Последний период жизни Блока проходит под знаком Пушкина. К этому времени относится "Возмездие" -- поэма наиболее близкая к классической традиции,-- речь Блока о Пушкине и стихотворение его, посвященное "Пушкинскому Дому".
29 января (11 февраля) 1921 г., в 84-ую годовщину смерти Пушкина, Блок произносит в Доме Литераторов свое слово "О назначении поэта". За полгода до смерти, как некогда Достоевский, он воздает свою хвалу поэту в таком же синтетическом тоне, в каком была произнесена автором незаконченных "Карамазовых" знаменитая речь 8 июня 1880 г.
"Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними это легкое имя -- Пушкин.
Пушкин так легко и весело умел нести свое творческое бремя, несмотря на то, что роль поэта не легкая и не веселая, она трагическая; Пушкин вел свою роль широким, уверенным и вольным движением, как большой мастер; и однако, у нас часто сжимается сердце при мысли о Пушкине: праздничное и триумфиальное шествие поэта, который не мог мешать внешнему, ибо дело его внутреннее -- культура, это шествие слишком часто нарушалось мрачным вмешательством людей, для которых печной горшок дороже бога.
Мы знаем Пушкина -- человека, Пушкина -- Друга монархии, Пушкина -- друга декабристов. Все это бледнеет перед одним: Пушкин -- поэт".
Не ограничиваясь этой речью, Блок тогда же (5 февраля 1921 года) обращается к тени поэта в своем посвящении "Пушкинскому Дому". В первых же строфах возникает вечно знакомый образ: "всадник бронзовый, летящий на недвижном скакуне"...
|
Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе.
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе.
Не твоих ли звуков сладость
Вдохновляла в те года?
Не твоя ли, Пушкин, радость
Окрыляла нас тогда?
Вот зачем такой знакомый
И родной для сердца звук --
Имя Пушкинского Дома
В Академии Наук.
Вот зачем в часы заката,
Уходя в ночную тьму,
С белой площади Сената
Тихо кланяюсь ему.
Эти строфы считаются последним стихотворением Блока (во всяком случае одним из его последних стихотворений). В его заключительных строфах чувствуется грусть расставанья и все оно звучит, как прощальный привет земному. Образ Пушкина и явление пушкинской культуры, как великий стимул бодрости духа и указание для его дальнейших творческих устремлений,-- с таким заветом отошел от нас Блок. Лучшие поэты XX века всегда сверяли своё творчество с творчеством Александра Сергеевича Пушкина. Они видели у него много ценного для себя. Высоко ценили поэзию А. С. Пушкина поэты серебряного века. Анна Андреевна Ахматова неоднократно подчеркивала свою духовную связь с А. С. Пушкиным,
Очень близок Пушкин был М.Цветаевой, в жизни и творчестве которой мотив встречи с Пушкиным имел огромное значение.
Пушкин вошёл в жизнь Цветаевой с трёх лет. Сначала картина "Дуэль", затем запретный шкаф с книгами в комнате матери и, наконец, огромный памятником Пушкину в сквере, где ежедневно гуляла маленькая Марина с няней. Всё вокруг буквально дышало Пушкиным, кричало о нём. И Пушкин глубоко и прочно проник в душу ребёнка – как первое знакомство с миром, с поэзией, с материей, с людьми – словом, как самые разные знакомства. Для девочки-Цветаевой поэт был окружен ореолом, и она пыталась разгадать его тайну.
|
А соприкоснувшись с волшебной поэзией Пушкина, Цветаева полюбила его образы, его героев…
Самое первое произведение, с которым познакомилась Цветаева – поэма "Цыгане".
Стоя на стуле, постоянно озираясь, чтобы не заметили взрослые, семилетняя Марина читала пушкинскую поэму…
Позже, уже будучи взрослой, Цветаева прочитала "Историю Пугачёвского бунта" и "Капитанскую дочку". Пугачёва в своей книге "Мой Пушкин" Цветаева называет Вожатым. Он навсегда остался её любимым героем.
Так с раннего детства поэтесса была знакома с Пушкиным, её образ мыслей сжился с образом мыслей поэта, воплощённым в его произведениях.
Именно поэтому Пушкин так близок Цветаевой. И ей невмоготу было видеть, как из Пушкина сделали "книжный образец", нравственную норму, нанесли на него толстый слой хрестоматийного глянца.Особенно ярко Цветаева показывает своего, "настоящего" Пушкина в стихотворении "Встреча с Пушкиным".
Во-первых, поэтесса выбирает место, где происходят события её стихотворения – Крым – не случайно. В творчестве Пушкина Юг, и Крым в частности, сыграли огромную роль. Здесь творил Пушкин-романтик. "Цыгане", "Бахчисарайский фонтан" – множество волшебных, лирических произведений вышло из-под его пера благодаря крымским впечатлениям.
А для самой Цветаевой Крым – это море, ведь ещё в детстве поэтесса впервые увидела здесь Чёрное море. Увидела – и полюбила. Романтическое, бушующее, бескрайнее. Оно полно было для девочки неизъяснимого очарования.
|
Во-вторых, Цветаева мастерски рисует нам портрет "южного", живого Пушкина. При помощи отдельных деталей ("курчавый маг", "смуглая рука" - повторяется два раза; "молчали так грустно, так мило…") поэтесса создаёт яркий образ.
Она любит Пушкина, его эпоху, и выражается это в стихах со свойственными ей максимализмом, страстностью:
Как я люблю имена и знамёна,
Волосы и голоса, старые вина и старые троны, -
Каждого встречного пса…
В то же время Цветаева, несмотря на восхищение Пушкиным, считает себя равной ему:
Пушкин! – Ты знал бы по первому слову, кто у тебя на пути!
И просиял бы, и под руку в гору
Не предложил мне идти…
Не опираясь на смуглую руку…
И в конце стихотворения Пушкин и Цветаева, два поэта, смотрят с высоты горы на раскинувшийся под ногами мир.
Так Цветаева представляла встречу с живым Пушкиным, с другом и коллегой. Да, именно так Цветаева видела его и хотела, чтобы и мы увидели его таким.
Другой поэт серебряного века, М.А.Кузмин, уже после Цветаевой, в своём стихотворении "Пушкин" проводит параллель между Пушкиным как идеалом поэта и Пушкиным-человеком:
Он – жрец и он весёлый малый,
Пророк и страстный человек.
Поэт тоже настаивает на том, что Пушкин – "живой":
И он живой. Живая шутка
Живит арапские уста,
И смех, и звон, и прибаутка
Влекут в бывалые места
Кузмин считает, что идеал в образе Пушкина должен был явленным, чувственно ощутимым. Кузмин погружён в секреты человеческого обаяния: острота, неповторимость человека разных эпох, его изящество – вот что привлекает поэта.
Начиная стихотворение с необычности Пушкина, даже, можно сказать, обособленности его от всех остальных поэтов:
Он жив! У всех душа нетленна,
Но он особенно живёт!
Благоговейно и блаженно
Вкушаем вечной жизни мёд."
Кузмин заканчивает признанием Пушкина братом поэтов:
И если в нём признаем брата,
Он не обидится: он – прост…
Михаил Алексеевич на протяжении творческого пути был в той или иной мере близок к разным поколениям русского поэтического авангарда. Разноцветье интересов, любовь к изысканному, свежесть взгляда и тяга к вечным, земным проявлениям жизни – вот особенности творческой позиции Кузмина, воплотившиеся в лирике. Его стихи пропитаны радостью, умильным отношением к миру, безусловным его приятием.
Особенностями своей поэтики Кузмин во многом повлиял на творческие поиски его младших современников – А.А.Ахматовой, отчасти В.Хлебникова.
Слово поэта конкретно, вместо иносказания он использует сопоставление, соприкосновение слов как своего рода частиц мозаики, добиваясь "изумительной стройности целого при свободном разнообразии частностей" (Гумилёв)
Совершенно необычная встреча с Пушкиным у В.В.Маяковского. Он встречается не с живым человеком, а с … ожившим памятником поэту.
Для В.Маяковского свойственно нарушение нормальных связей человека и мира, порождающее душевную смуту. В результате этого в его стихотворениях действительность утрачивает реальность очертания, вещи оживают, события текут самопроизвольно, как в данном стихотворении. Поэт использует приём издевательской клоунады (над бездарными на его взгляд поэтами), а характерное качество гротеска – сочетание правдоподобия (Маяковский стоит на бульваре, разговаривает сначала сам с собой, затем с памятником Пушкину) и фантастики (памятник оживает) отражает сущность сложившейся ситуации, помогает поэту осмыслить события.
Маяковский не считает Пушкина высоким, недостижимым идеалом,разговаривает с ним по-товарищески, но уважительно, на "вы".
Маяковский изливает свою душу поэту, рассуждает с ним в шутливой форме о наболевших проблемах современной поэзии. При этом об одних поэтах он говорит одобрительно:
А Некрасов
Коля,
Сын покойного Алёши –
Он и в карты,
Он и в стих,
и так
неплох на вид.
Знаете его?
Вот он
Мужик хороший.
Этот
Нам компания –
Пускай стоит.
Или
Есть
У нас
Асеев
Колька.
Этот может.
Хватка у него
Моя.
О других – пренебрежительно:
Чересчур
Страна моя
Поэтами нища.
Между нами
вот беда –
позатесался Надсон.
Мы попросим,
Чтоб его
Куда-нибудь
На Ща.
Современники же, по мнению Маяковского, не стоят и "полсотни". Поэт называет ряд фамилий: "Дорогойченко. Герасимов. Кириллов, Родов. " И действительно, Маяковский верно подметил: ни одна из этих фамилий не дошла до нас в качестве фамилии известного поэта.
Но к самому Пушкину поэт относится, как и другие поэты, уважительно; признаёт его гений, видит "живого" Пушкина:
Я люблю вас,
Но живого,
А не мумию.
Навели
хрестоматийный глянец.
В воображении Маяковского и понимании им сущности и значимости Пушкина он – натура горячая, страстная, реагирующая на любое проявление жизни, поэтому отмечается его африканское происхождение:
Вы
По-моему
При жизни
думаю –
тоже бушевали.
Африканец!
Очень эмоционально выражает Маяковский своё отношение к убийству Пушкина на дуэли:
Сукин сын Дантес!
Великосветский шкода.
Но в стихотворении есть детали, указывающие на время, в которое жил Маяковский, советские порядки.
А ваши кто родители?
Чем вы занимались
до 17-го года?-
Только этого Дантеса бы и видели.
Вообще, футуристы, к которым относится Маяковский, отрицали наследие классической литературы, но тем не менее, у поэта отношение к Пушкину традиционно уважительное. Он подтверждает значимость Пушкина фразой: "давайте подсажу на пьедестал. Заканчивается всё стихотворение словами: "Ненавижу всяческую мертвечину, обожаю всяческую жизнь!", потому что Пушкин для Маяковского есть жизнь!"
В этом же 1924 году о Пушкине пишет С. А. Есенин.
Русская классическая литература оказала сильное влияние на формирование поэта, направляла его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, "Слово о полку Игореве", поэзию Лермонтова, Кольцова, Блока, Клюева, Гоголя и, конечно, Пушкина. В начале стихотворения рисуется образ "живого" Пушкина, фиксируются детали его внешности: "Блондинистый, почти белёсый". Но затем оказывается, что поэт видит памятник – символ славы Пушкина, воздвигнутый благодарными потомками на Тверском бульваре. И вот Есенин стоит пред бронзовым памятником того, "кто русской стал судьбой", и тоже мечтает быть похожим на него:
Я умер бы сейчас от счастья, сподобленный такой судьбе.
Есенин сравнивает себя с Пушкиным:
О Александр! Ты был повеса, как я сегодня хулиган.
Говорит, что стихи поэта не зависят от его характера, что талант поэта не затемнит и не убьёт ничто, никакие проступки и буйства. Здесь он жалуется, что его самого не признают именно из-за характера. Но тем не менее, Есенин понимает, что ему ещё очень далеко до Пушкина:
…Ещё я долго буду петь…
Чтобы моё степное пенье
сумело бронзой прозвенеть.
А надежда на такое будущее, такую славу у Есенина есть, ведь он считает, что может писать стихи не хуже Пушкина не сейчас, но когда-нибудь, в светлом и отдалённом грядущем.
В 1940 году советский поэт А. Недогонов представляет себе встречу с Пушкиным совсем по-иному. Для него Пушкин- провидение, которое встаёт на сторону человека, борющегося за правое дело, за Россию.
Недогонов родился в семье рабочего, с1929 года сам работает на шахте, в 1935-1939 годах учится в институте имени Горького. Поэт участвовал в военной кампании под Выборгом, где был тяжело ранен, а во время Великой Отечественной войны был военным журналистом. Слышал в самые тяжёлые моменты боя голос Пушкина- патриота, который "…покрывал гром канонады, он взывал: "Вперёд, вперёд, моя исторья." Последние слова говорят о том, что в представлении поэта Пушкин, любя свою родину, не мог представить её побеждённой, когда её история прервётся и сольётся с историей более мощной державы.
Идея всего произведения в том, что стихи Пушкина спасают людей, воспламеняют их надеждой, питают невиданными силами, вдохновляют на подвиги. Недогонов говорит, что Пушкин умер за свою честь, не отступив, и, по его примеру, бойцы также не должны отступать, отчаиваться:
Под лютой стужей, неостывший,
Столетье пролетевший враз,
Свинец, поэта погубивший,
Прошёл сквозь каждого из нас!
Чувство утраты Пушкина со временем не угасло, а в патриотические моменты вспыхивает с новой силой. Ведь Великая Отечественная война – событие, затронувшее судьбы всего русского народа. Цели, желание победить были общими для всех, страх и отчаяние тоже были общими; родной и близкой стала история Отечества. И, конечно, в этой истории не мог не обозначиться силуэт самого талантливого поэта –Пушкина.
Во всех своих произведениях поэт стремится слить воедино малое и грандиозное, природное и "железное", лирико-философское и героическое движение мотива жизни и смерти, воли и чувства, "железа" и природной стихии. Стремится охватить единым взором мир.
А героико-философские баллады Недогонова являются новым словом в развитии этого старинного поэтического жанра.
Из послевоенной советской поэзии можно выбрать стихотворение малоизвестного бурятского поэта, так как в нём есть интересующий мотив. Ж. Тумунов обращается в своём стихотворении к памятнику Пушкина. В 1949 году он пишет:
Как случилось, что молоды вы,
Хоть по возрасту вам полтораста?
Это о неувядающей славе Пушкина, о том, что в сознании русского народа Пушкин- вечно молодой и живой поэт.
Начиная с утверждения значимости, "бесценности" Пушкина ("Вы- сокровище русских людей, Образ ваш величав и спокоен!"), Тумунов переходит на автобиографию, рассказывая поэту о себе, как бы рапортуя:
Перед вами- питомец степей,
Скотовод, литератор и воин
Тумунов говорит, что в его жилах уже течёт кровь, пропитанная пушкинскими стихами, ведь он уверен, что его предки слышали эти стихи, внимали им с восторгом.
Может статься, ваш друг Кюхельбекер
Под могучими соснами пади
Повторял ваши строфы в том веке,
И внимал ему тёмный мой прадед.
На Ононе, быть может, в изгнанье,
Коченея от ветра и стужи,
Ваше полное веры посланье
Прочитал ему добрый Бестужев.
Стихотворение Тумунова перекликается с мотивами пушкинского "Памятника", в котором Пушкин писал:
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык:
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей- калмык.
Ж. Тумунов подтверждает слова поэта собственным примером ("Я же с вами знакомство завёл Зимним вечером в юрте- читальне."), говорит об огромной славе Пушкина ("Только ваше сиянье собой И небесные звёзды затмило."), о том, что во всех важных событиях в жизни русского народа Пушкин принимал участие, о том, что великий поэт всегда рядом, среди нас, в наших думах:
Вот идём мы под знаменем нашим
В незабвенный победный поход…
За спиной- Бородинские пашни…
Мы зелёной весною взошли
На крутые руины Берлина,
Мы с собой ваши строки несли,
С вами сердце слилось воедино.
Итак, восприятие Пушкина зависит от того, кто его воспринимает. Все воспринимающие- поэты, но поэты разных эпох.
Анна Ахматова – поэтесса первой половины 20 века уже может отметить, что Пушкин – это не столько человек, сколько явление, целая эпоха в истории литературы. Поэтому в своём стихотворении она создаёт ощущение присутствия Пушкина, но конкретного образа не даёт, лишь описывая Царское Село, где всё напоминает ей о поэте.
Другая поэтесса, Марина Цветаева, очень тесно соприкасавшаяся с жизнью Пушкина, напротив, видит в нём человека, описывает его внешность. Для Цветаевой Пушкин – это коллега. Она считает себя равной ему. Её цель – показать в стихотворении, что пушкинским мыслям созвучны её мысли, что она понимает и разделяет все чувства поэта.
Михаил Кузмин в стихотворении "Пушкин" видит в поэте гения: "романтика, классика, старого, нового". Он не может себе позволить, как Цветаева, ощущать в Пушкине коллегу, но тоже отмечает простоту Пушкина, допускает возможность признать Пушкина "братом" поэтов (Но! В отличие от Цветаевой, он говорит не лично о себе, а обо всех поэтах).
У В Маяковского очень чётко в стихотворении "Юбилейное" чувствуется отпечаток советского времени. Это и манера разговора Маяковского, и приметы советской действительности, например, ВЦИК. Он говорит с Пушкиным, как со старшим товарищем, осуждает бездарных поэтов и готов похвалить талантливых, одарённых.. Цель его диалога с поэтом – получить одобрение Пушкина, его поддержку. И, в то же время, выразить своё сожаление по поводу трагической гибели поэта.
В отличие от Цветаевой, Маяковский "общается " не с "живым" Пушкиным. А с его памятником, как и Есенин в своём стихотворении "Пушкину".
Для Есенина, как и для Кузмина, очевидна гениальность Пушкина, он не сомневается в вечности его славы. Но цель его "общения" с Пушкиным – сопоставить себя с ним, поэтому Есенин делает акцент и на буйном характере поэта, жалуясь ему на свою судьбу.
Алексей Недогонов – поэт военных лет, участник Великой Отечественной войны. Когда он писал своё стихотворение "Пушкин", его цель была – вдохновить русских солдат на победу, поэтому он сравнивает их судьбы с судьбой Пушкина. Для него война – битва за честь страны.
Образ Пушкина в его стихотворении – это образ патриота, переживающего за свою Родину.
Тумунов возносит Пушкина до уровня пророка, предсказателя судьбы бурятского народа. Он делает его национальным поэтом, связывает с Пушкиным все наиболее важные события в жизни своего народа. Цель Тумунова – сказать своим стихотворением "спасибо" Пушкину за то, что тот помнил о каждом человеке в России.
Итак, каждый поэт по-своему воспринимает Пушкина, у каждого была своя цель воображаемого общения с ним, но все они понимают, что роль Пушкина в истории и развитии поэзии огромна, гений его несомненен, а потому он был, есть и остаётся символом русской поэзии.
ПРИЛОЖЕНИЕ1
Марина Цветаева
Нет, бил барабан перед смутным полком,
Когда мы вождя хоронили:
То зубы царёвы над мертвым певцом
Почетную дробь выводили.
Такой уж почет, что ближайшим друзьям —
Нет места. В изглавьи, в изножьи,
И справа, и слева — ручищи по швам —
Жандармские груди и рожи.
Не диво ли — и на тишайшем из лож
Пребыть поднадзорным мальчишкой?
На что-то, на что-то, на что-то похож
Почет сей, почетно — да слишком!
Гляди, мол, страна, как, молве вопреки,
Монарх о поэте печется!
Почетно — почетно — почетно — архи-
почетно, — почетно — до черту!
Кого ж это так — точно воры вора
Пристреленного — выносили?
Изменника? Нет. С проходного двора —
Умнейшего мужа России.
19 июля 1931
Медон
ПРИЛОЖЕНИЕ2
Алексей Макаревич
Пушкин
Бывает осенней порою,
засыпая с рассветом,
я вижу во сне героя,
я вижу во сне поэта...
И кажется болдинской осень,
вижу я тень Татьяны.
Уходит во тьму Дубровский,
во тьму сновидений странных.
Летит надо мной Пушкин,
машет крылом белым,
и кажется мне игрушкой
тонкое его тело...
Над городами и ликами,
над тополями стройными
читает стихи великие,
да песни поёт знойные...
И к облаку тянутся руки,
и яблоки рвутся с веток...
Не ведая сна и скуки,
он подымается в небо,
и кружится, будто птица -
судьбы моей злой кукушка,
и вглядываясь в наши лица,
трогает за макушки.
И кажется что незримо
веет над нами вечность,
бессмертная пантомима,
вселенская человечность...
Над городами и ликами,
над тополями стройными
читает стихи великие,
да песни поёт знойные...
ПРИЛОЖЕНИЕ3
БОРИС РОМАНОВ
Раевский. Пушкин! Славная Таврида.
Что помнят неохватные стволы?
Чья слава и великая обида
одно мгновенье высветит из мглы?
Чтобы его представить молчаливо,
достанет нам и страсти и порыва
среди камней и прошлого золы?
Нет, не достанет. Спит воображенье,
пока нас жарит солнце, а в ночи
оно опять признает пораженье,
и потому о Пушкине молчи...
Послушай море, угадать стараясь,
о чем оно бормочет нам, вздымаясь,
каменья перекатывая ртом.
И повтори слова его потом.
Булат Окуджава
Счастливчик Пушкин
Александру Сергеичу хорошо!
Ему прекрасно!
Гудит мельничное колесо,
боль угасла,
баба щурится из избы,
в небе -- жаворонки,
только десять минут езды
до ближней ярмарки.
У него ремесло -- первый сорт,
и перо остро...
Он губаст и учен, как черт,
и все ему просто:
жил в Одессе, бывал в Крыму,
ездил в карете,
деньги в долг давали ему
до самой смерти.
Очень вежливы и тихи,
делами замученные,
жандармы его стихи
на память заучивали!
Даже царь приглашал его в дом,
желая при этом
потрепаться о том, о сем
с таким поэтом.
Он красивых женщин любил
любовью не чинной,
и даже убит он был
красивым мужчиной.
Он умел бумагу марать
под треск свечки!
Ему было за что умирать
у Черной речки.
Рубцов Николай
О ПУШКИНЕ
Словно зеркало русской стихии,
Отстояв назначенье свое,
Отразил он всю душу России!
И погиб, отражая ее...
ПУШКИНУ
Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с собой.
Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман,
О Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.
Но эти милые забавы
Не затемнили образ твой,
И в бронзе выкованной славы
Трясешь ты гордой головой.
А я стою, как пред причастьем,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.
Но, обреченный на гоненье,
Еще я долго буду петь...
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.
26 мая 1924 С.А.Есенин
ПУШКИН
Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ногу ножкой называть?..
1943 А.А.Ахматова