Разделы науки о языке.
Фонетика (изучает звуки речи)
Орфоэпия – наука о правильном произношении и ударении.
Лексика – словарный состав языка.
Фразеология – наука о фразеологических оборотах (устойчивых сочетаниях слов: бежать во весь дух, развесить уши, сесть в калошу).
Морфемика ( изучает части слова: корень, приставку, суффикс, окончание).
Морфология – раздел науки о частях речи.
Словообразование – наука о способах образования слов (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, бессуффиксный, неморфологический: переход из одной части речи в другую – столовая ложка, обедать в столовой.
Синтаксис – наука о словосочетании и предложении
Пунктуация – наука о правильной постановке знаков препинания.
Этимология – наука, изучающая историю языка.
Типы речи.
Тип речи | На какой вопрос даётся ответ | О чём говорится в тексте | Типичное строение текста |
Описание | Каков предмет, человек | О признаках предмета, человека и т.д. | Общие впечатления и отдельные признаки предмета |
Повествование | Что происходит с предметом, человеком. Что он делает. | О событиях и действиях | Зачин, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, концовка. |
Рассуждение | Почему? | О причинах действий, признаков, событий. | Тезис (основная мысль) Аргументы (доказательства) Вывод. |
Стили речи
Название стиля | Основные признаки | Задачи |
Художественный | Наличие средств художественной изобразительности (эпите-ты, метафоры, сравнения, олицетворения и др.), эмоциональная окрашен- ность и т.д. | Выразить своё отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя. |
Разговорный | Наличие просторечных слов, частиц, междометий; часто – диалога. | Поделиться впечатлениями, обменяться новостями. |
Научный | Наличие терминов, точность, конкретность. | Сообщить научную информацию, объяснить причину явлений. |
Деловой стиль | Точность формулировок, наличие языковых штампов (клише): на основании решения, по истечении срока, контроль за исполне-нием и т. д. Использование производных предлогов (в связи, в целях) и др. | Дать указания, инструкции, сообщить информацию, имеющую практическое решение |
Публицистический | Наличие общественно значимых понятий (свобо-да, родина, прогресс, экология и тому подобных); актуальность(своевремен-ность), использование побудительных, вопросите-тельных, восклицательных предложений, обращения к слушателям и др. | Воздействовать на массовое сознание посредством общественно значимой информации. |
Таблицы по орфографии.
Правописание приставок.
Все приставки в русском языке делятся на 3 группы.
I. Приставки, которые пишутся всегда одинаково: за- на- над -про- по -под- о- об- в- во -от-пред- до- с- ( предложить, отбежать, спросить, сделать, сжать, сбросить и т.д.)
Запомнить слова: здесь, здешний, здоровье, здравствуйте, ни зги (ничего). В них буква З является частью корня
II. Приставки на-з-,с воз-вос- без-бес- чрез-чрес-
из-ис- раз-рас- низ-нис-
В этих приставках перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими –С:
беспорядок – безразличие, ниспослать – низвергать, возражать – восторг
Звонкие согласные: б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р, (и соответствующие им мягкие)
Глухие согласные: п, ф, к, т, ш, с, х, щ, ч, ц
III. Приставки при- пре-
В них выбор зависит от значения.
При- | Пре- |
1) приближение, присоединение: приклеить, приехать, прибить | 1) близка к значению «очень»: предобрый (очень добрый) |
2)нахождение вблизи, около чего-либо: прибрежный, пришкольный | 2)близка к приставке «пере-» Преступить черту (переступить) |
3)неполнота действия: присесть, приоткрыть, приободрить, прилечь |
Не во всех приставках можно определить значение. Слова нужно запоминать!
приказать привыкнуть прекратить
пригласить приготовить преобразовать
приспособить пригодиться преодолеть
приобрести прилежный превратить
присутствовать приятный препятствие
притворить дверь – претворить мечту в жизнь (осуществить)
прибывать на перрон – пребывать в неведении (находиться)
Обозначение мягкости согласных на письме
1)При помощи «ь»
на конце (кость)
в середине (пред буквами К,Г,М, Б – какая бумага): письмо, просьба и т.д.
После согласного «л» (больной, стекольщик, сельдь).
2)при помощи мягких согласных Ч,Щ, поэтому сочетания чк, чн, чт, нщ, рщ пишутся без «ь» знака. Сравните: нянька (ь перед «к»), нянчить (в сочетании «нч» без «ь»)
3) при помощи букв Е, Ё, Ю, Я: вёл [ в ] мягкий
Запомнить!
В названиях месяцев, кроме «январский, пишется «ь»: апрельский, июльский и т.д.
Слова «меньше, раньше» пишутся с «ь»
Чередующиеся гласные О-А в корнях
Выбор гласной зависит от последующих букв | |||||
лаг – лож- кас- кос- раст –ращ- рос- | В корне А, если за ним стоит буква А Перед – ст-, - щ- буква А, перед-с- буква О (растение, выращенный, водоросли) | Полагать -положить Исключение: полог Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав; отрасль | |||
Выбор гласной зависит от ударения | |||||
-зар –зор- -гар-гор- -твар-твор- -клан- клон- | Без ударения –а – Без ударения - О Под ударением что слышится, то и пишется, без ударения- О | Заря –зорька Исключение: зоревать Горит – загар Исключение: выгарки творчество, тварь творение Исключение: утварь кланяйся – поклон, наклонение | |||
Выбор зависит от смысла слова (его лексического значения) | |||||
-мок –мак- ровн – равн- скоч (скок) – скач (скак) | мок- пропустить жидкость мак – погружаться в жидкость ровн- ровный, прямой, гладкий равн - одинаковый скоч(скок) –быстрое, мгновенное, одноразовое действие скач(скак) – длительное действие | промокашка обмакнуть в сметану заровнять яму – равномерное движение исключение: уровень, равнина, равнение, равняйсь вскочил, выскочка вскакивал. скакал | |||
Запомнить!
Чередование Е –И в корнях слов.
В корнях – б и р(а)- б е р- -бл и ст(а) – блест- -п и р(а) – пер- -м и р(а)– мер- -т и р(а) – тер- -ст и л(а) – стел- -д и р(а)- дер- -ж и г(а) –жег- пишется буква И, если за корнем следует суффикс –А-: собирать – соберу, вытирать – вытер, застилать –застелю.
Гласные Е –И в окончаниях существительных
Рос на полян е (1-е, п.п.), служил в арми и (1-е, на-ия), бродил по аллее(1-е, д.п), деревья в инее (2-е, п.п.), стоял на станции (1-е на-ия)
|
Окончания прилагательных и причастий
Окончания прилагательных и причастий проверяются по вопросам. Так как в вопросах окончания ударные, то по ним проверяем окончание прилагательных и причастий: они все совпадают, кроме формы И.п. ед. числа.
В широкую реку (какую?), звонкого ручья (какого?). НО: красный закат (какой?)
Гласные Е – И в окончаниях глаголов
Выбор гласных е- и в окончаниях глаголов зависит от спряжения
Iспряжение: -у-ю -ем-ём
-ешь-ёшь -ете-ёте
-ет-ёт -ут-ют
II спряжение: -у-ю -им
-ишь- -ите
-ит -ат-ят
Если окончание ударное, то проблем в его выборе и определении спряжения нет.
В безударном положении будут такие же окончания, что и в ударном, но чтобы правильно их написать, надо определить спряжение, используя 2-й способ – по неопределённой форме. Для этого надо 1) поставить глагол в неопределённую форму (вопросы что делать? что сделать?)
2)посмотреть последние 3 буквы в глаголе
3)вспомнить, что ко II спряжению относятся а) все глаголы на – ить (кроме брить, стелить)
б) 4 глагола на- ать (гнать, держать, слышать, дышать)
7 глаголов на-еть (терпеть, вертеть, видеть, смотреть, обидеть, зависеть, ненавидеть.
Все однокоренные с ними глаголы будут тоже относиться ко II спряжению:
загнать, передержать, держаться, перетерпеть и т.д.
У глаголов с приставкой вы - спряжение определяется по-особому: надо отбросить приставку, если окончание будет ударным, то всё определяем по нему, если – безударным, то производим те же действия, что и при 2-м способе (вылетит –летит)
Ё(е) –О после шипящих и Ц в частях слов.
Часть слова | Ё(Е) | О | ||||
Корень | Если при изменении слова или подборе однокоренных появляется Е:шёпот – шептать. | Если при изменении или подборе однокоренных слов слышится О: шорох, шов, крыжовник | ||||
Суффикс | 1)Без ударения: орешек 2)под ударением в причастиях (увлеченный, испеченный) и отглагольных существительных: ночевать – ночевка. | Под ударением (девчонка), Искл.: иноязычные слова (дирижёр, ретушёр) | ||||
Окончание | Без ударения: товарищем, хорошего | Под ударением, кроме глаголов (свечой, чужого), НО течет, печет - глаголы | ||||