Понятие самооценки, ее роль в совершенствовании
Самооценивание индивида играет большую роль в саморазвитии и самовоспитании личности. Осуществляя самовоспитание, человек, по выражению B.C. Безруковой, «самообразуется» У него есть механизмы, помогающие приобретать знания, умения и навыки и самостоятельно осуществлять творческую деятельность. Таким образом, самообразование — это система самоорганизации по освоению опыта поколений, направленная на собственное развитие.
Саморегуляция как важнейшая социально-психологическая категория жизнедеятельности любого человека также немыслима без самооценивания. Как известно, саморегуляция — это один из механизмов регуляции активности любых живых систем. Замкнутый контур регулирования системы включает следующие компоненты структуры:
1) поставленная субъектом цель его произвольной активности;
2) выделение значимых условий деятельности;
3) программа собственных исполнительских действий;
4) система критериев успешности деятельности;
5) информация о реально достигнутых результатах;
6) оценка соответствия реальных результатов критериям успешности;
7) решение о необходимости и характере коррекции деятельности.
При развитой структуре саморегуляции человек способен к самосовершенствованию и самопознанию.
Самосовершенствование начинается еще в подростковом возрасте, когда наступает пора формирования идеального «Я». Идеальное «Я» — это осознанный личный идеал, сопоставление с которым вызывает недовольство индивида собой и стремление себя изменить. Этот процесс сопровождается особыми переживаниями относительно своей личности и своего поведения (угрызения совести, недовольство собой, самооценка и др.). Процесс самосовершенствования неотделим от процесса самопознания (познания себя). Это одна из самых сложных задач в жизнедеятельности человека. Самопознание происходит на основе развития познавательных способностей. Человек должен прежде кем-то стать, происходит его развитие, обогащается его личностный потенциал. Самопознание ввиду этого как бы «отстает» от своего объекта. Но оно непременно происходит, если индивид не останавливается на пути своего личностного роста и самосовершенствования.
|
Основными методами и приемами самооценки личности являются самонаблюдение, самоанализ, сравнение, рефлексия, а также тестирование (использование психодиагностических методик и техник). От самооценки личности зависит характер взаимоотношений, требовательность к себе и другим, критичность, отношение к успехам и неудачам, уровень рефлексивности. Самооценка оказывает значительное влияние на эффективность личности в целом, она является одним из основных регуляторов поведения человека. Без самооценки немыслим процесс самоактуализации личности, под которым понимается стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее формирование происходит в процессе социализации, межличностного взаимодействия в совместной деятельности людей. Выступая в качестве регулятора поведения и деятельности, самооценка в значительной степени определяет социальную адаптивность (социальную адаптацию и дезадаптацию личности).
|
Широко используемый термин «самооценка» трактуется исследователями совершенно по-разному. Многими авторами самооценка понимается как оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, как профессионально значимое качество (В.А. Сластенин). М.И. Лисина считает, что самооценку нужно характеризовать не количественно, а качественно – определяя ее состав и окраску (полная – неполная, положительная – отрицательная и т.д.).
В других работах самооценка отождествляется с эмоционально-ценностным отношением к себе или трактуется как звено мотивационно-потребностной сферы (Р.Б. Стеркина).
Отмечают влияние специфического аспекта «Я-концепции» на самооценку (Н.В. Бордовская, А.А. Реан, Р.Бернс, М. Розенберг). Важно отметить, что Я-концепция связана с самооценкой, но они не идентичны. Я-концепция представляет собой представление о себе, а самооценка – это аффективно-оценочный компонент Я-концепции. Из такого подхода, следует, что прогрессивное развитие самооценки профессионализма зависит от продуктивной «Я-концепции» педагога.
Исследователи едины во мнении, что самооценка связана с процессами самопознания и самоотношения. Ее связывают с целостным образом «Я» и считают стержнем самосознания и включают в структуру профессионального самосознания специалиста (Л.В. Бороздина Э.В. Ильенков, И.С. Кон, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Ф. Патака, С.Л. Рубинштейн, В.Л. Ситников и др.).
Кунаковская Л.А. обозначает в структуре профессионально-педагогической рефлексии следующие компоненты:
|
1. Осознание подлинных мотивов и сущности педагогической деятельности (интересы студента, создание условий для его развития (саморазвития) или функционально-ролевые отношения с сокурсниками, следование нормативным требованиям, директивным предписаниям и т.п.);
2. Умение дифференцировать собственные профессиональные проблемы и задачи от затруднений и задач студентов (различать ответственность педагога за содеянное у себя и студентов);
3. Способность педагога поставить себя на место другого, увидеть свое «Я» и происходящее глазами участников образовательного процесса;
4. Способность педагога адекватно оценивать свою профессиональную деятельность в целях ее корректировки (соотносить «Я – реальное», «Я – идеальное» и «Я – потенциальное (ожидаемое)» на основе потребности в самосовершенствовании);
5. Осмысление и переосмысление (преобразование) способов осуществления деятельности и себя в качестве ее субъекта.
К основным функциям профессионально-педагогической рефлексии отнесем следующие: ценностно-смысловую функцию; функцию самопознания личностных и профессиональных качеств; мотивационно-стимулирующую функцию; функцию критики (оценка, контроль, коррекция); сигнально-регулятивную функцию; функцию преобразования.
Психологи выделяют следующие типы рефлексии: личностно-смысловой, кооперативный, коммуникативный, интеллектуальный.
Личностно-смысловой тип рефлексии понимается как переосмысление и перестройка субъектом содержания своего сознания, деятельности, общения, поведения, целостного отношения к окружающему миру. Он обеспечивает на основе прежнего опыта возможность реализовать механизм внутренней обратной связи и обеспечить тем самым эффективность и успешность процессов самопознания и саморегуляции, поэтому его можно рассматривать как стимулятор личностного и профессионального роста, когда за счет рефлексивных процессов обнаруживаются и устраняются различные помехи и ограничения профессиональной деятельности. Личностно-смысловой тип рефлексии позволяет реализовать творческий потенциал личности за счет процесса переосмысления.
Кооперативный тип рефлексии понимается как высвобождение субъекта из процесса деятельности, выход его во внешнюю позицию по отношению к ней с целью обеспечения взаимопонимания и совместной согласованности действий. Функция этого типа рефлексии заключается в переосмыслении и реорганизации коллективной деятельности при столкновении сложившихся норм организации коллективного взаимодействия с условиями, требующими ее изменения.
Коммуникативный тип рефлексии направлен на осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, поэтому рефлексия рассматривается как важный компонент межличностного общения и социальной перцепции. Она выполняет ряд функций: познавательную, регулятивную, развития, поскольку в процессе общения происходит смена представлений о партнере по общению из-за актуализации противоречий между представлениями о партнере и его реальными индивидуально-психологическими чертами, раскрывающимися общении.
Интеллектуальный тип рефлексии определяется как процесс соотнесения человеком способа своего действия с особенностями условий, в которых это действие требуется выполнить. Функций интеллектуального типа является механизм переосмысления и преобразования исходной модели объекта в более адекватную на основе новой информации о нем.
Для реализации всех типов рефлексии нужны рефлексивно-перцептивные умения, которые связываются (А. А. Реан) с умением учитывать в своей деятельности собственные индивидуально-психологические особенности, способные адекватно оценивать свое психическое состояние, а также осуществлять разностороннее и адекватное восприятие и познание личности обучаемого.
Рефлексивные процессы в творческой деятельности начинаются, когда человек приходит к тупиковой ситуации и разрешает ее не путем известным, а выходит за рамки обыденного.
Самооценка предполагает:
■воспроизведение базы данных;
■сомнение и критику;
■видение содержательной стороны любого педагогического акта;
■создание ситуаций понимания;
■представление равноправных вариантов действий или ответов;
■формирование установки на промежуточный постоянный контроль;
■выполнение заданий на преодоление трудностей;
■отказ от роли арбитра и использование формы самоотчета;
■использование средств рефлексии (поиск главного и существенного, нахождения противоречий и т.д.)
К сожалению многие опытные педагоги признают необходимость самооценки для начинающих, а сами далеко не всегда уделяют этому вопросу должное внимание. Педагогические исследования убедительно свидетельствуют, что стаж работы не обязательно определяет ее качество, т.к. при многолетней работе имеют место проявления профессиональных стереотипов и деформаций.