основные направления политической мысли России в 19-20 вв.




Заподоевропейская политическая мысль.

Отсталость, засилье феодально-сословного гос-ва сопровождалось взлётом немецкой философии и литер-ры.
И.Кант – обосновал Либерализм – идейную основу буржуазии. Обосновал «Положение о том, что каждый человек обладает абсолютной ценностью и не может быть орудием осуществления каких-л. целей. Человек сам по себе цель и никогда не должен стать средством. Человек способен быть господином самому себе. Однако, не каждый использует свою свободу в нравственных целях. В этом случае свобода перерастает в произвол и, чтобы его не допустить, нужен закон, который гос-во наделяет принудительной силой. Гос-во по своей сути является носителем принуждения. Назначение гос-ва – не в заботах о произв-ве потребностей, а в максимальном соблюдении права в соответствии с режимом гос-ва и его принципами.»
Эта идея – современная концепция правового гос-ва. Происхождение гос-ва выводит из общественного договора. Вслед за Руссо провозгласил идею верховенства народа, право на свободу, равенство и независимость. Во внешнеполит. взглядах: выступает резким противником захватнических войн, за развитие связей, соблюдение договоров; выдвигает проект установления «Вечного мира», достигаемый путём создания всеохватывающей федерации равноправных государств.
Ф.Гегель – составной частью его философской системы явл. Политическая доктрина, изложенная в «Философии Права» - идея о гражданском обществе. «Гражданское общество – это общество конкретных людей с разнородными интересами и потребностями, кот.постоянно вступают в отношения друг с другом. Гос-во – это единый монолит, общество – мозайка». Возник вопрос, как соединить гражданское общество и гос-во. Это можно сделать через групповое представительство (В гражданском обществе люди объединены в группы согласно интересам. Группы выдвигают своих представителей, кот.предстоит согласовать свои интересы между собой. Это и позволит достичь национального единства, необх. в гос-ве.).
Активное осмысление буржуазных революций. Их итоги не были радостными для трудящихся. Бедность и неравенство остались, поменялись только формы эксплуатации. Это побуждало мыслителей к поиску идей более справедливого общественного устройства. Такие поиски велись социалистами-утопистами (Сен-Симон, Оруэн, Пурье). В отличие от предыдущих утопистов, они дали критику порядков, отказались от пропаганды аскетизма, выдвинули ряд положений, кот.потом использовали Маркс и Энгельс: замена гос. собственности общественной, справедливое распределение результатов труда.

 

 

основные направления политической мысли России в 19-20 вв.

XIX век для политической мысли России – век особый. В середине этого века в России указом «сверху» было отменено крепостное право, в стране стал развиваться капитализм. Однако политическая надстройка общества – самодержавие – оставалось во многом неизменной. Идеалы конституционной, думской монархии, не говоря уже о демократической республике, в этом веке остались недостижимыми.Такое развитие не могло не вызвать к жизни большого количества политических учений и идей о путях переустройства и развития России. Появились и ложились основные направления русской политической мысли: либерализм, революционизм, консерватизм, ”западники” и “славянофилы”. Все эти характерные направления, возникшие в 19 веке, в той или иной форме проявились и в последующей политической жизни страны.В 19 веке в политической мысли России зарождаются, а затем оформляются ее основные направления и течения: Либерализм, ориентирующийся на идеологические принципы западных учений и выражающий интересы зарождающейся буржуазии (М.М. Сперанский, П.Я. Чаадаев); политико-правовой либерализм середины – конца 19 века. Радикализм, выражающий интересы угнетенных слоев населения, обосновывающий и использующий революционные методы борьбы. Консерватизм, он отражал интересы помещиков, части бюрократии и интеллигенции, отстаивал самобытный путь развития России; проимператорское направление – в него входили Карамзин, С.С. Уваров, К.П. Победоносцев).К числу первых ярких представителей официального российского либерализма относится М.М. Сперанский. В 19 веке родились и оформились все основные направления политической мысли, которые получили дальнейшее развитие в 20 веке.

 

34. общественно- полит. мысли в Беларуси. Зарождение политической мысли у вост славян совпадает с возникновением у них государственности. В древних летописях, трактатах, литерат произведениях мы находим суждения о политике. Но расцвет политической мысли приходится на 16-17в. Существенный вклад в развитие гуманистической мысли в Беларуси внес Ф.Скорина (1490-1551). Он оставил богатейшее философское и литературное наследие, кот содержит и оригинальные суждения о политике. Дальнейшее развитие идей права и свободы мы находим у А.Волана. Он считал, что государство призвано регулировать отношения между общественными сословиями с тем, чтобы они мирно уживались вместе, не мешая друг другу. Подобные идеи получили отражение в Статуте ВКЛ. 3 издания Статута - 1529, 1566 и 1588- всеобъемлющий свод законов, благодарякот общественная жизнь была заключена в четкие правовые рамки. 17 – 18в в Беларуси - период контрреформации и наступления католич церкви. Реакцией на это стало распространение среди бел мыслителей идей сильной и просвещенной власти. Представитель Симеон Полоцкий. 19 в в истории политич мысли Беларуси: широкое распространение идей освобождения Беларуси, ее независимости и самостоятельного развития. В 1й его половине: активное создание ряда общественно-политических кружков. С революционными идеями выступил во 2й половине 19в К.Калиновский. Власть народа, а не группы людей - его политический идеал. Совец период: А.Луцкевич, В.Ластовский, Б.Тарашкевич и др. Современный период: проблемы – суверенитет, независимость Беларуси, проблемы постсоветских трансформаций и др (Н.Антанович, В.Божанов и др) Общий обзор политической мысли показывает, что в центре внимания тех, кто изучал политику, постоянно находились вопросы государства, права, власти, свободы, справедливости. 35. сущность и назначение политики Характерная черта политики- ее универсальность и всеохватность. В то же время политика формируется в пределах политич сферы общества. Политич сфера - это область политики, политич жизни общества, пределы распространения влияния политиков и политич организаций. Политика взаимодействует с другими сферами общества. Но не все явления включают в себя политич компонент. Взаимосвязь политики с другими общественными сферами проявляется в двух аспектах: 1й- политика детерминирована экономическими, духовными факторами, социальной структурой общества, в частности уровнем социального расслоения общества, этнической структурой. 2й- сама политика способна воздействовать на эти сферы, проникать в них. Это связано со следующими сущностными проявлениями политики: политика призвана обеспечить условия, при которых создание общественных ценностей, произведенных в материальной и духовной сферах, отвечало бы интересам тех или иных социальных групп. политика присутствует во всех общественных сферах в силу свойственной ей регулирующей функции. На рационализацию отношений между людьми в этих сферах направлены такие виды гос политики, как экономическая, военная, социальная, экологическая и др. Политическая система - часть политической сферы, совокупность гос и негос социальных институтов, осуществляющих власть, управление делами общества, регулирование взаимоотношений между классами, социальными группами, нациями, государствами, обеспечивающих стабильность общества и определенный социальный порядок. Она оказывает воздействие на развитие общества, его сфер, т. е. осуществляет управление им. Суть управления заключается в определении целей развития общества, каждой из его сфер. Политика представляет собой одну из важнейших сфер жизнедеятельности людей. Иначе говоря, политика призвана обеспечить жизнедеятельность различных сфер общественной жизни, институтов, организаций, общества в целом. В качестве основных субъектов политики выступают государство, различные гос и полит институты и учреждения, партии, организации, движения и даже отдельные личности. 36.Полит.власть:происхождение, сущность, осн.черты и функции. Политич власть – это способность и возможность субъекта осуществлять свою волю в сфере политики, т.е в сфере принятия решений общеобязательного характера. Борьба за власть и ее осуществление – один из основных аспектов политической жизни общества. Политическая власть не тождественна государственной. Не все принимаемые на гос уровне решения имеют политический характер. Политическая власть осуществляется такими методами, как господство, убеждение, принуждение, насилие. Господство – это важнейшая форма существования и политической, и гос власти. Макс Вебер разработал классификацию господства:1.традиционное госп-во. В основе легитимизации – традиция (обычай). Этот тип основан на убежденности в святости старых традиций и в незыблемости законности прав власти. Это характерно для наследственной монархии, князей, вождей племен, чья власть освящена поколениями. 2.харизматическое госп-во (от греч. «Божий дар») Заключ в личной преданности носителю власти, вера в исключительные качества этого человека. Этот тип господства может либо превратиться в своего рода светскую религию, либо принять умеренные формы. 3.рациональное (легальное) госп-во. Заключ в следующем: установленный порядок – законный, а органы власти - полномочны. Люди подчиняются не правителю, а закону, они – не подданные, а граждане. Главное действующее лицо – бюрократия, воплощение законности и рациональности. Этот тип крепчает там, где сильнее – тенденция быть ближе к закону. Легитимность обеспечивает нормальность правления, снижает уровень власти-силы, власти-могущества, «голой власти». Вебер считал, что негде нет этих типов в чистом виде, но он считал их идеальными.   37.понятие и структура политической системы общества Политическая система -это совокупность политических институтов, общественных структур, а также их взаимодействий, в которых реализуется политическая власть и осуществляется политическое влияние. Понятие политической системы распространяется на всю политическую жизнь общества, в зависимости от степени развития экономической среды, глубины противоречий между основными противостоящими классами. Политическая система общества отражает многообразные интересы социальных групп, которые через свои организации и движения оказывают определенное влияние на политическую власть. В случае соответствующего признания эти интересы реализуются при помощи политически управляемых структур, через политический процесс, т.е. путем принятия и осуществления политических решений. Политическая система любого общества характеризуется наличием определенных механизмов, которые гарантируют ему устойчивость и жиз­неспособность. При помощи этих механизмов разрешаются социальные противоречия и конфликты, координируются усилия разных обществен­ных групп, организаций и движений, гармонизируются общественные отношения, достигается консенсус относительно основных ценностей, целей и направлений общественного развития. Структура политической системы В составе политической системы общества функционируют в тесной взаимосвязи четыре крупные подсистемы: институциональная, регулирующая, коммуникативная и политико-идеологическая.Институциональная подсистема включает политические институты и, прежде всего, формы политического правления (республика, монархия), политические режимы (демократический, тоталитарный, авторитарный и др.), органы законодательной, исполнительной и судебной власти, политические партии и движения, многочисленные общественные организации, избирательную систему и др. Этой подсистеме принадлежит ключевая роль в политической системе. Именно здесь создается нормативно-правовая, определяющая условия, возможности и границы функционирования всей политической системы. Регулирующая подсистема, базируясь на принятых в обществе политико-правовых нормах, отраженных в конституции страны и других законодательных актах, регулирует формирование, и деятельность политических институтов и функционирование политической системы общества в целом. Исходной базой, на которую опирается данная система, являются не только политико-правовые нормы, но и национальные, исторически сложившиеся обычаи и традиции, господствующие в обществе политические взгляды, убеждения, принципы, воздействующие на политическую систему общества. Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы общества. Это, прежде всего отношения по поводу управления обществом. Субъектами этих отношений являются, политические институты и организации, политические лидеры, представители политической элиты, граждане. Это также отношения, связанные с борьбой за политическую власть: ее завоевание, удержание, реализацию. Политико-идеологическая подсистема включает, политические концепции, теории, взгляды. Они лежат в основе создания и развития общественно-политических институтов, политико-правовых норм, совершенствования политических отношений и всей политической системы. Данная структура прослеживается в полит системе любого общества, однако в конкретных условиях разных государств перечисленные подсистемы создаются и функционируют в различных формах. 38. понятие политического режима сущность и типы Политический режим ( от франц regime) - государственный общественный строй, образ правления Это функционирования политической жизни, состоящий в результате политических действий социальных субъектов объектов в системе определенных политических властными них институтов, структур, политических отношений и взаимодействия человека и общества. В. Н. Хропанюк разделяет понятия политического режима и государственного режима: «Формы государственного режима представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим ― важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим ― понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы)». Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам к пониманию сущности политического (государственного) режима.Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом. Узкий ― делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций. Типы: Демократический режим - характеризуется высокой степенью политиче­ской свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу. либеральный режим - это собст­венно не режим осуществления власти, а условие существования самой ци­вилизации на определенном этапе ее развития, даже финальный итог, ко­торым и заканчивается вся эволюция политической организации общества, наиболее эффективная форма такой организации. Авторитарный режим (от греч. «самовластие», ближе – «автократия») – это власть одного лица или группы лиц, противоположная демократическому народовластию. Тоталитарный режим – режим, при котором гос-во, не довольствуясь функцией социального представительства выступает единственным и исключительным выразителем общих потребностей и движений..(ввел для характеристики своего движения Бенито Муссолини в 1925 г.   39.Демократия критерии и механизмы. Демократический режим - это одна из разновидностей либерального режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении гос-вом. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое гос-во не ограничивается только их провозглашением. Оно обеспечивает для них соц-эконом основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. Население участвует в осуществлении гос власти посредством прямой (непосредственно принимает участие в решении вопросов) и представительной (народ реализует власть через выбираемые им представительные органы). В демократическом гос-ве народ явл источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания. При демократии существует институциональный и полит плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки секции, общества и т.п. объединяют людей по различным интересам и склонностям. основные формы демократии:1. В прямой демократиимежду волей народа и ею воплощением в решения нет опосредующих звеньев - народ сам участвует в обсуждении и принятии решений. Прямая демократия сегодня используется в организациях и небольших сообществах (городах, общинах) как самоуправление. Другой формой прямой демократии являются сам процесс голосования, в ходе которых осуществляется прямое волеизъявление народа в отношении своих представителей в органы гос власти.2. Плебисцитарная демократияявл др каналом выражения воли народа. Ряд исследователей рассматривает ее как разновидность прямой демократии и не выделяет ее в отдельную группу. Эта форма демократии представляет собой голосование народа по важнейшим гос вопросам, по проектам законов и других решений через референдум, иногда называемый плебисцитом, что в дословном переводе - народное решение.3. В представительной демократииволя народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому ее еще называют делегируемой демократией. Депутаты, полит лидеры, получив доверие от народа, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях. Между народными представителями и теми, кого они представляют, устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и доверии.     60. Теория и практика политической модернизации общества. Модернизация белорусского общества. Одним из процессов в современной политической жизни многих стран мира является модернизация. В своих идейных истоках теории модернизации восходят к идее прогресса, где история, общественно-политический процесс понимались как предопределенное объективными социально-экономическими факторами движение от так называемого традиционного общества к обществу переходному, а затем – к современному (модерному). Американский социолог У. Мур отмечает, что модернизация есть «понятие тотальной трансформации досовременного общества к тому типу технологии и соответствующей ему структуры, которые характерны для развития экономически процветающих и политически относительно стабильных стран западного мира». Выделим основные признаки модернизации в отдельных сферах общества: · Экономическими характеристиками модернизации выступают преобразование способа производства и укладов хозяйствования в современную равновесную рыночную систему открытого типа с господством в ней частного сектора, сосуществующего с другими секторами: государственным, кооперативным, смешанным капиталами, трудовой акционерной собственности и др. · В социальной сфере модернизация связана с формированием устойчивой равновесной социальной стратификации общества, становлением среднего класса, а также достижением массового потребления, высокого уровня и продолжительности жизни, наконец, появлением и развитием полнокровного гражданского общества и всех его основных социальных институтов. Социально-политическим следствием данного обстоятельства выступает становление и укрепление «государства благосостояния или благоденствия» или социального государства. · В сфере культуры и духовной жизни модернизация характеризуется распространением грамотности среди населения, секуляризацией образовательной системы, религиозно-конфессиональной толерантностью, распространением либеральных ценностей, плюрализмом гуманитарных течений в науке, художественном творчестве, искусстве, появлением автономной свободной личности. · В политической сфере модернизация характеризуется становлением и укреплением национальных суверенных государств, правовых структур государственности, реального разделения основных ветвей власти, политической демократии. Она связана с реальной активизацией политического участия населения, развития многопартийности, становлением и развитием открытых плюралистических политических систем. · Модернизация выступает в виде систематического  

 

40. государство как основной полит. Институт. Осн. признаки.развитие в РБ. Государство является исторические первым политическим институтом. Государство определяется как основной институт политической системы общества, обладая верховной властью, суверенитетом на определенной территории и осуществляющий управление обществом с помощью специального механизма в виде системы органов и учреждений. В политологии одной из сложнейших проблем является проблема происхождения государства. Существует множество концепций происхождения государства. К основным (наиболее распространенным) относятся: теологическая,патриархальная, психологическая,органическая,гидравлическая,концепция инцеста, марксистская теория. Государство имеет обязательные признаки: 1) территория(суша, недра,водноепространство,воздушное пространство). 2) население – совокупность людей, проживающих на данной территории. 3) власть. 4) суверенитет. 5) монопольное право на применение принуждения. 6) монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения. 7) монопольное право на взимание налогов и сборов с населения. Основные функции государства: 1) внутренние(социальная,экономическая,идеологическая,организаторская,правовая,политическая,образовательная). 2) внешние(функция развития взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами на основе принципа мирного существования, развитие равноправных отношений в другими странами, участие в международном делении труда и интеграции, защита интересов данного государства, его взаимовыгодных отношений с другими странами).     41. формы государственного устройства и правления. форма гос устройства - администр-территор организация гос. власти, характер взаимоотношений между гос-вом и составляющими его частями, между отдельными частями гос-ва, между центральными и местными органами. Виды го-с в точки зрения гос. устр-ва: унитарные гос-ва, федерации, конфедерации. Унитарным счит. гос-во, не имеющ в своей внутренней территор. стр-ре др гос-в, полное полит единство. Отдельные административно -терр. единицы или области, отличающ. своеобразием, не имеют собственного законодательства, особого судоустройства Каждая из составных частей единого гос-ва обладает одинаковыми правами и представительством в органах гос-ва. Плюс унитарного гос-ва - оно простое, располагает всей полнотой верховной власти. Федерация – гос-во, состоящ. из гос образований (республик, штатов и т.д.), обладающих определенной юридической и полит. самостоятельностью. Образуются общие для всей федерации высшие органы власти и органы управления, сохраняются высшие органы власти и органы управления у каждого из гос-ств – членов федерации. Последние могут иметь, своё законодательство, судебную, налоговую с-мы. Конфедерации - гос.-правовые объединения, сохран независимое сущ., союз суверенных гос-ств. В отличие от федерации, конфедерации создаются для достижения определенных целей в пределах известного историч. периода. Суверенные гос-ва, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общения, имеющими собственное гражданство, с-мы органов власти, управления, правосудия. Осуществляют власть самостоятельно, устанавливают собственную конституцию. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, требуют своего одобрения высшими органами гос власти гос-в, входящих в конфедерацию. Члены конфедерации имеют самостоят. источники дохода, часть кот. может выделяться в бюджет конфедерации. Конфедерация-(США с1781 по 1789 г.). Эта форма является переходной либо к полному распаду союза, либо к федеративной форме устройства. Республика - форма правления, в соотв с которой высшая власть в гос-ве принадлежит выборным органам - парламенту, президенту; они осущ-ют контроль над прав-вом, сущ независимое правосудие, муниципальное самоуправление. Р-ке присущи след. признаки: 1)Сущ. единоличного главы гос-ва — президента, парламента и кабинета министров. Парламент представляет законодат власть. 2)Выборность на определённый срок главы гос-ва, парламента и др. верховных органов гос власти на опред срок.3)Юридич. ответственность главы гос-ва.4)В случаях, предусмотренных кон-цией, правом выступления от имени гос-ва обладает президент.5)Высшая гос. власть не основана на пр-пе разделения властей, четком разграничении полномочий.   42. понятие и сущность гражданского общества. Гражданское общество – это системы самостоятельных и независимых от гос-ва общественных институтов и межличностных отношений, которые создают условия для самореализации индивидов и отдельных коллективов. Сущностными чертами гражданского общества являются: наличие свободных собственников производства, развитая демократия, высокий уровень общественного сознания и политической культуры, которые пребывают за пределами гос-ва, ее фундаментального регулирования и регламентации, но гарантируются и охраняются гос-вом. Принципы: 1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;3) легитимность и демократический характер власти;4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;5) правовое гос-во, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;8) невмешательство гос-ва в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.     43. законодательная власть. Развитие парламентизма в РБ. Государство выполняет свои функции в обществе через систему специальных органов и организаций, наделенных соответствующими полномочиями. Высшим органом законодательной власти является парламент. Парламент – высший представительный орган власти. Впервые был образован в Англии в XIII в. как орган сословного представительства; Различаются двухпалатная и однопалатная структура парламента. Гос с федеративной формой гос устройства строят парламент по двухпалатной системе. Нижние палаты в двухпалатных парламентах и однопалатные парламенты всегда образуются путем прямых выборов. Осн элементами внутренней организации палат парламента явл: 1) партийные объединения членов палат; 2) руководящие органы палат; 3) парламентские комиссии (комитеты). Полномочия парламента:1. Законодательные полномочия( принятие законов). 2. Полномочия в области финансов ( утверждению бюджетных доходов и расходов гос-ва и установлению налогов). 3. Полномочия по формированию других высших государственных органов (целиком или частично). 4. Полномочия по контролю за деятельностью органов исполни­тельной власти и других высших государственных органов. 5. Полномочия в области обороны и безопасности. 6. Полномочие по назначению референдума. 7. Судебные или квазисудебные полномочия. Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. Состав Палаты представителей - 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска избираются выборщиками (Советами депутатов) по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета Республики назначаются Президентом РБ. Срок полномочий Парламента - 4 года. Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены в случае грубого нарушения Конституции и при отказе в доверии Правительству. Решения по этим вопросам принимает Президент страны. Парламентаризм в Республике Беларусь прошел в своем развитии ряд этапов, связанных, во-первых, с предысторией белорусского парламентаризма в советский период, во-вторых, с изменением Конституции в 1996 г. До референдума 24 ноября 1996 г. высшим представительным и законодательным органом государственной власти в Республике Беларусь был Верховный Совет, состоявший из 260 депутатов, избираемых сроком на 5 лет.   44. исполнительная власть в полит.системебел.общества. Исполнительная власть -это система полномочий и органов государственной власти, реализующих законы и иные нормативные правовые акты, обеспечивающих разработку и осуществление внутренней и внешней политики гос-ва. Высший орган исполнительной власти - правительство; на региональном и местном уровне ее функции выполняют органы местного управления и самоуправления.Исполнительную власть в государстве осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь. Это центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Состав Правительства: Премьер-министр и его заместители, министры, председатели государственных комитетов, руководители иных республиканских органов управления. Компетенция Правительства:1. разработка основных направлений внутренней и внешней политики и принятие мер по их реализации;2. проведение единой государственной политики;3. разработка республиканского бюджета и отчет о его исполнении;4. принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов гос-ва, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;5. организация управления государственной собственностью. Премьер-министр: 1) осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства и несет персональную ответственность за его работу; 2) подписывает постановления Правительства; 3) в двухмесячный срок после своего назначения представляет Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Правительства в течение двух месяцев; 4) информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства и обо всех его важнейших решениях     45. институт президенства. Статус, полномочия, функции. Требования к кандидатам:1.Гражданин РБ по рождению. 2.Возраст более 35 лет. 3. Наделен избирательным правом. 4. постоянно проживает в РБ более 10 лет перед выборами Полномочия:1. определяя основные направления внутр. и внеш­. политики, Президент РБ. формирует цели, задачи и конкретные направления деят-ти Правительства, ведущих министерств и других централь­ных органов гос. управления; 2. Президент РБ. вносит в Палату представителей законопроекты, в том числе касающиеся правового статуса органов исп. власти;3. Президент РБ определяет систему органов исп. власти, назначает руководителей республиканских органов гос. управления, определяет их статус;4) Президент Республики Беларусь назначает и осво­бождает высшее командование Вооруженных Сил Рес­публики Беларусь;5) Президент РБ. имеет право отме­нять акты Правительства, местных органов исполнитель­ной власти; Институт президенства – ведущий орган власти. В условиях формирования социального правового государства в РБ ведущее место в системе организации гос власти принадлежит институту президентства. Относительная но­визна данного института в белорусской действительности, которой он порожден, пре­допределяет актуальность выбранной темы. Специфика рассматриваемого правового института состоит в том, что его возникновение происходило в характерных условиях на стадии перехода от тоталитарного государственно-политического устройства к де­мократическому. Институт президентства был призван только легитимировать политико-правовой статус правящей номенклатуры, а не стать ведущим государственным органом. Концепция президентской власти была слабо разработана, а ее введение не привело к коренному изменению всего механизма государственного управления 46 Политические партии и общественные объеденения Политическая партия – это добровольная общественная организация граждан, созданная на основе единой идеологии и ориентированная на завоевание и осуществление политической власти. Партии отличаются от социальных движений и других общественных объединений рядом главных признаков: · наличие определенной политической идеологии как своеобразного отражения мира и его преобразования; · принятие программы действий с обозначенной стратегией и тактикой; · формирование организационной структуры: четкое внутреннее деление, управленческий аппарат и т.д.; зафиксированные, как правило, в Уставе партии; · прочная социальная база (поддержка народа, класса, социальной группы и т.д., которые голосуют за партию на выборах. · выдвижение и осуществление такой политической цели, как борьба за власть и участие в ее реализации. Партии отличаются от социальных движений и других общественных объединений рядом главных признаков: · наличие определенной политической идеологии как своеобразного отражения мира и его преобразования; совокупности политических идеалов и ценностей; · принятие программы действий с обозначенной стратегией и тактикой; · формирование организационной структуры: четкое внутреннее деление, управленческий аппартов. Второй важнейшей функцией партий является представительная. Основными признаками однопартийной системы являются: · монополия одной партии на государственную власть; · отсутствие политической конкуренции; · партия – единый идеолог, стратег, единый представитель народа; · сращивание партийного аппарата и госаппарата; · отсутствие сменяемости политических лидеров. Функционирование однопартийной системы приводит к отчуждению народа от власти, волюнтаризму в политике и полной бесконтрольности власти. В обществе устанавливается тоталитаризм или авторитаризм. Двухпартийная (бипартийная) система характеризуется наличием в обществе двух наиболее влиятельных партий, которые являются реальными претендентами на власть и попеременно управляют государством в результате победы на выборах. Бипартизм не исключает существования и деятельности других политических партий, но их шансы на получение государственной власти не велики. Опыт функционирования двухпартийной системы демонстрирует две ее разновидности: а) классическая модель бипартизма (США, Великобритания), в которой две главные партии ведут борьбу за власть. Это соответственно республ


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: