артикуляции. Развитие физиологического дыхания. Работа над темпом и ритмом речи. Координация речи с движением. Лексическая тема: «Части тела». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Большой - маленький», «Это – мой, моя, мое, мои», «Доскажи словечко», «Выучи наизусть загадку», пальчиковая гимнастика: «Пальчики».
2-я неделя ноября Звуки «А»-«О»-«У»-«Ы». Развитие физиологического дыхания. Развитие длительного, плавного выдоха. Лексическая тема: «Одежда». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», «Выучи наизусть считалку», пальчиковая гимнастика: «Гномики – прачки».
3-я неделя ноября Звук «Э». Обучение правильной и четкой артикуляции. Развитие физиологического дыхания. Работа над темпом и ритмом речи. Координация речи с движением. Лексическая тема: «Обувь». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Это – мой, моя, мои», «Большой - маленький», «Выучи наизусть», пальчиковая гимнастика: «Обувь».  
4-я неделя ноября Звуки «А»-«О»-«У»-«Ы»-«Э». Развитие речевого дыхания. Развитие силы голоса. Лексическая тема: «Головные уборы». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», «Большой - маленький», «Скажи: какой, какая,…», «Выучи наизусть».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: