Значение естественнонаучного образования в развитие личности младшего школьника и требования образовательного стандарта начального общего образования.




Билеты по естествознанию

Одна из задач естественнонаучного образования является формирование научных знаний о природе, тем самым они закладывают в детях научный взгляд на природу, составляющий основу для развития элементов научного мировоззрения. В основе такого мировоззрения лежит диалектиче­ский материализм, признающий первичность материального мира, его единство и изменчивость. Наблюдая по специальным заданиям предметы и явления в природе, дети не только накапливают опреде­ленный запас конкретных представлений, но и исследуют объекты природы органами чувств. Тем самым они убеждаются, что предме­ты и явления природы действительно реально существуют, что ок­ружающий мир объективен.

В процессе изучения естественнонаучных курсов учащиеся усва­ивают некоторые взаимосвязи: зависимость температуры от высо­ты Солнца, характера осадков, состояния почвы и водоемов от тем­пературы; поведение животных от наличия корма в природе и т. п. Эти знания положат начало формированию взглядов на единство и целостность материального мира. И, наконец, младшие школьни­ки накапливают знания об изменяемости природы, а именно, об изменениях, происходящих в природе по временам года, об изме­нении веществ под действием каких-то факторов (переход снега в воду, воды — в лед, растворимость соли, сахара, перманганата калия в воде; изменения в жизни растений и животных по временам года и т. п.). Многие вопросы рассматриваемых курсов, например не­обходимость определенного поведения на водоемах; роль снега в жиз­ни растений и снегозадержание; размножение растений различными способами; зависимость трудовой деятельности человека от природ­ных условий и т. п. лежат в основе практики и, в свою очередь, воз­никают из практики. Это дает начало формированию правильного взгляда на соотношение теории и практики. Следует отметить так­же, что, наблюдая в природе, изучая природу на уроке различными способами, ученик получает знания об окружающем мире, познает его. В связи с этим у детей складывается убеждение о том, что ок­ружающий мир можно познать, т. е. мир познаваем

Естественнонаучные курсы несут в себе большие возможности для развития мышления детей, так как позволяют широко применять логические дидактические приемы — сравнения, противопоставле­ния, аналогии, классификации, выявления причин и взаимосвязей, обобщения и др. Они требуют от ребенка активной аналитической и синтезирующей работы головного мозга.

Неоценима роль естествоведческих курсов в развитии наблюда­тельности детей. Наблюдательность — это умение замечать в пред­метах и явлениях не только яркие, броские, но и часто малозамет­ные особенности. Ясно, что такое умение является весьма ценным качеством личности, необходимым людям любой профессии: мир наблюдаемого человека всегда богат яркими впечатлениями и пред­ставлениями. Для развития наблюдательности важно активное и целенаправленное восприятие. Задача развития наблюдательности особенно успешно решается, если при организации наблюдений до учащихся доводятся цель и способы (приемы) наблюдений, указы­ваются их последовательность в виде конкретных заданий и фор­мы фиксирования результатов наблюдений. Именно с учетом этих требований и рекомендуется методика наблюдений.

Естественнонаучные курсы оказывают положительное влияние на эмоциональное развитие учащихся. Для этого в процессе обучения познавательную деятельность детей полезно организовывать таким образом, чтобы побуждать ребенка к выражению по отношению к природе и ее обитателям своих чувств радости, восторга, восхищения, грусти и др. Это развивает в малыше умение чувствовать природу, видеть в ней красивое, восхищаться и выражать разными способами это красивое. Рядом с эмоциональным развитием идет развитие любви к природе. Это чувство развивается и при формировании знаний о природе: чем больше узнает ребенок о природе, о ее зна­чении в жизни человека, тем более он проявляет к ней свой инте­рес и внимание, а, вслед за этим, и любовь.

Вместе с любовью к природе в детях развиваются патриотичес­кие чувства. Последнему способствуют и получаемые при изучении рассматриваемых курсов знания о природе и труде людей родного края. Для воспитания патриотических чувств полезно находить и показывать детям особенное, необычное в родной природе.

В процессе изучения данных курсов развивается санитарно-ги-гиеническая и экологическая культура, формируется готовность к труду. Последняя складывается не только из определенных практи­ческих умений и навыков, но и таких личностных качеств, как поло­жительное отношение к труду, уважение к людям труда и результа­там труда, аккуратность, дисциплинированность, настойчивость, взаимопомощь, умение организовать свою работу и довести ее до конца.

Начальное естествознание в силу специфики применяемых форм и методов обучения развивает коммуникативную деятельность учащихся. В самом деде, значительный объем самостоятельных наблюдений, необходимых для успешного изучения предмета, тре­бует организации коллективного их обсуждения. Предусмотренное программой многообразие практических и лабораторных работ вы­полняется главным образом в групповой (совместной) деятельно­сти. Работая в группе, ре­бенок вынужден учитывать особенности деятельности других членов группы, учится их слушать, относиться к ним внимательно, старает­ся найти место своим мыслям, действиям в общей деятельности.

Требования образовательного стандарта:

Кроме знаний, учащиеся должны овладеть и определенными умениями:

- различать объекты природы и предметы, созданные руками человека, объекты живой и неживой природы, описывать эти объекты;

- различать основные группы растений и животных, распознавать растения и животных из различных природных сообществ, определять сельскохозяйственные растения и животных края, ухаживать за комнатными растениями;

- вести самостоятельные наблюдения в природе, выполнять несложные опыты, пользоваться простейшим лабораторным оборудованием;

- ориентироваться на местности, определять стороны горизонта по компасу, солнцу и другим признакам, определять стороны горизонта на глобусе и географических картах, читать план и карту, находить географические объекты на картах;

- знать и различать основные полезные ископаемые родного края;

- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в быту, оказывать простейшую помощь;

- объяснять взаимосвязи в природе, выполнять правила поведения в ней, выполнять посильную работу по охране природы и окружающей среды.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: