Мобилизационные мероприятия.




Новый этап отношений Руси и с Византией, и с другими соседними народами приходится на время княжения Святослава, идеального героя русского рыцарства. Святослав проводил активную внешнюю политику. Он вступил в столкновение с могущественным Хазарским каганатом, некогда взимавшим дань с территории Южной Руси. Уже при Игоре, в 913, 941 и 944 гг., русские дружинники совершали походы против Хазарии, добившись постепенного освобождения вятичей от уплаты дани хазарам. Решающий удар каганату нанес Святослав (964 — 965), разгромив главные города каганата и захватив его столицу Итиль. Разгром Хазарского каганата привел к образованию из русских поселений на Таманском полуострове Тмутараканского княжества и к освобождению из-под власти каганата волжско-камских болгар, которые сформировали после этого свое государство — первое государственное образование народов Среднего Поволжья и Прикамья.

В течение Х столетия Киевская Русь организовала четыре военных похода на Булгарский Эмират — в 977, 985, 994 и 997 гг. Ответных действий булгары не предпринимали.

Результатом похода 985 г. стало заключение мирного договора между Русью и Булгарией, который был рассчитан на вечные времена. Стороны решили, что «тогда не будет межю нами мира, когда камень начнет пла-вати, а хмель почнет тонути». Тем не менее, как только что мы видели, небольшие походы в пределы Булгарии продолжались.

Под 986 и 987 гг. летописцы сообщают о визите булгарских послов-миссионеров в Киев и русских послов в Булгарию по вопросу выбора веры накануне принятия Владимиром Святославичем новой религии. Мусульманская вера, которую предлагали булгары, Владимиру не понравилась, и он принял христианство.

Западное направление

Одновременно с Византией, Русь завязывала политические отношения с Западной Европой. Связи Древнерусского государства с другими странами, в частности со странами Западной Европы, были менее интенсивными и всесторонними, чем с Востоком. И, тем не менее, разнообразные контакты между Древней Русью и Западной Европой свидетельствуют о несомненном культурном взаимодействии между этими регионами.

Поскольку Русь в домонгольский период не уступала в своем культурном развитии большинству стран Западной Европы, это взаимодействие было вполне равноправным. Стабилизации этого взаимодействия способствовала принадлежность обоих регионов к христианскому миру, причем православная церковь не препятствовала в домонгольский период этому культурному общению.

Взаимодействие культур осуществлялось через торговлю и через дары посольств, через иноземных мастеров-ремесленников, которых нередко приглашали на Русь из Западной Европы, чаще всего из Германии. С Германской империей Русь связывали и оживленные торговые отношения. Даже на отдаленной периферии Древнерусского государства, на территории нынешней Москвы, была найдена относящаяся к XI в. свинцовая торговая пломба, происходящая из какого-то прирейнского города.

6. В развитии западноевропейского средневековья (С.) можно выделить три этапа:• раннее С. (V – Х вв.);• классическое С. (ХI– ХV вв.);• позднее С. (ХV– ХVII вв.).С. – исключительно важный период для западноевропейской цивилизации: - Формируется религиозная общность Европы, возникает протестантство- Складывается городская культура, во многом определившая современную;- Возникают первые парламенты и получает практическое воплощение принцип разделения властей;- Закладываются основы современной науки и системы образования;- Готовится почва для промышленного переворота.С. длилось 1200 лет, за это время в Европе сложился феодальный строй – господствовало крупное землевладение и мелкое крестьянское землепользование, широкое развитие получили города, освободившиеся из-под власти феодалов и ставшие средоточением ремесел и торговли.

7. В XIII в. над русскими землями нависла грозная опасность. Монгольские племена объединились под предводительством одного из племенных вождей – Тимучина. В 1206 г. на курултае (съезде) он был провозглашен великим ханом и принял имя Чингисхан. Первым приняло на себя удар Рязанское княжество. Монголы послали послов князю Юрию Игоревичу с требованием покорности и десятины «во всем»? доходах, людях, конях. Но рязанские князья ответили отказом? «Аще нас не будет всех, то все ваше будет». Старший рязанский князь остался в столице, а младшие князья отошли к суздальской границе в надежде на помощь Владимирского князя. 16 декабря монголо-татары осадили Рязань, а 21 декабря Рязань пала. За Рязанью был захвачен Пронск с княжеской семьей, которую истребили. Большое сражение произошло в Коломне в начале 1238 г. Русские «бишася крепко», но устоять не могли. Русское войско почти целиком было истреблено. В битве смертельно был ранен хан Кулькан – единственный монгольский царевич, погибший во время западного похода. Русская земля попала под владычество татаро-монгольского государства – Золотой Орды. Немецкие рыцари в свою очередь воспользовались распрей между Псковом и Новгородом и пришли в Псков. Ими был основан замок Копорье.
Историки отмечают известную синхронность событий в походах монголо-татар и активности крестоносцев. Однако освободиться от ига Русь еще не сумела. Монголо-татарское иго продолжалось 240 лет? с1240 до 1480 г. Оно во многом определило судьбу России, отбросив назад ее развитие.

8. Во второй половине XIV в. в северо-восточной Руси усилилась тенденция к объединению земель. Цент­ром объединения стало Московское княжество, выде­лившееся из Владимиро-Суздальского в XII в.

Причины.

Роль объединяю­щих факторов сыграли: ослабление и распад Золотой Орды, развитие экономических связей и торговли, образование новых городов и укрепление социального слоя дворянства. В Московском княжестве развивалась система поместных отношений: дворяне получали землю от великого князя за службу и на срок службы. Это ставило их в зависимость от князя и укрепляло его власть. Также причиной объединения стала борьба за национальную независимость.

Особенности образования Русского централизованного государства:

Говоря о "централизации" следует иметь в виду два процесса: объединение русских земель вокруг нового центра — Москвы и создание централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве.

- государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях бывшей Киевской Руси; С XIII в. московские князья и церковь начинают осуществлять широкую колонизацию заволжских территорий, образуются новые монастыри, крепости и города, происходит покорение местного населения.

- образование государства проходило в очень короткие срок, что было связано с наличием внешней опасности в лице Золотой Орды; внутренняя структура государства была непрочной; государство в любой момент могло распасться на отдельные княжества;

создание государства проходило на феодальной основе; в России начало формироваться феодальное общество: крепостное право, сословность и т.д.; в Западной Европе образование государств проходило на капиталистической основе, и там начало формироваться буржуазное общество.

Особенности процесса государственной централизаци и сводились к следующему: византийское и восточное влияние обусловили сильные деспотические тенденции в структуре и политике власти; основной опорой самодержавной власти стал не союз городов с дворянством, а поместное дворянство; централиза­ция сопровождалась закрепощением крестьянства и усилением сословной дифференциации.

Образование Русского централизованного государства проходило в несколько этапов:

Этап 1. Возвышение Москвы (конец XIII - начало XIV вв.). К концу XIII в. старые города Ростов, Суздаль, Владимир теряют былое значение. Возвышаются новые города Москва и Тверь.

Возвышение Твери началось после смерти Александра Невского (1263 г.). В течение последних десятилетий XIII в. Тверь выступает в роли политического центра и организатора борьбы против Литвы и татар и пытался подчинить важнейшие политические центры: Новгород, Кострому, Переяславль, Нижний Новгород. Но это стремление натолкнулось на сильное сопротивление других княжеств, и прежде всего Москвы.

Начало возвышения Москвы связано с именем младшего сына Александра Невского - Даниила (1276 - 1303 гг.). Даниилу в удел досталось небольшое селение Москва. За три года территория владения Даниила увеличилась в три раза: к Москве присоединились Коломна и Переяславль. Москва стала княжеством.

Его сын Юрий (1303 - 1325 гг.). вступил с тверским князем в борьбу за владимирский престол. Началось долгое и упорное противоборство за титул великого князя. Брат Юрия Иван Данилович по прозвищу Калита в 1327 г. в Твери Иван Калита пошёл на Тверь с войском и подавил восстание. В благодарность в 1327 г. татары отдали ему ярлык на Великое княжение.

Этап 2. Москва - центр борьбы с монголо-татарами (вторая половина ХIV - первая половина ХV вв.). Усиление Москвы продолжалось при детях Ивана Калиты - Симеоне Гордом (1340-1353 гг.) и Иване II Красном (1353-1359 гг.). При правлении князя Дмитрия Донского 8 сентября 1380 г. состоялась Куликовская битва. Татарское войско хана Мамая было разгромлено.

Этап 3. Завершение образования Русского централизованного государства (конец ХУ - начало ХVI вв.). Объединение русских земель завершилось при правнуке Дмитрия Донского Иване III (1462 - 1505 гг.) и Василии III (1505 - 1533 гг.). Иван III присоединил к Москве весь Северо-Восток Руси: в 1463 г. - Ярославское княжество, в 1474 г. - Ростовское. После нескольких походов в 1478 г. окончательно была ликвидирована самостоятельность Новгорода.

При Иване III произошло одно из важнейших событий русской истории - было сброшено монголо-татарское иго (в 1480 г. после стояния на реке Угре).

9. одержание основных процессов и тенденций развития во всем XIV столетии проявляется в двух рядом стоящих событиях: победа Москвы на Куликовом поле в 1380 г. и сожжение Москвы и истребление ее населения Тохтамышем в 1382 г. Объяснить причины того и другого события — значит понять и стимулы к консолидации русских земель, и препятствия, встававшие на этом пути, в результате которых освобождение от татаро-монгольского ига затянулось еще на целое столетие.

Две тенденции в развитии русских княжеств — центростремительная (объединительная) и центробежная — обозначились уже в период с конца XIII столетия до 40-х гг. XIV в. В этом же контексте необходимо осмысливать и отношение на Руси к самому факту монголо-татарского владычества. Народ, измученный сверхтяжелой эксплуатацией, стремился к освобождению. Поэтому антиордынские выступления, несмотря на стихийный характер большинства из них, организовывались в основном «Землей», ее органами самоуправления. В княжеской среде ситуация была более сложной — сознание необходимости совместного противостояния Орде умерялось и пониманием неравенства сил (о соотношении каковых «Земля» почти во все времена ничего не знала), и преобладанием местнических интересов, вызванных самой природой феодальной раздробленности, и эксплуатацией местнических интересов в корыстных целях. Церковь освобождалась от даней и других повинностей за важную для Орды обязанность: в храмах должна была провозглашаться здравница в честь ордынских «царей». Но параллельно в ранг святых возводились князья-мученики, погибшие в Орде. И идеи героического мученичества широко пропагандировались летописями и иными сочинениями, включавшими житийный материал. Такова была атмосфера в землях Северо-Восточной и Юго-Западной Руси, которые тем не менее в XIV столетии стали все более удаляться друг от друга. Особняком держалась Северо-Западная Русь - Новгород и Псков, где княжеская власть была ненаследственной и где в собственных интересах пытались использовать противостояние Руси и Литвы.

В XIV в. все большее значение во внутри- и внешнеполитических делах Руси начинает приобретать Великое княжество Литовское, которое в то время было, скорее, литовско-русским государством, ибо русский элемент играл важную роль во внутренней жизни этого княжества. Традиционными были связи, в том числе семейные, между литовскими и русскими князьями, официальным языком княжества был русский язык, литовские князья, переходя из язычества в христианство, принимали православие, и в церковном отношении само Литовское княжество находилось в сфере влияния митрополита Киевского. Великий князь литовский Гедимин, умерший в 1341 г., оставил семь сыновей. Кроме Нариманта, получившего вотчины в новгородских пригородах, наибольшую роль в истории сыграли Ольгерд (ум. 1377 г.) и Кейстут (ум. 1382 г.). Никоновская летопись, сообщая о кончине Гедимина, дает характеристику его преемнику Ольгерду: «Сей же Олгерд премуд бе зело, и многими языки глаголаше, и превзыде властию и саном паче всех, и воздержание имяше велие, от всех плищей суетных отвращашеся, потехы и играниа и прочих таковых не внимаше, но прилежаше о дръжаве своей всегда день и нощь, и пианьства отвращашеся, и вина, и меда, и пива и всякого питиа пианьственаго не пиаше; отнюдь бо ненавидяше пианства, и велико воздержание имяше во всем:и от всего велик разум и смысл приобрете, и крепку думу стяжа, и таковым коварством многы страны и земли повоева, и грады и княжения поймал за себя, и удръже власть велию, и умножися княжение его паче всех, ниже отец его, ниже дед его таков бысть». Оценка Ольгерда дана явно после его смерти в 1377 г., но, по всей вероятности, кем-то близко знавшим князя и его действительную генеалогию (в позднейших трех генеалогиях Гедимину подбирают сказочных родителей, а действительная остается неизвестной). Автора этой похвалы, видимо, следует искать в окружении митрополита Киприана, поставленного на митрополию еще при живом митрополите Алексии в конце 70-х гг. XIV в.

Политика Ольгерда существенно отличалась от направленности действий его отца. Если Гедимин был больше «русским», нежели «литовским» князем, то Ольгерд был более «литовским», а претензии его на владение всеми русскими землями предполагали определенные привилегии для собственно литовской знати. Орда постоянно использовала противоречия в границах литовскорусского государства, в частности требуя дань лишь с традиционно русских территорий, ставя их, таким образом, как бы на нижнюю ступень в составе Великого княжества Литовского. Ко времени вокняжения Ольгерда в Литве уже прочно утвердилось православие, поскольку государство расширялось за счет давно принявших православие русских земель. Сам Ольгерд до конца дней оставался язычником, но его сыновья, активно участвовавшие в политической жизни и Литвы, и Руси, в большинстве были православными христианами. В XIV в. Литва подчинит русские земли до Днепра и поведет наступление на Смоленск и княжества по верховьям Оки («верховские княжества»), а также на земли Пскова и Новгорода.

Если Литва и Северо-Восточная Русь в XIV столетии постепенно укреплялись, то Орду, наоборот, раздирали противоречия. Усобица в Орде разразилась сразу после кончины Узбека в 1341 г. На некоторое время к власти приходит хтДжанибек (ум. 1357 г.), для чего сначала он убил своего младшего брата Хидырбека, а затем и старшего брата Тинбека. Естественно, что даже в самом ближайшем окружении Джанибек имел немало недоброжелателей. Насколько противоестественными были отношения в семействе Джанибека свидетельствует тот факт, что и сам он был убит сыном Бердибеком, который перекрыл рекорд отца, убив еще и двенадцать своих братьев. В условиях, когда нельзя доверять никому из ближних, приходится искать поддержки среди «дальних», да и сил для совершения карательных походов не доставало: разные улусы, ранее признававшие власть Золотой Орды, выходили из повиновения. Именно потому, что правители Орды были заняты междоусобицей и соответственно искали союзников, а на дальние походы сил уже не хватало, в этот период происходит некоторое ослабление ордынского гнета на Гуси. По замечанию А.Ю. Якубовского, «восточные источники и русские летописи несколько идеализируют Джанибек-хана». В самом деле, в некоторых русских летописях хана называют «добрым», поскольку при нем ослабел даннический пресс над Русью. Впрочем, «доброта» ордынских ханов была относительной. В числе же действительно заинтересованных в смягчении отношений с Русью и Русской Церковью, видимо, была жена Джанибека Тайдула, страдавшая болезнями, от которых испытывала облегчение лишь врачеванием будущего митрополита Алексия.

Непростые переплетения взаимоотношений Руси, Орды и Литвы еще более осложнялись политикой Константинополя, который продолжал утверждать на Русь митрополитов, а русская митрополия продолжала оставаться частью константинопольского патриархата. У угасающей Византийской империи это была последняя возможность напомнить о своем былом величии и извлечь политическую и материальную выгоду, создавая своеобразные «конкурсы» кандидатов на митрополичью кафедру. В самой Византии, большая часть территории которой уже была завоевана турками-сельджуками, шла борьба разных ориентации в трактовке христианства с политическим подтекстом: ориентироваться ли на Запад или на Восток. Ориентация на Запад означала перспективу заключения унии православной церкви с римско-католической. Ориентация на Восток предполагала, наоборот, главной задачей борьбу с католическим Западом, что выразил в своей идеологии и практике «политический исихазм».

10. Не менее сложным был процесс становления и развития древне-русской культуры. Она складывалась под влиянием Византии, Западно Европы и Востока и при тесном взаимодействии с ними.

Византии сыграла огромную роль в развитии древнерусской культуры. Если быть точным, то правильнее будет говорить именно о влиянии византийской культуры на русскую, а не их взаимодействии. У Византии Русь позаимстововала свой государственный герб - двухглавого орла, взирающего на Запад и Восток. Оттду аже на Русь пришла идея о неразделимости Церкви и царства.

При этом следует иметь в виду, что Византия того времени достигла наисвысшего уровня средневековой культуры. Так что ее влияние было самым благотворным. к тому же через нее Русь осваивала богатейшиее наследие античной греко-римской культуры. Разумеется, Русь не просто копировала чужую культуру, но творчески преобразовывала ее в соответствии со своими представлениями, традициями и вкусами, делая ее неповторимой.

Главным каналом влияния византийской культуры была религия. Принятие православного христианства открыло для Руси доступ к богатейшим и неисчерпаемым духовным ценностям. Особое значение имел перевод Библее на старославянский язык, что сделалло идеи и содержание христианства более доступным и понятным народу. Огромным было также влияние византийской художественной культуры. Наиболее сильно оно сказалось в архитектуре, мозаике, фреске, иконописи, а также в прикладном искусстве - в ювелирном деле и обработке камня.

В арихтектуре византийскиое воздейтствие продолжалось главным образом с 10 века до середины 12 века. По-особому ярко оно проявилось в храмовом и дворцовом строительстве Киева, который поддерживал самые тесные связи с Константинополем и адеж соперничал с ним.Именно из Византии в Древнюю Русь пришло строительство величественных по размерам и изящныъ по красоте каменных зданий с использованием сводчатых и купольных перекрытий.

В живописи византийское влияние было более продолжительным. Наиболее ярко оно проявилось в фреске и особенно в иконографии. Однако, хотя иконопись пришла в Русь из Византии, именно на Руси она достигла наивысшего уровня и непревзойденных форм. В иконописи Древняя Русь не знает себе равных.

Западная Европа также играла важную роль в культурном развитии Древней Руси. Причем в данном случае вполне можно говорить о взаимодействии, ибо в домонгльский период Русь находилась примерно на том же уровне, что и европейские страны. Культурному взаимодействию способствовала обоюдная принадлежность к христианству, а также взаимовыгодные торгово-экономические и политические связи. В частности, предметы работы западноевропейских ремесленников и мастеров прикладного искусства - подсвечники, водолеи, чаши, ювелирные изделия, резьба по кости - обнаружены во многих гродах Древней Руси. В свою очередь, изделия древнерусских мастеров пользовались широким спросом в западных странах.

В художественной культуре западное влияние наиболее ощутимо проявилось в зодчестве. Уже в 11 веке в храмах городов Северо-Западной Руси (Нвогород, Полоцк и др.) встречаются некоторые элементы романской архитектуры, затрагивающие главным образом внеший облик зданий: украшение поверхности стен каменной резьбой, использование контрфорсов и т. д.

В 12-13 веках воздействие романского стиля становится граздо более значительным, о чем свидетельствуют храмы и другие постройки Владимиро-Суздальской Руси. В целом, после падения Византии (1453) Россия все чаще устремляет свой взор на Запад. Данная тенденция заметно усиливается в 17 веке, особенно после открытия Славяно-греко-латинской академии в Москве (1687).

Что касается контактов и связей Древней руси с Востоком, то они в домонгольский период носили в основном торгово-экономический характер. Во время монголо-татарского нашествия связи существенно меняются, становятся тесными и всесторонними. Древняя Русь восприняла от Золотой Орды некоторые элементы политического устройства, а также многие особенности духовной культуры и бытового уклада жизни.

Несмотря на тесное взаимодействие с другими народами и государствами, древняя Русь смогла создать и сохранить свою неповторимую и самобытную культуру. С самого начала русская культура была евразийской, то есть включающей в себя черты западной и восточной культур. В то же время она существенно отличается и от той и от другой. По сравнению с западной русская культура менее рациональна и прагматична, в ней гораздо большее значение имеют чувства и эмоции. Русская культура ограничивает проявления индивидуализма и эгоизма, в ней преобладает коллективное начало. Вместе с тем в нет растворения личности в коллективе.

Русская культура более контрасна, чем западная и восточная. Она была отмечена крайностями, которые, как отмеча6ет Аверинцев, не опосредованы духом юридической цивилизованности. Так, для русской культуры весьма трудным является вопрос о власти над людьми, о соотношении насилия и ненасилия. запад нашел решение данного вопроса через меру того и другого. Русские препочитают ино2й2 принцип: казнить - так казнить, миловать, так миловать. То же самое наблюдается применительно к соотношению между кротостью и грозностью. Если кротость и смирение - то до рабства и любви к своим палачам. Если грозность и суровость - то до исступления. В русской культуре, видимо, наиболее полно воплотился христианский тезис о непротивлении злу насилием.

Русского человек аотличают открытость и отзывчивость, дружелюбие и готовность придти на помощь, широта и щедрость души, жертвенность. У него нет выраженного стремления к богатсву, а если таковое возникает, он слегкостью может все пустить на ветер. Для него характерны удивительная терпимость и редкое терпение ко злу, хотя этого долготерпение нередко заканчивается всесокрушающим бунтом и взрывом. Во многом именно эти черты и составляют своеобразие русской культуры, русского менталитета, загадку "русской души".

11. В мануфактурный период важную роль в разложении феодализма и зарождении капиталистического хозяйства сыграли Великие географические открытия конца XV- начала XVI вв.

Можно выделить несколько обстоятельств, обусловивших Великие географические открытия:

  • нехватка в Европе денег из золота и серебра вследствие значительного роста производства и торговли, роста потребности в деньгах как всеобщем средстве обмена. Жажда денег, новых источников быстрого обогащения стимулировали поиск новых морских торговых путей из Европы в Африку, Индию, Восточную Азию;
  • они были подготовлены хозяйственными и научно-техническими достижениями. В Европе появились новые типы кораблей (каравеллы, баржи), возросла их грузоподъемность (с 500 до 2 тыс.т), значительно увеличилась безопасность мореплавания благодаря усовершенствованию компаса, морских карт, приборов и приспособлений; большое значение имело усовершенствование огнестрельного оружия (появились мушкеты, пистолеты, пушки);
  • развитие абсолютизма в Европе. Монархи стремились расширить свои владения, им нужны были огромные деньги для содержания армии, чиновников, двора.

Первыми из западноевропейских стран, которые начали поиски новых морских путей в Африку, Индию и Азию, были Португалия и Испания. Успешным было путешествие португальца Васко да Гамы, который открыл морской путь из Европы в Индию через Атлантический океан. Генуэзец Христофор Колумб в 1492 г. отправился на запад через Атлантический океан и открыл Америку (хотя до конца своих дней был уверен в том, что достиг берегов Восточной Азии). Первое кругосветное путешествие совершила экспедиция Магеллана в 1519-1521 гг.

Христофор Колумб

В результате географических открытий испанские конкистадоры завоевали и разгромили государства ацтеков в Мексике, инков в Перу, захватили Гватемалу, Гондурас, Боливию, Чили, Аргентину, португальцы – Бразилию. В конце XV в. английские и французские мореплаватели исследовали часть Северной Америки, а голландцы в1606 г. открыли Австралию.

Основные социально-экономические последствия великих географических открытий:

  • начала складываться колониальная система, которая ускорила возникновение в Западной Европе капиталистического производства и содействовала накоплению у буржуазии больших денежных средств, необходимых для организации крупных капиталистических предприятий;
  • благодаря экспедициям мореплавателей многих стран мира Европа, Африка, Америка и Австралия были связаны между собой торговыми путями и начал складываться мировой рынок;
  • произошла так называемая «революция цен», которая была обусловлена ввозом из Америки в Европу большого количества золота и серебра (количество денег в западноевропейских странах увеличилось более чемв 4раза), резким падением их стоимости, что привело к существенному (в 2-3 раза и более) повышению цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности;
  • «революция цен» способствовала укреплению положения городской и сельской буржуазии, росту их доходов; крупные земельные владельцы – феодалы- разорялись, несли потери крестьяне и наемные рабочие;
  • в результате великих географических открытий центр экономической жизни переместился со Средиземного моря в Атлантический океан, возвысились новые центры мировой торговли – Лиссабон, Севилья и особенно Антверпен, который стал самым богатым городом в Европе.

Таким образом, в результате Великих географических открытий отдельные страны Западной Европы оказались в максимально благоприятных условиях для развития капиталистического производства. Великие географические открытия ускорили процесс первоначального накопления капитала.

12. По-видимому, еще более сильное воздействие на умонастроение европейцев имели идеи Возрождения и Реформации – идеи веротерпимости и толерантности1. В этом отношении лидировали Нидерланды и Англия, особенностью общественного мышление которых было осознание уникальности каждого человека, ценности человеческой жизни, свободы и достоинства. В середине XVI в. движение Реформации раскололо единство католической Европы. В странах, где распространялись протестантские идеи, были проведены церковные реформы, закрыты монастыри, отменялись церковные праздники, частично была проведена секуляризация монастырских земель. Папа потерял свое глобальное могущество в идеологической сфере. Ослабли позиции иезуитов, а католики в ряде стран стали облагаться специальным налогом.

Таким образом, в позднее Средневековье в Европе складывается новое мировоззрение, основанное на гуманизме. Теперь в центр мира ставилась конкретная личность, а не церковь. Гуманисты резко противостояли традиционной средневековой идеологии, отрицая необходимость полного подчинения души и разума религии. Человек все более интересуется окружающим миром, радуется ему и пытается его усовершенствовать.

В этот период более отчетливо проявляется неравенство в уровнях экономического и политического развития отдельных стран. Более быстрыми темпами развиваются Нидерланды, Англия и Франция. Отстают Испания, Португалия, Италия, Германия. Однако важнейшие процессы в развитии стран Европы по-прежнему носят общий для всех стран характер, и тенденции к единству усиливаются.

13. Иван Грозный (1547-1584 гг.). Совершенствуя систему управления молодого государства, на первом этапе своего правления (1549-1562 гг.) первый русский венчанный царь (1547 г.) руководствовался принципами сословно-представительной монархии.
В 40-50-е гг. Иван Грозный проводил свою политику совместно с кругом доверенных лиц, Избранной радой. При нём был созван первый Земский собор 1549 г., выборный высший сословно-представительный орган. На Земском соборе было решено провести следующие реформы: военную, судебную, церковную, реформу центрального и местного управления.
Военная реформа: проведено укрепление вооруженных сил страны. Ядро армии теперь составляло дворянское ополчение, которое должно было стать опорой власти самодержца; составлено Уложение о службе, согласно которому дворянин мог служить с 15 лет, служба передавалась при этом по наследству; в 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско, которое в конце XVI в. являлось мощной боевой силой Российского государства.
Судебная реформа: В 1550 г. был издан «Судебник» – свод законов, предусматривающих усиление централизованной власти.
Церковная реформа: Перемены, связанные с централизацией государства, отразили решения созванного в 1551 г. по инициативе царя и митрополита Собора русской церкви. Его назвали Стоглавым, так как его решения были сформулированы в 100 главах. Стоглавый собор: оформил общерусский список святых; проверил церковные книги; унифицировал богослужение и все церковные обряды.
Реформа центрального и местного управления (губная реформа). Она была проведена в середине 1550-х гг., в соответствии с ней власть на местах переходила к губным и земским старостам.
В целом реформы Ивана Грозного, проведенные в 1550-е гг., способствовали укреплению процесса централизации Российского государства, были направлены на усиление власти царя.
Однако вошедшему во вкус власти царю, этого оказалось недостаточно. В середине 60-х г. XVI в. он решается на слом системы представительной власти, заменив её бюрократическим аппаратом. Иван IV объявляет об опричнине.
Начинается страшное семилетие террора, с помощью которого Иван IV подвергает жесточайшему разгрому элементы, которые могли бы стать основой для утверждения западного варианта построения общества.
Были ликвидированы многие частные владения, уничтожены целые боярские роды, кровавый поход на Новгород в 1570 г. окончательно подорвал самостоятельность этого города.
В результате: 1. Важнейшая для молодой страны проблема соотношения власти и общества была решена в пользу власти. 2. Установилась главенствующая роль правителя-царя, имеющего неограниченную, сакрализованную власть. 3. В значительной степени были подорваны силы частных собственников, которые могли стать основой формирования в России гражданского общества, прогрессивного типа развития. Произошло огосударствление общества. Государство присвоило себе высшие права собственности, предоставив гражданам только права владения. 4. Главной опорой власти стало служилое дворянство.
Опричнина нанесла колоссальный урон государству. Террор унес множество человеческих жизней. Аппарат управления был в значительной степени дезорганизован. Погромы привели к разорению и запустению центральных областей России. Хозяйственная разруха приняла катастрофические масштабы.
Таким образом, к концу XVI века Россия вплотную подошла в своей общественной организации к восточной деспотии. Общество было малоподвижным, развивалось медленно, ощутимо отставало от Западной Европы. Разрыв в уровне развития все нарастал. Неурожаи, эпидемии, разорение народа Ливонской войной и опричниной вызывали недовольство в обществе.
Здание самодержавной монархии, воздвигнутое Иваном Грозным, оказалось непрочным. Когда московский престол перешел к сыну Ивана IV Федору – слабому, болезненному, не готовому к самостоятельному управлению, деспотическая система стала давать сбои. Начались распри между аристократическими родами, народные волнения. Страна неотвратимо скатывалась в бездну гражданской войны.

Первый период смуты

Первый этап смуты характеризуется борьбой за престол различных претендентов. После смерти Ивана Грозного к власти пришел его сын Федор, но он оказался неспособен править и фактически управлял брат жены царя - Борис Годунов. В конечном счете, его политика вызвала недовольство народных масс.

Смута началась с появлением в Польше Лжедмитрия 1 (в действительности Григорий Отрепьев), якобы чудесным образом выжившего сына Ивана Грозного. Он переманил на свою сторону значительную часть русского населения. В 1605 г. Лжедмитрия 1 поддержали воеводы, а затем и Москва. И уже в июне он стал законным царем. Но он действовал слишком самостоятельно, чем вызвал недовольство бояр, также он поддерживал крепостничество, что вызвало протест крестьян. 17 мая 1606 г. Лжедмитрий 1 был убит и на престол вступил В.И. Шуйский, с условием ограничения власти. Таким образом, первый этап смуты был отмечен правлением Лжедмитрия I (1605 — 1606 гг.)

Второй период смуты

В 1606 г. поднялось восстание, предводителем которого стал И.И. Болотников. В ряды ополчившихся входили люди из разных слоев общества: крестьяне, холопы, мелкие и средние феодалы, служилые, казаки и посадские люди. В битве под Москвой они потерпели поражение. В итоге Болотников был казнен.

Но недовольство властью продолжалось. И вскоре появляется Лжедмитрий 2. В январе 1608 г. его войско направилось к Москве. К июню Лжедмитрий 2 вошел в подмосковное село Тушино, где и обосновался. В России образовалось 2 столицы: бояре, купцы, чиновники работали на 2 фронта, иногда даже получали жалование от обоих царей. Шуйский заключил договор со Швецией и Речь Посполитая начала захватнические военные действия. Лжедмитрий 2 бежал в Калугу.

Шуйский был подстрижен в монахи и увезен в Чудов монастырь. В России наступило междуцарствие – Семибоярщина (совет из 7-и бояр). Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами и 17 августа 1610 г. Москва присягнула польскому королю Владиславу. В конце 1610 г. был убит Лжедмитрий 2, но борьба за престол на этом не окончилась.

Итак, второй этап был отмечен восстанием И.И. Болотникова (1606 — 1607 гг.), царствованием Василия Шуйского (1606 — 1610 гг.), появлением Лжедмитрия 2, а также Семибоярщиной (1610 г.).

Третий период смуты

Третий этап смуты характеризуется борьбой с иноземными захватчиками. После смерти Лжедмитрия 2, русские объединились против поляков. Война приобрела национальный характер. В августе 1612 г. ополчение К. Минина и Д. Пожарского дошло до Москвы. И уже 26 октября польский гарнизон сдался. Москва была освобождена. Смутное время окончилось.

21 февраля 1613 г. Земский собор назначил царем Михаила Романова.

Итоги смуты

Итоги Смутного времени были удручающими: страна находилась в ужасном положении, казна разорена, торговля и ремесла в упадке. Последствия смуты для России выразились в ее отсталости по сравнению с европейскими странами. На восстановление хозяйства ушли десятки лет.

15. В начале 1613 года, после изгнания польских и



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: